Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор рисунка дирижерской сетки





Решая вопрос о рисунке сетки, следует иметь в виду: а) указанную автором метроритмическую счетную еди­ницу; б) темп, ритмику и метр такта и т. д.; в) строение простых и сложных тактов (определение сильных и слабых долей); г) фразировку и запись груп­пировки в данном произведении или его части.
Во время исполнения с изменением динамики и штрихов рисунок дирижерской сетки может претерпе­вать некоторые, хотя и не коренные, изменения. Не ме­няется лишь основное направление долей. Если дирижируется, например, целая нота на ровном звучании, то
сетка примет такой рисунок (см. прим. 7). Если необходимо подчерк­нуть усиление звука или изменить штрих легато на стаккато, то объем сетки будет постепенно увеличи­ваться, а «падение» руки к началу каждой доли станет более крутым и заостроенным (см. прим. 8).


Таким образом, рисунок дири­жерской сетки меняется в зависи­мости от того, нужно ли подчерк­нуть «точку» или преодолеть ее. (Следует отметить, что в начале дирижирования первый взмах мо­жет и не быть в положении соответ­ствующей счетной доли, так как по­следующие взмахи руки уточнят рисунок сетки.) Понятно, что в слу­чаях, когда темп, динамику и фра­зировку не нужно изменять, не следует подчеркивать и разную длину линий в сетке такти­рования, наоборот, лучше скрадывать это различие.

Учитывая разнообразие размеров тактов, встречаю­щихся в музыкальной практике, некоторые, а иногда и все четыре основные направления движения руки могут повторяться. (Имеются в виду такты, которые дирижируются «на пять», «на шесть», «на семь», «на во­семь», «на девять», «на двенадцать» и др.).

Общим правилом в рисунке является сохранение основных направлений движения руки. В частности, при показе первой доли направление движения руки («раза») в процессе дирижирования должно быть всегда вниз. Исключением является сетка «на два» в медлен­ном темпе при штрихе 1е^а1о. Здесь «раз» часто показы­вают не вниз, а слева направо:

В этом случае сохраняется правильное соотношение двух движений: более сильного — вправо и слабого — влево, причем имеется в виду, что горизонтальные дви­жения руки делать легче, чем вертикальные, так как при вертикальных приходится все время регулировать скорость движения рук, учитывая закономерности уско­ренного движения вниз, а замедленного — вверх. Именно поэтому часто можно видеть, как дирижер, желая показать «протяженный», певучий характер му­зыки, особенно в медленном темпе и не только в сетках «на два», подчеркивает (путем ускорения движения) го­ризонтальные движения и сокращает вертикальные, при этом сетка как бы сжимается сверху вниз и расши­ряется в стороны:

Следует заметить, что акцентность долей лучше подчер­кивается выпуклыми линиями движений, а безакцентность — вогнутыми. В принципе же четкость рисунка дирижерской сетки определяется отчетливостью границ единичных дирижерских жестов, но при этом важна не столько острота точек, сколько ясность соответствующей направленности движения руки как по отношению к предыдущему движению, так и отно­сительно корпуса.

Навык владения четким рисунком дирижерской сетки необходим, так как именно по жестам дирижера исполнители делают вступления, снятия, паузы и т. д., а при сложных ритмических построениях, особенно в по­лифонических произведениях, четкий рисунок сетки зна­чительно помогает и дирижеру, и исполнителям «не те­рять» метрическое строение музыки. Даже опытному дирижеру в полифонической музыке «поймать» сетку, когда она «утеряна», бывает нелегко. Поэтому необхо­димо, чтобы дирижер, и особенно начинающий, всегда управлял музыкой в пределах рисунка сетки, а не ми­нуя ее. Свободное владение дирижерской сеткой необ­ходимо для управления исполнением и является нормой грамотного дирижирования. Однако рисунок сетки эф­фективен только в тех случаях, когда в сетке активно «работает» каждый единичный жест.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...