Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Золотой век (44г. До н.э. До 14 г. н.э.)

Перестройка в империю - «принципат»(ранняяю римская империя Августа)

время создания лучших классических произведени римской литературы. Хорошая степень сохранности (от Горация сохранились все произведения). Тенденции связаны с предыдущим периодом — кризисом, гражданскими войнами. Изменился сам облик римского гражданина — он пересталдмать об общественном благе. Постоянные рассуждения о о том, что рим чуть не погиб. Тема возрождения нового Рима благодоря спасителю, который смог поставить личные интересы за общественными — Октавиану Августу. Появилась надежда на возрождение римской республики. Авторы говорят об Августе как о спасители, о человеке, при котором снова наступит золотой век.

Новый этап развития римской поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий. Создание жанра римской любовной элегии. В прозе — новое направление римской исторической прозы: художественно-дидактическая историография, связанная с именем Тита Ливия.

Делится на два направления: научное(греческий историк Полибий), художественно-дидактичекое. Впоследствии историки придерживаются какого-либо из двух направлений или совмещают их. В риторике кончается политическое красноречие. Расцветает торжественное красноречие. В основном получит развитие в вид декламации. Особо популярны свазории и контраверсии. От этого периода сохранились сочинения Луция Аннаке Синека Старшего. Кризис переживает драма и театр. Появилась проблема возродить этот жанр. Театр пойдет по пути развлечения, господствуют жанры, которые раньше считали низшими. Господствует пантомима. Проблема театра и драмы не была решена. В золотой век происходит возврат к греческой классике и Гомеру.. В золотой век появляются творческие литературные кружки. Самые известные: официальный, покровителем был друг Августа — Гай Меценат. В творчестве этого кружка основные темы: вторичный золотой век, спаситель Рима Август использует для своей пропаганды. Вергилий, Гораций, Проперций, Тит Ливий, Варий Руф (историк), Мелисс (комедиограф) входили в этот кружок. Полуофициальный кружок возглавлял Гай Азили Поллион. Его произведения плохо сохранились. С его именем связывалось появление первой общественной библиотеки. Рецитации — новое явление, публичное выступление поэтов и ораторов на широкую аудиторию, зачитывали фрагменты произведений или импровизировали, а затем обсуждали это между собой. Третий кружок возглавлял Марк Валерий Месалла не был официальным. В него входили поэты молодого поколения. Многие из них канули в лету. Овидий единственный оставил свое имя в истории. В политике сложно отражается политическая ситуация: все говорят про республику, но создается империю. Многие авторы со временем разочаровываются, что ведет к изменению тематики.

(70-19гг) - Публий Вергилий Марон. Любимец Августа, поэто получил титул лучшего поэта Рима еще при жизни. Был родом из северной Италии, родился в небольшом городке. Отец был богатым землевладельцем, получил хорошее образование, в конце 50х переезжает в Рим. Увлекается филосоыией, карьера ритора у него не задалась. Попал под влияние движения неотериков. Ранние произведения написаны под влиянием поэзии малых форм. В конце жизни Вергилий хотел заняться медициной и философией, а поэзию бросить. С его смертью становится популярно Лукреций «О природе вещей» посмертно. Вергилий стал современников гравных событий гражданских войн. Подлинную славу составили сборник букколик, поэта «Георгики» и «Энеида». Буколлики 41-39 гг. «Лучше меньше но лучше» деви неотериков. Были написаны сразу после убийства Цезаря. Вергилий обращается к творчеству Феокрита. Создаем подражание им. В сборник входило 10 стихотворений: эклоги и идиллии. Здесь впервые использован прием — под четными именами написано в стихах, нечетными — диалогами. Буколики трактуются в рамках римской литературы. У Феокрита множество подробных описаний природы Аркадии, Вергилий описывал смесь прочитанного у Феокрита, перемешивая это с его родным пейзажем. Это ревращается в некую мифическую страну. В своих описаниях Вергилий все больше и больше отходит от реальности. Везде встречается упоминание гибельности гражданских войн. В одно из идиллий Вергилий намекает на брачный союз, который должен скрепить мир. Есть несколько теорий на этот счет. У представителей христианских общин это было ожиданием явления Христа. В букколиках Вергилий пишет о теме золотого века, где есть заимствования: пять веков Гесиода, без героического века. Начиная с Вергилия, идет новая трактовка золотого века. У Вергилия ненавязчиво проходит характеристика людей золотого века как поколения великих воинов. У Гесиода — общая картина регресса. У Вергилия — описание веков как цикл. Золотой век — прошлое, затем идет железный, а потом снова золотой. Букколики принесли громкую слову, именно поэтому на него обратил внимание Меценат. Через несколько лет Вергилий пишет «Георгики», завершат ее в 9ом году. Вергили обращается к Гесиоду, использует дидактический эпос, она состоит из описаний. Вергилий пытается через ельское хозяйство переосмыслить политически процессы. Все заканчивается оптимистично — выводится новый рой пчел. Делится на 4 части: первая и третья посвящена земледелию и скотоводству, мрачные, заканчиваются мором, голодом, смертью скота (гибельность гражданских воин) 2 и 4 оптимистичны — садоводство и пчеловодство, красивые описания, зарождение новой жизни. В вступлении к 3 части Вергилий говорит об «Энеиде», которая была начата сразу после «Георгик».

Буколики Золотой век

В 4 эклоге появляется эта тема: пророчество, что золотой век впереди (тема цикличности прошлого и будущего).

Александриский стиль: внимание к внутренним переживаниям, множество отсылок к востоку (пятая эклогия), тема побега от реальности, действии в Архадии, мифологические сюжеты(толкование мифа Дафнисе).

Первая идиллия Феокрита — эклога Вергилия: появляется двойственная форма, Дафнис умирает, но возрождается и обожествляется, природа радуется этому. Образ обратной картины мира: остановка времени.

Общий настрой буколик: смешение политических мировоззрений и александрийского стиля. Вергилий вкладывает свои политически идеи, концепцию стоиков. Вергилий выводит фигуру пастуха как абсолютного такого же человека, способного на собственные переживания.

Энеида

Эней и Дидона — Рим и Карфаген.

Еврипид, Александрийский стиль, Гомер! и ранние римские исторические эпосы (Эния и Невия, пуническая война, которые начинались с мифа об основании города.

Каждая песня имеет законченную композицию. Вергилий после написания Энеиды слегка разочаровался в политике Августа, так как все понимали, что республика не бдет восстановлена. Вергили отправляется в птешствие, повторяя путь своих героев, но погибает в дороге. Поэма быа издана после его смерти, он не успел ее отредактировать. Именно поэтому существует несколько неточностей. Вергилий выбирает сюжет о основании Рима, так как предполагалось, что хочется исторический эпос. Но Вергилий выбирает мифологический сюжет, который как раз полностью сформировался в это время. Август вел свое происхождение от Аскания Юла. Эней спасает троянцев и восстанавливает новое царство, в образе угадывалс образ августа, как снапителя Рима от гражданских войн. Эпос опять упоминает золотой век (цикл прошел, но золотой век повториться — золотой век наступает — золотой век наступает с правлением Августа).

1-6 книга — Одиссея

7-12 — Илиада

В Энеиде, Буколиках и Георгиках используется чередование — в четных книгах действие идет динамично, в нечетных — более расслабленно. В Энеиде практически все гомеровские эпизоды изменены и политизированы, глобально — победа над Карфагеном. Также на многие эпизоды влияние оказала трагедия (судьба Дидоны). Александрийский стиль (подробности, описания) + ранний римский исторический эпос (многие эпизоды битвы с латинами из поэм Невия и Эния). Основная тема — судьбы, предзнаменования. Эней — человек судьбы/долга, отличающийся т гомеровского героя. В нем видны черты римского гражданина, для него самое важное — долг перед страной и обществом. Эта тема была популярна и в литературе поздней республике. Тема «римские граждане думают больше о личном блге» - в противовес образ Августа — Энея. Поэму ждали почти 10 лет. Ее в первую очередь сравнивали с гомеровским эпосом, поэтому Вергили занял примерно это же место. В серебряном веке начинается новый этап развития эпической поэзии, но большая часть поэтов будут подражать Вергилию. Вергилий не потерял влияние даже в средние века. «Спор старых новых» - Гомер против Вергилия. После его смерти место занял поэт Квит Гораций 65-8 гг. Родился в современнной Венеции, сын богатого вольноотпущенника. В Риме он получает блестящее образоание. Он едет в Грецию для завершения своего образования и изучения философии. В 40х годах был убит Цезарь. Горация в Риме в тот момент никто не знал, за его воззрения его не казнили. Первое время он был адвокатом, а потом — обратил на себя внимание Мецената, с которым дружив впоследствии, пользовался расположением Августа. Однако его жизненная философия была сформирована после случая, когда он чудом избежал смерти. Поэтому он держался на расстоянии от сильных мира сего. В 35м году он получил в подарок от Мецената огромное имение, куда он сразу же переехал. Гораций никогда не рвался к должностям и богатствам. До наших дней сохранились почти ВСЕ произведения Горация. До нас даже дошли сборники, в которох сохранена композиция Горация. «Эподы» - 31-30гг, обращение к греческим ямбам, это политическая поэма. Рассуждения о гражданских воинах, о золотом веке. В то же время появляются рассуждения об алчности и тщеславии отдельных людей. После Эподов Гораций обращается к популярному в позднюю республику сатирам. Ему пренадлежат две книги сатир. Это первы сборник сатир, дошедший целиком. Первый сборник насинается с обращения к Гаю Луцилию. После Горация такое обращение в сатире становится обязательным. Гораций формирет свою философию «золотой середины», он говорит, что именно в этом истинное счастье: человек должен довольствоваться тем немногим, что у него есть в жизни, как источником внутренней независимости. Гораций говорит, что человеку не нужны богатства, карьера и т. д., так как человек попадает в зависимость от сильных мира сего. Гораций говорит, что это все не так важно, он развенчиввет алчность. Объекты сатир — абстрактные персонажи, на личности не переходил, а рассуждал о человеческом харатере в общем. Часто он в погоне за «счастьем» обретает тщеславие, алчность и корыстолюбие. Многие сатиры написаны в форме бемеды (гречесое вниманеи), мнго сравнений, примеров из жизни, много рассуждений о челоеческих недостатках, часта вплетает в то рассказ о себе. Повествовательная форма, описания. «Кармины» - четыре книги оды. Основная тема — государство и его интересы. Они написаны алкеевой строфой + греческое влияние — первое и последнее стихотворение содержат равное колво стихов и созвучны по теме. Общая тема — гражданские войны. Гораций постоянно обращается к старым временам. Гораций вставляет много рассуждений от первого лица.
«Памятник» и тема золотой середины «К Лефканое?» - там он пишет, что человек не знает, сколько он проживет. В одах много образщений с конкретными лицами. Многие оды обращены к Меценату. Любовная и застольная лирика — подражание греческим поэтам, Анакреонту, поэзии легких увлечений. Гораций предпочитает наблюдать за чувствами со стороны, рассждает об этом с иронией. Гораций воспевает скромного Вакха. Последнее собрание - «Эпистолы». Две книги посланий, написаны в 20е годы — 20 писем гекзаметром. Здесь мы узнаем о личности его, плюс раскрывает уховный мир интеллектуальной элиты. В последних посланиях он затрагивает современную римскую литературу. Првое письмо адресовано Августу, он говорит на тему политики Августа в литературе. Второе письмо обращено к другу и посвещено дилетантизму. Третье — Луцию Бизону и его сыновьям. В средневековье это послание стали рассматривать как отдельны трактат - «Наука поэзии». Условно выделяется три проблемы — поэзия, личность поэта, вопрос драмы. Гораций говорит о том, что греческие образцы не нужно бросать, но в то же время и содавать оригинальные произведения. «Лучше меньше, но лучше». О драме — это один из оновных вопросов золотого века, инетерс восстановить не удалось, публика приниает тольок ателлану, мим и пантамиму. Гораций пишет про драму: роль хора, актеров, важность композиции. Личность поэта: мудрец и учитель жизни, главное для поэта — изучать жизнь. Только это поможет ему создать совершенное произведение. Дар или Науки? Гений природный должны быть с наукой в согласии взаимном. Три задаи поэта: радовать слушателя, учить и наставлять, волновать. Гораций был поэтом элиты, в отличие от Вергилия.

Новое поколение молодых поэтов, которым не сильно интересна официальная тематика. Неофициально они не писали на предложенную Меценатом тему. Они ушли в жанр римской любовной элегии (самостоятельный жанр) повлияло: ранняя греческая лирика + александрийский стиль + поэзия Катулла. Для элегии вырабатывается набор штампов, которые и формируют жанр: прием псевдонима возлюбленной, любовь — смысл жизни, сравнить любимую с мифологической героиней, главный геро — влюбленный и бедный поэт, сравнение любви с войной, рабством, бзумием, ложные клятвы возлюбленных, женская алчноть, образ сводни, богатый соперник, тема золотого века, боги — Венера и Амур, проклятие(поэт просит бросить богча, стоит и проклинает ее и ее дверь).

Корнелий Галл — получил должность префекта Египта, приближенный Августа. Августу донесли, что он сошел с ума и непочтительно о нем отзывается. В тюрме он покончил с собой. 4 книги его элегий были уничтожены и его имя можно увидеть в буколике Вергилия, одах Горация.

Альбий Тибулл — происходил из римских всадников. В Рим переехал, входил в кружок Месаллы. 2 книги элегий, названия - «к Делии», состоит из 10 элегий. Наиболее трогательная и сентиментальная. Чувствуется влияние элегий Феокрита. Идеальная любовь — споконая, тихая жизнь с возлюбленной в деревне. Делия бросает поэта и уходит к богатому поклоннику. Тибулл просит вернуться, снова говорит, что хочет посвятиь ей своюжизн. Упоминает ряд «советов» как обманывать своего богатого поклонника и сбегать к нему на свидания. Овидий развивает эту тему. Делия в итоге находит более богатого и последняя элегия Тибулла обращена к первому сопернику. «к Нимизиде» - общие места, описание красоты, Тибулл рвется в деревню. Однако первая элеги посвящена римскому празднику. История повторяется. Но Нимизида возвращается к Тибуллу, но поэт этому не рад, так как она требует соответствующий уровень жизни. У Тибулла практически нет основных богов пантеона, но упоминаются боги Венера и Амур. Аполлон упоминается как покровитель поэзии. Некоторые элегии переплетаются с элегиями Мимнерма.: неизбежность смерти, больше описаний любовных траданий. Тема любви идет параллельно теме смерти.

Проперций — входил в кружок Вергилия и Горация, был членом кружка Мецената. Говорил, что Август навязывает ему написание большой эпопеи, но он не является эпическим поэтом. Проперций будет поклонником антикварной поэзии, в которой описывается история римских культов, обрядов, обычаев. 4 сборника элегий, два первых — любовные. 3 — переход, а 4 -антикварная поэзия. Первая книга — самая лиричная «Кинфия». Проперций упоминает о ее хорошем образовании, у нее множество талантов, есь индивидуальные черты. Идеальная любовь может существовать только на фоне сильных эмоций. «Истинная любовь не знает меры». Ревность — признак истинной любви. Одна из элегий написана в духе александрийского стиля. Проперций — поэт городской культуры,с большой любовью описывает Рим. У него в большей степени развивается тема падения нравов. Проперций также дает советы, однако более циничные. Они постоянно друг другу изменяют, но воссоединяются. Каждый поэт по-разному трактовал устоявшиеся образы. Проклятие двери — у Проперция есть элегия, написанная от имени двери. В конце Проперций желает одинокой старости своей возлюбленной

Публий Овидий — родом из знатного рода, получил хорошее образование. Пытался делать политическую карьеру. Его молодые годы прошли в окружении золотой молодежи, начинает карьеру с популярного жанра элегий. «Аморес» - три книги, в которых поэт подражает основным темам жанра и большую часть элеги посвящает Карине. В каждой книге есть некоторое введение — об Амуре, о славе. Впервые соединяет и любовное чувство, и ироническую оценку. Ирония была перенесена и на тему золотого века. Предлагает иную трактовку — в одной жлегии он описывает золото век как эпоху дикости, а в другой — дает связывает эту тему с любовной, он говорит «наше время можно назвать золотым веком, ведь даж любовь покупаетя за золото», приводит в пример сюжет о Юпитере и Данае. «Героиды» - следующи сборник. Это сборник поэтических посланий. Послания мифологических персонажей к возлюбленным. В основном, это персонажи греческой мифологии. Овидий закрепляет за собой славу, так как каждое письмо — оттенок любовного чувства. «Арс аматория» («Наука любви») - самое скандальное произведение первого периода творчества. Это поэма, которая пародирует жанр элегии. Это дидактическая проблема, Овидий советует мужчинам и женщинам, как завоевать и удержать любовь. В этой поэме подробно описываетс жизнь светского общества. Подробно описывается одежда. В добавление пишется поэма «Лекарство от любви» в форме дидактического эпоса. Тема — как избавиться от надоевего возлюбленного.

«Метаморфозы» и «Фасты».

Метаморфозы — самое большое собрание мифов. 300 мифологических сюжетов, объединенных темой превращений. В основном, греческие мифы. Большая часть сюжетов — любовные. У Овидия впервые упоминаются сюжеты, которые до него не упоминаются. Часть превращений богов, часть — боги превращают людей. Если превращения связаны о злой воле богов, то люди превращаются в камен, а если нет — то растения или созвездия.

В конце жизни был замещан в громком процессе против прелюбодеяний. Овидий был отправлен в ссылку в город Констанца.

«Скорбные элегии» - последний этап.

Римский роман

Философские рассуждения + сатира с никим стилем — Менипова сатира, соединение прозы и поэзии, поэтому сатира, которая появилась в Риме, была названа мениповой.

«Сатирикон» - сатира на современность. Делится условно на три части. Оригинальны только главы, посвященные пиру. Первая часть — спор из-за плаща, спор с Агамемноном, вторая — пир, третья — на корабле.

Пир — единственны законченный отрывок. Римские аристократы — богатые вольноотпущенники, на них держится вся экономика. Тримахион — гордитя своей судьбой, сначал был невольником, потом -

Солюстий — жанр исторической монографии, ярко выраженный романоцентризм. Полибий — первый приверженец этой концепции. В отличии от Полибия, Солюстий ярко выражал мысль «История — не риторика, а наука с глубоким самостояльным значением. Слова всгда должны соответствовать фактам», он наиболее яркий последователь Фукидида». Он очень усиливает роль личности в истории. Сравнивая с Цицероном, у него нет такого преуведичения (кроме собственной кончно). С. Также усиливает роль фортуны в судьбе. Он один из первых крупных моралистов, сторонник старых нравов. В отличии от других, он пытается проникнуть в суть проблемы и понять, почему это все происходит. Целостность римского государства распалась и появилась алчность, стремление к богатству. С. Предлагает программ по восстановлению нравов, для этого нужно просто уничтожить роскошь. Военную службу нужно проходить всем. Доходили до уровня ветерана к 40 годам. Римский воин н отдыхает, он либо в сражении, либо в работе. В сущности, С. Не чужд рассуждениям. Говорит о нравственной реформе, но не объясняет ничего. Он это все бросил. Политические идеалы — сторонник сената, причем, яростный. Сенат — народ — идеал (хотя в конце республики сенат явно не справлялся). «Нужно ввест смешанную форму правления» - Полибий. Он предлагает модель гражданина надо выводить колонии из старых граждан того района и смешать с новыми. Увеличить количество сенаторов. Ввести тайное голосование. Два произведения - «История Рима» и «Заговор Катиллины». В первом чувствуется сильное влиние Платона. «Царская власть в Риме вылилась в тиранию». В Риме всегда была выборная исполнительная власть — это высшее благо. Золотой век римской республики наступил после пунической войны второй, и наступил он именно поэтому. Поэтому римлянен сохраняет достоинство, доблесть и героим на этой должности. Однако коррупция в это вемя процветала во всех сферах. С. Говорит, что нравственность должна управлять народом, а существовать и без законов. Римское общество справедливости существовало до падения Карфагена. Это рубеж, который разделили нравственнное общество на до и после. Потому что у граждан сформировалась жажда власти. Все пороки в большей степени присущи молодежи. «Катиллина состоит из честолюбия и корыстолюбия». Задача была показать на образе Каиллины бичевание римского нобилетета. Сам кризис римского гражданина. Сам Катиллина расчитывал на поддержу ветеранов Суллы. Поэтому он даже немного преувеличивает желание нобилитета устроить заговор.

При всей не любви римлян к поэзии. 2 век — 130 гг — второй золотой век

Тит Ливий и Тацет (Анналы) — Ливий (59-17гг). Богат и образован, входил в кружок Мецената, его постоянно сравнивали с Вергилием. «От основания Города» - основной труд. Выпускалось много эпитом (краткий пересказ содержания). Он превратил историографию в историко-дидактическую. Но дидактика роявилась в том, что труд перенасыщен советами, наставлениями которые показывают идеальный образ римского гражданина. Задача — научить всему на конкретных примерах. Он не историк, а историк-литературовед. Он не относится китически ко многим событиям, это не Фукидид. Не всегда правильное изложение, он не особо объективен, ему мешает нравственный критерий. Мельком упоминается сенат. Ливий почти не дает анализ. Изложение материала: осада и взятие города, подробное описание баталий, упоминание сената, отдельные драматические эпизодии, каждый имеет ярко-выраженную композицию. Осада и взятие города — всегда отдельно вятое событие. Стратегия непонятна, тактика тоже. Но эпизодии блин подробные. Изложение по временной схеме: сначало было...затем... Батальные сцены также. Любит излагать поединки. Обязательно присутствует элемент неожидонности. Он описывает то, что никакого отношения к Риму не имеет, часто уходит в сторону (например, переход Ганнибала). Л. Прекрасно понимал, что драматические эпизодии быстро надоест, поэтому он и природу описывал. Ливий знаменит речами, он вставляет речи где можно и нельзя. Они по всем правилам риторики, характеризует героев. Речи фиктивны и ничем исторически не подтверждаются. Он не просто так их вставляет, а часто объяснят политическую ситуацию и показать оппозицию.

Корнелий Тацет (55-120) — это уже сереблянны век. Очень успешная карьера — от квестера до консула. «История» и «Анналы» - могут быть рассмотрены как единое целое. Его подход был одинаковый, они дополняют друг дргуа. Он воевал, участвовал во многих походах и видел что-то за перделами Рима. Мог сравнивать державу с другими государстваи. По Тацету плохи все формы правления. Его идеалы уходят в раннюю римскую историю, он сторонник древних нравов. Он н видит возможности их возродить, он не видит выхода и переживает это как личную трагедию. Нравственные законы — законы для всех, жили, чтобы отдать жизнь за государство. Взгляды Т. На империю очень мрачные. Это спокойствие, но для нео империя — крах всех идеалов. Империя — это период разврата, падения нравов. В отличие от предшественников, у него научный подход. Это максимальное количество материала, факты, подтверждения, воды нет. Это и история, и художественное произведение. Тацет — ученый, критерий — нравы, поэтому он на все смотрит мрачно, но он настоящий ученый. Он развивается между настоящей историейи художественной дидактикой. Он не чужд риторике, но все это он превращает в качественный рассказ, но много архаизмов, метафор — показывает, как прекрасно было в древности. Он употребляет слова в переносном значении, это делает его тру ближким к науке. О не все может решить и оценить. Часто есть только намеки, а не полное раскрытие сути. Мастер драматических эпизодий. Каждое действие рассмотренно с точки зрения нравственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...