Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При подготовке к данному занятию




Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и овладев особенностями морфофункционального состояния органов нервной системы, разобраться в строении и особенностях центральной и переферической нервной системы, в строении и функциях коры больших полушарий, мозжечка, спинного мозга, спинального ганглия. Определить связь между строением и выполняемой функцией. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении и функции органов нервной системы. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.

 

б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы;

- источники и ход развития нервной системы для понимания наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития органов нервной системы.

- общий план и общие закономерности строения органов центральной и переферической нервной системы.

-морфофункциональное строение спинного мозга: особенности строения коры больших полушарий, мозжечка, спинального ганглия;

- основные морфофункциональные особенности строения сочетательных систем мозжечка, иметь понятие о модуле и нейронах его образующих.

- общий план и классификация ядер спинного мозга, основные морфофункциональные особенности строения нейронов спинного мозга, морфологические признаки их различия.

 

У М Е Т Ь:

-идентифицировать клетки, ткани, органы препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг на микроскопическом уровне;

- оценивать морфоологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

- узнавать структуры и органы нервной системы при микроскопии «немых» гистологических препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг;

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата: “Центральная нервная система”;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

 

ВЛАДЕТЬ:

- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических структур в препаратах;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

 

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- готовностью и способностью обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- готовностью и способностью использовать данные анатомии(анатомия строения органов, их расположение, функции), состояния органов нервной системы при первичном осмотре больных.

- готовностью и способностью обладать объемом знаний и пониманием нормального гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и возможно патологических состояниях изучаемых органов и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- готовностью и способностью иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов изучаемых на данном занятии для выяснения причин возникновения патологических состояний органов, чтобы использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

-готовностью и способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.

 

 

Рекомендуемая литература:

1..Гистология под ред.Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-издание,2001.

2. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток,

тканей и органов под ред.Ю.И.Афанасьева, М. 1970.

3. Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1979.

4. «Частная гистология человека», 2-е изд. В.Л. Быков. СПб: СОТИС, 1997.

5. “Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии”. Под ред. Г.Л. Радцевой. Ставрополь: изд-во СГМА, 2004.

6. Лекции.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал «Органы нервной системы» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение органов нервной системы.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг.

а) источниками развитие органов нервной системы в эмбриогенезе являются: нервная пластинка, нервная трубка,
ганглиозная пластинка,затем происходит дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны. Из внутреннего слоя, эпендимного, образуются эпиндимоглиоциты, выстилающие полости мозга. Из среднего, плащевого, образуется серое вещество (тела нейронов и два вида макроглии- астроциты и олигодендроциты); из наружного слоя- белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути).

 

б) спинальные ганглии лежат по ходу задних корешков спинного мозга, либо черепно-мозговых нервов. они окружены соединительнотканной капсулой, от которой внутрь узла проникают прослойки соединительной ткани с сосудами. Соединительная ткань образует строму узла.

Псевдоуниполярные нейроны узла располагаются, в основном, группами по его периферии,вокруг тел нейронов расположены клетки нейроглии и клетки соединительной ткани,образуя капсулу.

в) спинной мозг имеет серое и белое вещество, серое вещество на поперечном сечении имеет вид бабочки или (буквы «Н» и образует рога: передние (вентральные), задние (дорсальные) и боковые латеральные) и представлено телами мультиполярных нейров, которые образуют ядерные нервные центры.Всего выделяют 10 пластин Рекседа.

г)мозжечок является центральным органом равновесия и координации движений. На его поверхности много извилин и бороздок, увеличивающих ее площадь и на разрезе мозжечка создающих картину «древа жизни». Серое в-во располагается на поверхности и образует кору. Белое в-во в центре органа. Кора мозжечка образованна тремя основными слоями: молекулярным, ганглионарным, зернистым,эти слои представлены грушевидными,корзинчатыми,звездчатыми нейроцитами и клетками-зернами.

д) в коре больших полушарий головного мозга серое вещество располагается по периферии органа, белое занимает его центральную часть. серое вещество коры больших полушарий головного мозга представлено следующими слоями-1) Молекулярный слой

2)Наружный зернистом слой

3)Слой малых пирамид

4)Внутренний наружном слой

5)Ганглионарный слой

6)Слой полиморфных клеток

модуль-структурно-функциональная единица неокортекса

е) различают цитоархитектонику (особенности расположения и строения нервных клеток) и миелоархитектонику (расположение волокон) коры больших полушарий

 

При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).

 

Решите тесты 1-15

1.Передние корешки спинного мозга образованы:

1 ) Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Аксонами ассоциативных нейронов симпатической рефлекторной дуги

2. Белое вещество спинного мозга располагается:

1)По периферии

2)В центре

 

3.Главными компонентами белого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток

 

4.Клетки Беца коры больших полушарий располагаются в:

1)Молекулярном слое

2)Наружном зернистом слое

3)Слое малых пирамид

4)Внутреннем наружном слое

5)Ганглионарном слое

6)Слое полиморфных клеток

 

5. Клетки Беца коры больших полушарий образуют:

1)Ассоциативные нервные волокна

2)Комиссуральные нервные волокна

3)Проекционные нервные волокна

 

6. Гранулярный тип коры больших полушарий характерен для:

1)Моторных центров коры

2)Чувствительных центров коры

 

7.Задние корешки спинного мозга образованы:

1)Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Дендритами ассоциативных нейронов

8 .Мотонейроны спинного мозга располагаются в:

1)Задних рогах

2)Боковых рогах

3)Передних рогах

4)Спинальных ганглиях

9. Серое вещество мозжечка располагается:

1)По периферии органа

2)В центре

10.Клетки Беца коры больших полушарий являются:

1)Чувствительными нейронами

2)Ассоциативными нейронами

3)Эфферентными нейронами

4)Секреторными нейронами

11.Комиссуральные волокна коры больших полушарий связывают:

1)Отдельные участки коры одного полушария

2)Кору различных полушарий

3)Связывают кору с ядрами низших отделов ЦНС

 

12. Тормозная система модуля неокортекса представлена:

1)Клетками с аксональной кисточкой

2)Корзинчатыми нейронами

3)Шипиковыми звездчатыми нейронами фокального типа

4)Шипиковыми звездчатыми нейронами диффузного типа

5)Аксоаксональными нейронами

 

13.Клубочки мозжечка образуются:

1)Лиановидными нервными волокнами

2)Моховидными нервными волокна

3)Аксонами клеток Пуркинье

4)Дендритами клеток Пуркинье

5)Аксонами корзинчатых клеток

 

14.Главными компонентами серого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток

 

15. В каком органе нервной системы у новорожденных,нейроны являются более дифференцированными

1)В головном мозге

2)В спинном мозге

 

Решите ситуационные задачи 1-6.

1. Заболевание полиомиелитом сопровождается поражением спинного мозга и
нарушениями функции двигательного аппарата. Деструкцией каких нейронов можно
объяснить это явление? Какое звено рефлекторной дуги при этом нарушается?

2. У больного вследствие травмы повреждены передние корешки шейного отдела
спинного мозга. Функция каких органов будет нарушена? Какие изменения в них
наступят?

3. В результате травмы нарушен передний корешок грудного отдела спинного мозга.
Определить, отростки каких нейронов повреждены.

4. У больного в результате травмы повреждены задние корешки спинного мозга. Какие
клетки и какие отростки при этом повреждаются?

5. В результате вирусной инфекции погибли псевдоуниполярные нейроны
спинномозговых узлов. Какое звено рефлекторной дуги выключается?

6. Алкогольная интоксикация, как правило, сопровождается нарушением координации
движений в результате повреждения структурных элементов мозжечка. Функции каких
элементов мозжечка нарушаются в первую очередь?

 

Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.

 

       
 
 
   


Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии органов нервной системы и является не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

 

При возможности накануне занятия ознакомтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.

2. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с 1-м препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.

ПРЕПАРАТ: СПИНАЛЬНЫЙ ГАНГЛИЙ.

Фиксатор: жидкость Ценкера.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: найти задний корешок спинного мозга, по ходу которого располагается ганглий и передний корешок, прилежащий к ганглию. Рассмотреть общее микроскопическое строение ганглия: его соединительнотканную капсулу, прослойки соединительной ткани внутри органа, тела округлых нервных клеток, расположенных преимущественно по периферии узла и окружающие их клетки глии, соединительной ткани, пучки нервных волокон, проходящих в центральной части ганглия.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок ганглия, показав на рисунке:

1. Соединительнотканную капсулу.

2. Псевдоуниполярные нейроны.

3. Мантийные глиоциты, прилежащие к телам нейронов.

4. Клетки соединительной ткани, имеющих вытянутую форму ядер в отличие от мантийных глиоцитов, ядра которых имеют округлую форму.

5. Мякотные нервные волокна, располагающиеся в центре узла.

 

ПРЕПАРАТ: СПИННОЙ МОЗГ СОБАКИ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация азотнокислым серебром.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть строение органа, определив серое и белое вещество. В сером веществе (центральная часть препарата) найти центральный канал, серую спайку, передние, задние рога, промежуточную зону и скопления в них нейронов (ассоциативные пучковые и двигательные ядра). Обратить внимание на крупные нейроны передних рогов – двигательные ядра соматической рефлекторной дуги. В белом веществе (периферическая часть органа) увидеть передние, боковые и задние канатики, белую спайку и глиальные септы.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать половину спинного мозга, показав на рисунке следующее:

1.Серое вещество. 2. Белое вещество. 3. Передние рога, в них - моторные ядра соматической рефлекторной дуги (латеральное и медиальное. 4. Боковые рога, в них – латеральное и медиальное ядра. 5. Задние рога, в них – ядро Кларка и собственное ядро заднего рога. 6.Глиальные септы белого вещества. 7. Проводящие пути.

 

ПРЕПАРАТ: МОЗЖЕЧОК СОБАКИ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация солями серебра.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть извилины мозжечка, обратить внимание на периферически расположенное в них серое вещество (кору мозжечка) и более глубоко – белое вещество. В коре органа отличить слои: наружный молекулярный, средний ганглионарный (слой грушевидных клеток или клеток Пуркинье) и самый глубокий – зернистый слой. Обратить внимание на соединительнотканную оболочку (мягкую мозговую), покрывающую орган снаружи с проходящими в ней сосудами.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок коры мозжечка с прилегающим к нему слоем белого вещества, обозначив следующее:

  1. Молекулярный слой, в нем – звездчатые и корзинчатые нейроны.
  2. Дендриты грушевидных клеток в молекулярном слое
  3. Ганглионарный слой с телами клеток Пуркинье.

 

 

  1. «Корзинку» вокруг тел грушевидных клеток.
  2. Зернистый слой с зерновыми клетками.
  3. Белое вещество.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ: КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация солями серебра.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть серое и белое вещество. Убедиться в том, что нервные клетки серого вещества располагаются слоями (экранные нервные центры). Определить слои: молекулярный, наружный зернистый, слой малых пирамид, внутренний зернистый, слой больших пирамид (ганглионарный или слой клеток Беца), слой полиморфных клеток. Сверху найти мягкую мозговую оболочку с сосудами.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: ознакомиться с формой и строением нервных клеток в разных слоях коры. Обратить внимание на строение клеток Беца (больших пирамид) и многочисленных их отростков.

 

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...