Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее и частное в синдромах дизонтогенеза




Рассмотренные выше данные позволяют сделать вывод в отно­шении особенности структуры дизонтогенетических синдромов у детей. Вся патопсихологическая симптоматика в них расположена в порядке убывания ее специфичности по отно­шению к первичному дефекту. Как известно, патоло­гическая симптоматика состоит из негативных и продуктивных симптомов. Первые отражают явления выпадения, повреждения психических функций; вторые в большей мере указывают на ос­троту патологического процесса, чем на характер заболевания.

Для детского возраста также характерны так называемые воз­растные симптомы, которые уже более специфичны для возрас­та, в котором началось заболевание. Одни и те же возрастные симптомы могут наблюдаться при самой различной патологии. Они


являются утрированными, искаженными проявлениями нормаль­ных возрастных фаз развития. Каждый из возрастов имеет свой стереотип реагирования на вредность. Чем меньше ребенок, тем большее место занимают возрастные симптомы в картине заболе­вания.

Еще менее специфичны для заболевания так называемые вто­ричные нарушения. Лишь часть из них непосредственно зависит от характера первичного дефекта: глухота — недоразвитие речи. В то же время глухих и слепых детей объединяет целый класс сходных дизонтогенетических симптомов в виде задержки ин­теллектуального и эмоционального развития. Наконец, в каче­стве третичных симптомов выступают различные личностные рас­стройства.

Неспецифичными для определенных заболеваний являются также патологические изменения в тех функциях, которые в мо­мент воздействия вредности находились в сензитивной фазе сво­его развития и, следовательно, отличались большей, чем у уже сформированных функций, неустойчивостью, ранимостью. Так, например, при рано и злокачественно начавшемся шизофрени­ческом процессе могут возникнуть явления умственной отстало­сти — следствие общей реакции мозга на вредность (так называе­мый олигофренический плюс). Уменьшение специфичности па­тологических симптомов также зависит от степени сложности исследуемого дефекта.

Таким образом, чем сложнее строение психической функции, тем больше она опосредована рядом межцентральных взаимодей­ствий, тем больше различных факторов может привести к воз­никновению патологической симптоматики более общего поряд­ка. Поэтому часто возникают трудности в установлении причин­но-следственных связей между первичным нарушением и всей остальной массой патологических симптомов, в том числе и диз-онтогенетических. В связи с этим возникает необходимость анали­за всех патологических симптомов по механизму их возникнове­ния. Это важно как для понимания архитектуры синдромов ано­малий развития, так и для их диагностики и дифференциации методов коррекции.


Глава 4

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Типы классификаций психического дизонтогенеза

Классификация дизонтогенеза строится на основе выделения области психики, в которой первично возникли аномальные яв­ления. Однако при этом нельзя не учитывать, что любая класси­фикация является абстракцией и не способна охватить во всей сложности изучение явления.

Г. Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений разви­тия личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие; Л.Каннер [Kanner L., 1955] — недоразвитие и искаженное развитие. Клини­чески близка к классификациям Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой клас­сификация нарушений психического развития, предложенная Я. Лутцем [Lutz J.. 1968]. в которой выделяются пять типов нарушений психического развития:

1) необратимое недоразвитие связывается с моделью олиго­
френии;

2) дисгармоническое развитие — с психопатией;

— регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенера­тивными заболеваниями, злокачественной эпилепсией;

3) альтернирующее развитие, включающее состояния асин-
хронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое
при самой различной соматической и психической патологии;

4) развитие, измененное по качеству и направлению, наблю­
даемое при шизофреническом процессе.

По мнению Г. К.Ушакова (1973) и В.В.Ковалева (1979), ос­новными клиническими типами психического дизонтотенеза яв­ляются два:

1) ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недо­
развитие (как общее, так и парциальное);

2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое разви­
тие, включающее признаки ретардации и акселерации.

По нашему мнению, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами (табл. 2).


Таблица 2 Варианты психического дизонтогенеза

 

 

Аномалия Чем вызвана
1. Недоразвитие Отставание в развитии
2. Задержанное развитие
3. Поврежденное развитие Поломка в развитии
4. Дефицитарное развитие
5. Искаженное развитие Асинхрония развития
6. Дисгармоническое развитие

В основу этой классификации положены классификации диз­онтогенеза Г.Е.Сухаревой (1959) и Л.Каннера [Kanner L., 1955]. Мы сочли целесообразным добавить в нее как самостоятельные варианты задержанное, дефицитарное и дисгармоническое раз­витие.

Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные вари­анты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие, задержанное развитие; группа аномалий, в кото~ рых ведущим признаком является диспропорциональность (асин-хрония) развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, грутша аномалий, вьрванная поломкой, выпадением от­дельных функций: дефицитарное и поврежденное развитие.

ГКак показывают клинико-психологические данные, при од­ном и том же заболевании могут сосуществовать различные вари­анты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму — недоразвитие (так называемый «олигофре-нический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачествен­ном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, не­зависимые, образования, а, скорее, как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

Далее, при более подробном рассмотрении отдельных вариан­тов дизонтогенеза мы не стремились к воссозданию полной кли-нико-психологической структуры заболевания и даже вызванной им аномалии развития, а старались показать ряд закономерно­стей, характерных для того или иного типа дизонтогенеза.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...