Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансфертное ценообразование (transfert pricing)




Трансфертные цены — это цена продажи взаимосвязанными подразделениями ТНК (транснациональных корпораций) друг другу товарно-материальных запасов.

Чаще всего под трансфертными ценами подразумевают цены на продукцию, которая поставляется из одного подразделения ТНК в подразделение в другой стране.

Трансфертные цены используются как экономический рычаг в реализации планирования и контроля и являются элементом экономической политики ТНК. Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпоративные хозяйственные связи. В качестве инструмента контроля трансфертные цены обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства и реализации продукции на всех этапах производства и движения товара к конечному потребителю. Немаловажную роль трансфертные цены играют в контроле за выполнением финансового плана. Кроме того, они широко используются с целью распределения ресурсов и прибылей внутри компании.

Трансфертные цены разрабатываются на высшем уровне руководства ТНК на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые нехарактерны для обычного ценообразования.

К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся:

Распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями
Минимизация общих сумм таможенных и налоговых платежей, уплачиваемых в глобальном масштабе
Минимизация политических, экономических и кредитных рисков;
Распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК
Завоевание позиций на новых рынках
Перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями из стран, где существуют запреты или ограничения на перевод прибылей
Намеренное снижение прибылей в отдельных дочерних компаниях из-за опасения требований повышения зарплаты работников дочерних фирм или для сокращения нерентабельного персонала.

При определении политики трансфертного ценообразования учитываются следующие факторы:

Торговый и политический режим (уровень таможенных пошлин, квот на импорт и т. п.)
Законодательство принимающей страны (налоговое, по внешнеэкономической деятельности, по предпринимательству и предпринимателям, регулированию валютно-кредитной политики и т. п.)
Степень инфляции на рынке принимающей страны
Политические, экономические и кредитные риски (например, вероятность изменения политического курса государства, непредсказуемых изменений законодательства, девальвации национальной валюты, риски неплатежей и. т. п.)
Уровень цен на рынке принимающей страны
Уровень либерализации валютного рынка
Порядок экспатриации (перевода) прибыли из принимающей страны
Порядок выплаты дивидендов в принимающей стране и др.

ТНК стремятся проводить единую политику трансфертных цен в глобальном масштабе, приспосабливая ее к:

различиям в национальных законодательствах, таможенно-тарифной политике, налоговом регулировании различных стран;
условиям и требованиям рынков принимающих стран;
стратегии и управленческой политике.

Все вышеперечисленные факторы и соображения оказывают влияние на решения высшего менеджмента ТНК в отношении того, в какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбылей, в какой стране ограничить получение прибыли дочерними компаниями для достижения максимизации финансовых результатов для всей корпорации.

Следует подчеркнуть, что функции и задачи, выполняемые трансфертными ценами, реализуются на основе единой политики в рамках всей корпорации.

Существует также механизм манипуляции трансфертными ценами, который заключается в назначении либо намеренно высоких, либо намеренно низких цен на продукцию (услуги) материнской компании, поставляемую своим дочерним компаниям.

Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается и таким образом происходит ее перераспределение в пользу материнской компании. В целях перераспределения прибылей в пользу материнской компании используются не только завышенные цены на товарные поставки, но и устанавливаются завышенные суммы на предоставляемые материнской компанией административные, управленческие, технические, образовательные услуги, предоставленные патенты, лицензии, ноу-хау.

Для проведения политики оптимизации прибыли ТНК стремятся минимизировать общую сумму налогов, выплачиваемых в глобальном масштабе. Это достигается путем перераспределения прибыли между странами с высокими и низкими уровнями налогообложения. Так, в случае высоких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК, трансфертные цены будут завышены. Это делается для перераспределения прибыли в страну с меньшими налоговыми ставками. Таким образом достигается снижение прибыли, подлежащей налогообложению в странах с высоким налогообложением, и увеличение прибыли подразделениями ТНК в странах, где налоговые ставки ниже. Это дает возможность снизить суммы налоговых платежей в глобальном масштабе. В случае низких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК, трансфертные цены материнской компании за продукцию, поставляемую дочерней компании, будут занижены. Это, как и в предыдущем примере, позволяет перераспределить прибыль в страны с более низкими налоговыми ставками и минимизировать налоговые платежи в глобальном масштабе.

Трансфертные цены используются и в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Это достигается занижением стоимости импортируемых товаров в страну, где расположена дочерняя компания.

Еще одной задачей трансфертного ценообразования является минимизация политических, экономических и кредитных рисков для материнской компании. Цены на импортируемые товары в страны с повышенным риском завышаются. Это делается для покрытия возможных убытков, которые могут возникнуть в случае возникновения этих рисков (например, риска неплатежей).

Трансфертные цены являются также и механизмом централизованного раздела рынка между дочерними компаниями с целью ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или «трудных» рынках. Определенный филиал ТНК может получить низкие или даже демпинговые цены, которые улучшают конкурентные позиции этой компании на рынке принимающей страны. Для достижения этой цели материнская компания либо выделяет средства, либо изменяет структуру издержек производства (путем занижения доли постоянных затрат).

Методология определения трансфертных цен является строго конфиденциальной информацией в любой ТНК.

Существует 5 основных методов трансфертного ценообразования:

1. Затратное трансфертное ценообразование — цена устанавливается на уровне затрат. Существует три основных метода определения трансфертной цены по затратам:

Только по переменным издержкам на единицу продукции
По полным издержкам — при формировании трансфертной цены учитываются как переменные, так и постоянные издержки на единицу продукции (очень часто постоянные издержки на единицу продукции трудно определить, поэтому могут возникать конфликты между различными подразделениями ТНК)
Метод маржинальных затрат — к базовой цене, которая учитывает переменные и постоянные издержки на единицу продукции, добавляется надбавка (наценка, маржа).

Положительными сторонами затратного метода трансфертного ценообразования являются простота, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри ТНК, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность в правильном учете).

Заинтересованность сторон в завышении затрат, завышенные цены (иногда выше рыночных) в конечном подразделении (вследствие завышения цен промежуточными подразделениями), зависимость ценообразования от корпоративной культуры — отрицательные стороны данного метода.

Разновидностью метода затратного трансфертного ценообразования является метод нормативных затрат — издержки на каждом этапе производства и распределения продукции моделируются самой компанией. Полученные модели и служат основой для установления трансфертных цен.

2. Фактическое трансфертное ценообразование — определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распределении продукции между подразделениями. Данный метод обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции.

Преимущества метода: возможность получения прибыли каждым подразделением и высокая мотивация подразделений в конечном результате.

Основной недостаток метода — сложность распределения прибыли между подразделениями и определение нормы прибыли для каждого из них. Существует несколько методов определения нормы прибыли для подразделений ТНК, которые используются при фактическом трансфертном ценообразовании:

Согласно отраслевым нормам
По товарообороту (определение прибыли для каждого подразделения ТНК по товарообороту, который обеспечивает это подразделение). При этом методе возникает проблема — какому подразделению какую норму прибыли назначить. Очень часто при применении метода различные подразделения ТНК ставятся в неравные условия, что провоцирует конфликты между ними;
По издержкам (недостатки те же, что и при методе затратного трансфертного ценообразования)
По трудовым затратам (недостатком этого метода является заинтересованность подразделения ТНК в завышении стоимости трудовых затрат).

3. Рыночное трансфертное ценообразование — цены на внутрикорпоративные поставки устанавливаются по ценам рынка. Недостаток метода: не все товары, которые поставляются внутри корпорации, присутствуют на рынке. Кроме того, возникают проблемы — рынок какой страны взять за основу, по какому валютному курсу пересчитывать цены между подразделениями, находящимися в разных странах.

4. Договорное трансфертное ценообразование — цены устанавливаются на основе переговоров и консультаций между подразделениями ТНК. Основной недостаток этого метода: договаривающиеся стороны внутри ТНК часто имеют противоположные интересы. Это может порождать конфликты при формировании трансфертных цен. Во избежание конфликтов при договорном трансфертном ценообразовании ТНК использует ряд механизмов, среди которых:

Предоставление покупающему подразделению ТНК приобретать продукцию не только внутри, но и за пределами компании
Корпоративный арбитраж.

Эффективность договорного метода ценообразования зависит от корпоративной культуры и наличия информации о рынке. Недостатком метода является возможность нарушения целостности ТНК (может произойти чрезмерная либерализация деятельности подразделений, что приведет к их несогласованной работе без учета стратегических целей ТНК).

5. Смешанное трансфертное ценообразование — применяется комбинация всех перечисленных выше методов. Например, нижняя цена определяется методом затратного трансфертного ценообразования, а верхняя цена —методом рыночного трансфертного ценообразования. После этого выбирается одна из цен в зависимости от целей и задач ТНК.

Основным недостатком метода является его трудоемкость. Несмотря на приемлемость метода, он применяется сравнительно редко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...