Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что способствует появлению зависти




 

Практически все отрицательные нравственные качества вытекают из других подобных качеств, все они взаимосвязаны. Зависть не исключение из этого правила. Она возникает в тех сердцах, в которых уже присутствуют разрушительные отрицательные качества, и в свою очередь зависть способствует возникновению других негативных моральных качеств. Исламские ученые считают, что на возникновение зависти влияют следующие причины:

1. Вражда и ненависть.

2. Высокомерие и надменность.

3. Страх не достигнуть желаемого.

4. Любовь к власти и славе.

5. Малодушие и чувство собственной униженности.

6. Алчность и скупость.

Порой в появлении зависти не последнюю роль играют убеждения человека. Можно с уверенностью сказать, что завистливый человек не обладает настоящей верой, он не верит в могущество Аллаха, в Его справедливость, мудрость и благосклонность. Разве может подлинный верующий завидовать? Завистник словно возражает Аллаху: «Почему Ты дал милости этому человеку? Что это за мудрость и справедливость? Почему Ты не даровал эти милости мне?» Таким образом, завистник лишен верного понимания единобожия, выраженного в действиях Аллаха. В хадисе от Пророка Закарии (да будет мир с ним) сказано: «Аллах говорит: «Завистник – враг Моих благ. Он зол на Мое предопределение. Он недоволен тем, как Я распределил блага среди Своих рабов». [593]

 

Пламя зависти

 

В исламских книгах приводится история о торговце, жившем в давние времена. Однажды он пошел на рынок и приобрел там невольника. Но с самого первого дня он обращался с ним не как с невольником, а как с равным себе. Он кормил его лучшей едой, приобретал ему лучшую одежду, выделил ему лучшую комнату в доме. Он даже давал ему денег. Однако невольник видел, что здесь что-то не так. Он замечал, что хозяин постоянно погружен в думы, постоянно уныл и печален. Но он не спрашивал его о причинах печали и ждал, когда тот сам расскажет о них. Прошло некоторое время, и хозяин заявил невольнику, что желает освободить его. Он сказал:

– Я всегда хорошо относился к тебе и никогда ничего не требовал взамен. Я готов освободить тебя и дать тебе много денег, но хочу, чтобы ты сослужил мне одну службу. Сделаешь ли ты то, о чем я попрошу тебя?

– Я сделаю все, что ты скажешь, ведь ты был так добр ко мне, – ответил невольник.

– Я хочу, чтобы ты поклялся мне, что выполнишь мою просьбу.

– Клянусь! Я сделаю все, что ты скажешь.

– Ты должен будешь в определенное время в определенном месте, о которых я скажу тебе позже, зарезать меня.

– Что? Зарезать?! – удивленно воскликнул невольник, – Это невозможно.

– Но ведь ты поклялся. Погоди, не торопись, обдумай пока мое предложение, – сказал ему хозяин и закончил на этом разговор.

Вновь прошло какое-то время. В одну из ночей хозяин разбудил невольника, велел ему одеться и идти за ним. Они вышли на улицу, пересекли ее и взобрались на крышу дома соседа. Хозяин лег на крыше, показал невольнику мешок золотых монет, вытащил нож и сказал:

– Ты будешь свободен и богат, но ты должен сдержать свою клятву. Зарежь меня здесь и иди на все четыре стороны.

– Но зачем ты хочешь быть зарезанным именно здесь? – задал вопрос невольник.

– Потому что я не имею больше сил видеть успехи этого соседа. Смерть для меня лучше, чем жизнь рядом с ним. Мы одновременно начали с ним торговое дело и были конкурентами. Но несколько лет назад удача улыбнулась ему и его дела пошли в гору. Он стал богаче меня, с ним стали считаться знатные люди. А я так и остался тем, кем был. Мысли об этом сжигают меня, я лишился сна, я лишился покоя. Если ты убьешь меня на его крыше, все поймут, что это сделал он. Его обвинят в моем убийстве и заточат в темницу. Лишь эта мысль радует меня. Поэтому сделай то, о чем я прошу тебя.

Продолжение этой истории в разных книгах описывается по-разному. В одних книгах сказано, что невольник отказался и убежал от своего хозяина. В других книгах сказано, что невольник зарезал его и оставил его тело на крыше. Но никто не подумал, что этого торговца убил его сосед, так как ни один здравомыслящий человек, если бы посягнул на жизнь другого человека, не оставил бы его мертвое тело на крыше своего дома. Эта история о зависти и о том, как далеко она может завести завистника, что он согласен даже умереть, лишь бы почувствовать сладость от осознания того, как будет страдать человек, которому он завидовал.

 


Глава 43. Злословие, сплетни, клевета

 

Величайшим богатством каждого человека является его честь, достоинство, репутация. Он дорожит ими, он заботится о них, он бережно хранит их. А все, что угрожает его чести и репутации, подобно тому, что угрожает его жизни. Более того, порой сведение на нет репутации человека намного хуже, чем лишение его жизни, и этот грех намного тяжелее, чем убийство. Исламская религия как и остальные небесные учения запрещает своим последователям злословия и сплетни, ибо они могут обесчестить человека, обесславить его и опозорить, лишить его самого дорогого, что есть у него – его человеческого достоинства. К тому же распространение в обществе злословий и сплетен влечет за собой подозрительность, недоверчивость и пессимизм, что неизменно накладывает негативный отпечаток на отношения людей, на их взаимопомощь и взаимопонимание. И что хуже всего, злословия и сплетни поселяют в сердца людей вражду и ненависть. Ни для кого не секрет, что Ислам предписывает своим последователям единство и сплоченность, придавая огромное значение неделимости и нерушимости мусульманской общины. Все, что служит укреплению единства мусульман, одобряется Исламом, и наоборот, все, что ослабляет их отношения, порицается. Так как злословие и клевета одни из самых злейших врагов единства исламской общины, то это является еще одной причиной, по которой небесная религия наложила на них строгий запрет, включив их в число величайших грехов.

 

Хуже всех грехов

 

В хадисах от безгрешных предводителей мусульманской общины содержится множество наставлений о злословии, сплетнях, клевете и об отрицательных последствиях, которые они влекут за собой.

1. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) следующим образом подчеркивал неприкосновенность чести и репутации мусульманина: «Грех от взятого под проценты одного дирхама больше перед Аллахом, чем грех тридцати шести прелюбодеяний. А лишение мусульманина чести и репутации хуже любого ростовщичества». [594] Это сравнение разумно и обосновано. Ведь прелюбодеяние это грех, последствия которого касаются лишь человека и его Господа, то есть, чтобы заслужить прощение человеку достаточно покаяться перед Аллахом. Тогда как последствия греха ростовщичества и греха злословия касаются как самого грешника, так и тех людей, против кого он согрешил. В этом случае ему нужно покаяться перед Аллахом, а также заслужить прощение людей, против которых он согрешил.

2. В следующем хадисе сказано, что однажды Посланник Аллаха громким голосом обратился к людям с проповедью: «О те, кто уверовал только языком, но не сердцем! Не злословьте о мусульманах и не ищите их недостатков. Ибо если человек будет искать недостатки своего брата по вере, то Аллах раскроет все его тайны и опозорит его в его доме». [595]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...