Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология организации детских игровых программ.

Можно разделить технологию организации игровых досуговых программ для детской аудитории на два блока: творческий и организационный. Рассмотрим каждый блок подробнее.

Творческий блок включает в себя следующие моменты: создание сценарной группы, в обязанности которой входит: определение целей и задач, темы и идеи программы; написание сценария; работа с ведущими, разработку игр соответственно теме и возрасту участников, репетиционно - постановочный процесс, подготовку номеров выступлений творческих коллективов, подбор и запись музыкального сопровождения.

Игровая программа в процессе проведения не исключает импровизаций и наличия не предсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждую игру, последовательность зрелищных заставок, место проведения и ответственных за каждый игровой эпизод.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов.

Любая программа начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Замысел является движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущей программы.

Одним из компонентов технологического процесса является драматургия.

Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, аудитория; конкретная реальная исходная ситуация. В досуговой программе драматургическая концепция предопределяется исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.

С точки зрения драматургии, досуговая программа - результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

Можно выделить компоненты драматургии досуговых программ для детей.Во-первых - это актуальность программ с позиций текущих социальных, культурных и педагогических задач. Во-вторых - преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так и в педагогическом и художественном аспектах. В-третьих - разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.

Задача организатора - создать оригинальное художественное произведение соединением различных выразительных средств: игр, стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Действующие лица в сценарии - живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Сценарий пишется конкретно для детей. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на детскую аудиторию, формирующую настроения и сознание детей.

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Следующим шагом является продумывание композиции сцена­рия, то есть реализация конфликта, сюжета в игровом действии.

Основными компонентами композиции являются:

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта.

Завязка- начало конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.

Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Каждый эпизод программы должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.

Композиция имеет свои законы:целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства.

Каждая игровая – досуговая программа имеет свои специфические особенности, требующие определённого музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: в здании, на улице, на стадионе, в парке и т. д.

Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.

Можно назвать следующие функции музыки в досуговой программе для детей:

1. Эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.

2. Создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном игрового действия.

3. Важная её функция участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в музыкальных произведениях.

4. Важная роль музыки появляется в её конструктивно-композиционной функции. Она способна придавать досуговой программе композиционную стройность и завершенность.

5. Организация темпо - ритма программы. Музыкальное искусство – искусство временно точное, оно представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс.

Нельзя не остановиться на определении правил для ведущего детской игровой программы. Изучив теоретические источники, предлагаем основные моменты:

  • Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей.
  • Ведущий должен проявлять больше выдумки и смекалки, знать различные варианты игр.
  • Особое внимание культуре речи, эмоциональности.
  • Эстетика внешнего вида ведущего.
  • Нежелательно, чтобы на сцене дети ели и пили.
  • Нежелательно на сцене заставлять детей раздеваться и разуваться.
  • Нежелательно заставлять детей поднимать тяжести, в том числе и других детей.
  • Не использовать в играх острые предметы.
  • Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.
  • Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре, если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это за­дание или заменить его другим.
  • Добросовестная подготовка и профессио­нализм.
  • Ведущий должен поощрять участников или команды в сло­весной форме («спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д.), предлагать зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумным ответ, выдавать им призы, чтобы подбодрить участников.

Не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а уже затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными, могут быть придуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и т.д.

Знание правил поможет ведущему игровику провести программы эффективно и интересно. Все предложенные правила играют большую роль в достижении цели игровой программы, раскрытии её основной идеи и замысла.

Теперь рассмотрим второй блок – организационный, который включает в себя следующие моменты: создание инициативной группы или оргкомитета по проведению программы; привлечение партнеров к организации программы; реклама программы и оформление места проведения программы; подведение итогов по проведению программы.

Подготовка детской игровой программы начинается с создания инициативной группы (или оргкомитета), которая проводит все подготовительные мероприятия: вырабатывает планы подготовки и проведения программы, осуществляет покупку призов для награждения участников, занимается оформлением места проведения, проводит исследования аудитории, привлекает партнеров. После проведения игровой программы оргкомитет обязательно подводит итоги, проводит обсуждение и делает серьёзный анализ, чтобы избежать ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах рекламы мероприятия, а именно о подготовке текста объявления и пригласительных билетов.

Необходимо правильно подходить к использованию цвета в рекламе детских игровых программ. Известно, что существуют стереотипы восприятия цвета. Цвета определённым образом воздействуют на нашу нервную систему. Ассоциации, вызываемые цветом, поначалу возникают у человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается уже символически. Во всём мире, например, краны с горячей водой обозначаются красным цветом, с холодной – синим, что обусловлено ассоциациями, связанными у нас с этими цветами.

Таким образом, выбирая тот или иной цвет, то или иное цветовое сочетание, следует помнить об ассоциативных связях:

- чёрный – это классический цвет, символизирует торжественность, изысканность, но для старшего поколения он ассоциируется с бесцветностью, безжизненностью, может выражать скорбь и траур, олицетворять уничтожение, отрицание;

- красный символизирует силу воли, агрессивность, активность, он показывает также деятельный настрой;

- сочетание красного и чёрного традиционно ассоциируется с трауром; чёрно-красное решение рекламы соответствует зрелищам, развлечениям (импульсивному и сильному стремлению к переживаниям),

- бежевый – олицетворяет седину;

- белый – это вечность, чистый лист, разрешение проблем и новые безграничные возможности, граница начала и согласия; он символизирует молодость, чистоту и непорочность, флаг мира;

- сочетание чёрного с белым – вызывает мистическое чувство, ассоциируется с таинственностью и загадочностью;

- синий ассоциируется с пассивностью, чувствительностью и спокойствием, стабильностью, а в сочетании с белым – вызывает ассоциации с морем, яхтой, свежим ветром и свободой; этот цвет также олицетворяет вечность, верность и постоянство, обычно используется в «романтической» рекламе;

- серый и бордовый – обычно подчёркивают умеренность, солидность и консерватизм;

- золотой – олицетворение стремления к власти и демонстрации своего превосходства; с древних времён воспринимался как застывший солнечный свет; в то же время это цвет осени, он привносит ощущение эксклюзивности, но одновременно бессознательно пробуждая чувство вины;

- серебристый – стойкие ассоциации с авиацией;

- жёлтый (цвет яичного желтка) – дружеский, тёплый, приятный; даёт ощущение тепла и солнечного света; часто используется в афишах детских программ;

- зелёный – всегда символизирует «вечнозелёное древо жизни»; это цвет природы, здоровья, свежести;

- фиолетовый – как доминирующий применяется достаточно редко, обычно – в сочетании с другими цветами; может быть в экстравагантной рекламе;

- коричневый – спокойный «мужской» цвет; так же он ассоциируется с природой, теплом и комфортом.

Для того, чтобы создать хорошее цветовое сочетание, приятное для человеческого глаза, необходимо знать особенности взаимодействия цветов, какие цвета с какими лучше сочетаются. Сочетание цветов может быть гармоничным или контрастным. В круговом спектре контрастные цвета находятся друг против друга. В. Кандинский выделял три основные пары противоположных тонов: жёлтый и синий, красный и зелёный, оранжевый и фиолетовый.

Восприятие цвета зависит от графической формы, в которую заключён тот или иной цвет. Одна форма подчёркивает значение какого-нибудь цвета, другая же форма притупляет его. Во всяком случае, насыщенный цвет в остроконечной форме усиливает присущие цвету свойства (например, жёлтый цвет в треугольнике). «Мягкие» цвета усиливают своё воздействие при круглых формах.

Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, лёгкое, устремлённое ввысь. Если она имеет утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании – как нечто более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью, движением, развитием. Диагональ символизирует динамику.

Соответственно, композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композиция, основанная на диагоналях, - к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная.

В рекламировании детских досуговых программ практически всегда необходимо присутствие иллюстрации. Иллюстрации в рекламе являются визуализирующим дополнением к тексту или самостоятельным элементом средств рекламы (т.е. даваться без текста). В ряде случаев никакой текст, каким бы совершенным он ни был, не может заменить иллюстрацию.

Реклама, состоящая из одного текста, редко привлекает внимание. Для привлечения внимания, прежде всего, используются рекламные иллюстрации. Причём, рисунок больше привлекает внимания, чем фотография. В первую очередь читатель рассматривает иллюстрации, затем читает заголовок, а уж потом – сам текст. В таком порядке и следует распределять материал, макетируя рекламу: вверху – иллюстрация, под ней – заголовок, под заголовком – текст.

В целях организации будущего мероприятия все вышеизложенное приводится в порядок, систематизируется путем составления плана подготовки, в котором конкретизируется каждый вид деятельности в сроках подготовки и указании ответственного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...