Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положения, выносимые на защиту.




. Анализ Концепции национальной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Предложения по ее модернизации.

. Обоснование авторского варианта дефиниции «мигрант из республик бывшего СССР» как одного важнейших понятий, требующихся для внедрения в современное миграционное законодательство.

. Анализ проекта Федерального закона № 462911 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

. Предложение о необходимости внедрения института уполномоченного по правам мигрантов в каждом субъекте Российской Федерации.

. Авторская позиция о необходимости приведения в соответствие законодательных актов в сфере миграции, так как ряд их положений противоречат друг другу, что может повлечь, существенное нарушение прав мигрантов, в особенности, из стран бывшего СССР, так как именно они с момента распада Союза и до настоящего времени составляют подавляющее большинство прибывающих в Российскую Федерацию мигрантов.

. Анализ программ переселения соотечественников в России и за рубежом. Предложения о принятии различных программ, основанных на позитивном международном опыте.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается, прежде всего, в том, что её положения дополняют разделы науки конституционного права, прежде всего, разделы теории конституционного права, посвящённые конституционным основам правового статуса личности в части, касающейся мигрантов из республик бывшего СССР, как легально, так и нелегально находящихся на территории России.

Диссертационное исследование расширяет научные представления о системе принципов правового статуса личности. Результаты диссертационного исследования могут иметь значение для дальнейшей теоретической разработки проблем российского миграционного законодательства. Содержащиеся в диссертации теоретические положения, а также рекомендации практического характера целесообразно использовать в процессе подготовки проектов новых нормативных правовых актов и внесения изменений в ныне действующие источники конституционного права. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов конституционного права, а также специальных курсов, посвященных проблемам адаптации в России мигрантов из стран бывшего СССР.

Структура диссертационной работы определена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и их проектов, а также списка использованной литературы.

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение содержит обоснование актуальности темы, оценивается степень ее научной разработанности, указываются цель и задачи исследования, его объект и предмет. Диссертант характеризует теоретические и методологические основы проделанной работы уделяя особое внимание эмпирическому материалу и научной новизне, формулирует основные положения, выносимые на защиту, конкретизирует теоретическую и практическую значимость диссертации,

Первая глава - «Теоретико-правовые основы статуса мигрантов в Российской Федерации» - содержит три параграфа.

В первом параграфе - «Проблемы законодательства о правовом положении иностранных граждан в России на этапе распада СССР и образования государств СНГ (1991-2002 гг.)» исследуется историческая составляющая, определяющая актуальные проблемы миграционного законодательства с момента распада СССР и до принятия Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года.

Диссертант при этом разделяет мнение теоретиков конституционного права о том, что проблематика конституционно - правового статуса мигрантов из республик бывшего СССР обусловлена прежде всего тем, что на территории постсоветского пространства образовались государства с неустойчивыми режимами и не ясным будущим, и что к такому повороту событий и складыванию новой геополитической реальности население было совершенно не готово Особое внимание обращено и на то, что на сегодняшний день законодательство, определяющее правовой статус иностранных граждан в России, не учитывает некоторые особенности правового положения мигрантов, прибывших в Россию в 1992-2009 гг., а также возникшие проблемы прибывших в Россию на законных основаниях в период с 1992 г. по 01.07.2002 г. иностранных граждан их стран бывшего СССР, до настоящего времени не определивших свой правовой статус.

Во втором параграфе рассматриваются основные направления современной науки о миграции.

Наиболее существенные и принципиальные сдвиги в сторону сотрудничества с зарубежными странами, произошедшие за годы перестройки и продолжающиеся до настоящего времени, являют собой в правовом свете реальные возможности, открывшиеся в России и на ее рынке для зарубежных партнеров.

В связи с этим проблематика совершенствования правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации занимает важное место, как в теоретическом плане, так и в плоскости практического применения данных правовых институтов.

Значение научных исследований, направленных на изучение международной миграции, миграционных процессов, совершенствование правового статуса различных категорий мигрантов в России, неуклонно возрастает. Миграция, как правовое понятие, неоднократно являлась предметом пристального изучения отечественных и зарубежных ученых. В связи с распадом Советского Союза особое значение с точки зрения конституционно - правового анализа стал играть институт гражданства. Согласно статье 3 закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, гражданство есть устойчивая правовая связь лица с государством (Российской Федерацией), выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В литературе так же имеет место быть определение гражданства, как принадлежности лица к соответствующему государству. Большинство ученых отвергают такое понимание данного института в виду того, что оно отражает своего рода зависимость от государства. Следует признать такую точку зрения наиболее вероятной, так как даже принадлежность к определенной стране не создает тотальной подчиненности личности. По мнению профессора С.А. Авакьяна, не случайно все современные правовые доктрины гражданства предполагают возможность изменению последнего по воле самого человека.

В законодательстве Российской Федерации, а ранние и СССР традиционно используется именно понятие «гражданство» и исключено понятие «подданство». Это продиктовано тем, что с 1917 года Россия приобрела форму республики, а подданство есть характеристика монархической формы правления, где есть царь, император и его подданные.

Разумеется, речь идет не только о формально - правовом различии, еще и об отражении состоянии индивида относительно каждого положения вещей.

Миграция - это сфера, которая связана со многими правами человека, реализующего свое право на свободу передвижения: социальными, культурными, трудовыми, жилищными. Государство должно осуществлять определенную заботу об обеспечении этих прав. Например, беря на себя обязательства о предоставлении убежища беженцам, государство принимает на себя и комплекс других обязательств, связанных с обустройством лица на территории страны (обеспечение его элементарными медицинскими услугами, жилищное обустройство, пр.). Реализовывать их только действиями федеральных органов государственной власти - значит идти по пути чрезмерного расширения территориальных органов федеральных органов государственной власти. Поэтому задача государства - равномерно распределить обязанности между федеральными и региональными органами государственной власти на основе принципа субсидиарности в управлении, то, что не может и не должно, исходя из содержания и характера государственных услуг в сфере миграции, осуществляться на региональном уровне, органами государственной власти субъектов Федерации, только эти полномочия сохраняются за федеральными органами государственной власти.

В третьем параграфе - «Особенности миграционной политики России на современном этапе: анализ Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года» автором проводится анализ существенных черт миграционной политики России на современном этапе, дается характеристика Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

Формирование системной правовой миграционной политики диктует необходимость изменений структуры соответствующего законодательства.

Автор приходит к выводу, что, невозможно создать единый миграционный закон, который охватывал бы все вопросы внешней и внутренней миграции и поглотил бы нормы всех остальных отраслей права, имеющих отношение к регулированию этих процессов.

Именно в связи с этим законодатель пошел по пути создания Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, которая была утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года. Следует предположить, что принятие указанного документа позволит максимально гармонично выстраивать отношения между государством и, в первую очередь, мигрантами из республик бывшего СССР.

В качестве одного из основополагающих, магистральных положений Концепции стоит выделить то, что важными её элементами выступают создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затруднено неоправданным усложнением получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации. При этом мигранты из республик бывшего СССР оказываются в данном случае в совершенно идентичных условиях с выходцами из стран дальнего зарубежья, так как процедура получения вида на жительство в России одинакова абсолютно для всех иностранцев и лиц без гражданства.

Следствием отсутствия в России государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего их общества и нарастание нетерпимости среди местного населения. По нашему мнению, в данном направлении не достаточно работы действующих при Управлениях ФМС России общественно - консультативных советов с участием представителей национальных диаспор региона. Необходимо привлечение ряда других заинтересованных органов и организаций. Видится, что действенной мерой может стать проведение языковых и историко - культурных курсов для иностранцев. Это в полной мере будет способствовать соблюдению прав и законных интересов мигрантов, а также позволит стимулировать миграцию молодежи из государств, ранее входивших в СССР, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии. Для лиц из данной категории, окончивших указанные курсы и прибывщих из стран, ранее образующих СССР, должен быть упрощенный порядок получения вида на жительство в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...