Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Прокурор и его полномочия при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания.

 

С целью устранения и предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан прокурору в сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма существенные полномочия.

 Прежде всего прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить любое лицо, производящее расследование от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого.

Являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное дело,санкционировать арест, обыск, выемку, отстранить обвиняемого от занимаемой должности, а также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление.                                         

Все эти разноплановые функции, соединенные в одном должностном лице, делают процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве очень сложным и ответственным при осуществлении предоставленных ему полномочий.

Полномочия прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, установлены уголовно-процессуальным кодексом РФ:

“Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования:

· Требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях и лиц совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

· изымает у органа дознания и передает следователю любое дело одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

· отстраняет лицо, производящее дознание или следователя от дальнейшего ведения дознания, или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

· отменяет необоснованные и незаконные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

· дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании или отмене меры пресечения, квалификации преступления;

· поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнении других следственных действий;

· санкционирует отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных УПК РСФСР,

· продлевает сроки расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленном законом;

· возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

· возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

· прекращает или приостанавливает производство по уголовным делам;

· утверждает обвинительное заключение (постановление);

· направляет уголовные дела в суд.”1

В отрасли прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия полномочия прокуроров носят властно-распорядительный характер. Прокурор обязан быстро без промедления устранить любое нарушение закона. Полномочия прокурора в этой стадии процесса сформулированы в УПК, в Законе “О прокуратуре РФ”, в приказах Генерального прокурора РФ. Они по своему назначению подчинены одной цели это обеспечить законность в стадии дознания и предварительного следствия.

Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Из практики работы органов дознания должны быть полностью исключены факты необоснованных задержаний и арестов, незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Каждый случай нарушения закона должен быть расценен как чрезвычайное происшествие и должна быть проведена проверка с принципиальными строгими выводами.

Критериями оценки работы каждого следственного аппарата является обоснованность возбуждения уголовных дел, соблюдение требований закона о всесторонности, полноте и объективности расследования, обеспечение конституционных гарантий неприкосновенности личности. За последние годы качество деятельности органов дознания и предварительного следствия значительно снижено. Таким показателем качества является количество возвращенных прокурором дел на дополнительное расследование:

“11.04.99 г. возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения и ношения холодного оружия

 гр-на Б. 30.04.99 гр-ну Б. было предъявлено обвинение по ст. 222 ч. 4 УК РФ, мера пресечения избрана – подписка о невыезде. 17.05.99 г. данное уголовное дело должно было быть направлено в районный суд. Органом дознания неверно были установлены фактические обстоятельства совершенного гр-ном Б. правонарушения, его действия лишь формально подпадают под состав преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 4 УК РФ, однако при утверждении обвинительного заключения формальность подхода дознавателя к установлению фактических обстоятельств дела установить было невозможно. При рассмотрении данного дела по существу выяснилось, что гр-н Б. состоит в казачьем обществе Кузнецкого района и был приглашен Администрацией Кузнецкого района на исторический памятник – Кузнецкую крепость для празднования. Гр-н Б. был в костюме казака и при нем была сабля. В связи с неполнотой произведенного дознания данное уголовное дело было направлено для производства дополнительного расследования.

В ходе дополнительного дознания дознаватель Кузнецкого РОВД П. сделала вывод, что несмотря на то, что действия гр-на Б. формально и образуют состав преступления по ст. 222 ч. 4 УК РФ, однако его деяния не обладают достаточной степенью общественной опасности для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. 29 июля 1999 г. по вышеуказанным основаниям было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в соответствии со ст. 14 ч. 2, ст. 5 п. 2 УК РФ.

Таким образом, причинами необоснованного привлечения к уголовной ответственности гр-на Б. по ст. 222 ч. 4 УК РФ явились не принятие всех предусмотренных законом мер для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и как следствие формальный подход к обстоятельствам правонарушения, совершенного гр-ном Б.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Закона РФ “О прокуратуре РФ”. Прокурор потребовал:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление

2..За нарушение уголовно-процессуального закона виновных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности.

3. Принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

4. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменной форме и в установленный законом месячный срок.”1

Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное раскрытие преступления и привлечение к уголовной ответственности виновного, что соответствует требованиям законодательства и тем самым гарантирует защиту прав и свобод граждан.

Известны различные случаи, когда из-за небрежного отношения следователей и лиц, производящих дознание к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях и других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило прежде всего из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенному преступлению, полностью игнорировались и нарушались различные права граждан.

Практика подтверждает, что участились случаи, вследствие утраты лицами, производящими дознание и прокуратуры личной ответственности за выполнение своих обязанностей, пренебрежительного отношения к сбору, закреплению и проверке доказательств и доводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорирования обстоятельств, опровергающих или ставящих под сомнение обвинение, допускаются нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки телефонных и иных переговоров и т.д.

Генеральный прокурор РФ предлагает руководителям органов прокуратуры обеспечить строгий надзор за соблюдением требований закона и норм уголовного судопроизводства в период всего расследования преступления и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Контроль за соблюдением законности с момента возбуждения уголовного дела до составления обвинительного заключения должен проводиться непрерывно. Очень важное значение имеет исполнение законов при выполнении тех процессуальных действий, которые обеспечивают движение уголовного судопроизводства от стадии к стадии. Имеется ввиду соблюдение норм процесса при выполнении таких процессуальных действий как прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; возбуждение уголовного дела; задержание подозреваемого и избрание ему меры пресечения, в особенности содержание под стражей; производство выемки, обыска и наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение обвиняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела; составление и утверждение обвинительного заключения.

При осуществлении своих полномочий прокурор использует предусмотренные законом и выработанные практикой формы прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. В своей дипломной работе я раскрою некоторые наиболее эффективные формы прокурорского реагирования на нарушение закона.

Одной из форм прокурорского надзора является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следователем, которые приобретают силу после санкции прокурора. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий возможно только тогда, когда на их выполнение дает согласие прокурор. К ним относятся: санкции на арест, на обыск, на арест и изъятие почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных и иных переговоров, применение следователем денежного или имущественного залога в качестве меры пресечения, применение оперативно-розыскных мероприятий. Только после утверждения прокурором обвинительного заключения законченное производством уголовное дело может быть направлено в суд для рассмотрения по существу.”*

Любое процессуальное действие требует санкции прокурора, может быть практически реализовано лишь после тщательного изучения и всестороннего обсуждения, чтобы, с одной стороны, это способствовало полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления, с другой – чтобы это не повлекло за собой нарушения или ограничения прав и законных интересов участников процесса.                                                                                                                                                                                             

В уголовно-процессуальном законе есть и другие действенные формы реагирования, однако не все из них используются достаточно полно и точно.

В практической деятельности формы прокурорского реагирования используется нечасто, при этом нередко происходит их подмена, смешение элементов, хотя эти формы весьма различны, как по основаниям их применения, так и по процессуальным последствиям. К примеру, как изъятие дела у органа дознания и отстранение лица производящего дознание. Эти полномочия определены в статье 211 УПК РСФСР и производятся прокурором на всех стадиях предварительного расследования.

“Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, вправе отстранить лицо производящее дознание от дальнейшего ведения следствия, если им допущены нарушения закона при расследовании дела.”1

Изъятие дела возможно при обнаружении обстоятельств влекущих отвод лица, производящего дознания, при обнаружении оснований считать то, что дознаватель прямо или косвенно, заинтересован в этом деле. Их участие в дознании, которое производилось ранее по данному делу, не является основанием для отвода от дела. Основаниями для

отвода могут быть заявления подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем.

Для изъятия дела необязательно наличие самого нарушения, главное - его предупреждение (при наличии оснований для предположения о нарушении).

Отстранение лица, производящего дознание, от дальнейшего ведения дела, представляет собой процессуальную санкцию за допущенные нарушения закона при расследовании. Эта мера своего рода крайняя, которая необходима тогда, когда есть сомнения в том, что лицо, производящее дознание, соблюдает принципы полноты и объективности выполнения законов. Обычно эта мера применяется прокурором в тем случаях, когда лицо, производящее дознание, совершает серьезный служебный проступок, являющийся процессуальным нарушением и препятствием дальнейшему развитию расследования.

Прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями. Это проявляется, в частности, в том, что прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. В первую очередь это относится к постановлениям, влияющим на движение дела: о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (ст. 146 УПК), о привлечении гражданина в качестве обвиняемого (ст. 144 УПК), об избрании меры пресечении (ст. 92 УПК), о прекращении дела либо о его приостановлении (ст. 209, 195 УПК).*

Довольно часто встречаются такие случаи как неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела:

Пример :“Прокурором района был рассмотрен отказной материал по факту причинения телесных повреждений гр-ки К,

Между гр-кой К. и ее мужем – К. произошла ссора, в ходе которой гр-н К. умышленно толкнул гр-ку К., она ударилась о дверной проем и произошел перелом левой ключицы. Гр-ка К. обратилась в РОВД Кузнецкого района г. Новокузнецка с заявлением о привлечении к уголовной ответственности гр-на К. за причиненные ей повреждения.

Дознаватель РОВД П. вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, мотивируя свое решении нецелесообразностью возбуждения дела в связи с лечением гр-ки К. Данное постановление незаконно и подлежит отмене, так как в действиях гр-на К. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 112 ч. 1 УК РФ – перелом ключицы по медицинским критериям относится к средней тяжести вреда здоровью. Мотив нецелесообразности в уголовном законе не предусмотрен”1

“Прокурором могут быть отменены и другие незаконные или необоснованные постановления о приводе обвиняемого, о наложении ареста на имущество”[2]

Постановление прокурора должно быть мотивировано с указанием оснований для отмены постановления следователя либо лица, производящего дознание.

Прокурор наделен правовыми средствами для осуществления процессуального руководства расследования преступлений: он вправе давать письменные указания об расследовании преступления, об избрании либо отмене меры пресечении, о квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, способствующих раскрытию преступлений.           

Указание прокурора дается в письменной форме и является обязательным для органов дознания. Согласно ст. 212 УПК возможно обжалование этих указаний вышестоящему прокурору лицом производящим дознание.

Прокурор вправе давать поручение органам дознания об исполнении отдельных следственных действий – задержании, приводе, заключении под стражу, производстве выемки, розыске лиц, совершивших преступление, допрос свидетелей.

При осуществлении надзора за законностью, прокурор может участвовать в производстве дознания и предварительного следствия. Он составляет планы расследования, в участии в допросах свидетелей и обвиняемых, в осмотре места происшествия, проводит совещания о ходе расследования наиболее сложных опасных преступлений и т.д. Отдельные следственные действия прокурор может выполнять и лично, неважно от того в производстве какого органа дознания или следствия находится уголовное дело.

Прокурор имеет право лично производить расследование преступлений в полном объеме. Участие прокурора в производстве дознания и предварительного следствия – одно из особо важных средств выявления и устранения уже выявленных нарушений прав и законных интересов участников уголовного процесса и других граждан.

Целям своевременного выявления и устранения нарушений закона в процессуальной деятельности органов дознания служит право прокурора требовать от них для проверки уголовного дела документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступление.

На прокуроре лежит обязанность осуществлять надзор за соблюдением сроков расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения. Эффективным средством предупреждения нарушений прав и законных интересов граждан в уголовном процессе является санкционирование прокурором некоторых действий органов дознания и следствия.

 Решение о производстве обыска, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и проведении некоторых других акций, указанных в законе, принимает следователь или лицо, производящее дознание. Прокурор проверяет законность этих действий и дает согласие (санкционирует) или не соглашается. В случае не согласия прокурора с некоторыми действиями они не могут быть выполнены.

Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решений на дознании, распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК).

“Прокурорский надзор за законностью расследования состоит из надзора за соблюдением органами, ведущими расследование, следующих норм Конституции РФ:

а) решения и действия (бездействия) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ст.46);  

б) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения виновности толкуются в пользу обвиняемого (ст.48);

в) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен законом (ст.51);    

г) права потерпевших от преступления и злоупотребления властью охраняются законом;

д) государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерб (ст.52).”1

Согласно ст. 118 УПК предусмотрено два вида дознания, а именно:

- Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).

- Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...