Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

группы транзактного анализа. Группы лингвистического программирования




группы транзактного анализа

Один из приемов транзактного анализа называется «изменение личностной истории». Это возвращение в свое прошлое, когда некое событие произошло не так, как хотелось бы, или не полностью, — но не с теми же возможностями, которые человек имел в то время, а с ресурсом, который он накопил с тех пор и которого не было тогда, когда «это» произошло. Вернувшись в прошлое и использовав новый ресурс, человек переживает «это» по-новому за счет накопленного опыта. Теперь он обладатель двух вариантов истории: реальной, когда еще не было ресурса, и новой, когда он использовал ресурс (полнота переживания во втором случае поддерживается «якорем»). Впредь обе истории будут служить основой для будущего поведения, за счет чего и достигается расширение репертуара реакций.

Как известно, в состоянии гипноза человек имеет больший выбор стратегий поведения и принятия решений, чем в обычном состоянии бодрствования, так как ему не препятствует сформированная и закрепленная опытом картина мира. Например, в случае несовместимости с родителями человека «регрессируют», возвращают в определенный период детства и там создают свежую ситуацию, представив ему других родителей. Тем самым ему дают новый опыт в старых ситуациях.

Если вернуться в прошлое с новым ресурсом (которого при реальном переживании данного отрезка жизни у человека еще не было) и вновь пережить его, теперь уже иначе, с учетом появившихся позднее возможностей, то это приводит к изменению личностной истории. «Изменение личностной истории» позволяет частично перестроить картину мира.

Проиллюстрируем продуктивность этой методики. У Эриксона была пациентка, мать которой умерла, когда девочке было 12 лет. Затем она воспитывалась последовательно несколькими гувернантками, которые не демонстрировали материнского стиля поведения. Став взрослой, эта женщина захотела выйти замуж и иметь детей, но вместе с тем настолько знала себя, что была уверена, что не сможет правильно строить свои отношения с детьми: «У меня не было матери, и я не знаю, как вести себя по-матерински». Эриксон загипнотизировал ее, произвел возрастную регрессию и периодически появлялся в разные периоды ее детства в роли родителей, давая ей возможность пережить все то, чего она реально никогда в детстве не переживала. Он создал ей новое прошлое, новую личную историю. Это новое прошлое послужило ей дополнительным ресурсом для проявления желательного материнского поведения.

В транзактном анализе используется также прием «изменения решения». Подобное изменение основано на расщеплении образа/Интегральный образ может расколоться: чувство и представление отделяются друг от друга, причем одно остается осознанным, а другое уходит в подсознание. Если остается осознанным чувство, то оно «витает» в сознании и может «найти себе опору», связавшись с другим представлением, чем-то напоминающим прежнее. Это причина обмолвок и других специфических ошибок повседневной жизни. Если же «витает» представление, то оно может «приклеиться» к другому образу, связанному с аналогичным чувством. Этот прием' способствует нормализации поведения за счет исключения «ложных опор». Обратимся к специальным упражнениям.

Гробница фараона. Известно, что фараоны свои гробницы превращали в памятники всей своей жизни. При их захоронении перечислялись важнейшие события их жизни и в гробницу складывались предметы; символизировавшие их. Задание: «Если бы вы были фараоном, то какие бы вещи послужили бы памятниками главных событий вашей жизни и почему? » (Это упражнение демонстрирует, как предметы приобретают особый смысл и как этот смысл управляет поведением. )

Некролог. Постарайтесь написать собственный некролог, изложив жизнь от рождения до смерти. Укажите возраст, в котором вы умерли. Напишите о субъективно важных событиях, сформировавших вашу личность факторах. Затем прочтите его и ответьте себе на вопрос: «Того ли я хочу от своей жизни? » Обдумайте новый вариант жизни и напишите новый некролог. Опишите основные этапы нового варианта жизни. (Это упражнение способствует преодолению психологического барьера рационализации. )

Группы лингвистического программирования

Центральное понятие этого метода — контроль над языком, осуществляемый с помощью мета-модели. Он позволяет выявить репертуар реакций личности на подсознательном уровне. Участнику объясняют роль слов и демонстрируют, как посредством смены наименования человек меняет самонастройку. Выясняется при этом, что особенно плохо, когда используемое имя заключает в себе отрицание. Наоборот, положительное обозначение неизвестного создает положительную ориентацию и способствует успеху в деятельности. Для эффективного применения этого метода необходимо не только понимание того, что сказано, но и уточнение состава использованных для выражения слов, которые суть ярлыки личной истории

каждого. Это позволяет получить доступ к их значениям, набору образов, звуков или ощущений. Не все отчетливо представляют себе, что слово имеет влияние на человека. Царь Эдип, какизвестно, всеми силами стремясь избежать свершения мрачных предсказаний оракула, сделал все, чтобы эти предсказания сбылись. Показательно, что любые предсказаний о грядущем дефиците вызывают повышение спроса и приближают предсказанный дефицит. Отсюда и рекомендация из народной мудрости: не говори о том, чего не хочешь в действительное. Когда человек не вспоминает образы, а конструирует их мысленно, то они не имеют ярко выраженного цвета, индивидуальных контекстуальных признаков и конкретного зрительного фона. В этом случае он смотрит вверх и влево, что является признаком осознанности процесса. Когда у человека имеет место кинестетическое восприятие, то глаза идут вниз и вправо Для определения ведущей сенсорной системы данного человека надо наблюдать за движениями его глаз и задавать вопросы: «Вот вы сказали, что почувствовали это, а как именно? », «Как вы это узнаете? ». Это позволяет получить несловесную информацию о том, какая репрезентативная система у человека — ведущая. Когда человек отвечает на ваш вопрос, он обращается к себе, получает доступ к определенной информации и при этом подсознательно совершает определенные движения. Доминирующий анализатор определяет словарь данного человека Если это зрение, то в речи часто будут встречаться выражения: «смотреть», «видеть», «показывать», «перспектива», «для меня это выглядит... », «сместить фокус сознания. », Когда ведущий анализатор кинестетический, то в речи будут мелькать слова: «ухватить», «зацепить», «ощутить», «тяжелый», «мягкий», «я просто почувствовал... ». При доминировании слуха в речи появятся: «созвучно», «услышать», «отклик», «я говорю себе... ».

Таким образом, для выявления ведущей сенсорной системы кроме наблюдений за движениями глаз необходимо прислушиваться к тому, как человек описывает свой прошлый опыт.  Затем, при установлении контакта, желательно использовать слова из этой же системы. Для присоединения к человеку надо, внимательно слушая его, фиксировать глаголы, использованные в его речи, и анализировать их.

В рамках этого метода человека учат использовать только те вербальные конструкции, которые не включают психологическую защиту. Некоторые слишком часто включают в свою речь безличные обороты: «Мне пришло в голову... », «Так случилось, что... ». Когда человек переходит на личные обороты, он ощущает повышение осознания окружающей действительности и своей ответственности за поступки. В процессе тренировки демонстрируется разница в самоощущениях при замене: «Я должен» на «Я предпочитаю»; «Я не могу» на «Я не хочу»; «Я боюсь, что... » на «Я хотел бы... ». Заменяемые слова отрицают способность человека быть ответственным за себя, свои мысли, чувства, действия. Чтобы выяснить, какие слова нужно заменить прежде всего, задаются вопросы: «В чем проблемы? », «Что вам мешает? », «Что случится, если вы нарушите...? », «Что вас останавливает? ». Когда очаг напряжения уточнен, просят воспроизвести переживание и спрашивают, когда его испытывали в последний роз и что бы случилось, если бы пришлось то же самое пережить здесь и теперь.

Метод лингвистического программирования предполагает, что практически всегда у личности есть ресурсы, но они удерживаются на подсознательном уровне и не организованы в лабильную систему, т. е не могут оперативно использоваться в соответствующем контексте. Задача, следовательно, заключается в том, чтобы этот ресурс обнаружить и перенести в нужный контекст. (Например, человек жалуется на глубокую неуверенность в себе. Однако затем выясняется, что он не уверен только на работе, а в спорте вполне решителен и настойчив. ) Для того чтобы новое понимание оперативно использовалось в реальной

ситуации, применяется прием «наведения мостов». Это направленная синхронизация вводимых стратегий с возможным будущим, когда в единой синтетической реакции интегрируется новое поведение со старым.

Одна из используемых в этой методике техник — «вставленные сообщения». Она состоит в том, что сначала формулируют сообщение, которое хотят передать, а затем придумывают историю, которая служит маскировкой для этого сообщения. Сообщение упаковывается в несколько формул. Каждая формула предъявляется 3 раза: один раз она выделяется интонацией, второй раз — жестом и третий раз — касанием. Для налаживания общения на первом этапе используют буквальный пересказ речи собеседника, акцентируя отдельные места интонацией. Это помогает преодолеть неловкость, косноязычие, застенчивость. Потом делают попытку такого обобщения речи собеседника, при котором частично разрушаются процессы, через которые человек получил переживание, испытывать которые ему не хочется. Его внимание приковывается к рецептивной системе, отличной от той, в которой он получает травмирующие его сигналы.

Смена рецептивной системы — грубое вмешательство в любую подставляемую проблему. Эта смена нарушает стереотип и делает реакцию, на которой он зациклился, невозможной.

Ключевой прием метода — «якорение». Это связывание некоторого переживания или состояния с конкретным условным стимулом. Например, как выработать отзывчивость мужа на желание жены почувствовать внимание к себе? Когда ей захочется внимания и теплых чувств, надо подойти к нему и взять за запястье. Первые несколько раз надо проделать это полностью, потом достаточно будет только подойти или даже посмотреть (интериоризация). Так происходит установка «якоря». Якорь — это один элемент переживания, позволяющий вызывать его целиком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...