Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие идеи суверенитета, его актуализация в современных условиях




 

Суверенитет - это полнота власти субъекта в пределах предоставленной ему компетенции. Понятие народного суверенитета означает, что единственным источником власти является народ. Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в государственной, социальной, экономической и культурной сферах. Однако не каждая нация имеет свое государство, что не мешает ей обладать социальным или культурным суверенитетом. Народный суверенитет может быть реализован только при существовании государства.

Согласно ст. 3 Конституции Республики Беларусь, «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах установленных Конституцией». Это означает, что народ страны осуществляет свою волю [6]:

) на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном голосовании путем избрания представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избрания главы государства;

) путем проведения референдумов;

) через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения;

) путем избрания своих представителей на Всебелорусское народное собрание и др. способами. Помимо участия в отправлении государственной власти народ осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются такие формы, как перевыборы должностных лиц, отзыв депутатов и т.д.

Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения народного суверенитета. Государственный суверенитет - это верховенство и неделимость государственной власти внутри страны в пределах своей компетенции, а также ее независимость на международной арене. Государственный суверенитет предполагает наличие трех признаков государственной власти: единства, верховенства, независимости.

Единство власти означает, что в стране не должно быть никакой другой государственной власти, кроме той, которая установлена народом в предусмотренном законом порядке, т.е. не должно быть двоевластия. Верховенство государственной власти предполагает самостоятельность данной власти внутри страны, способность решать важнейшие вопросы жизни общества и обеспечивать единый правопорядок. Независимость государственной власти означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела.

Важнейшей конституционно-правовой формой появления, закрепления и реализации государственного суверенитета является гражданство. Его содержание и форма выражения обусловлены самим государственным суверенитетом. Вместе с тем гражданство тесно связано с человеком, гражданином государства, если он обладает широкими правомочиями, дающими ему возможность контролировать деятельность органов государства, участвовать в их работе.

Непосредственное обладание гражданством самым тесным образом связано с государственным суверенитетом ещё и потому, что в государстве, где народ является сувереном, принадлежность к гражданству означает участие лиц в осуществлении государственной власти, в реализации государственного суверенитета. Государство не должно злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб принципам гуманизма и демократии. Права и свободы человека должны стоять на первом месте при определении правовых основ гражданства.

Государственный суверенитет может быть мнимым: он провозглашается, даже закрепляется законом, а фактически становится суверенитетом кланов, отдельных лиц - олигархов или не может быть обеспечен реальными гарантиями. Нельзя согласиться с классификацией государственного суверенитета, встречающейся в печати, подразделяющей его на экономический, политический, идеологический, финансовый, международный, законодательный и др. В данном случае можно говорить о спектре сфер проявления суверенитета или о его гарантиях (экономических, политических и др.), но не о самостоятельных видах подобного рода государственных суверенитетов. Суверенитет государства един, а проявляется он в разнообразных сферах государственной и общественной жизни. В реальности все эти аспекты государственного суверенитета взаимосвязаны и взаимообусловлены. Субъектами, представляющими и реализующими государственный суверенитет Республики Беларусь, являются: 1) Президент и 2) Парламент - Национальное Собрание, избираемые народом на широко демократической основе. Только эти высшие государственные органы могут выступать от имени народа, но не подменять народ и его суверенитет [2].

Суверенитет относится только к высшим (верховным) органам государства, им не могут обладать иные центральные государственные органы, отдельные должностные лица, а также местные органы самоуправления и управления. Нельзя “играть” в суверенитет. Лишь по поручению Президента и Национального Собрания иные государственные органы внутри страны и за рубежом могут выполнять определённые действия, связанные с реализацией суверенитета. Реальный государственный суверенитет Республики Беларусь проявляется в самостоятельных действиях его субъектов и подчинённых им лиц, принятии и реализации законов во внутренней и внешней политике, при вступлении в союзы с другими государствами, в государственно-властных отношениях, в финансово-экономической политике, в определении уровня рыночных отношений, формировании бюджета государства и его использовании, в защите территориальной целостности государства, в дипломатии, в решении вопросов культурного и духовного развития нации и народа, в реализации основных прав и свобод граждан, воспитании граждан в духе патриотизма и преданности Отечеству, в выступлениях руководителей государства и в иных сферах государственной и общественной жизни [2].

Государственный суверенитет не существует сам по себе как изолированное явление, это существенный признак государства, его верховной власти. Исчезает государство - вместе с ним исчезает и суверенитет. Для поддержания реальности и эффективности государственного суверенитета необходимы многообразные постоянные гарантии. Наиболее значимыми из них являются: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т.е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; обеспечение экономической и политической независимости; обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан; обеспечение правопорядка; высокий уровень развития демократических процессов в обществе и государстве; гибкость дипломатической деятельности, повышающей авторитет государства; наличие вооружённых сил, способных защитить целостность и территориальное верховенство государства; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них; наличие государственных наград и символики, отражающей сущность суверенитета государства [2]. Удачно созданное административно-территориальное устройство и эффективное функционирование в нём местных органов управления и самоуправления укрепляют государство, его экономику, социально-культурные устои, а, следовательно, и суверенитет. В суверенном государстве должна быть сильная власть, как в центре, так и на местах, способная эффективно реализовывать его внутренние и внешние функции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...