Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация нарушений речи

Клинико-педагогическая классификация
Нарушение устной речи Нарушение письменной речи
Фонационного (внешнее оформление высказывания) (нарушение произношения) Структурно-семантические нарушения речи (внутреннего оформл.высказывания.) Расстройства чтения Расстройства письма
Нарушение произносительной стороны речи Дисфония («дис»-расстройство, «фоно»-звук, голос) – расстройство голоса. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фонаторное нарушение, вокальное нарушение. Проявляется: в нарушении силы, высоты, тембра голоса. Обусловлено: органическими или функциональными расстройствами гол.апп. Афония («а»-отсутствие) Врадилалия («брадис»-замедленный, «лалия»-речь) – патологический замедленный темп речи. Синонимы: Брадифразия. Проявляется: в тягучей, растянутой речи (вялой) Обусловлено: Замедленной реализации арт. программы. Обычно является симптомом других неврологических заболеваний. Тахилалия («тахи»-ускоренный, «лалия»-речь) – патологически ускоренная речь. Синонимы: Тахифразия. Проявляется: В торопливой, стремительной ускоренной речи. Обусловлено: Ускоренной реализацией арт. программы. Чаще бывает при определенных неврологических заболеваниях. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи. Синонимы: Логоневроз. Проявляется: Чаще всего в ходе реч.развития ребенка. Выражается: Судорожным состоянием мышц реч.аппарата. Дислалия («дис» – расстройство, «лалия» - речь) – нарушение звукопроизношения при норм слухе и сохранной иннервацией реч.аппарата. Синонимы: Дефекты звукопроизношения, Фонетические дефекты (недостатки) произношения фонем. Проявляется: В пропуске, искажении, замене, смешении. Обусловлено: В одних случаях – наруш. строения орг.арт.аппарата, в др. нарушение фонемат.слуха. Чаще одновременно наруш. тип движения и фонематич.слух. Ринолалия («рино»-нос, «лалия»-речь) – речь с носовым оттенком. Синонимы: Гнусавость, палатолалия («palatum» – Тв. Небо.) Проявляется: Патологическим изменением тембра голоса (назализация) и искаженным произн.всех звуков речи. Обусловлено: Анатомо-физиологическим дефектами реч.аппарата различными расщелинами тв.и мягк.неба, что нарушает преграду между рот.и нос. полостью. Дизартрия («диз»-нарушение, «артро»– членораздельное произношение) – нарушение произносительной стороны речи. Обусловлено: ДЦП в более легких случаях это нарушение нескольких групп звуков и ритмомелодики, вследствие орг. наруш. ЦНС, в основном двиг.расстройствами орг.речи. Анартрия («а» - отсутствие) – отсутствие речи. насчет параличей. Системные наруш.речи Алалия (системное нарушение в разной степени по-разному) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие орг.поражения реч.зон коры гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Синонимы: Дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота. Это один из наиболее сложных нарушений речи. Вызвано: Нарушена операция отбора и программирования на всех этапах порождения и приёмах высказывания, вследствие чего не формируется система языковых средств как лексических, грамматических, так и фонематических. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие реч.мех. не сформированы: Моторная алалия – нарушение управление реч. движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова.   При нарушении работы речи слухового анализатора. Сенсорная алалия – проявляется в нарушении понимания речи. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него не развиты слухоречевые дифференцировки в воспринимающем мех.речи. если страдает один анализатор, то вторично будет страдать другой. = > часто вызывает Сенсомоторная алалия Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленное локальными поражениями гол.мозга. Синонимы: Распад речи, утрата речи. В основном афазия встр. у взрослых, обычно или после черепно-мозг. травмы или после инсульта. У детей можно говорить только после того, как речь уже была сформирована = > в отличие от афазии у взрослых, её называют детская афазия или ранняя афазия. Она м.б. вызвана черепно-мозг. травмой, нейроинфекцией, опухолью мозга. Дислексия («дис» – расстройство, «лексия» - чтение) – частичное специфическое нарушение чтения (процесса) Проявляется: - в затруднениях в опознаниях и узнаваниях букв; - в затруднениях слияния букв в слоге; - в затруднениях слияния слогов в слове; - в аграмматизмах. Это приводит к неправильному воспроизведению звука в слове => к искажению понимания прочитанного. Все эти ошибки носят стойкий характер. Обусловлено: Несформированностью или нарушениями высших псих.функций, осущ. процессы чтения: - нарушения зр. анализа и синтеза; - нарушения пространственных представлений; - нарушение или несформированность фонематического восприятия; - нарушение фонематического анализа; - несформированность или недоразвитие лексикческого строя речи. Алексия – невозможность или большие затруднения при обучении речи.     Дисграфия («дис» – расстройство, «графия» - письмо) – частичное специфическое нарушение процесса письма Проявляется: - в нестойкости оптико-пространственного образа буквы; - в смешениях или пропусках букв; - в искажениях звукослогового состава слова; - в искажениях структуры предложения. Все эти ошибки носят стойкий характер. Обусловлено: Несформированностью или нарушением высших псих.функций, осущ.процесс письма в норме: -несформированностью или нарушением слух.дифф.звука; -нарушение правильного произношения звуков (обычно, когда один звук заменяется других);   -несформированностью языкового анализа и синтеза; -несформированностью пространственного представления; -несформированностью внимания, памяти (нарушение); - незрелость или нарушение эмоц.-волевой сферы. Аграфия – трудности обучения письму.

 

Психолого-педагогическая классификация
Нарушение средств общения Нарушение в применении средств общения
Фонетико-фонологическое недоразвитие речи Общее недоразвитие речи Заикание Коммуникативные дефекты
ФФН – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефект восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся: дети с норм. слухом, интеллектом и зрением. Дефекты фономатического восприятия, имеющиеся у детей этой группы, выражаются в след.: - нечеткое различие на слух фонем собственной речевой группы, чаще глухо-звонких, тв-мягких, л-р и других; - неподготовленность к элементарным формам зрит. анализа и синтеза; - затруднение при звуковом анализе и синтезе звукового состава речи. Дефекты произношения у детей этой группы сводятся к след. характ. проявлениям: - замена одних звуков другими, более простыми по арт. (собака – фобака, с – ф, с – т).; - искаженное произношение одного или нескольких звуков; - наличие диффузной арт. зв., заменяющей целую группу звуков; - нестабильное использование звуков в различных формах речи (например: звук может правильно произн. изолир., в стихах, при пересказе, а в самостоятельной речи неправильно, т.к. заучивание вещей происходит со слов взрослого, и ребенок может в данном варианте произносить звук правильно). ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и зв. стороне. Для детей с ОНР (к этой категории относятся дети с норм. слухом и зрением) характерно: - позднее начало развития речи; - скудный словарный запас; - аграмматизмы; - дефекты произношения и фонемообразования; - в зависимости от степени сфор мир. реч. ф-в у ребенка. 3 уровня выделили Роза Евгеньевна Левина. 1 УРОВЕНЬ. Акт. словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. 2 УРОВЕНЬ. Ограниченный запас общеупотребляемых слов, использ. в речи простых предложений из 2-3 слов с грубыми аграмматизмами (несоглас. в роде, числе и т.д.) 3 УРОВЕНЬ. Характеризуется наличием фразовой речи, но с лексикограм и фонетикофонематическим недоразвитием. Обычно такие дети на бытовом уровне хорошо понимают взрослых, могут с ними общаться, но речь их похожа на речь иностранца. Нарушена структура слов, постановка. В 2002 году Филичева Татьяна Васильевна защитила докторскую диссертацию, выделив 4 уровень ОНР. 4 УРОВЕНЬ. Речь является средством общения, но имеются элементы недоразв. речи, как в произн. стороне (нарушение отдельных групп звуков, не всегда правильно ставит ударение: раздели́ - разде́ли). Не всегда правильно ставит паузы, в словаре наруш. звуко-слоговая структура слова, но более сложн. редкоупотребител.слов. Вызывает неправильное построение фразы, затруднение при пересказе, составлении рассказа по сюжетам, картины и т.д. Оно рассматрива-ется как нарушение коммуника-тивной функции речи, при прав. сформирован-ных ср-вах общения. Такая группа имеется в логопедических дет.садах. 1 уровень речевого развития. Сочетание заикания с ОНР или сочетание заикания с фонетико-фонем. и тогда встает вопрос: в какую группу направить этого ребенка. Здесь должен осущ. сугубо индивидуальный подход, основным принципом которого является НЕ НАВРЕДИ НИ РЕБЕНКУ, НИ ГРУППЕ ДЕТЕЙ. Учитывается и уровень развития речи ребенка и степень тяжести нарушения (заикания) и что первично, а что вторично. Этот вопрос решает медико-пед. комиссия, которой д.б. представлены документы, достаточно дающие принять правильное решение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...