Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

специализация – Бренд-менеджмент в рекламе

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Учебно-методический комплекс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ»

 

 

дисциплина преподается для студентов, обучающихся по специальности: 032401.65 – Реклама

Специализация – Бренд-менеджмент в рекламе

 

 

КАФЕДРА БИЗНЕС ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ УМК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. Введение к рабочей программе

2. Содержание дисциплины

2.1. Выписка из государственных образовательных стандартов

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

3. Тематический план

3.1. Лекции

3.2. Практические (семинарские) занятия

3.3. Лабораторные занятия

 

4. Курсовое проектирование

 

5. Дополнительные Формы контроля и закрепления
знаний и навыков студентов

 

6. Самостоятельная работа студента

 

7. Учебно-методические материалы по дисциплине

7.1. Перечень основной и дополнительной литературы

7.2. Перечень демонстрационных материалов и технических средств
обеспечения освоения дисциплины

 

8. Протокол согласования рабочей программы

 

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

11.1. Структура и объем контрольной работы

11.2. Оформление контрольной работы

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

А. Образец оформления титульного листа

Б. Образец оформления оглавления

В. Образцы оформления списка использованной литературы

 

11. Перечень вопросов к экзамену (зачету)

12. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

 

 

Рабочая программа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ»

Для специальности

Реклама

Специализация – Бренд-менеджмент в рекламе

КАФЕДРА БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

 

План учебного процесса

Составляющие учебного процесса Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Объем работы студента, час. Всего      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Лабораторные занятия -   -
Практические занятия      
Самостоятельная работа      
Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра) Экзамен      
Зачет -   -
Контрольная работа -    
Курсовой проект (работа) -   -

 

Санкт-Петербург

Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) подготовки и на основании рабочего учебного
плана № 1/33 (2010 г.), № 3/69 (2010 г.)

 

 

Составитель кандидат филологических наук доцент Л.Н. Донина ____________

 

Рабочая программа принята на заседании кафедры «4» марта 2010г., протокол № 7

 

 

Зав. кафедрой бизнес-технологий К. И. Шарафадина __________________

 

СОГЛАСОВАНИЕ:

 

Институт Бизнес-коммуникаций_________________________________________________

 

Директор института проф. Э. М. Глинтерник ______________________________

 

 

Учебно-методический отдел _____________________________________________________

 

 

 

1. Введение к рабочей программе

1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного процесса

 

Предмет относится к числу общепрофессиональных дисциплин. Освоение основ формальной логики и теории аргументации является необходимым условием изучения всех последующих теоретических курсов программы обучения. Логически образованный человек мыслит точно, последовательно, доказательно. Логика формирует дисциплину мышления, обостряет критическую функцию ума, исключает бездоказательные, голословные утверждения.

Предусмотрен лекционный курс, практические занятия, публичные выступления, самостоятельная работа студентов, тестирование, консультации, контрольная работа (для студентов, обучающихся заочно). Итоговой формой контроля является экзамен, который проводится на дневном отделении в 4 семестре, на заочном отделении – в 5 семестре.

 

1.2. Цель преподаваемой дисциплины

 

Цель курса «Логика и теория аргументации» – формирование логической культуры студентов и подготовка к самостоятельному логическому анализу высказываний в профессиональной деятельности.

 

1.3. Задачи обучения

 

1) формирование навыков строгого и последовательного построения логического рассуждения (точное и уместное употребление терминов языка и понятий, умение аргументированно, строго и доказательно изложить мысль);

2) приобретение навыков логического анализа и оценки высказываний в структуре рассуждений и доказательств;

3) формирование основ логической культуры построения публичного выступления, ведения дискуссии;

4) общее знакомство с основными направлениями и методами логики и ее прикладным применением.

 

1.4. Требования к знаниям и умениям студентов

 

После освоения курса студент обязан овладеть следующими знаниями и навыками:

1) знать основы формальной логики: предмет и основные понятия логики как науки о законах познания;

2) знать основы теории доказательств и методологию аргументации;

3) уметь использовать доказательства как способ обоснования истинности суждений и умозаключений, применять в профессиональной коммуникации основные виды аргументов;

4) понимать необходимость учитывать логические, психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации;

5) уметь корректно, логически грамотно вести диспуты, полемику, дискуссии;

6) иметь навык анализа и коррекции логической структуры собственного и чужого высказывания.

 

 

2. Содержание дисциплины

 

2.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

Предмет значения логики; мышление и язык; логический анализ естественного языка; классическая логика высказываний и предикатов; силлогистика; основные типы неклассических логик; правдоподобные рассуждения; учение о понятии; определения; обоснование утверждений в беседе, полемике, учебном процессе; аргументация и доказательство; критика и опровержение; стратегия и тактика аргументации и критики; логическое требование к аргументации; психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации.

 

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

 

Наименование и содержание тем Объем выделяемого времени, час.
Тема 1 Введение в курс «Логика и теория аргументации» Предмет значения логики. Современные научные представления о законах мышления. Из истории логики. Особенности отражения мира посредством абстрактного мышления. Обзор научной и учебной литературы по предмету.    
Тема 2 Основные законы логики Законы логики как необходимые условия построения мыслей, содействующие правильному ходу познающего мышления. Основные логические законы. Закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Их познавательное и практическое значение.    
Тема 3 Учение о понятии Мышление и язык; логический анализ естественного языка; определения. Понятие как логическая форма научного познания. Языковые формы выражения понятия: понятия и термины. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Логические отношения между понятиями по содержанию: сравнимые и несравнимые понятия. Логические отношения между понятиями по объему: равнозначность и несовместимость понятий, включение и пересечение понятий, противоречивость и противоположность понятий. Правила построения определения. Логические ошибки в определениях. Деление понятий. Классификация как специальный вид операции деления.    
Тема 4 Суждение Классическая логика высказываний и предикатов; силлогистика. Суждение и высказывание. Простые и сложные суждения. Основные виды простых суждений: атрибутивные, реляционные, категорические суждения. Классификация категорических суждений по качеству и количеству. Основные виды сложных суждений: отрицательные, разделительные, соединительные и условные суждения. Дескриптивные (описательные) и модальные (предписывающие) суждения. Понятия формализованного языка, предназначенного для целей логического исследования. Логические условия истинности высказываний. Основные типы неклассических логик. Логические отношения между суждениями. Виды логических отношений между простыми категорическими суждениями: подчинение, контрадикторность, контрарность, субконтрарность. Метод определения логических отношений между простыми категорическими суждениями на логическом квадрате.    
Тема 5 Умозаключение Основные типы неклассических логик; правдоподобные рассуждения. Доказательные и правдоподобные умозаключения: дедуктивные, индуктивные традуктивные рассуждения. Научная теория как результат структурирования знания в форме доказательных рассуждений. Проблема объяснения в научной теории: научное доказательство, научная гипотеза. Логическая корректность рассуждений. Основные элементы структуры рассуждения: посылки, заключение, отношение логического следования. Логическое следование заключения из посылок в доказательных и правдоподобных рассуждениях.    
Тема 6 Логические основы теории аргументации. Обоснование утверждений в беседе, полемике, учебном процессе; аргументация и доказательство; критика и опровержение; стратегия и тактика аргументации и критики; логическое требование к аргументации; психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации. Виды диалогового общения в профессиональной деятельности, связанной с социально-культурным сервисом и туризмом: спор, дискуссия, полемика, прения др.      
Тема 7 Заключение. Итоговый предметный тезаурус курса Логика и методология науки. Рефлексия и способы развития логического мышления специалиста. Преимущества логического мышления в коммуникативных ситуациях, требующих доказывания своей точки зрения, перед риторическим мышлением, служащим для убеждения собеседника в правоте.    
Всего:  

3. Тематический план

 

3.1. Лекции

Номера изучаемых тем Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
            0,5
             
             
             
            1,5
             
             
Всего:            

 

3.2. Практические (семинарские) занятия

Номера изучаемых тем Наименование практических занятий Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
  Предмет логики. Мышление и язык. Основные законы логики.             0,5
  Начальный тезаурус курса. Формальный язык логики. Понятие.             1,5
  Суждение.              
  Умозаключение.             1,5
  Теория аргументации.              
  Итоговый предметный тезаурус курса.             0,5
Всего:              

 

3.3. Лабораторные занятия не предусмотрены

3.4. Контрольная работа

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Роль дедукции в аргументации и критике.

2. Обобщающая индукция в процессах аргументации.

3. Аналогия в аргументации.

4. Логический анализ понятий в аргументативных процессах.

5. Роль определений в аргументации.

6. Деление и классификация в процессах аргументации.

7. Аргументация и критика как средство убеждения.

8. Уловки, применяемые в дискуссиях, и способы противодействия уловкам.

9. Стратегии и тактики аргументации и критики.

10. Психологические приемы аргументации и критики.

11. Общеметодологические приемы аргументации и критики.

12. Риторические приемы аргументации и критики.

13. Значение теории аргументации для специалистов по бизнес-коммуникациям.

14. Логические и нелогические факторы формирования убеждений.

15. Психологические аспекты аргументативно-коммуникативных процессов.

16. Моделирование, как способ познания действительности.

17. Логика научного познания.

18. Сложные высказывания и логические союзы.

19. Распределенность терминов в простых категорических высказываниях.

20. Логические операции с именами.

4. Курсовое проектирование

Не предусмотрено

 

5. Дополнительные Формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов

 

Номера тем, по которым проводится контроль Форма контроля знаний Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Колич. Номер семестра Колич. Номер семестра Колич.
1, 2 опрос            
3, 4, 5 решение задач            
2, 6 эссе        
  тест            

 

 

6. Самостоятельная работа студента

 

Виды самостоятельной работы студента Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
Усвоение теоретического материала по дисциплине            
Подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям            
Выполнение домашних заданий            
Подготовка к зачетам и экзаменам            
Выполнение контрольной работы        
Выполнение учебно- или научно- исследовательских работ        
Всего:            
Доля самостоятельной работы студента в % от общего объема работы              

 

7. Учебно-методические материалы по дисциплине

7.1. Перечень основной и дополнительной литературы

а) основная литература

1. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: элементарный курс: учеб. пособие / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2007. – 220 с.

2..

3. Афанасьева О.В. Логика: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2008. – 272 с.

4. Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007.

5. Гетманова А.Д. Логика. Углубленный курс: учеб. пособие / А.Д. Гетманова. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2008. – 192 с.

6. Дорошин И.А. Логика: учеб. пособие / И.А. Дорошин. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.

7. Егоров А.В. Логика: учеб. пособие / А.В. Егоров, Ю.А Грибер. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.

8. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007.

9. Ивлев Ю.В. Логика: учеб. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 304 с.

10. Ивлева М.И. Логика: учеб. пособие / М.И. Ивлева. – 2-е изд. – М.: Маркет ДС, 2008. – 192 с.

11. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учеб. пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина / под ред. В.И. Кириллова. – 6-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 184 с.

12. Кобзарь В.И. Логика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.И. Кобзарь. – М.: Проспект, 2009. – 160 с.

13. Логика. Экзаменационные ответы. – М.: Ответ, 2008. – 48 с.

14. Маслов Н.А. Логика: учебник / Н.А. Маслов. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 413 с.

15. Светлов В.А. Логика: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.

 

б) дополнительная литература

1. Никифоров А.Л. Логика и теория аргументации. – М.: Изд. УРАО, 2003.

2. Азимов К.А. Шпаргалки по логике / К.А. Азимов, А.С. Корчагина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 32 с.

3. Ненашев М.И. Введение в логику: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 352 с.

4. Чуешов В.И. Основы современной логики: учеб. пособие / В.И. Чуешов. – Мн.: Новое знание, 2003. – 207 с.

5. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005

 

7.2. Перечень демонстрационных материалов и технических средств обеспечения освоения дисциплины

Раздаточный материал с текстами логических задач. Словари.

Проектор, выход в Интернет

 

8. Протокол согласования рабочей программы

 

Наименование дисциплин, изучение которых базируется на знаниях студентов по данной дисциплине Наименование кафедр, обеспечивающих учебный процесс по указанным в ст. 1 дисциплинам Предложения и замечания по содержанию рабочей программы   Зав. кафедрой, указанной в ст. 2 (ФИО, подпись, дата)
       
бизнес-риторика   бизнес-технологий   Шарафадина К.И.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА     РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   ГЛИНТЕРНИК Э.М.

 

9. Методические указания по контрольной работе

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу. Работа выполняется письменно, предоставляется в распечатанном виде на кафедру до начала зимней сессии.

 

9.1. Структура и объем курсовой работы (контрольного задания)

 

Содержаниеработы должно точно соответствовать избранной теме и раскрывать ее.

Рекомендуется следующая структура работы:

- введение (2 – 3 стр.);

- основная часть (2 - 3 главы, в каждой главе 2 – 3 смысловых части);

- заключение (2 – 3 стр.);

- список использованной литературы.

- приложение (при необходимости).

1. Во введении определяются актуальность и состояние вопроса, дается кратко общая характеристика темы, цель и задачи работы, приводится обзор литературы по избранной теме.

2. Основная часть в развернутой форме раскрывает непосредственно тему письменной работы.

3. Заключение должно содержать краткие обобщающие выводы по рассматриваемому вопросу.

4. Список литературы должен включать все источники, проработанные в процессе написания письменной работы (приблизительно 5-10 наименований для контрольной работы). При использовании Internet-ресурсов нужно полностью указать автора и название статьи, адрес сайта

9.2 Оформление контрольной работы

В сданной работе должен быть титульный лист и оглавление

Письменная работа должна быть написана грамотно, аккуратно, иметь поля и нумерацию страниц. Компьютерный набор текста должен соответствовать следующим требованиям:

поля: левое – 3 см, правое -2, верхнее – 2, нижнее – 3. на странице должно быть 29 – 35 строк, 60 – 65 знаков в строке, 1800 – 2200 знаков с пробелами на странице. Шрифт: 12 – 14 кегль, междустрочный пробел – полуторный или двойной, в зависимости от шрифта.

Титульный лист, оглавление и первая страница не нумеруются, нумерация страниц начинается со второй страницы введения (следовательно, с учетом предыдущих ненумерованных страниц открывается цифрой 4). Особое внимание нужно обратить на оформление списка использованной литературы (по общепринятым правилам библиографии) и оформление цитат в тексте. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник с указанием автора, выходных данных книги или периодического издания и номера страницы. Примечания и сноски располагаются постранично или в конце работы.

Список литературыдается в алфавитном порядке, представляет собой перечень всех источников, проработанных в процессе написания письменной работы Иностранная литература помещается в конце общего списка.

В качестве иллюстраций могут быть приложены чертежи, планы, схемы, зарисовки, фотографии, ксерокопии (нельзя использовать иллюстрации, вырезанные из книг).

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

 

 

 

 

Перечень вопросов к экзамену

 

по дисциплине «ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ»

Для специальности

Реклама

специализация – Бренд-менеджмент в рекламе

Кафедра бизнес-технологий

 

 

форма контроля - экзамен

семестр - 4 (дневное)

5 (заочное)

 

 

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Логика и теория аргументации»

I. Логика

1. Логика как наука. Основные этапы в развитии логики. Значение логической культуры в профессиональной деятельности.

2. Предмет науки логики. Объективная истинность и формальная правильность мышления. Понятие логической формы и логического следования.

3. Познание как процесс отражения объективного мира. Особенности мышления. Абстрактное мышление и его формы (понятие, суждение, умозаключение).4. Мышление и язык. Логический анализ естественного языка.

5. Основные и частные законы классической логики. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

6. Виды рассуждений с правдоподобным следованием.

7. Учение о понятии. Понятие как форма мышления. Логические приемы образования понятий (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение).8. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.9. Виды понятий.10. Отношения между понятиями.11. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Правила деления. Ошибки в делении.12. Определение (дефиниция) понятия. Виды определения. Приемы, заменяющие определения (сравнение, описание, характеристика). Правила явного определения. Ошибки в определении.13. Операции с классами (объемами понятий): объединение, пересечение, вычитание, дополнение.14. Классификация и ее виды.15. Характеристика суждения. Суждение и предложение.16. Объединенная классификация простых категорических суждений по качеству и количеству.17. Простые суждения. Атрибутивные суждения, суждения с отношениями и суждения существования.

18. Простое атрибутивное суждение, его логический состав.

19. Классификация категорических суждений по количеству и качеству.

20. Сложное суждение и его виды (конъюнктивные, дизъюнктивные, условные, эквивалентные суждения).21. Логические отношения между суждениями.22. Вопрос: логическая структура и виды. Правила постановки вопросов. Сущность и виды ответов.

23. Умозаключение как форма мышления. Дедукция, индукция и аналогия.

24. Непосредственные умозаключения, полученные посредством превращения, обращения, противопоставления.

25. Традиционная силлогистика и ее семантика.

26. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Сокращенный силлогизм (энтимема).27. Фигуры и модусы категорического силлогизма.28. Дедуктивное, индуктивное, традуктивное умозаключение.29. Общая характеристика индуктивного умозаключения. Полная индукция. Неполная индукция и ее виды. Индуктивные методы установления причинных связей.30. Традуктивное умозаключение и его виды. Условия состоятельности выводов по аналогии.

 

 

II. Теория аргументации

1. Понятие, состав и виды аргументации и критики.2. Способы обоснования утверждений в беседе, полемике, учебном процессе.3. Аргументация как процесс познания.4. Тезис аргументации.5. Аргумент.6. Форма аргументации.7. Аргументация и доказательство.8. Виды недоказательных аргументаций.9. Прямой и косвенный виды аргументации.

10. Критика и опровержение.

11. Основные стратегии аргументации и критики.12. Тактика аргументации и критики.13. Приемы аргументации и критики (общеметодологические, логические, психологические, риторические, физиологические, физические).14. Общеметодологические тактические приемы аргументации («оттягивание возражения», «сокрытие тезиса», «затягивание спора», «разделяй и властвуй», «переложить бремя доказывания на оппонента» («истина в молчании»), «кунктация», «хаотичная речь», «уловка Фомы», «игнорирование интеллектуалов», «простая речь»)

15. Понятие о споре. Условия рационального спора.

16. Виды споров по их цели.17. Дискуссия, полемика, диспут.

18. Поля аргументации. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.

19. Множественная, сочинительная и подчинительная аргументации.

20. Диалектические и эристические споры. Термины, называющие субъектов споров.

21. Эристика как логическая система знаний о правилах полемики и спора. Общие требования к спору.

22. Софизм и паралогизм.

23. Правила аргументации и критики по отношению к тезису. Возможные ошибки.

24. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки.

25. Разновидности ошибки «необоснованный аргумент».

26. Правила аргументации и критики по отношению к форме обоснования тезиса. Возможные ошибки.

27. Приемы и уловки, применяемые в эристическом споре. Способы их нейтрализации.

28. Вопросно-ответный комплекс и его роль в аргументативном дискурсе.

29. Энтимема и ее роль в аргументации.

30. Психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации.

 

III. Задачи

1.

Проанализируйте «Рассуждение Лейбница». Найдите тезис и аргументы, определите форму аргументации. Доказательная или недоказательная аргументация представлена в рассуждении? Определите ее вид.

Если идея Бога является врожденной, то Бога должны почитать выше всякого другого предмета. Бога почитают выше всякого другого предмета. Следовательно, идея Бога является врожденной.

 

2.

Проанализируйте «Рассуждение Шпенглера». Найдите тезис и аргументы, определите форму аргументации. Доказательная или недоказательная аргументация представлена в рассуждении? Определите ее вид.

Поскольку живые организмы проходят в своем развитии ступени рождения, расцвета, упадка и гибели, постольку и общество в своем развитии проходит те же ступени.

 

3.

Проанализируйте рассуждение «О буридановом осле». Найдите тезис и аргументы, определите форму аргументации. Прямая или косвенная аргументация представлена в рассуждении? Определите ее вид.

Осел находится между двумя одинаково удаленными от него охапками сена одинакового качества и одинаковой величины. Если бы он не обладал свободой воли, то умер бы от голода, не отдав предпочтения ни одной из этих охапок сена, поскольку оснований для того, чтобы отдать предпочтение одной из них, нет. Следовательно, поскольку на практике, в чем, по крайней мере, есть убежденность, в таких случаях ослы не умирают, они обладают свободой воли. Значит, свобода воли существует.

 

4.

Проанализируйте диалог из рассказа В. Шукшина «Срезал». Определите вид спора, подберите термины для обозначения его субъектов, оцените стратегию и тактику аргументации и критики.

– В какой области проявляете себя? – спросил Глеб.

– Где я работаю, что ли? – не понял кандидат.

– Да.

– На филфаке.

– Философия?

– Не совсем… Ну, можно и так сказать.

– Необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была философия. – Ну, и как насчет первичности?

– Какой первичности?

– Первичности духа и материи. – Глеб бросил перчатку. Кандидат поднял перчатку.

– Как всегда. Материя первична…

– А дух?

– А дух – потом. А что?

– Как сейчас философия определяет понятие невесомости?

– Как всегда определяла.

– Но явление-то открыто недавно. Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определяет это так, стратегическая философия – иначе…

– Да нет такой философии – стратегической!

– Но есть диалектика природы. А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов?

– Давайте установим, – серьезно заметил кандидат, о чем мы говорим.

– Хорошо. Второй вопрос: как Вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?

– Да нет такой проблемы!

– Ну, на нет и суда нет! Баба с возу – коню легче. Проблемы нету, а эти… – Глеб что-то показал руками замысловатое, – танцуют, звенят бубенчиками… Да? Но при желании… Глеб повторил: – При желании их как бы нету. Хорошо. Еще один вопрос. Как Вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?

– Послушайте!..

– Да мы уж послушали! Имели, так сказать, удовольствие.

 

5.

Проанализируйте «софизм Эватла» с точки зрения теории аргументации.

Эватл обучался и Протагора искусству спора. По соглашению между учителем и учеником Эватл должен был оплатить свое обучение после первого выигранного им судебного процесса. После окончания обучения прошел год. В течение этого года Эватл не участвовал в судебных процессах. Протагор стал проявлять нетерпение. Он предложил Эватлу внести плату за обучение. Эватл отказался. Тогда Протагор сказал: «Если ты не внесешь плату, то я обращусь в суд. Если суд вынесет решение, что ты должен платить, то ты оплатишь обучение по решению суда. Если суд вынесет решение «не платить», то ты выиграешь свой первый процесс и оплатишь обучение по договору». Поскольку Эватл уже овладел искусством спора, он так возразил Протагору: «Ты не прав, учитель. Если суд вынесет решение «не платить», то я не буду платить по решению суда. Если же вынесет решение «платить», то я проигрываю процесс, и не буду платить по договору».

 

6.

Определите, содержится ли какая-либо логическая ошибка в утверждении Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

 

7.

Определите, какое правило по отношению к аргументам нарушено.

После революции в сибирской деревне комиссар в кожаной куртке вел беседу: «Бога нет, а человек произошел от обезьяны». Крестьяне сказали: «Докажи, что человек произошел от обезьяны». Комиссар ответил: «Месяц назад на Кавказе обезьяна родила человека». Крестьяне поверили. Они привыкли верить друг другу.

 

8.

Определите, в каком виде спора возможен аргумент, использование которого привело к поражению сенатора от штата Флорида К. Пеппера на очередных выборах. Какое правило по отношению к тезису было нарушено? Как назвать субъектов спора?

«… всё ФБР и каждый член конгресса знают, что Клод Пеппер – бесстыдный экстраверт. Более того, есть основания считать, что он практикует непотизм по отношению к свояченице, сестра его была феспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и этому трудно поверить, хорошо известно, что до женитьбы Пеппер практиковал целибат».

(Экстраверт – общительный человек.

Непотизм – покровительство родственникам.

Феспианка – поклонница драматического искусства.

Целибат – безбрачие.).

 

9.

Определите, нарушаются ли правила аргументации в интервью из книги И. Мейтленда «Возникновение человека: недостающее звено» (М., 1977, с. 84-85).

Вопрос. Значит, древнейшие гоминиды пользовались орудиями?

Ответ. Мы предполагаем, что да. У них, как у шимпанзе, была такая потенциальная способность, и они сохранили ее, покинув лес.

Вопрос. Но что стимулировало ее развитие?

Ответ. На открытой местности им требовались орудия, чтобы защищаться от врагов.

Вопрос. А почему?

Ответ. Потому что клыки у них были небольшими.

Вопрос. А почему клыки у них были небольшими?

Ответ. Потому что большие клыки им уже не были нужны. Они овладевали прямохождением, а это давало им успешнее защищаться, и большие клыки утратили свое значение как средство защиты.

 

10.

Какой совет по поводу спора можно было бы дать в ситуации, приведенной А.А. Ивиным в книге «Искусство правильно мыслить» (М., 1986, с.215)?

– Послушайте, – обратился авиапассажир к своему соседу, – неужели Вы не замечаете, что читаете газету вверх ногами?

– Конечно, замечаю, – огрызнулся тот. Что Вы думаете, легко так читать?

 

11.

Проанализируйте аргументацию купающихся юношей. Установите, кого инспектор заподозрил в том, что они преступники, и на чем основано его подозрение.

Был жаркий летний день. Инспектор Варнике и его помощники, преследуя преступников, пересекли небольшой перелесок и у быстрой реки наткнулись на троих купающихся.

– Послушайте! – крикнул инспектор Варнике. – Мы ищем парня вашего возраста. Он должен быть где-то здесь, поблизости. Вы его не видели?

Юноши молча переглянулись. Потом один из них сказал:

– Несколько минут назад сюда действительно прибежал какой-то парень. Как раз здесь он бросился в воду. Смотрите, вон он на той стороне, как раз напротив, выходит из воды. Торопите

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...