Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

подавление. рационализация




подавление

Часто люди гордятся чистотою сваей

совести только потому, что они обладают

короткой памятью.

Л. Н. Толстой

При подавлении, как и при отрицании, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из

                                                                 21

воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Нежелательная информация снабжается как бы специальными «метками», что затрудняет последующее произвольное ее вспоминание, — хотя сама информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется.

Показано, что при вводе информации и переводе ее из кратковременной памяти в долговременную не требуется осознанной концентрации внимания — этот процесс может быть подсознательным, хотя для закрепления сведений в долговременной памяти они должны стать на какое-то время объектом внимания и, как следствие, получить эмоциональную окраску. Например, когда детям запрещают шумные и опасные игры, они вскоре начинают сами предваряя внешнее запрещение, подсознательно подавлять такие формы поведения. Так возникает хроническое подавление — человек перестает обращать внимание на то, что он что-то себе не разрешает, процесс становится подсознательным.

Только эмоциональная окраска (оценка) определяет последующую доступность следов произвольному воспоминанию, которое никогда не бывает совершенно случайным. Если человек усилием воли старается забыть о чем-то пережитом или отталкивает нечто от себя, устраняя намерение или мысль, это вызывает диссоциацию следов в памяти, т. е. разделение их на разрешенные к произвольному вспоминанию и неразрешенные. Подавление обнаруживается в прерывистости воспоминаний: травмирующая их часть становится со временем все менее доступной, образуя «провалы в памяти». Отметим, что не все негативные события подавляются в равной мере. Чаще других подавляется переживание сексуальных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей и других авторитетных лиц.

Сведения подавленные, не разрешенные к воспоминанию, но сохраняемые в бессознательном, не абсолютно недоступны для сознания. Бывают моменты, как писал Л. Н. Толстой, когда сознание «угадывает глухую и невнятную их речь». «Только в самой, самой тайной глубине души своей Пьер говорил себе, объясняя свою распущенную жизнь, что сделался таким не оттого, что природа влекла его к этому, а оттого, что он влюблен несчастливо в Наташу и подавил в себе эту любовь»

Когда человек устраняет мысль о том, что он не может что-либо сделать, он говорит себе: «Не так уж и нужно было», «Есть вещи поважнее», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку. Порой в подобной ситуации он отодвигает дело на неопределенный срок и погружается в подготовительные мероприятия: «семь раз отмерь — один раз отрежь», «поспешай медленно», «прежде надо найти самый эффективный подход к задаче».

Подавленное ранее влечение к алкоголю или наркотику, не доходящее до сознания, но пробивающееся туда, выдает себя мыслями о том, что «хорошо бы испытать свою твердость», попробовать наркотик еще разок, чтобы убедиться, что «теперь-то уж все в порядке».

Поскольку подавление воздействует на информацию, когда она уже продвинулась до систем памяти, то эта информация успевает обрасти физиологическими (вегетативными) компонентами. Они могут проявляться в обмолвках, описках, неловких движениях, навязчивых состояниях и т. п. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавленной информацией. Если удастся создать условия для осознания причин конфликта, то возможно возвращение возбуждения из физиологической сферы в психическую, чтобы ослабить или совсем нейтрализовать внутренний конфликт с помощью сознательной деятельности — перестройки иерархии ценностей.

 

рационализация

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всеe, что угодно, но только не    самих себя.

Платон

Человеку нетрудно действовать неразумно, но

для него  почти невозможно отказать своему

поступку в видимости разумной мотивации.

Э. Фромм

Рационализация — это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, в соответствии с которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При этом неприемлемая часть ситуации удаляется из сознания, особым образом преобразуется и после этого осознается уже в измененном виде. Например, Фрейд считал, что ко всем желающим отложить лечение надо относиться с недоверием, даже когда мотивировка отсрочки кажется безупречной, ибо обычно истинная причина отсрочки — это страх, а приводимые резоны — рационализация.

Рационализация преобразует знание о некоторой части реальности, которое, будь оно осознано, сделало бы жизнь слишком трудной и травмирующей. Этот вид защиты использует убедительные доводы для оправдания своих личностно или социально неприемлемых качеств, желаний и действий.

Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым, и реальным положением «постфактум» и тем сам«м предотвратить потерю самоуважения. Решение, как поступить, принимается подсознательно, и человек не осознает стоящих за ним подлинных сил, но когда поступок уже совершен, человек закрывает глаза на расхождение между причиной и следствием и берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя и других, что он действовал в соответствии с реальной ситуацией.

Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но может быть вполне разумной и логичной. В этом случае ее иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным, а лишь подкрепляет эмоциональные предубеждения, существующие у человека. Например: «Я управляю вами потому, что точно знаю, что для вас лучше» (а не потому, что мне это приятно и выгодно), или: «Я сделал для вас так много, что теперь вправе требовать от вас то, чего хочу». Иногда человек утверждает, что его профессиональная некомпетентность проистекает из физического недомогания: «Избавиться бы от головных болей — я бы тогда сосредоточился на работе». Очевидно, что советы подлечиться, не перегружаться, расслабиться здесь не помогут. Этот человек потому и болен, что в работе от него нет никакого толку

Продукт рационализации — осознаваемые мотивы поведения — представляют собой смесь ложной информации (трансформированных мотивов — предубеждений, предрассудков) и включенных в нее островков истины (констатации реальных событий). То приемлемое («благопристойное»), что рассудку удается извлечь из этой смеси, и переходит в сознание.

а в дальнейшем вербализуется. Поэтому нужно различать аргументы, которыми человек оправдывает свои поступки, и его действительные психологические мотивы.                      

Редко кто на вопрос о мотивах своего поступка скажет «не знаю», — и хотя сознание зачастую не имеет об этих мотивах ни малейшего представления, произвольный, а скорее всего социально-похвальный мотив изобрести удается всегда. Например, не желая признаваться себе, что потерял хорошую должность по собственной вине, человек убеждает себя в том, что ушел с работы добровольно. Чувствуя себя неуверенно, страшась общения с незнакомыми людьми, человек защищается, заявляя, что принципиально не одобряет «излишней свободы» коммуникации. Возникшее противоречие в своих чувствах он устраняет с помощью специальной конструкции, отражающей идею, прямо противоположную общепринятой, и таким способом осуществляет самооправдание.

В обстоятельствах, когда люди чувствуют себя несчастными и связывают свои неприятности с историческими катаклизмами, у них возникает искушение найти виновников, на которых можно было бы свалить все несчастья, ненавидеть их и мстить им. Тогда они успокаиваются и даже испытывают удовлетворение: «Не могли же мы ошибиться! »

Рационализация — это всегда индульгирование, т. е. оправдательное отношение к своему поведению и своим принципам. Обычно считается, что если человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако субъективная убежденность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием правдивости. Мотив поступка не обязательно совпадает с причиной, предшествовавшей действию, поскольку часто оправдательные мотивы выдвигаются и осознаются после совершения действия. Например, непосредственной причиной драки с хулиганом была необходимость самозащиты, но в дальнейшем выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства, убеждение в социальной вредности хулиганства и т. п.

Один из видных специалистов по теории решения изобретательских задач, Б. Л. Злотин отмечает [22, 23], что ему никогда в жизни не случалось слышать, чтобы специалист просто сказал, что чего-то не знает, не понимает — «почему так», «что это такое». Вместе с тем обнаруженное незнание, непонимание его тревожит, создает дискомфорт. Поэтому, находясь в таком неудобном для себя состоянии, он излишне легко принимает на веру (и даже начинает защищать) первое попавшееся объяснение — чем и достигает внутреннего равновесия.

Гармонии между реальным поведением человека и его представлением о должном можно достигнуть с помощью двух вариантов рассуждения: либо повышением ценности совершенного поступка, полученного результата, либо понижением ценности поступка, который совершить не удалось, результата, который не достигнут. Например, как осуществить выбор между амбивалентными целями — приобретать ли товар хороший, но дорогой или похуже, но дешевый; обращаться ли за помощью к неприятному для вас человеку и т. д. И в том и в другом случае изменения направлены на уменьшение диссонанса между желаемым и действительным в соответствии с личной системой ценностей.

Если бы защита по типу рационализации не включилась своевременно, возникший диссонанс переживался бы человеком как тревога, сожаление. Когда, не получив желаемое и огорчаясь по этому поводу, он утешает себя, говоря «не очень-то и хотелось», он использует вариант рационализации, названный «зелен виноград», который побуждает обесценивать или дискредитировать недоступные блага: при нехватке сил и воли для совершения намеченного человек уговаривает себя, преувеличивая трудности своего положения, что делать го и не стоит. Другой вариант рационализации — «сладкий лимон» — направлен на преувеличение значимости достигнутого.

Приведем примеры рационализации в варианте «зелен виноград». Наташе Ростовой необходимо освободиться от мысли об измене своей любви к князю Андрею. «После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила в самой себе, что она никогда не любила князя Андрея... Внутренняя психологическая работа, подделывающая разумные причины под совершившиеся факты, привела к этому».

Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и актуальная, решить не удалось, отношение к ней меняется. Теперь, играя на понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и неактуальную [45]. Когда человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, не исключено, что он защищается от огорчения в связи с упущенной возможностью учиться. Такая версия укрепляется, если этот человек одновременно не жалеет усилий и денег, чтобы дать высшее образование своим детям. Аналогичные механизмы рационализации вмешиваются и в таких, например, случаях, когда полная девушка, не игнорируя самого факта избыточного веса, трактует его как преимущество (женственность). Во многих случаях эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в общении, представляется их виновникам как принципиальность, или как душевная тонкость, или как нежелание перекладывать свои беды на плечи друзей и близких, т. е. как своеобразный вид альтруизма.

Итак, рационализация — это поиск ложных оснований, когда реальное состояние дел подвергается содержательному анализу и ему дается объяснение, позволяющее сохранить иллюзию, что человек действует из других — разумных и достойных — мотивов Она превращает нужду в добродетель. Например, в обычных объяснениях алкоголиков используются мотивировки, приемлемые для окружающих и самого пьющего, позволяющие ему представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и почувствовать себя правым. Похвальба альковными подвигами также может выступать как защита от страха сексуальной неполноценности («сладкий лимон»).

Идет ли рационализация по типу «зеленый виноград» или «сладкий лимон», в любом случае в ней проявляется неудовлетворенность собой и своими поступками, потребность в уклонении от ответственности и самооправдание. Для уменьшения переживаний по поводу диссонанса люди прибегают к мысленному перебору вариантов объяснения своих действий, подбирая те из них, которые помогают оправдать себя в собственных глазах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...