Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон спроса и предложения в рыночной системе хозяйствования




1. Понятия законов спроса и предложения.

2. Рыночное равновесие.

3. Принятие решений об инвестициях и управление инвестиционным процессом в условиях рынка.

В условиях рыночного экономического предпринимательства фирма или предприниматель в процессе инвестиционной деятельности постоянно ставит перед собой три вопроса:

- что производить?

- для кого производить?

- в каком объеме производить?

Ответы на эти вопросы находят при согласовании инвестиционной политики с законами спроса и предложения.

Структуру производства, т.е. номенклатуру товаров и объем их производства определяет только рациональный выбор потребителя.

Главной целью покупателя при приобретении товаров является удовлетворение своих потребностей. Однако их количество зависит от получаемых ими доходов. Поэтому, количество товаров и услуг, которые приобретают потребители, зависит в первую очередь от цены на них: чем выше цена товара, тем меньше его покупают (а по-английски). Следовательно, между количеством товара, на который существует спрос и рыночной ценой этого товара всегда существует определенное соотношение.

Спросом на товар называется количество этого товара, которое в данный момент хотят и имеют возможность приобрести потребители. На рис.5 представлена кривая спроса, обозначенная буквой С.

 

       
   
 
Рис.5 Кривая спроса товара   Ц - цена товара V - объем производства
 

 


Этот график отражает конъюнктуру рынка на относительно короткое время. Изменение доходов и желаний потребителей приводит к сдвигу кривой спроса. Изменение спроса оказывает непосредственное влияние на предложения товаров, а, следовательно, на всю сферу бизнеса.

Предложением называется совокупность товаров и услуг, представляемых на рынок в каждый данный момент времени.

Основным рыночным источником информации для предпринимателя является цена. Она позволяет ему прогнозировать шансы своего изделия на рынке и оценивать возможные доходы от своих действий. Рост цены означает увеличение спроса и в перспективе получение большой прибыли на данный момент и заставляет бизнес расширять производство продукции.

Понижение цены - сигнал о снижении спроса, а иногда и об необходимости свертывания производства. Предложение товаров исследуется с помощью кривой, приведенной на рис. 6.

Рис. 6. Кривая предложения товара

Ц- цена продукции;

V - объем реализации.

 

 

 

 


Чем выше цена, тем больше изделий предприниматель будет стремиться изготовить и продать, т.е. предложение будет увеличиваться. Кривая предложения неизменна, пока стабильны издержки производства. Она зависит от объема выпускаемой продукции и цен на неё. Поэтому любое усовершенствование технологии производства, а значит, снижение стоимости продукции, позволяет увеличивать объем производства и реализовывать товар с установленной ценой.

Количественное выражение закона спроса и предложения записыва­ется в виде:

С > П Ц > S

 

C < П Ц< S

 

Ц = S + Р

S – стоимость;

Р - рентабельность, прибыль.

Взаимодействие спроса и предложения образует рыночный механизм. Он взаимоувязывает интересы всех субъектов рынка.

Совмещение кривых спроса и предложения в одном графике характеризует действие закона спроса и предложения в рыночном механизме.

 


Рис. 7. Механизм рыночного равновесия.

Точка F называется точкой рыночного равновесия. Иначе, предприниматель может продать ровно столько товара V и по такой цене Ц, сколько потребитель захочет и сможет приобрести у него за установленную плату. Это закон рыночного равновесия.

Попытка производителей за счет повышения цены реализовать больше товара, приводит к её переизбытку на рынке и к снижению спроса, что приводит к необходимости снижения цены товара до точки равновесия.

В начале действия рыночного механизма инвестор рассчитывает получить максимальный доход за счет продажи наиболее доходной продукции по самым высоким ценам. Высокая рыночная цена является индикатором привлекательности для других инвесторов. Дальнейший прилив инвестиций в эту отрасль приводит к значительному увеличению предложения и, следовательно, к снижению спроса.

Некоторое снижение цены товара может на время увеличить спрос, но в конце концов все возвратится к рыночному равновесию.

Если в этот период не принять радикальные меры по удержанию цены за счет снижения издержек и повышения качества продукции, инвестиции в эту отрасль существенно сократятся или прекратятся вообще. В таком случае инвестиции направляются к новым высокодоходным проектам.

При осуществлении инвестиционного проекта управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, при действии большого числа факторов риска. Риск в рыночной экономике характеризуется как вероятность определенных потерь. Допустимым риском является угроза полной потери прибыли. Еще большую угрозу представляет риск потери и выручки. И совсем катастрофой считается риск потери всего имущества, который ведет к банкротству. Учесть и снизить предпринимательский риск можно за счет следующих мероприятий:

- увеличение договорной цены контракта за счет применения коэффициента риска, это -3% для рядовых объемов и 5% - для сложных объектов;

- очень точного отражения в контрактах условий выполнения обязательств

 

- сторон и экономические санкции за их нарушение;

- страхование качества будущей продукции;

- учет инфляционных процессов и заключение договоров (контрактов) на срок до 1года.

Учет рисковых ситуаций, смягчение их последствий в инвестиционных программах - это обязательное требование рынка.

В рыночном механизме любой инвестиционный проект свой жизненный цикл проходит за 5 периодов.

- рождение проекта;

- выведение на рынок (юность);

- быстрый рост (подростковый период);

- стабильное функционирование предприятия (зрелость);

- упадок (старение).

На рис. 8 изображены периоды инвестиционного проекта за весь жизненный цикл проекта.

 


Рис.8. Периоды жизненного цикла инвестиционного проекта:

С - сбыт продукции по периодам:

П - прибыль предприятия по периодам.

Существование жизненного цикла продукции означает, что перед инвестором стоят две крупные проблемы: во-первых, он должен своевременно создавать новую продукцию для замены предшествующему периоду упадка; во-вторых, инвестор должен уметь эффективно управлять производством продукции и ее сбытом с учетом меняющегося спроса, перемен в технологии производства в условиях чистой конкуренции на рынке.


Лекция 11-12

Риски в проектном анализе

1. Понятие проектных рисков.

2. Классификация и способы снижения проектных рисков.

3. Критерии оценки риска при выборе варианта инвестирования.

При оценке проектов предусматривается, что все выходные величины, в особенности денежные потоки, известны или могут быть точно определены. Однако в реальной ситуации бывает далеко не так. Параметры, которые определяют величину денежных потоков, могут принимать значения, которые очень отличаются от первоначальных.

Например, в 1987 году на стадии разработки инвестиционного проекта строительства евротуннеля инвестиции оценивались на сумму 8 млрд. долларов, а на время открытия его инвестиции составили 12.3 млрд. долларов. Кроме этого, следует знать, что в реальном бизнесе расширение информации практически всегда имеет асимметричный характер, т.к. часть участников проекта имеет важную информацию, а другая часть - её не имеет. В целом, инвестиционный проект на всех стадиях его жизненного цикла подобен на сложный организм. Его функционирования сопровождается переплетением различных причинно-следственных связей, и предусмотреть их с высокой точностью практически невозможно. Поэтому аналитик формирует свое решение и готовит информационную базу проекта в условиях неопределённости. Степень неопределённости в разных ситуациях может быть различным, поэтому неодинаков, будет и риск.

Риск по природе своей - весьма сложная для понимания категория и захватывает глубины философских проблем причинности, случайности, проблем познания мира и поведения сложных систем. Существует два подхода к определению риска в терминах затрат и убытков и в терминах неопределённости.

В терминах затрат риск определяется как вероятность того, что убытие превысит определённое значение. Существует такие определения риска как математическое ожидание затрат или убытков. В инвестиционном и финансовом менеджменте чаще под риском понимают меру неопределённости в получении ожидаемых доходов от вложенных инвестиций.

Система попадает в поле действия фактора риска при наличии трёх условий:

- система стремится к определенной цели;

- система имеет выбор пути её достижения;

- выбор осуществляется в условиях неопределенности.

С этих позиций можно сформулировать общее определение риска. Риск - мера неопределенности в достижении системой заданной мели при выбранном способе достижении этой цели. Если же конкретизировать общее определение риска для анализа проекта, то целью системы есть получение ожидаемого уровня доходов, а способом достижения цели - реализация данного проекта. Еще перефразировав, риск проекта,- это мера неопределенности в получении ожидаемого уровня доходов при реализации данного проекта.

2. С рассмотрением причин возникновения проектные риски делятся на такие виды:

• риск, связанный с нестабильностью законодательства и существующей экономической ситуацией;

• внешнеэкономический риск (ограничение на торговлю и поставки, закрытие границ);

• риск нестабильных политических изменений в стране;

• риск неполной и неточной информации проекта;

• риск изменчивости рыночной конъюнктуры;

• риск природных катаклизмов;

• производственно-технологический риск (аварии; брак, поломка оборудования):

. риск непредсказуемости действий участников проекта.

Проектные риски бывают внешние и внутренние. Внешние делится на предсказуемые и непредсказуемые. Внешние непредсказуемые риски учесть невозможно, а предсказуемые можно учесть в проектном анализе. К таким рискам относятся:

. рыночный риск из-за ухудшения возможностей получения сырья.

повышения цены на него, усиление конкуренции;

• операционный риск, связанный с невозможностью управления проектом;

• риск вредного экологического влияния;

• риск изменения валютных курсов;

• риск непрогнозируемой инфляции;

• риск налогового давления.

Внутренние риски делятся на планово-финансовые, технические. К рискам, которые можно страховать, относятся:

• прямые имущественные убытки;

• непрямые убытки, связанные с демонтажем, перемещением и вторичной установкой оборудования;

• риски, подлежащие обязательному страхованию (несчастные случаи, болезни).

Эти виды рисков встречаются в любом проекте. Для их снижения используются определенные методы управления рисками.

3. Для оценки риска при выборе варианта инвестирования можно

применять метод экспертных оценок риска на разных фазах проекта.

При анализе рисков в прединвестиционнсй фазе оценивают финансово-экономическую жизнедеятельность проекта, организационно-технический потенциал, функции и задачи основных участников, выполненные работы и уровень гарантий по инвестициям.

В инвестиционной фазе оценивают структуру, управления проектом, пути реализации проекта и качество выполнения проектных работ.

В эксплуатационной фазе оценке подлежат факторы, которые негативно влияют на реализацию проекта. Это задержка строительства, превышение затрат, недееспособность контрагентов, вмешательство государства, повышение цен на сырье и энергоносители, неквалифицированное управление персоналом.

Примером применения метода экспертных оценок рисков рекомендует нижеприведенная схема.

Оценка риска в разных фазах проекта

Таблица 1

 

Фактор риска Приори- тет V Средняя оценка P Весо- мость W Вероя- тность P х W
1. Прединвестиционная фаза
1. Разработка концепции про-     0,4 3,2
екта (правильная, неправильн.)        
2. Эффективность инвестиций        
(эффект есть, нет)        
3. Место расположения объек-        
та (доступное, слабо доступн.)     0,4  
4. Отношение местной власти        
(конструктивное, деструктивн)     0,4  
5. Принятые решения по инв-        
вестированию (затраты мини-        
мальные, выгоды минималь-        
ные)     0,4 2,8
Всего        
2. Инвестиционная фаза
1. Платежеспособность фирмы        
(стабильная, нестабильная)        
2. Изменения в техническом и        
рабочем проектах (нет, су-        
щественные изменения)     0,4 2,8
3. Срыв сроков строительства        
(нет, большой риск)     2,2 19,8
4. Срыв сроков и поставок        
сырья (высокий, низкий)     2,2 17,6
5. Квалификация персонала        
(высокая, низкая)     0,4 1,2
6. Повышение цен на сырье        
(5%,100%)     0,4 1,6

 

 

Продолжение табл.1

 

7. Повышение стоимости обо-     0,4 1,2
рудования (5%, 10%)        
8. Невыполнение контрактов        
партнерами     0,4  
9. Повышение зарплаты        
(5%, 100%)     0,4 1,6
10. Повышение затрат из-за        
гос. решений (нет, есть)     0,4 3,2
Всего        
3. Эксплуатационная фаза
1.Обеспечение оборотными        
средствами (высокая, низкая)     0,4 2,4
2. Появление альтернативного        
продукта (высокая, низкая)     0,4  
3. Уровень инфляции        
(низкий, высокий)     0,4 1,6
4. Неплатежеспособность пот-        
ребителей (долго, недолго)     2,2 17,6
5. Изменение цен на сырье, ма-        
териалы, перевозку (падение        
на 10%, рост на 10%)     2,2 8,8
6. Надежность технологии        
(достаточная, недостаточная)     0,4 1,6
7. Ежемесячный рост ставки        
рефинансирования (до 5%,        
свыше 5%)     0,4 1,2
8. Недостаточный уровень        
зарплаты     2,2 17,6
9. Угроза загрязнения среды        
(есть, нет)     0,4  
10. Отношение к проекту насе-        
ления и властей (позитивное,        
негативное)     0,4 1,2
Всего       54,8
Итого по фазам проекта        

 

Если общая оценка риска в пределах от 25 до 100 единиц, то про­ект - мало рискованный от 100 до 160 - средне рискованный, от 160 до 250 -высоко рискованный.

Управление проектными рисками.

Теория управления рисками основана на таких принципах:

1. В рыночной экономике граница между макро имикроуровнями стирается при рассмотрении общих интересов участников рынка

2. Все риски, оказывают влияние на всех участников одновременно на всех уровнях экономики, но в равных зависимостях.

3. С увеличением риска доходность проекта уменьшается в процентном отношении к риску.

4. Сферой допустимых значений доходности есть доверительный интервал риска с определенными граничными значениями.

5. Изменение основных показателей доходности зависит от возможности фирмы управлять риском.

Для эффективного управления рисками применяются методы диверсификации, страхования и хеджирования.

Под диверсификацией понимают инвестирование финансовых ресурсов в более чем одним видом активов, т.е. процесс распределения инвестиций между разными объектами вложения. Диверсификация предусматривает два основных способа управления рисками - активный и пассивный. Активное управление - прогнозирование размера возможных доходов от реализации нескольких инвестиционных проектов. Пассивное управление предусматривает создание неизменного рынка с определенным уровнем риска и стабильное удержание своих позиций на рынке.

Страхование рисков - это передача определенных рисков страховой компании. Применяются три вида основных способов страхования:

- имущественное;

- страхование от несчастных случаев;

- страхование потери прибыли.

Объектом страхования может быть выручка от реализации или чистая прибыль.

Хеджирование - это процесс страхования риска от возможных убытков путем переноса риска изменения цены товара с одного лица на другое. Хеджирование осуществляется путем заключения контракта. Предметом контракта могут быть разные активы - товары, валюта; акции, облигации.

 


Лекция 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...