Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статическое                                                                        Динамическое

I
Дискретное                   Дискретно-непрерывное                                Непрерывное

I,

I    

Наглядное: • гипотетическое; • аналоговое; • макетирование   Символическое: • языковое; • знаковое   Математическое: • аналитическое; • имитационное; • комбинированное; • информационное; • структурное; • ситуационное   Натурное: • научный эксперимент; • комплексные испытания; • производствен­ный эксперимент   Физическое: • в реальном времени; • в модельном времени

Рис. 1.7. Классификация видов моделирования


ш

ш ш

 

на применении аналогий различных уровней. Для достаточно простых объектов наивысшим уровнем является полная анало­гия. С усложнением системы используются аналогии последую- |те, которая отражает уровень знаний исследователя об объекте и базируется на причинно-следственных связях между входом и выходом изучаемого объекта. Этот вид моделирования исполь­зуется, когда знаний об объекте недостаточно для построения формальных моделей. Аналоговое моделирование основывается | потеза о закономерностях протекания процесса в реальном объек- | В основу гипотетического моделирования закладывается ги- 1века о реальных объектах создаются наглядные модели, отобра­жающие явления и процессы, протекающие в объекте. Примером таких моделей являются учебные плакаты, рисунки, схемы, диаг­раммы. | При наглядном моделировании на базе представлений чело- В зависимости от типа носителя и сигнатуры модели разли­чаются следующие виды моделирования: детерминированное и стохастическое, статическое и динамическое, дискретное, непре­рывное и дискретно-непрерывное. Детерминированное моделирование отображает процессы, в которых предполагается отсутствие случайных воздействий. Стохастическое моделирование учитывает вероятностные про­цессы и события. Статическое моделирование служит для опи­сания состояния объекта в фиксированный момент времени, а динамическое - для исследования объекта во времени. При этом оперируют аналоговыми (непрерывными), дискретными и сме­шанными моделями. В зависимости от формы реализации носителя и сигнатуры моделирование классифицируется на мысленное и реальное. Мысленное моделирование применяется тогда, когда модели не реализуемы в заданном интервале времени либо отсутствуют ус­ловия для их физического создания (например, ситуация микро­мира). Мысленное моделирование реальных систем реализуется в виде наглядного, символического и математического. Для пред­ставления функциональных, информационных и событийных моделей этого вида моделирования разработано значительное количество средств и методов. 1 модель, описываемая матрицей условных вероятностей \\ pf \\ пе­реходов г-го символа алфавита в 7-й. ч О о \ Z о о 3 о з 0) 1 ы 0> £>. СЛ

Классификации всегда относительны. Так, в детерминирован­ной системе можно найти а ементы стохастичности. и. напротив, детерминированную систему можно считать часп.ым случаем сто­хастической (при вероятности равной единице^. Аналогично, если принять во внимание диалектику субъективно о и объективного в системе, то станет понятной относительность >азделения системы на абстрактные и объективно существующие: то могут быть ста­дии развития одной и той же системы.

Действительно, естсствсшше и искусственные объект J, < гражаясь в сознании человека, выступают в {юли абстракций, понятий, я абстр ten ые проекты создава­емых систем воплощаются в реально существующие объск ы, чоторие можно ощу-Tim,, а при изучении снова отразтъ в виде абстрактной сис"^ем j.

Однако относительность классификаций не должна останавли­вать исследователей. Цель любой классификации - ограничить вы­бор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов для соответствующего класса систем. При этом система, в принципе, может быть одновременно охарактеризована несколькими признаками, т. е. ей может быть найдено место одно­временно в разных классификациях, каждая из которых может ока­заться полезной при выборе методов моделирования.

Рассмотрим для примера некоторые из наиболее важных клас­сификаций систем.

Открытые и закрытые системы. Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи [1.6]. Основные отличительные черты открытых систем - способность обмениваться со средой мас­сой, энергией и информацией. В отличие от них закрытые или замк­ нутые системы предполагаются (разумеется, с точностью до приня­той чувствительности модели) полностью лишенными этой способ­ности, т. е. изолированными от среды.

Возможны частные случаи: например, не учитываются гравита­ционные и энергетические процессы, а отражается в модели си­стемы только обмен информацией со средой; тогда говорят об ин­формационно-проницаемых или соответственно об информацион­но-непроницаемых системах.

С моделью открытой системы Берталанфи можно познакомиться в [1.6, 1.7, 1.62]. Там же рассматриваются некоторые интересные особенности открытых систем. Одна из наиболее важных состоит в следующем. В открытых системах "проявляются термодинамические закономерности, которые кажутся парадоксальными и проти­воречат второму началу термодинамики" ([1.7], с. 42). Напомним, что второй закон термодинамики ("второе начало"), сформулированный для закрытых систем, харак­теризует систему' ростом энтротга, стремлением к неупорядоченности, разрушению.

Проявляется этот закон и в открытых системах (например, старе­ние биологических систем). Однако в отличие от закрытых в от-

46


системах возможен  "а вод эттюпии", ее снижение; "по-системы могут сохранять свой высокий уровень и даже раз-<;шаться в сторону увеличения порядка сложности" ([1.7], с. 42), т. е. них проявляется рассматриваемая в следующем разделе законо-мсрность самооргшшзации (хотя Берталанфи этот термин еще не использовал). Именно поэтому важно для системы управления под­держивать хороший обмен информацией со средой.

Целенаправленные, целеустремленные с и с-

г е м ы. Как уже отмечалось, не всегда при изучении систем можно

применять понятие цель. Однако при изучении экономических, ор-

анизационных объектов важно выделять класс целенаправленных

;ши целеустремленных систем [13, 4.1].

В этом классе, в свою очередь, можно выделить системы, в ко­торых цели задаются извне (обычно это имеет место в закрытых системах), и системы, в которых цели формируются внутри систе­ мы (что характерно для открытых, самоорганизующихся систем).

Закономерности целеобразоваяия в самоорганизующихся системах рассматри­ваются ниже. Методики, помогающие формировать и анализировать структуры це­лей, характеризуются в гл. 4.

Классяфккацшв актам» га» слсжностн. Существует несколько подходов к разделению систем по сложности. Так, Г-Н.Поваров связывает сложность с размерами системы [1.34].

В то же время существует точка зрения, что большие (по ве­личине, количеству элементов) и сложные (по сложности связей, алгоритмов поведения) системы — это разные классы систем [13].

Б.С.Флейшман за основу классификации принимает слож­ ность поведения системы [1.52].

Одна из наиболее полных и интересных классификаций по уров­ням сложности предложена К.Боулдишом [1ЛО, 1.63]. Выделенные в ней уровни приведены в табл. 1.1.

В классификации К.Бсулдинга каждый последующий класс включает в себя предыдущий, характеризуется большим проявле­нием свойств открытости и стохастичности поведения, более ярко выраженными проявлениями закономерностей иерархичности и историчности (рассматриваемых ниже), хотя это не всегда отмеча­ется, а также более сложными "механизмами" функционирования и развития.

Оценивая классификации с точки зрения их использования при выборе методов моделирования систем, следует отметить, что такие рекомендации (вплоть до выбора математических методов) имеются в них только для классов относительно низкой сложности (в клас­сификации К.Боулдинга, например, - для уровня неживых систем),

47

 

46


Глава 1


Основы системного анализа


47

 

щих уровней, когда аналоговая модель отображает несколько (или только одну) сторон функционирования объекта. Макети­ рование применяется, когда протекающие в реальном объекте процессы не поддаются физическому моделированию или могут предшествовать проведению других видов моделирования. В ос­нове построения мысленных макетов также лежат аналогии, обыч­но базирующиеся на причинно-следственных связях между явле­ниями и процессами в объекте.

Символическое моделирование представляет собой искусствен­ный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью опреде­ленной системы знаков и символов. В основе языкового модели­рования лежит некоторый тезаурус, который образуется из на­бора понятий исследуемой предметной области, причем этот на­бор должен быть фиксированным. Под тезаурусом понимается словарь, отражающий связи между словами или иными элемен­тами данного языка, предназначенный для поиска слов по их смыслу.

Традиционный тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смысловым (те­матическим) рубрикам; алфавитного словаря ключевых слов, за­дающих классы условной эквивалентности, указателя отношений между ключевыми словами, где для каждого слова указаны соот­ветствующие рубрики. Такое построение позволяет определить семантические (смысловые) отношения иерархического (род/вид) и неиерархического (синонимия, антонимия, ассоциации) типа.

Формально тезаурусом называют конечное непустое множе­ство V слов v, отвечающее следующим условиям:

1) имеется непустое подмножество У0 с V, называемое мно­
жеством дескрипторов;

2) имеется симметричное, транзитивное, рефлексивное отно­
шение R с Fx V, такое, что:

б) V] е V \ vq => (3v е V 0)(vR Vl)

при этом отношение R называется синонимическим, а слова v,, v2, отвечающие этому отношению, называются синонимическими дескрипторами;


3) имеется транзитивное и несимметричное отношение К с: vqx. vq, называемое обобщающим отношением.

В случае если два дескриптора v( и v2 удовлетворяют отноше­нию v, К v2, то полагают, что дескриптор v, более общий, чем дескриптор v2.

Элементы множества У\У0 называются множеством аскрип-торов.

Между тезаурусом и обычным словарем имеются принципи­альные различия. Тезаурус - словарь, который очищен от нео­днозначности, т.е. в нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, хотя в обычном словаре одному сло­ву может соответствовать несколько понятий.

Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также определенные операции между этими знаками, то можно реализовать знаковое моделирование и с помощью зна­ков отображать набор понятий - составлять отдельные цепочки из слов и предложений. Используя операции объединения, пере­сечения и дополнения теории множеств, можно в отдельных сим­волах дать описание какого-то реального объекта.

Математическое моделирование - это процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математи­ческого объекта, называемого математической моделью. В прин­ципе, для исследования характеристик любой системы матема­тическими методами, включая и машинные, должна быть обяза­тельно проведена формализация этого процесса, т.е. построена математическая модель. Вид математической модели зависит как от природы реального объекта, так и от задач исследования объекта, от требуемой достоверности и точности решения зада­чи. Любая математическая модель, как и всякая другая, описыва­ет реальный объект с некоторой степенью приближения.

Для представления математических моделей могут исполь­зоваться различные формы записи. Основными являются инва­риантная, аналитическая, алгоритмическая и схемная (графи­ческая).

Инвариантная форма - запись соотношений модели с помо­щью традиционного математического языка безотносительно к методу решения уравнений модели. В этом случае модель может быть представлена как совокупность входов, выходов, перемен­ных состояния и глобальных уравнений системы в виде (1.3).

а для более сложных систем оговаривается, что дать такие реко­мендации трудно.

Поэтому ниже подробнее рассматривается классификация, в ко­торой делается попытка связать выбор методов моделирования со всеми классами систем Основанием для этой классификации яв­ляется степень организованности

Таблица 1.1

 

Тик системы УроисНЬ СЛОЖ)'«>СТН Примеры
L.™ ------------------  ----  -----------  . -----------------------  — 1 Статические структуры (остовы) Кристаллы  
Неживые си- Простые динамические структуры с задан- Часовой мсха-  
стемы ным законом поведения шгзм  
  Кибернетические системы с уираачяемымн Термостат  
: циклами обратной связи    
1 ----   Открытые системы с самосохранясмой Клетки,  
  структурой (первая ступень, на которой гомеостат  
  возможно разделение на живое и неживое)    
  Живые организмы с низкой способностью Растения  
  воспринимать информацию    
  Живые организмы с белое развитой способ- Животные  
Живые ностью воспринимать информацию, но не    
системы обладающие самосознанием   ,
  Системы, характеризующиеся самосознани- Люди V
  ем, мышлением и нетривиальным поведением   t
  Социальные системы Социальные 1
    организации &
  Трансцендентные системы или системы, ле-   »ь -•С
  жащие в настоящий момент вне нашего по-   , if
  знания   4f Jrt
1 ^                                         .1   Jf"

систем по степени организованности к ее роль в выборе методов моделирования систем. Впервые разделение систем по степени организованности по аналогии с классификацией Г.Сай­мона и А.Ньюэлла (хорошо структризованные, плохо структуризо-ванные и неструктуризованные проблемы [1.37]) было предложено В.В.Налимовым, который выделил класс хорошо организованных я класс плохо организованных или диффузных систем [1.34].

Позднее к этим двум классам был добавлен еще класс самоорга­ низующихся систем [1.49], который включает рассматриваемые ино­гда в литературе раздельно классы саморегулирующихся, самообу­чающихся, самонастраивающихся и т.п. систем.

Выделенные классы практически можно рассматривать как под­ходы к отображению объекта или решаемой задачи, которые могут выбираться в зависимости от стадии познания объекта и возмож­ности получения информации о нем. 48


Кратко охарактеризуем эти классы.

I. Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо организованной системы возможно в тех слу­чаях, когда исследователю удается определить все элементы си­стемы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в биде детерминированных (аналитических, графических) зависимостей.

На представлении этим классом систем основаны большинство моделей физических процессов и технических систем. Однако для сложных объектов формирование таких моделей существенно зави­сит от лица, принимающего решения.

Например, работу сложного механизма приходится отображать в виде упрощен- • •, >й схемы или системы уравнений, учитывающих не все, но наиболее сущсствсшшс очки зрения автора модели и назначения механизма (цели его создания), элементы: связи между ними. Атом может быть представлен в виде планетарной модели,;о^ггоящей из ядра и электронов, что упрощает реальную картину, но достаточно для понимания принципов взаимодействия элементов этой системы.

Строго говоря, простейшие математические соотношения, отображающие реаль­ные ситуации, также не являются абсолютно детерминированными, поскольку при суммировании яблок не учитывается, что они не бывают абсолютно одинаковыми, а члограммы можно измерить только с некоторой точностью.

Иными словами, для отображения сложного объекта в виде хорошо организо-;--..;нной системы приходится выделять существенные и не учитывать относительно >. ^-существенные для конкретной цели рассмотрения компоненты, а при необходп-v.-jcth более детального описания нужно уточнить цель, указав с какой степенью глубины нас интересует исследуемый объект, и построить новую (отображающую его) систему с учетом уточненной цели.

Например, при описании атома можно учесть протоны, нейтроны, мезоны и д; гуте микрочастицы, не рассматриваемые в планетарной модели системы. При исследовании сложного радиоэлектронного устройства после предварительного его отображения с помощью обобщенной блок-схемы разрабатывают принципиальную схему, проводят соответствующие расчеты для определения номиналов элементов, входящих в нес и реализующих необходимый режим ее функционирования, и т. д.

При представлении объекта в виде хорошо организованной си­стемы задачи выбора целей и определения средств их достижения (элементов, связен) не разделяются. Проблемная ситуация может быть описана в виде выражении, связывающих цель со средства (т. е. в виде критерия функционирования, критерия или показателя эф­фективности, целевой функции и т. п.), которые могут быть пред­ставлены сложным уравнением, формулой, системой уравнений или сложных математических моделей, включающих и уравнения, к неравенства, и т. п. При этом иногда говорят, что цель представ­ляется в виде критерия функционирования или эффективности, в то время как в подобных выражениях объединены и цель, и-средства.

Представление объекта в виде хорошо организованной систе­мы применяется в тех случаях, когда может быть предложено де­терминированное описание и экспериментально показана право­мерность его применения, т. е. экспериментально доказана адекват­ность модели реальному объекту или процессу. Попытки применить

49

48


Глава 1


Основы системного анализа


49

 

 

Аналитическая форма - запись модели в виде результата ре­шения исходных уравнений модели. Обычно модели в аналити­ческой форме представляют собой явные выражения выходных параметров как функций входов и переменных состояния.

Для аналитического моделирования характерно то, что в ос­новном моделируется только функциональный аспект системы. При этом глобальные уравнения системы, описывающие закон (алгоритм) ее функционирования, записываются в виде некото­рых аналитических соотношений (алгебраических, интегродиф-ференциальных, конечноразностных и т.д.) или логических усло­вий. Аналитическая модель исследуется несколькими методами:

• аналитическим, когда стремятся получить в общем виде
явные зависимости, связывающие искомые характеристики с на­
чальными условиями, параметрами и переменными состояния
системы;

• численным, когда, не умея решать уравнения в общем виде,
стремятся получить числовые результаты при конкретных началь­
ных данных (напомним, что такие модели называются цифро­
выми);

• качественным, когда, не имея решения в явном виде, мож­
но найти некоторые свойства решения (например, оценить устой­
чивость решения).

В настоящее время распространены компьютерные методы исследования характеристик процесса функционирования слож­ных систем. Для реализации математической модели на ЭВМ не­обходимо построить соответствующий моделирующий алгоритм.

Алгоритмическая форма - запись соотношений модели и выб­ранного численного метода решения в форме алгоритма. Среди алгоритмических моделей важный класс составляют имитацион­ные модели, предназначенные для имитации физических или ин­формационных процессов при различных внешних воздействи­ях. Собственно имитацию названных процессов называют ими­тационным моделированием.

При имитационном моделировании воспроизводится алго­ритм функционирования системы во времени - поведение систе­мы, причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последова­тельности протекания, что позволяет по исходным данным полу­чить сведения о состояниях процесса в определенные моменты


 


времени, дающие возможность оценить характеристики системы. Основным преимуществом имитационного моделирования по сравнению с аналитическим является возможность решения бо­лее сложных задач. Имитационные модели позволяют достаточ­но просто учитывать такие факторы, как наличие дискретных и непрерывных элементов, нелинейные характеристики элементов системы, многочисленные случайные воздействия и другие, ко­торые часто создают трудности при аналитических исследовани­ях. В настоящее время имитационное моделирование - наиболее эффективный метод исследования систем, а часто и единствен­ный практически доступный метод получения информации о по­ведении системы, особенно на этапе ее проектирования.

В имитационном моделировании различают метод статисти­ческих испытаний (Монте-Карло) и метод статистического мо­делирования.

Метод Монте-Карло - численный метод, который применя­ется для моделирования случайных величин и функций, вероят­ностные характеристики которых совпадают с решениями ана­литических задач. Состоит в многократном воспроизведении процессов, являющихся реализациями случайных величин и фун­кций, с последующей обработкой информации методами мате­матической статистики.

Если этот прием применяется для машинной имитации в це­лях исследования характеристик процессов функционирования систем, подверженных случайным воздействиям, то такой метод называется методом статистического моделирования.

Метод имитационного моделирования применяется для оцен­ки вариантов структуры системы, эффективности различных ал­горитмов управления системой, влияния изменения различных параметров системы. Имитационное моделирование Ъюжет быть положено в основу структурного, алгоритмического и парамет­рического синтеза систем, когда требуется создать систему с за­данными характеристиками при определенных ограничениях.

Комбинированное (аналитика-имитационное) моделирование позволяет объединить достоинства аналитического и имитаци­онного моделирования. При построении комбинированных мо­делей производится предварительная декомпозиция процесса функционирования объекта на составляющие подпроцессы, и для тех из них, где это возможно, используются аналитические моде-

4—20

класс хорошо организованных систем для подставления сложных многокомпонентных объектов или многокритериальных задач, ко­торые приходится решать при разработке технических комплексов, совершенствовании управления предприятиями и организациями и т. д., практически безрезультатны: это не только требует недопу­стимо больших затрат времени на формирование модели, но часто нереализуемо, так как не удается поставить эксперимент, доказы­вающий адекватность модели. Поэтому в большинстве случаев при представлении сложных объектов и проблем на начальных этапах исследования их отображают классами, характеризуемыми далее.

2. При представлении объекта в виде плохо организо­ванной или диффузной системы не ставится задача опре­делить все учитываемые компоненты и их связи с целями системы.

Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые выявляются на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а путем изучения определен­ной с помощью некоторых правил достаточно представительной выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект или процесс. На основе такого, выборочного, исследования получают характеристики или закономерности (статистические, зкономиче-, ские и т. п.), и распространяют эти закономерносги на поведение • системы в целом.

При этом делаются соответствующие оговорки. Например, прц^
получении статистических закономерностей их распространяют на;
поведение системы с какой-то вероятностью, которая оценивает-, *
ся с помощью специальных приемов, изучаемых математической *
статистикой.                                                                                  ®?

•А,*

В качестве псимера применения диффузной системы обычно приводят отобра-^
жение газа. При использовании газа для прикладных целей его свойства не опрсде-*
ляют путем точного описания поведения каждой молекулы, а характеризуют газ
макропараметрами - давлением, относительной проницаемостью, постоянной
Больцмана и т. д. Основываясь на этих параметрах, разрабатывают приборы Я
устройства, использующие свойства газа, не исследуя прн этом поведения каждой
молекулы.                                                                                                                      S-

Отображение объектов б виде диффузных систем находит широт
кое применение при определении пропускной способности систем
разного рода, при определении численности штатов в обслужи"
вающих, например, ремонтных цехах предприятия и в обслужива­
ющих учреждениях (для решения подобных задач применяют ме^
тоды теории массового обслуживания), при исследовании документ,
тальных потоков информации и т. д.                                             *'?

3. Отображение объектов в виде самоорганизующих^ с я систем позволяет исследовать наименее изученные объекты jt, процессы с большой неопределенностью на начальном этапе новки задачи.

50


Класс самоорганизующихся или развивающихся сие см характе--чпуегся рядом признаков, особенностей, приближающих их к ре-L.MibiM развивающимся объектам.

>7н особенности, как правило, обусловлены наличием в системе

пивных элементов и носят двойственный характер: они являются

.)лиымн свойствами, полезными для существования системы, при-

,т„>сабливаемости ее к изменяющимся условиям среды, но в то же

;;г)см«{ вызывают неопределенность, затрудняют управление систе-

»^Й.

Рассмотрим эти особенности несколько подробнее: нсстационарность (изменчивость, нестабильность) отдельных параметров и сто-

:, •>личность поведения:

уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, шгодаря наличию активных элементов у системы как бы 1фоявляется "свобода •г >ли"), но в то же время наличие предельных возможностей, определяемых имею­щимися ресурсами (элементами, их свойствами) и характерными для определенного гнил систем офушурньши связями;

сносо6ностг> адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помеха.» (причем

г,.к к внешним, так и к внутренним), что, казалось бы. является весьма полезным

„. шством. однако адаптивность может проявляться не только но отношению к

• v.t-хам. по и по отношению к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет

••равление системой;

: пособность противостоять энтропийны.** (разрушающим систему) тенденциям, с/.словленная наличием активных элементов, стимулирующих обмен матернальны--.••% энергетическими и инфомационными продуктами со средой и проявляющих со-чпюнные "инициативы", благодаря чему в таких системах не выполняется законо-.vt-qmocTb возрастания энтропии (аналогична* второму закону термодинамики, дсй-сгиующему в закрытых системах, так. называемому "второму началу") и даже на-Г:.:юдаются нсгэнтропийные тенденции, т.е. собственно самоорганизация, развитие; способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру (при ьччюходимости), сохраняя при этом целостносгь и основные свойства;

способность и стремлением к целеобразованию: в отличие от закрытых (техни­ческих) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами: •;•: формируются внутри системы (впервые эта особенность прнмсвдпсльно к к ^комическим системам была сформулирована Ю.И.Черняком [13D;

неоднозначность использования понятий (например, "цель" - "средство", "система" 'подсистема" и т. п.); эта особенность проявляется прн формировании структур 1 rrrfi, при разработке проектов сложных автоматизированных комплексов, когда.иша, формирующие структуру системы, назвав какую-то ее часть подсистемой, ч^'-ез некоторое время начинают говорить о нек, как о системе, не добавляя гтри-с;влки "под", или подцели начинают называть средствами достижения вышестоящих целей, что часто вызывает затяжные дискуссии, легко разрешимые с помощью свойства "двуликого Януса", рассматриваемого в следующем параграфе.

Легко видеть, что часть из этих особенностей характерна для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность от- Оельных параметров), но большинство из рассмотренных особенно-степ являются специфическими признаками, существенно отлича­ющими этот класс систем от других и затрудняющими их модели­рование.

Перечисленные особенности имеют разнообразные проявления, которые иногда можно выделять как самостоятельные особенности.

51

50


Основы системного анализа


51

 

ли, а для остальных подпроцессов строятся имитационные моде­ли. Такой подход дает возможность охватить качественно новые классы систем, которые не могут быть исследованы с использо­ванием аналитического или имитационного моделирования в отдельности.

Информационное (кибернетическое) моделирование связано с исследованием моделей, в которых отсутствует непосредствен­ное подобие физических процессов, происходящих в моделях, реальным процессам. В этом случае стремятся отобразить лишь некоторую функцию, рассматривают реальный объект как «чер­ный ящик», имеющий ряд входов и выходов, и моделируют неко­торые связи между выходами и входами. Таким образом, в осно­ве информационных (кибернетических) моделей лежит отраже­ние некоторых информационных процессов управления, что позволяет оценить поведение реального объекта. Для построе­ния модели в этом случае необходимо выделить исследуемую функцию реального объекта, попытаться формализовать эту фун­кцию в виде некоторых операторов связи между входом и выхо­дом и воспроизвести данную функцию на имитационной моде­ли, причем на совершенно другом математическом языке и, есте­ственно, иной физической реализации процесса. Так, например, экспертные системы являются моделями ЛПР.

Структурное моделирование системного анализа базирует­ся на некоторых специфических особенностях структур опреде­ленного вида, которые используются как средство исследования систем или служат для разработки на их основе специфических подходов к моделированию с применением других методов фор­мализованного представления систем (теоретико-множественных, лингвистических, кибернетических и т.п.). Развитием структур­ного моделирования является объектно-ориентированное моде­лирование.

Структурное моделирование системного анализа включает:

• методы сетевого моделирования;

• сочетание методов структуризации с лингвистическими;

• структурный подход в направлении формализации постро­
ения и исследования структур разного типа (иерархических, мат­
ричных, произвольных графов) на основе теоретико-множествен­
ных представлений и понятия номинальной шкалы теории изме­
рений.


 


При этом термин «структура модели» может применяться как к функциям, так и к элементам системы. Соответствующие струк­туры называются функциональными и морфологическими. Объектно-ориентированное моделирование объединяет структу­ры обоих типов в иерархию классов, включающих как элементы, так и функции.

В структурном моделировании за последнее десятилетие сфор­мировалась новая технология CASE. Аббревиатура CASE имеет двоякое толкование, соответствующее двум направлениям ис­пользования CASE-систем. Первое из них - Computer-Aided Software Engineering - переводится как автоматизированное про­ектирование программного обеспечения. Соответствующие CASE-системы часто называют инструментальными средами быстрой разработки программного обеспечения (RAD - Rapid Application Development). Второе - Computer-Aided System Engineering - подчеркивает направленность на поддержку кон­цептуального моделирования сложных систем, преимуществен­но слабоструктурированных. Такие CASE-системы часто назы­вают системами BPR (Business Process Reengineering). В целом CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных автоматизированных систем, поддерживаемую комплексом вза­имосвязанных средств автоматизации. CASE - это инструмента­рий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и раз­работки сложных систем, в том числе и программного обеспе­чения.

Ситуационное моделирование опирается на модельную тео­рию мышления, в рамках которой можно описать основные ме­ханизмы регулирования процессов принятия решений. В центре модельной теории мышления лежит представление о формиро­вании в структурах мозга информационной модели объекта и внешнего мира. Эта информация воспринимается человеком на базе уже имеющихся у него знаний и опыта. Целесообразное по­ведение человека строится путем формирования целевой ситуа­ции и мысленного преобразования исходной ситуации в целевую. Основой построения модели является описание объекта в виде совокупности элементов, связанных между собой определенны­ми отношениями, отображающими семантику предметной обла-

4*

Мм не приводили 1 одробиых поясняющих примеров, поскольку каждый сту­дент можсг легко обнаружить большинство из названных особенностей на при icpe споею свешенного повеления или поведения своих друтсй, коллектива, в котором учшся.

*

В то же время при создании и организации управления пред­приятиями часто стремятся отобразить их, используя теорию авто­матического регулирования и управления, разрабатывавшуюся для закрытых, технических систем и существенно искажающую пони­мание систем с активными элементами, что способно нанести вред предприятию, сделать его неживым "механизмом", не способным адаптироваться к среде и разрабатывать варианты своего развития. Такая ситуация стала наблюдаться в нашей стране в 60-70-е годы, когда слишком жесткие директивы стали сдерживать развитие промышленности, и в поисках выхода руководство страны начало реформы управления, названные по имени их инициатора косыгин-скими (подробнее см. в гл. 4).

Для того, чтобы начать осознавать проявление рассмотренных особенностей в реальных производственных ситуациях, студентам рекомендуется ознакомиться с примерами задач управления в [1.14, 8 и др.].

Рассмотренные особенности противоречивы. Они в большинст­ве случ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...