Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема периодизации развития




Вопрос о возможности периодизации жизни человека — выде­лении периодов жизни, в которых развитие подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Так, Б.Ливехуд приводит данные о том, что еще древние греки и римляне делали попытки осуществить периодизацию. Греки делили жизнь челове­ка на 10 периодов (хептомаденов) — по 7 лет. А римляне знали 5 фаз жизни, каждая из которых соответствовала 13—15 годам жизни [1].

Однако, несмотря на столь длительную историю проблемы пе­риодизации, до настоящего времени она сохраняет свою актуаль­ность. Открытым остается вопрос о том, существуют ли периоды развития или оно осуществляется непрерывно и можно говорить лишь о последовательной смене форм поведения. Идут дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их возрастных границ. Особенно это касается периодизации развития взрослых.

Как нам представляется, продуктивно рассматривать проблему периодизации развития в междисциплинарном контексте. В этом плане большой материал содержит социальная (культурная) антро­пология. По мнению многих ученых, интерес к проблеме возраста возник именно в антропологии, затем перешел в психологию и социологию. Так, при изучении традиционных обществ было вы­явлено, что возраст и возрастные слои — важнейшие структуро­образующие принципы функционирования социума. Имеется в виду, что принадлежность человека к тому или иному возрастно­му слою обеспечивала его права и обязанности, определяла ос­новные социальные роли и нормы поведения. Можно сказать, что традиционная культура понимала возраст как последователь­ное изменение социального статуса в процессе жизненного пути. Надо заметить, что подразумевался не хронологический возраст чело­века (понятие о нем появилось на довольно поздних этапах социо-генеза), а коллективный, означающий факт принадлежности к определенному возрастному слою, например стариков и т. п. Важно отметить, что достижение индивидом той или иной стадии жиз­ненного цикла не только обеспечивало определенный социальный ранг, но и во многом определяло его идентичность возрасту. Та­ким образом, периодизация жизненного пути человека имеет древнейшее происхождение и является отражением объективно существующей реальности, своеобразной рефлексией закономер­ностей жизни человека. Следовательно, можно утверждать, что выделение возрастных периодов в жизненном пути вполне право­мерно.

что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений. И выделение стадий разви­тия не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства.

Как полагают Е.А. Сергиенко и В. И. Белопольский, такое ог­раничение имеет свои основания. Оно является следствием абсо­лютизации авторами периодизаций внешней, культурной обуслов­ленности процесса развития и находится в противоречии с совре­менными данными о взаимообусловленности генетического и средового в развитии человека. Согласно мнению авторов отечествен­ных периодизаций развития, возрастные изменения можно опи­сать как формирование тех или иных новообразований. А «после отроческого периода новообразования становятся трудно интер­претируемым феноменом прямого культурного влияния» [6]. Дей­ствительно, можно согласиться с мнением Е.А.Сергиенко и В. И. Белопольского, что природа человека и культура социума являются равноправными факторами развития, но роль их на раз­ных этапах становления человека может меняться.

Возможно, ограничение периодизацией детства объясняется и большей сложностью периодизации взрослости. В период взросло­сти развитие приобретает новый характер: не связывается напря­мую с физическим созреванием и приобретением новых когни­тивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно но­вую форму саморазвития.

При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т.е. несов­падение темпов развития у одного человека различных процессов (биологических, социальных, познавательных), а также несовпа­дение этих темпов у разных людей.

Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы: про­фессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни — является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов. Как отмечает В.Л.Ефименко, физиологические предпосылки личностной ин­волюции появляются в молодом возрасте, а уже с 40 лет наблюда­ются значительные физиологические изменения. Так, первые ин­волюционные психозы возможны уже в 40-летнем возрасте [7]. Таким образом, говоря о развитии во взрослости, в отличие от детства нужно иметь в виду появление не только позитивных, но и негативных качественных изменений.

Сегодня широкое распространение получила тендерная психо­логия, поэтому не вызывает сомнения, что необходимо по-раз­ному подходить к периодизации жизни мужчин и женщин. Хотя установлено, что женщины и мужчины решают схожие задачи развития и сталкиваются с одними и теми же кризисами, их опыт имеет существенные различия. Более того, есть мнение, что для женщин фазы семейного цикла являются лучшим индикатором переходов от стадии к стадии, чем возраст.

Но помимо отмеченных факторов, осложняющих периодиза­цию взрослости, необходимо добавить еще один, может быть, наиболее существенный. Для описания развития взрослого чело­века недостаточно выделения только биологической и психической линий, необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, по­скольку он не только существенно влияет на динамику развития, но и определяет качественные изменения. Так, Б.Ливехуд, рас­сматривая развитие человека в трех аспектах: биологическом, пси­хическом, духовном, отмечает, что с момента рождения человека и примерно до 40 лет психические и духовные функции развива­ются параллельно биологическим. Однако примерно с 40-лет­него возраста начинается существенная физическая инволюция. И далее возможны два варианта движения психики: либо пси­хическая инволюция проходит параллельно физической, либо про­должается психическая и духовная эволюция. Для второго вариан­та развития, понятно, необходимо наличие достаточно высокого уровня духовного развития. Получается, что 40-летний рубеж, по мнению Б.Ливехуда, является своеобразной точкой расходящих­ся путей [1]. Таким образом, только введение в рассмотрение ду­ховного аспекта развития человека позволяет определить качество второй половины его жизни.

Однако, принимая во внимание все вышесказанное, отметим, что, на наш взгляд, основополагающими при построении перио­дизации должны стать принципы, предложенные Л. С. Выготским применительно к детскому развитию. Критикуя попытки перио­дизации детства на основе сопоставления с другими процессами жизни человека, носящими ступенчатый характер, а также по­пытки, направленные на субъективное выделение какого-либо одного параметра развития, он говорит, что «только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [8]. Соответственно резкое изменение развития, повороты в его течении позволят выделить основные периоды жизни взрослого человека. Мы полагаем, что на современном уровне развития психологической науки можно говорить о выделении трех качественно различных периодов, ос­новываясь на изменении в социальных

 

ролях, статусе, поведен­ческих нормах, жизненной активности. Это молодость, зрелость и старость. Вполне вероятно, что дальнейшие исследования позво­лят дифференцировать эти периоды, и в первую очередь период зрелости. Понятно, что о возрастных границах можно говорить достаточно условно. Но большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16—17 лет, когда приобре­тается первичная социализация. Верхним пределом называют 24— 25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Сле­довательно, основным новообразованием молодости должно стать достижение социальной зрелости. Самый длительный период взрос­лости — зрелость — можно определить возрастными граница­ми от 23 — 25 до 55 — 60 лет, а основным новообразованием мож­но назвать достижение личностной зрелости. За условные нижние границы старости принимают 55 — 65 лет, т.е. возраст ухода на пенсию, развитие здесь осуществляется в направлении достиже­ния духовной зрелости. Содержание понятий социальной, личностной и духовной зрелости обсудим при рассмотрении возрастных задач развития в молодости, зрелости и старости. Пока же примем в качестве рабочих понятий социальной зрелости возможность вы­полнения социальных обязанностей, принятие ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки; личностной зре­лости — возможность освоения внутреннего мира, получение до­ступа к духовности; духовной зрелости — возможность осознанно принимать факт собственной конечности [9].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...