Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение педагогических ситуаций.

Возрастные особенности детей среднего возраста.

 

Развитие детей средней группы (9-11 лет)
Физический рост и развитие Особенности поведения Советы вожатому
- рост девочек опережает рост мальчиков - вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее - стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек - энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны - часто беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности - стремятся к большой мускульной активности - любят коллективные игры - шумны, спорят - влюбчивы - боятся поражения, чувствительны к критике, - интересы постоянно меняются - мальчики играют с девочками, стремятся к соперничеству - начинают осознавать нравственные нормы - пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг -учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале использование таких игр, которые дают простор проявлению мускульной активности организация коллективных спортивные игр, занятий по интересам организация разумного руководства, разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру, стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

 

Решение педагогических ситуаций.

Вожатому не следует запрещать то, что он в силах предотвратить. В таком случае ему лучше искать другие педагогические приемы.

Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда легко, особенно, когда другой вид не особенно для них желателен (например, приготовление ко сну). Поэтому не рекомендуется перед сном играть в подвижные игры, независимо от возраста. Вожатому нужно помнить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планировать.

Какие же ситуации ожидают вожатого детского оздоровительного лагеря, и как можно спрогнозировать еще до отъезда?

 

Средний возраст (9-11 лет)
Прогнозируемые ситуации Возрастные особенности Варианты решений
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Половое созревание Внимательное, доброе отношение к детям, стремится разобраться в причинах поведения.
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление «взрослого лексикона», использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия Внешнее проявление взрослости Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих фильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло.
Замкнутость, одиночество Обостренное переживание своих недостатков Стремится переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Стремление к самостоятельности Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
Появление тайн (укромные уголки леса, полянки). Озорство, шалости. Неуемная фантазия Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать, организовывать интересные игры.

Приведенная таблица дает общую картину тех проблем, с которыми встретится вожатый в детской оздоровительном лагере.

Дополним эту информацию, а так же рассмотрим некоторые из проблем подробнее.

Дети приезжают в лагерь и, может быть, впервые в жизни оказываются длительное время в обстановке вне дома, без родителей. Эта новая обстановка может влиять на детей по-разному. Если ребенок активный, самостоятельный, ищущий «приключений», он будет в лагере стремиться делать то, что дома не мог себе позволить, - у воспитателя одни заботы. Если ребенок неуверенный в себе, тоскует по дому, по родителям, замкнут в общении – у воспитателя другие заботы.

Дети в оздоровительном лагере оказываются в новом сборном коллективе. Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества.

Если ребенок первых раз в оздоровительном лагере, то он потребует особого внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у такого ребенка отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен к самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию, к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети.

Если ребенок не первый раз в оздоровительном лагере, то возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает нынешний лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы в отношении сна в тихий час.

В детском оздоровительном лагере, как в семье, могут возникать самые разные ситуации, знания о которых помогут избегать неприятных последствий и сложностей с детьми среднего возраста. Приведем краткую информацию по этому вопросу.

Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если дети имеют на них предпосылки. Вожатый должен внимательно следить за такими детьми.

Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, гоняет взад-вперед, редко занимается общим делом. Роль вожатого в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий, нужно постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.

Одиночество. Мы уже упоминали о чувстве одиночества, которое может испытывать ребенок, впервые оказавшись в непривычной обстановке летного лагеря, называли и педагогические приемы для разрешения этой проблемы. Посмотрим на эту проблему сейчас вот с какой стороны. Нередко лагерь, обстановка вне дома, где дают возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в оздоровительном лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Оздоровительный лагерь дает такому ребенку возможность найти себя, раскрыть свои способности в какой-либо области.

Тоска по дому. Наиболее часто дети скучаютпо своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивыми и падают духом. Мы уже упоминали об этом явлении. Добавим, что занятие детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме – один из способов решения проблемы. В некоторых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря.

Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения может заметить вожатый, например, необычные синяки или шрамы при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или директором лагеря. Следует не допускать обсуждений в коллективе, с друзьями – как своими, так и друзьями ребенка.

Вандализм. Когда личностная или лагерная собственность уничтожается детьми – это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к восстановлению поврежденных и замене уничтоженных вещей.

Побег. Иногда такое происходит. Как правило, это делают дети, склонные к таким действиям, и, как правило, они уже имеют такой опыт. Задача вожатого в такой ситуации - сообщать об этом администрации лагеря. Как профилактика этого: вожатый в начале смены собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним.

Демонстративное поведение детей. Оно бывает разным и очень часто мешает вожатому. Наиболее верный способ - наедине сказать ребенку свои чувства, которые Вы испытываете, когда сталкиваетесь с такими формами поведения. Затем можно узнать, чего он хотел добиться таким поведением и предложить адекватные формы поведения. Последнее можно сделать вместе с психологом лагеря.

Дети, которые ни в чем не участвуют. Встречаются такие "наблюдатели" по жизни. задача вожатого - создать условия для успеха ребенка и организовать формы взаимодействие детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Не толкайте их, позволяйте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.

Отряд проиграл. В таких случаях дети могут возмущаться. Младшие и средние часто плачут. Помогите детям достойно принять поражение: 1) сначала пусть они отреагируют свои эмоции; 2) когда эмоции сойдут, объясните, что проигрыш - это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть; 3) подведите итоги: что следует делать, чтобы выиграть.

Ребенок ябедничает про других. Чаще всего это делают для того, чтобы привлечь Вас в защиту или чтобы Вы реализовали желания ребенка. Например, "он обзывается на меня" - ребенок, как правило, хочет, чтобы Вы его защитили или наказали обидчика. Пригласите обидчика и втроем разберите ситуацию. Как правило, в ней не правы оба ребенка. Скажите обоим, в чем они не правы и помирите их.

Отрицательный лидер. Бывают группы, в которых ребенок встает в оппозицию с вожатым, нарушает требования и вокруг собирает группу. Скорее всего, он хочет власти и внимания. Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите, как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не "роняйте" его в глазах других.

Ребенок обманывает. Обсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, что обманывать не стоит, это ведет к негативным последствиям, самое главное - он теряет доверие у других.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

· Не выделять недостаток ребенка не прямо не косвенно,

· Не опекать ребенка безмерно, давать ему жить полноценной жизнью в коллективе,

· Вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком,

· Замечать когда ребенку трудно, не упускать его и поля зрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...