Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы.




4. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы.

 

Основные вопросы

1. Важнейшие особенности научного мышления. Роль чувственного восприятия, логики и интуиции.

2. Методы эмпирического исследования.

3. Методы теоретического исследования.

4. Планирование, подготовка и осуществление научного исследования.

Содержание темы

 Психологические аспекты научного мышления. Роль чувственного восприятия, логики и интуиции. Обобщение, абстрагирование, формализация. Знаковые и образные аспекты научного мышления; восприимчивость и наблюдательность, умение оперировать знаниями и информацией. Личность учёного, его внутренний мир и внутренние ценности. Феномен научной гениальности. Понятие общенаучных методов исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Методы эмпирического исследования. Значение эксперимента. Понятие зависимой и независимой переменой. Преимущества и недостатки эксперимента. Факты как «выходной продукт» эмпирического исследования. Обобщение и систематизация научных фактов. Понятие научной теории. Научные гипотезы. Методы теоретического исследования. Дедукция и индукция. Виды научных доказательств. Правила доказательств. Принципы планирования, подготовки и осуществления исследования. Выбор области и объекта исследования. Стадии и этапы научного исследования. Роль научной проблемы. Осмысление и критическая оценка результатов научного исследования.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы психологические особенности научного мышления?

2. Какую роль в научном познании играют любознательность и любопытство

3. Какое место в научном познании занимает чувственное восприятие?

4. Как соотносятся в познании логика и интуиция?

5. Что такое наблюдательность и почему она необходима учёному?

6. Какие личные качества исследователя способствуют успешной научной деятельности?

7. Что такое научная гениальность?

8. На кие фазы делится научное исследование?

9. Что такое общенаучные методы исследования?

10. Что такое наблюдение, измерение, эксперимент? Каково основное правило эксперимента?

11. Возможно ли экспериментальное исследование в социально-гуманитарных науках?

12. Что такое научные факты? Откуда они берутся?

13. Как правильно обобщать научные факты?

14. Что такое научная гипотеза? В каких случаях она нужна, а в каких нет?

15. Какие вы знаете методы теоретического исследования? Что такое анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, формализация, дедукция, индукция, моделирование?

16. Как правильно планировать научное исследование?

17. Каковы стадии и этапы научного исследования?

18. В чём заключается роль научной проблемы? Как её обнаружить?

5. Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания.

 

Основные вопросы

1. Особенности гуманитарного знания и его отличие от естественнонаучного.

2. Проблематика языка, означивания и понимания.

3. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов.

4. Основные принципы феноменологии и феноменологического метода.

5. Структуралистские и постмодернистские методологии.

6. Гуманитарные исследования конца ХХ – начала ХIХ вв.

Содержание темы

 Понятие социально-гуманитарного знания. Особенности предмета гуманитарного знания: изменчивость, историчность, многозначность. Идея принципиального различия методологий гуманитарного и естественнонаучного знания. Проблематика языка, означивания и понимания. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов. Разработка герменевтики в качестве метода научного и философского познания Ф. Шлейермахером, В. Дильтеем и Х. -Г. Гадамером. Противопоставление методов «понимания» и «объяснения». Понятие «герменевтического круга». Основные принципы феноменологии Э. Гуссерля. Применение феноменологии в гуманитарном знании. Феноменологический метод Р. Ингардена в исследованиях искусства. Структуралистские и постмодернистские методологии. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Методологии Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко). Постструктурализм: поиск свободы от структур. Исследование социокультурных «маргиналий» как «репрессивных пространств» современной культуры, общества, политики. Принцип «деконструкции» (Ж. Деррида). Фрейдо-марксизм Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Структуралистские и постмодернистские исследования искусства литературы.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём особенности предмета социально-гуманитарного знания?

2. Какова роль человеческой свободы и произвола в формировании предмета социально-гуманитарного знания

3. Почему для исследования социально-гуманитарного предмета недостаточно общенаучных методов?

4. Какую роль в формировании предмета гуманитарного знания играет язык?

5. Что означает понятие «герменевтика»? Какую роль герменевтика играла в древности

6. Что такое «экзегетика»? Какую роль в развитии герменевтики сыграли христианские экзегеты?

7. Какую роль в развитие герменевтики как научного метода внесли Ф. Аст, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. -Г. Гадамер?

8. Что такое герменевтический круг и как он используется в науке?

9. Каковы основные принципы феноменологии Э. Гуссерля?

10. Что такое «феноменологическое эпохэ»? Как оно осуществляется?

11. Как в феноменологии осуществляется дескриптивный метод? Как какому результату он должен привести?

12. Как использовал феноменологический метод Р. Ингарден в своих исследованиях литературы, изобразительного искусства, музыки?

13. Каковы элементы метода, разработанного Р. Ингарденом для исследования стихотворения?

14. Когда и как появляются структуралистские методы исследования в гуманитарных науках? Каков был вклад Ф. де Соссюра?

15. Как развивается структуралистская методология в ХХ в.?

16. Что такое «хронотоп»? Как он используется в исследованиях литературы?

17. Какие методы были разработаны М. Фуко? Как они им применялись его социально-философских исследваниях?

18. Что означают понятия «произведение» и «текст» в исследованиях Р. Барта?

19. Что такое «деконструкция» и как её применял в качестве метода Ж. Деррида?

20. Какие методы применяли в своих исследованиях Ж. Делёз и Ф. Гваттари?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...