Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество и конкурентоспособность продукции




 

Конкурентоспособность товара – это возможность его успешной продажи на данном рынке в определенный момент времени.

Конкурентоспособным оказывается только тот товар, который создается в расчете на определенного покупателя. Непроданный товар не может считаться качественным товаром, даже если соответствует стандарту, а изготовитель высоко его оценил. Конкурентоспособность зависит от ряда факторов: качества товара и его новизны; цены товара; условий платежа; срока поставки товара; организации рекламы и расходов на неё; размера налогов и таможенного обложения; насыщенности рынка аналогичными товарами; платёжеспособности населения; уровня технического обслуживания; наличия на рынке запасных частей и. т.д.

Часто конкурентоспособность товара определяется и такими факторами, как затраты потребителей на эксплуатацию изделий, их привычки, мода ("имидж"), протекционизм, политическая обстановка (для экспортируемых товаров). Однако основными показателями конкурентоспособности служат качество товара и его новизна. Обязательным условием выживания фирмы или даже целой отрасли промышленности считается конкурентоспособное качество.

Конкурентоспособность– комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть способность именно данного товара быть обмененным на деньги в условиях предложения к обмену других товаров-аналогов.

Для анализа конкурентоспособности необходимо иметь критерии ее оценки. Однако многообразие факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, затрудняет определение ее количественного значения. Чаще всего используют экономические показатели, как наиболее обобщённые.

Оценка конкурентоспособности требует анализа ряда факторов:

- требований внешнего и внутреннего рынка к качеству реализуемых на нем изделий;

- основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынке;

- перспектив продажи конкретных изделий;

- цен на продукцию, предназначенную на продажу;

- возможности аттестации и сертификации продукции;

- уровня и качества рекламы товара, предлагаемого потребителю (в том числе и иностранному).

В основу расчетарасчёта экономических показателей конкурентоспособности может быть положено сопоставление полных затрат потребителя, состоящих из единовременных и эксплуатационных (текущих) затрат.

Единовременные затраты включают в себя расходы на приобретение продукции (контрактная цена), таможенные пошлины и другие сборы, расходы на транспортирование, монтаж и наладку. Эксплуатационные (текущие) затраты включают в себя оплату труда обслуживающего продукцию персонала, расходы на топливо и энергию, затраты на ремонт и др. Обычно точная информация о всех эксплуатационных затратах недоступна. При неполной информации об эксплуатационных затратах следует применять относительный интегральный показатель

где Пс = Пс/Псб – отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образцов;

qз = З/Зб – отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;

т коэффициент долевого участия затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

Т' – отношение оптимальных сроков службы оцениваемого и базового образцов;

р = P i /P i б относительное значение i- гo показателя качества продукции; (P i /P i б значение i- гo показателя качества оцениваемого и базового образцов, выраженное в натуральных единицах);

тiб коэффициент долевого участия i-ro показателя качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах, в полных затратах:

 

При K(t) > 1 продукция является конкурентоспособной.

Существует ряд других методов оценки конкурентоспособности продукции, например, ценовой, по сравнительной стоимости, по сравнительной прибыльности.

При ценовом методе товар считается конкурентоспособным, если его продажная цена, дизайн и качество не уступают таким же характеристикам товаров-аналогов, представленных на рынке.

Конкурентоспособность посравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых фирм, подсчитанная в одной валюте.

Мерой конкурентоспособности по сравнительной прибыльности является норма прибыли.

В связи с обострением конкурентной борьбы понятие "конкурентоспособность" часто распространяется не только на товар, но и на предприятие, компанию или даже на страну. Наиболее часто необходимость в оценке конкурентоспособности возникает еще до появления новой продукции, то есть на этапе ее проектирования и разработки. На этом этапе закладывается до 80 % будущих эксплуатационных расходов потребителя. Ни одна страна не может обеспечить уровень современных требований к промышленной продукции по всем показателям. При этом, в разных культурно- экономических регионах различен и подход к обеспечению качества.

 

Таблица. Сравнение отношения к вопросам качества.

В Западной Европе В Японии
Повседневное выявление дефектов Планируемое на длительный период предотвращение дефектов
Политика покупки комплектующих изделий, основанная на их низких ценах Политика покупки комплектующих изделий, основанная на низком уровне их дефектности
Общие "идеи" повышения качества Жёсткая политика качества на всех направлениях
Контроль за производством через сведения о ремонте Контроль за производством на основе анализа
Соглашение о качестве на основе просьб покупателя Соглашение об уровне качества по инициативе поставщиков
Цель – прибыль. Качества – само по себе Цель – качество. Прибыль – следствие
     

Основные понятия в области качества продукции

Качество – обобщённая характеристика предмета, отражающая совокупность множества всех его свойств. Однако представляют интерес не все свойства предмета, а только те, которые позволяют использовать предмет для удовлетворения той или иной потребности. Товар должен обладать такой совокупностью свойств, которая представляет собой его потребительскую стоимость и отвечает требованию покупателя товара.

По ГОСТ 15467-79* (СТ СЭВ 3519-81): " Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенныеопределённые потребности в соответствии с ее назначением".

При оценке качества применяются следующие показатели.

1. Единичный показатель качества продукции – показатель, который характеризует одно из свойств изделия. Примерами единичных показателей могут служить: наработка радиоприёмника на отказ; интенсивность отказов резистора; калорийность топлива; коэффициент вариации проволоки по толщине; долговечность автомобиля и т.д.

2. Комплексный показатель качества продукции характеризует изделие по нескольким свойствам. Он может включать несколько простых свойств или одно сложное свойство продукции (состоящее из нескольких простых). В качестве примера комплексного показателя может служить коэффициент готовности

K г = T/(T+T в),

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Т в – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности).

Таким образом, коэффициент готовности зависит от двух свойств изделия – безотказности и ремонтопригодности.

3. Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

 

Для определения показателей качества могут использоваться следующие методы.

1. Инструментальный (выполняется на основе технических средств измерения).

2. Расчётный (осуществляется на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров).

3. Регистрационный (основан на наблюдениях с последующим подсчётом числа определяемых событий, предметов или затрат).

4. Органолептический (осуществляется на основе анализа восприятия органов чувств человека. Точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих показатели качества. Применяется для определения качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя. Выражается обычно в баллах).

5. Экспертный осуществляется на основе решений, принимаемых экспертами (квалиметрический).

6. Социологический основывается на анализе мнений фактических или возможных потребителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...