Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели антиинфляционной политики




Модели антиинфляционного регулирования, используемые тем или иным правительством, находятся в определяющей зависимости от типа социально-экономического устройства общества: рыночного или смешанного, командного или переходного, развитой страны или развивающейся. Они также зависят от теоретической доктрины, являющейся основой проводимой в ней макроэкономической политики.

  1. Классическая экономическая теория, опирающаяся на количественную теорию денег, считала необходимым для сокращения инфляции как сугубо денежного явления простое сокращение количества бумажных денег в обращении. И, действительно, главным элементом антиинфляционного механизма является рестриктивная денежная политика центрального банка. Однако если инфляционная болезнь запущена, одними денежными мерами не обойтись: необходимо укрепление финансов, расширение производства и предложения товаров, сжатие текущего спроса и т.п.
  2. Кейнсианская теория включает два варианта антиинфляционной политики:
    • дефляционную политику (или политику "управления спросом");
    • "политику доходов".

Дефляционная политика направлена против факторов инфляции спроса (снижение уровня государственных расходов, увеличение налогов, рестриктивную денежно-кредитную политику). Чрезмерное разбухание совокупного спроса считается допустимым устранить и путем конфискационной денежной реформы. Следует иметь в виду, что реализация кейнсианской дефляционной политики как инструмента антиинфляционного регулирования вовсе не означает наступления собственно дефляции как сокращения общего уровня цен - этот уровень обычно продолжает повышаться, однако меньшими темпами. То есть речь в данном случае идет скорее не о дефляции, а о дезинфляции.

"Политика доходов" направлена против факторов инфляции издержек. Для подавления послед-ней требуется недопущение раскручивания инфляционной спирали "заработная плата - цены" путем деиндексирования доходов: либо параллельное замораживание цен и заработной платы, либо - чаще - допущение их роста в определенных, заранее заданных пределах. Эмпирически нащупано предельно допустимое соотношение темпов роста цен и индексами доходов, не вызывающее дальнейшего роста инфляции: около 0,2 (в зависимости от сформировавшейся в прошлом структуры воспроизводства - преобладает в ней производство потребительских или инвестиционных товаров). При этом рекомендуется дифференциация противоинфляционных выплат по отраслям в зависимости от темпов их роста. Но все же типичной для развитых стран формой компромисса между антиинфляционной политикой государства (требующей сведения к минимуму роста доходов) и его социальной политикой (предполагающей максимальную защиту населения от роста цен) выступает сегодня установление соотношения между темпами инфляции и темпами роста заработной платы на уровне 2:1. Причем столь ограниченная корректировка заработков производится обычно с некоторым опозданием (раз в полгода), что позволяет государству и частным фирмам заметно экономить на своих расходах и тем самым сбивать накал цен.

Важным инструментом "политики доходов" являются так называемые ценовые соглашения, являющиеся важным элементом антиинфляционного регулирования. Субъектами подобных соглашений являются государство, предприниматели и профсоюзы. Основа соглашения - взаимная заинтересованность участников ценового соглашения. Профсоюзы обязуются требовать повышения заработной платы только в соответствии с ростом производительности труда. Предприниматели обязуются изменять цены лишь для компенсации удельных издержек на рабочую силу. Правительству вменяется наблюдение за исполнением условий ценового соглашения. Дополнительно могут заключаться ценовые соглашения и между предприятиями - например, картельные соглашения между технологически связанными производствами, направленные на недопущение роста цен по технологиче-ской цепочке (обычно несбалансированного). При этом устанавливаются предельный уровень повышения цен, учитывающий индекс инфляции; срок, на который заключается договор; ответственность сторон за несоблюдение принятых обязательств.

В США администрация Кеннеди использовала вариант добровольного согласия предпринима-телей и профсоюзов не повышать цены и заработную плату выше определенных пределов. Администра-ция Никсона вводила замораживание и ограничение зарплаты и цен через принятие законодательно-административных решений. Президент Картер вводил экономические меры поощрения за соблюдение пределов роста цен и заработной платы в сочетании с санкциями за их нарушение.

Для использования ценовых соглашений требуется определенное общественное согласие, осознание всеми экономическими субъектами того обстоятельства, что плюсов у инфляции в стратегическом плане нет, что рано или поздно все от нее проиграют, все окажутся побежденными. Поэтому когда в национальном хозяйстве возникла открытая инфляция, из нее необходимо выбираться всем вместе, не толкаясь, не оттирая друг друга.

Использование кейнсианских подходов в антиинфляционном регулировании в 60-70-е гг. не обеспечило желаемых результатов: галопирующая инфляция стала реальностью во многих странах. Причины сбоев в действии антиинфляционного механизма, построенного по рецептам кейнсианской школы:

    • непоследовательность и робость в проведении дефляционной политики: как только появлялись зримые признаки торможения экономического роста и увеличения безработицы, правительства переключали усилия на противоположные антиинфляционным меры стимулирования производства;
    • в этот период резко проявилась инфляция издержек, прежде всего внешнего характера: резкое удорожание сырья и, особенно, энергоресурсов;
    • сложилось отрицательное отношение и предпринимателей, и профсоюзов к административному ограничению роста зарплаты и цен, что привело к тихому саботажу этих инициированных правитель-ством мер. В последние годы правительства большинства стран ограничиваются лишь рекомендациями в области "политики доходов". Так, в США еще с приходом к власти Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.
  1. Монетаристская модель антиинфляционной политики опирается на несравненно меньшее по объему (по сравнению с кейнсианской) вмешательство государства в игру рыночных сил, на представление о принципиальной возможности рыночной системы в значительной степени самостоятельно искоренить инфляционный вирус. Государству же в антиинфляционном механизме отводится весьма скромная роль, сводящаяся лишь к несравненно более жесткому использованию основных инструментов дефляционной политики, включая полную ликвидацию бюджетного дефицита и таргетирование, т.е. поддержание устойчивых темпов прироста денежной массы. Так что вариант дефляционной политики, отстаиваемый монетаристами, характеризуется стремлением государства полностью искоренить инфляцию предельно жесткими, не реагирующими на вероятный всплеск безработицы мерами рестриктивной экономической политики. Остальное в условиях дерегулирования экономики, по их мнению, доделает механизм рыночной конкуренции, приводящий общий уровень цен к относительно стабильному состоянию. При этом позиция монетаристов характеризуется отрицанием необходимости борьбы с инфляцией издержек, которая, якобы, сама себя устраняет. Рекомендуются лишь формирование и поддержка конкурентно-рыночного климата, а во внешнеэкономических отношениях - плавающий курс обмена национальной валюты.
  2. Теория "экономики предложения" особо подчеркивает необходимость всемерного стимули-рования производства и экономической деятельности как единственно необходимые способы постановки под контроль инфляционных процессов. Для решения этой задачи требуется проведение антимонопольного регулирования, рост эффективности производства, осуществление структурной перестройки экономики и т.п.
  3. Модель антиинфляционного регулирования, реализованная в ряде развивающихся стран, основана на синтезе ряда рекомендаций и монетаристов, и кейнсианцев, и структуралистов. Кейнсианских рецептов здесь оказывается для выхода из стагфляции недостаточно, поскольку их логика (рост денежной массы - снижение ставок процента - рост инвестиций, производства и занятости) оказывается малоприменимой в развивающихся странах. Прирост денежной массы здесь в крайне малой степени расходуется на приращение инвестиций, т.к. он обычно влечет за собой не сокращение процентных ставок, а прямое повышение цен. Кроме того, инфляция в этих странах, как правило, стимулирует отток капитала в сферы, относительно защищенные от отрицательного воздействия роста общего уровня цен: финансовую сферу, внешнюю торговлю, иностранные активы, торгово-посредническую деятельность. Зародившееся здесь направление экономической теории - структурализм - утверждает, что для сдерживания инфляции необходимы, прежде всего, изменения в структуре экономики: стимулирование сбалансированного экономического роста, ликвидация диспропорций, повышение эластичности предложения и мобильности факторов производства. Позиция структуралистов в рассматриваемом вопросе заключается в том, что:
    • при помощи одного финансового, денежного и ценового регулирования с инфляцией не спра-виться;
    • рестриктивные меры без сопутствующих структурных перестроек могут привести к кризису в экономике.

Именно исходя из опыта борьбы с инфляцией в развивающихся странах (особенно в лати-ноамериканском регионе) были сформулированы 2 основных варианта антиинфляционной стратегии и тактики:

  1. Ортодоксальная, признающая господствующую роль денежных факторов в развитии инфляции. Она предусматривает максимально возможное задействование рыночных регуляторов (свободные цены при ограничении роста зарплаты, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках и т.п.); свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к ликвидации (минимизации) бюджетного дефицита и стабильному темпу прироста денежного предложения в соответствии с реальными возможностями расширения производства). Как видим, ортодоксальная концепция носит монетаристский характер. Примером ее реализации может служить программа МВФ, принятая в России как основа перехода к рыночной экономике.
  2. Гетеродоксная (неортодоксальная), применяемая в условиях действия серьезных инфляционных факторов неденежного характера (факторов инфляции издержек). Она включает более активное регулирующее воздействие государства, в том числе временное замораживание цен и заработной платы (или сдерживание их взаимосвязанного роста) - т.е. "политику доходов"; участие государства в создании рыночной инфраструктуры; поддержку жизненно важных отраслей и производств в ходе реализации структурной и инвестиционной политики; регулирование внешней торговли и валютных операций. Гетеродоксная концепция представлена в теоретических школах немонетаристского характера.

На практике обычно обе концепции применяются одновременно. Причем даже в странах с рыночной экономикой справиться с высокой инфляцией с помощью только ортодоксальной концепции удается редко; как правило, антиинфляционная политика требует для борьбы с факторами инфляции издержек и адекватных немонетаристских мер.

 

 

Варианты антиинфляционной политики

Экономика многих стран мира в послевоенный период оказалась пораженной вирусом инфляции. Одной из них была Япония, ежегодный рост цен в которой превышал в этот период 500%. Однако уже к 1951 г. инфляция была приостановлена правительством. Это было достигнуто за счет следующей комбинации мер:

  • формирование двухуровневой банковской системы и установление контроля центрального банка за денежной массой; проводя дефляционную политику, банк без какой бы то ни было денежной реформы изъял из обращения свыше 15% денежной массы;
  • установление положительного процента по вкладам в банковскую систему, что, обеспечив рост предельной склонности к сбережению, привело к ограничению текущего потребительского спроса и одновременно расширило объем инвестиций в национальную экономику;
  • балансирование государственного бюджета за счет резкого сокращения непроизводительных расходов (прежде всего военных и на содержание госаппарата);
  • проведение аграрной реформы: мгновенная распродажа государственной земельной собст-венности в частные руки за символическую плату крестьянам-фермерам;
  • решительная демонополизация экономики, роспуск огромных монополий и формирование тем самым конкурентной среды;
  • выделение приоритетных отраслей промышленности, которые получали льготные кредиты, в то время как другие отрасли могли опираться лишь на собственные силы;
  • введение внутренней конвертируемости иены по принципу: получил валюту на внешнем рынке - продай по установленному курсу в банк; нужна валюта для импорта - покупай по курсу в банке.

Как видим, антиинфляционное регулирование японской экономики производилось лишь при весьма незначительном использовании монетаристских мер (в их современном понимании).

В США и Великобритании борьбу с инфляцией в 80-е гг. проводили консервативные прави-тельства. Однако их антиинфляционная политика тоже не может быть оценена как сугубо монетаристская. Теоретическая основа: немного монетаризма, немного кейнсианства и много "экономики предложения". Иначе говоря, это была политика здравого смысла.

Ядром "рейганомики" - экономической политики в США, проводимой в 1981-88 гг. - была антиин-фляционная программа. Лишь в первом, по сути предвыборном варианте "рейганомика" тяготела к монетаризму: предполагалось сократить размеры социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидировать дефицит госбюджета (к 1983 г.), проводить жестко ограничительную денежно-кредитную политику. Но даже здесь наблюдалось отступление от монетаристских принципов, поскольку наряду с другими ставилась задача поддержки и стимулирования производства (прежде всего налоговыми инструментами). Причина: "рейганомика" была непосредственно нацелена на преодоление не инфляции, а стагфляции, для чего требуется и преодоление высокой безработицы.

Основные меры:

  1. налоговое стимулирование производства и сбережений (по рецептам "экономики предложения"). Предоставление и других льгот частному бизнесу: ускоренная амортизация, стимулирование затрат на науку, смягчение экологических стандартов.
  2. сокращение государственных расходов, проводимое, однако, вполне реалистично. После некоторых колебаний произошел отказ (в русле кейнсианства) от сокращения ряда социальных и хозяйственных расходов (фундаментальной науки, например) и даже обозначилось резкое увеличение военных расходов правительства. Результатом явились фактический отказ от ликвидации или даже смягчения дефицита федерального бюджета и постановка задачи лишь сдерживания его "чрезмерного роста". Размер дефицита бюджета в период президентства Рейгана оказался и абсолютно, и относительно рекордным. Забота о снижении государственного долга тем самым перекладывалась на будущие поколения - однако в дальнейшем и Буш, и Клинтон не стали проводить эти непопулярные меры. Как следствие, высокий дефицит федерального бюджета является устойчивым структурным элементом экономического развития США, что ставит на третье место после социальных и военных расходов затраты на обслуживание государственного долга.
  3. блокирование инфляционного влияния дефицита федерального бюджета, которое было достигнуто путем его покрытия за счет средств денежного рынка, т.е. прежде всего за счет привлечения сбережений населения и предпринимательства (при отсутствии чрезмерной денежной эмиссии).
  4. повышение процента по государственным облигациям. У этой меры есть немалые отрицательные последствия, связанные с эффектом вытеснения. Однако она в то же время способствовало притоку в страну значительных капиталов из других стран и росту инвестиций в американскую экономику.
  5. отказ уже в 1982 г. от жестко ограничительной денежно-кредитной политики. Выяснилось, что монетаристские меры порождают чрезмерный спад и высокую безработицу. И это привело к переходу от "рейганомики - 1" к "рейганомике - 2". Смягчение денежно-кредитной политики опиралось на 2 теоретических подходах:
    • на кейнсианских идеях о стимулирующем воздействии такого смягчения;
    • на монетаристской оценке существования 1,5-2-годового лага между началом подобной политики и проявлением ее инфляционного эффекта.
  6. серия мер по укреплению конкурентно-рыночного климата в стране: всемерная либерализация внешней и внутренней экономической деятельности, отказ от поддержки мало конкурентоспособных отраслей, включая и защиту их от международной конкуренции и др. Это оказало заметное понижательное давление (в том числе со стороны дешевого импорта) на уровень цен внутреннего рынка США.

Усилиями администрации Рейгана стагфляция в США была успешно преодолена. Результатом проводимой политики явилось сочетание стабильно ползучей инфляции и умеренной безработицы, а также ускорение научно-технического прогресса и роста производительности труда. Правда, справедливости ради, необходимо заметить, что этому в значительной мере способствовал благоприятный шок предложения как следствие улучшения ситуации на мировом рынке энергоресурсов.

В связи с этим следует подчеркнуть, что и сегодня антиинфляционная профилактика западной экономики производится в значительной мере за счет ввоза дешевых энергоносителей и металлов из России. В 1992-93 гг. в странах "большой семерки" проявлялся поразительно низкий уровень инфляции: в каждой из них проявился в той или иной степени экономический спад, который, однако, не перешел в характерную для кризисов 70-80-х гг. стагфляцию. Спровоцированный крупномасштабным спадом российской экономики импорт энергоносителей и металлов породил резкое падение цен на эти товары. Мировой рынок базовых товаров раскололся на 2 части: цены на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности поднялись, а цены на металл и энергию снизились. Так, с 1991 по 1993 г. цена на медь упала на 21%, свинец, никель, нефть - на 30%.

Серьезные отступления от монетаристских рецептов рельефно обозначились и в сходной по своим приоритетам антиинфляционной политике М. Тэтчер. Далеко не случайными стали резкие критические замечания в адрес Рейгана и Тэтчер со стороны М. Фридмена. Но экономические успехи США и Великобритании в 80-е гг. показывают бесплодность монетаристской критики.

Среди латиноамериканских стран только в Боливии и Чили успех антиинфляционного регули-рования был достигнут за счет преимущественного использования ортодоксально-монетаристских методов, и только в Чили после этого проявилось общее благоприятное развитие экономики. Д. Сакс, являвшийся главным консультантом по проведению экономической политики в Боливии, отмечал: "Если позволить себе быть циничным, то надо констатировать следующее: Боливия привыкла быть нищей стра-ной, страдающей от гиперинфляции; теперь же она стала нищей страной, но без гиперинфляции".

Меры борьбы с инфляцией в Боливии:

  • конфискационная денежная реформа (в августе 1985 г.);
  • сокращение государственных расходов и увеличение налоговых поступлений;
  • регулярная девальвация национальной валюты с целью стимулирования экспорта и содействия тем самым росту промышленного производства.

Но результаты данной политики оказались мизерными, к какому-либо процветанию экономики они не привели.

В Чили же наряду с монетаристскими в целях борьбы с инфляцией использовались и другие меры, в частности:

  • длительное установление фиксированного курса обмена национальной валюты;
  • активная государственная поддержка благоприятных структурных сдвигов в экономике.

Элементы монетаристских подходов применялись и в других латиноамериканских странах. Так, в Аргентине и Перу были проведены конфискационные денежные реформы. В Аргентине к тому же происходил переход от полной индексации доходов к частичной. Но эти шаги к успеху не привели - прежде всего, из-за большой роли инфляции издержек. И только переход к гетеродоксно-немонетаристским методам - особенно политике доходов (при сохранении жестких монетаристских ограничений) привел к тому, что Мексика в конце 80-х гг., Перу и Аргентина - в начале 90-х гг. перевели гиперинфляцию в режим умеренной галопирующей инфляции.

Гиперинфляция в конце 80-х гг. поразила и экономику Никарагуа. Индекс роста цен составлял за период 1987-1990 гг. в среднем 11726 % в год, а в 1988 г. - 33654 %. Главными инфляционными факторами были огромный бюджетный дефицит, возникший в основном из-за финансирования возросшего государственного сектора, а также инфляционные ожидания, выразившиеся в долларизации экономики.

Попытка денежной реформы первоначально ни к чему не привела: через 2 года потребность в ней созрела снова. И тогда правительством была использована другая форма реформирования денежной системы: не замена старых денег на новые, а их параллельное функционирование. При этом новая денежная единица жестко привязывалась к доллару через обменный курс 1:1 (для чего сознательно допускалась инфляция 4-5% в год - как и в США).

Наряду с этой антиинфляционной мерой произошел пересмотр всех налогов, уменьшение их ставок при расширении налоговой базы. Была введена единая налоговая ставка для всех предприятий.

Таким образом, основой антиинфляционного механизма в Никарагуа явились налоговая политика и денежная реформа.



Безработица
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...