Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-теоретические и методические подходы




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

СТУДЕНТОВ II КУРСА

 

(методические рекомендации)

 

 

Витебск, 2004


УДК 387.147.88

ББК 74.580.266

П 24

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

 

Автор-составитель: доцент кафедры педагогики УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Керножицкая И.Е.

 

 

Рецензент: кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и методики начального обучения УО «ВГУ им. П.М. Машерова» профессор Минаева В.М.

Педагогическая практика студентов II курса (методические рекомендации). – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. – 46 с.

 

Методические рекомендации имеют своей целью помочь студентам увидеть задачи, содержание и особенности учебной практики, через предлагаемые задания, осмыслить научно-теоретические и методические основы педагогической деятельности, целенаправленно включиться в практическое обучение и организовать свою самостоятельную работу в период педпрактики.

Адресуется студентам, преподавателям кафедры педагогики, а также учителям школ, участвующим в проведении практики.

 

 

© Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»


ВВЕДЕНИЕ

 

В системе профессионального обучения студентов университета важная роль принадлежит учебной педагогической практике, которая является органической частью учебно-воспитательного процесса.

Являясь начальным этапом практического освоения педагогической профессии, практика позволяет студенту увидеть работу современной школы, что называется «изнутри», ознакомиться с содержанием, методами, приемами деятельности педагога в конкретных условиях обучения и воспитания, обогатить себя опытом знаний, действий, эмоционально-чувственных переживаний, внести коррективы в первоначальные представления о назначении и особенностях педагогической деятельности. Благодаря определенным организационным и методическим условиям у студента в период практики появляется возможность по-новому осмыслить учебный материал, приобретенный на занятиях, наполнить теоретические положения реальным значением наблюдаемых явлений и фактов, применить психолого-педагогическую теорию в различных видах учебно-воспитательной работы, увидеть степень собственной готовности к работе с детьми. Практическое соприкосновение с педагогической деятельностью помогает студенту не только осознать правильность выбора профессии, но и внести профессиональное становление в собственную жизнедеятельность, принять гуманистические цели образования и воспитания как личностные.

Следовательно, целевая направленность практики – подготовка студентов к будущей педагогической деятельности.

Задачи практики состоят в том, чтобы помочь студенту

- дополнить, обогатить, закрепить теоретические знания по педагогике, осмыслить их прикладное значение;

- оценить себя с точки зрения предрасположенности к педагогической работе с детьми;

- развить педагогические умения и профессиональные качества;

- формировать потребность в самообразовании, в совершенствовании творческой индивидуальности.

Учебная практика осуществляется на базе школ города, в которых сложились и закрепились эффективные формы и методы практического обучения студентов.

Будучи двухнедельной по продолжительности, согласно учебным планам факультетов, она имеет несколько вариантов проведения:

1) методом «погружения» в школьную среду на неделю в каждом семестре с освобождением от учебных занятий в университете;

2) параллельно с учебными занятиями в университете во внеаудиторное время по 2 часа в неделю в течение семестра или по 6 часов в неделю в течение 6 недель в каждом семестре.

Групповой методист (преподаватель кафедры педагогики) распределяет студентов по классам, где работают опытные классные руководители, и осуществляет организационное и методическое руководство. Он помогает студентам адаптироваться к условиям учебно-воспитательного процесса в школе, конкретизирует требования практики, уточняет задания и методику их выполнения, раскрывает содержание отдельных видов работы, рекомендует необходимую литературу, определяет график консультаций и методических занятий, проводит индивидуальные собеседования, анализирует текущую работу студентов, оценивает результаты.

Учебная практика нацелена на воплощение следующих функций: обучающей (актуализация, расширение и углубление психолого-педагогических знаний, проявляющихся в профессиональной компетентности студента-практиканта); развивающей (развитие исследовательских, организаторских, коммуникативных, конструктивных умений; развитие интереса к работе с детьми, педагогического мышления, рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности); воспитательной (воспитание тактичности, доброжелательности, выдержки, терпения, самостоятельности и ответственности в принятии педагогических решений и т.д.); диагностической (проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к работе в школе).

Перечень основных функций определяет многосторонность практического обучения студентов, которое сосредоточено вокруг трех блоков:

- изучение компонентов педагогического процесса в реальных условиях школы;

- приобретение опыта общения и взаимодействия с субъектами педагогического процесса;

- развитие профессиональных свойств и качеств, позволяющих успешно участвовать в педагогическом процессе.

В обобщенном виде содержание практики включает ознакомление со школой, ее проблемами на современном этапе реформы системы образования, наблюдение и изучение организации учебно-воспитательного процесса, стиля преподавания, общения, поведения учителя, межличностных отношений учащихся в классе, участие в конкретной воспитательной работе, осуществление анализа педагогических ситуаций и психо-педагогической диагностики и т.д.

Содержание практики позволяет студенту начать знакомство с педагогической деятельностью и условиями ее реализации с позиций личной значимости, войти в систему «учитель-ученик» с целью изучения психологических свойств и качеств ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса.

Опыт проведения практики убеждает в необходимости конкретизации содержания практики в виде заданий, которые распределены по таким разделам, как: «Организационно-педагогические аспекты начального этапа практики», «Изучение педагогического опыта», «Личность школьника – учебный коллектив – педагогическое взаимодействие», «Внеурочная воспитательная деятельность», «Самоанализ и самооценка педагогической деятельности».

Система заданий, во-первых, отражает этапность обучающей деятельности студентов (ознакомительно-адаптационный, пробно-тренировочный, диагностико-анализирующий этапы); во-вторых, не только приобщает студентов к практической деятельности учителя, но и нацеливает их на осознанное уяснение основных компонентов этой деятельности (конструктивного, коммуникативного, исследовательского и рефлексивного); в-третьих, позволяет первые шаги в роль учителя осуществлять по восходящей линии: от выполнения обязанностей «педагога-наблюдателя» до самостоятельного проведения определенных занятий (например, воспитательного занятия с детьми).

Задания выступают средством углубления и расширения психолого-педагогических знаний студентов, закладывают основы их профессиональной компетентности, развивают ценностное отношение к учительскому труду, к проблемам развития современного школьника, формируют практические умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.

Таким образом, учебная практика – это процесс своеобразной материализации, т.е. применения, реализации психолого-педагогической теории в учебно-воспитательной деятельности и успешности тренировочных упражнений по выработке профессиональных умений и навыков и связанных с ними личностных свойств и качеств.

 


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ:

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

 

Организация систематической практики студентов, начиная с младших курсов, является необходимым условием формирования профессионально педагогической направленности личности будущего учителя.

Сущность учебной практики состоит не столько в приобщении студентов к учебно-воспитательной работе в школе и накоплении ими эмпирического опыта, сколько в осмысленном применении педагогической теории в реальных условиях школьного обучения и воспитания и овладении на этой основе способами профессионально-педагогической деятельности.

Из данного определения сущности учебной практики вытекают ряд ее особенностей:

- учебная практика является непосредственным отражением и конкретным воплощением педагогической теории в педагогическом процессе;

- органическая связь практического и теоретического обучения придает практике необходимую осмысленность, создает предпосылки для прогнозирования, конструирования и корректирования студентами своей деятельности;

- практика теряет свое подлинное значение и сводится к недопустимому эмпирическому практицизму, если проводится без должной связи с теорией педагогики;

- недостаточная теоретическая подготовленность студентов осложняет восприятие и осмысление ими школьного опыта, технологий обучения и воспитания, выявление тех факторов, которые обусловливают причины ее низкой результативности.

При разработке содержания учебной практики принято исходить из известных в научно-методической литературе идей и подходов к решению данной проблемы:

1) установление тесной связи между целевой направленностью практики и ее деятельностной и результативной сторонами;

2) учет возрастающих требований к личности школьного учителя и его профессиональной подготовке;

3) определение основных видов и форм деятельности студента-практиканта, обеспечивающих ему возможность:

- осмысления прикладного значения теоретических знаний;

- формирования педагогических умений и навыков;

- развития профессионально-личностных свойств и качеств.

4) ориентирование на осмысление студентами ценностей педагогической деятельности, осознание этой деятельности как сферы своего морального, мировоззренческого самоопределения.

Практическое обучение конкретизируется в следующих направлениях деятельности студентов (табл. 1, 2).

Ознакомление:

- с учебно-воспитательной работой школы;

- со школьной документацией;

- с основными направлениями профессиональной деятельности учителя;

- с творческим, исследовательским подходом учителя-предметника организации процесса обучения школьников;

- с функциональными обязанностями классного руководителя и содержанием его работы по разным направлениям;

- с организацией дополнительного образования в школе;

- с работой ученического самоуправления в школе и классе.

Изучение:

- особенностей отдельных школьников и классного коллектива;

- методики организации урока в опыте творчески работающих учителей;

- планирования и организации воспитательной работы классного руководителя.

Участие в текущей учебно-воспитательной работе в школе и в классе:

- помощь классному руководителю в подготовке и различных форм внеурочной воспитательной деятельности;

- диагностика уровня развития учащегося и классного коллектива;

- проведение индивидуальной работы по предмету специальности, проверка тетрадей, творческих работ школьников;

- разработка и проведение воспитательных мероприятий;

- выполнение микроисследований, связанных с выполнением учебно-исследовательских заданий по педагогике.

Анализ и самоанализ процесса и результатов практики:

- участие в обсуждении содержания деятельности студентов-практикантов;

- выполнение заданий и ведение аналитических записей в дневнике о практике и ее проблемах;

- самооценка уровня сформированности педагогических умений;

- подготовка отчетной документации.

Указанные направления работы студентов в школе дают лишь общие представления о ее системе и логике. Содержание деятельности по каждому направлению на I и II этапах практики детализировано в заданиях (приложение 1, 2).

Практика требует от студента активности, ответственности, организованности, поскольку он является участником двух видов деятельности: учебной и профессиональной. И если в первой – чаще выступает в роли объекта, то во второй – является субъектом, хотя не всегда имеет должную мотивацию этой деятельности и средства ее успешного осуществления. Вот здесь и нужна помощь и поддержка методиста. Естественно, что без должного педагогического руководства нельзя говорить о результативной педагогической практике.

Поскольку учебная педагогическая практика проводится параллельно с изучением курса педагогики, особое значение приобретает целенаправленное соотнесение знаний педагогической науки с конкретными условиями реализации этих знаний. Разумеется, преподаватели в системе лекционных, семинарских занятий в той или иной мере связывают теоретическое обучение с практикой, привлекая для этого школьные примеры, факты и другие иллюстрации. В этом случае знания педагогических закономерностей, принципов, методов, приемов, форм обучения и воспитания наполняются реальным, жизненным смыслом, теряют свою абстрактность. Студентам нужно помочь понять, что среди педагогических знаний есть ключевые, основополагающие идеи, которые определяют успешность работы учителя и служат опорой для ее совершенствования. Это знания о целенаправленности и целостности педагогического процесса, о деятельностно-отношенческой основе обучения и воспитания, об определяющей роли потребностно-мотивационной сферы в развитии личности, об условиях успешности функционирования детского коллектива и т.д.

Практическая деятельность ставит студентов перед необходимостью искать ответы на постоянно возникающие вопросы о задачах, содержании, способах учебно-воспитательной работы с детьми. Как отмечает В.А. Сластенин, для педагога мыслить и действовать означает умение самостоятельно анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и осмысливать каждую часть в связи с целым; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. В то же время, дать глубокий анализ наблюдаемому педагогическому явлению, объяснить отдельный факт с точки зрения общих закономерностей и принципов, найти выход из проблемной в воспитательной ситуации, невозможно без опоры на педагогическую теорию.

Применение педагогической теории в процессе практики является мерой для определения подготовленности студента к восприятию и анализу школьного опыта и его методических новинок. Практикант, слабо овладевший на аудиторных занятиях педагогической теорией, как правило, с трудом доходит до теоретического понимания методики учебно-воспитательного процесса и приобретает практические умения путем механического следования приемам работы учителя.

При правильном подходе к организации практики студенты на собственном опыте убеждаются в объективной приложимости теории к практической деятельности учителя, сознают необходимость расширения и углубления своих знаний. Но это убеждение формируется у них в том случае, если методисты обращают внимание на ту зависимость, которая существует между научными основами работы учителя и технологий ее осуществления, если находят веские доводы в ответ на студенческие высказывания: «обучать и воспитывать можно на основе интуиции», «под влиянием личных впечатлений школьного детства», «не обращаясь к педагогической теории». Важно, чтобы методисты постоянно показывали ситуации успешного решения педагогических задач с опорой на психолого-педагогическую теорию.

В качестве условий, стимулирующих активное практическое обучение студентов выступают консультации, обмен мнениями, после посещенных уроков, классных часов, обсуждение творческих находок учителей, анализ ситуаций, в которых учителя умело применяют теоретические знания психологии и педагогики. В этом плане велика роль методического занятия, которое может быть нескольких видов. Назначение первого вида – ознакомление с опытом организации учебно-воспитательной работы школы и отдельных учителей. На таких занятиях выступают директор, его заместители, социальный педагог, психолог, учителя-предметники. Темы сообщений могут быть: «История и традиции школы», «Детский коллектив в педагогическом процессе», «Школьник как субъект воспитания», «Проблема гуманизации урока». Второй вид – занятие по методике учебно-воспитательной работы самих студентов с учащимися, когда студенту предлагаются конкретные рекомендации, советы, приемы общения и деятельности. Примерная тематика занятий: «Как работать с классным журналом?», «Методика наблюдений за учащимися на уроке», «Как развивать профессиональную позицию педагога как воспитателя?», «Конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения». Третий вид – занятие по ознакомлению с педагогической литературой. Это может быть аннотированное представление отдельных книг, журнальных материалов о новых подходах к совершенствованию педагогического процесса, об исследовательской позиции педагога по отношению к личности растущего человека, о наиболее важных сторонах профессиональной подготовки учителя, о методах коллективной, групповой, индивидуальной работы с детьми, о воспитательных возможностях урока.

В связи с возрастанием требований к качеству практического обучения большое внимание уделяется контролируемой самостоятельной работе студентов в период практики. Контролируемая самостоятельная работа, во-первых, позволяет избежать такой ситуации, когда студенты после установочной конференции предоставлены сами себе; во-вторых, помогает получать оперативную информацию о процессе и результатах практической деятельности в школе, выявлять трудности, с которыми встречаются студенты; в-третьих, является стимулом становления профессионально-личностной позиции студента с учетом объективных требований к педагогической деятельности и сильных сторон своей личности.

Педагогическая практика не может быть успешной, если она проходит как процесс непосредственного, утилитарного приспособления студентов к педагогической действительности. Благодаря заданиям, предназначенным для выполнения, студенты не только осмысливают фактическое состояние дел в школе и классе, но и учатся проектировать свою деятельность, деятельность детей, вовлекать школьников в работу, проявлять уважительное, доброжелательное отношение к детям в сочетании с разумной требовательностью, проводить диагностические беседы с учащимися в целях получения информации об особенностях их развития и воспитания, накапливать опыт общения и взаимодействия с коллегами, анализировать результаты своего труда, закреплять полученные знания и успехи.

Такая организация практики помогает студентам не только осмысливать практическую работу, но и обеспечивает «переход» теоретических знаний на язык практических действий, т.е. развивает систему общепедагогических умений:

- анализировать явления и ситуации школьной жизни с педагогических позиций;

- изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи и возможные условиях их решения;

- организовывать детей на выполнение поставленных задач;

- выбирать формы и методы взаимодействия с детским коллективом и отдельными учащимися;

- выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий;

- анализировать опыт других учителей с целью заимствования полезных идей;

- проектировать и корректировать собственную деятельность, делать ее анализ, прикладывать усилия для преодоления недостатков;

- осуществлять деловое сотрудничество с учителями и администрацией школы;

- управлять своим эмоциональным состоянием, проявлять доброжелательность, уверенность, оптимизм.

Именно в процессе практики, если она методически правильно организована и достаточно эффективно проводится, достигается синтез опыта знаний, опыта действий и опыта эмоциональных переживаний.


Таблица 1.

Содержание и способы деятельности студентов II курса (III семестр)

В период учебной практики

 

 

Сроки выполнения Работа с методистами и учителями школы (консультации, собеседования и т.д.) Ознакомление с опытом работы школы Изучение и анализ различных объектов учебно-воспитательной работы школы Участие в учебно-воспитательном процессе Самоанализ практической деятельности
1 2 3 4 5 6
I неделя Участие в установочной конференции по практике, ознакомление с задачами и содержанием практики, условиями ее организации, требованиями к работе студента и его документации.        
Встреча-беседа с администрацией школы и учителями. Беседа с классными руководителями. Консультация «Организационно-педагогические аспекты начального этапа практики» Знакомство: - со школой, ее историей, традициями, условиями организации учебно-воспитатель-ного процесса, направлениями работы педагогического коллектива. - с прикрепленным классом, организацией жизнедеятельности класса и предстоящими делами, характером отношений в классе и т.д. Изучение: - основных направлений профессиональной деятельности учителя; - классного журнала; - расписания уроков; - особенностей прикрепленного класса - Работа с документацией - Обсуждение с классным руководителем основных направлений его работы Выполнение заданий 1, 2, 3, 4
II неделя Методическое занятие «Когда урок воспитывает» Знакомство с организацией деятельности учителя и учащихся на уроке Изучение - применения разнообразных способов активизации процесса учения на уроке; - воспитательного потенциала урока; Посещение уроков и их анализ по предложенным схемам Выполнение заданий 5, 6, 7
III неделя Методическое занятие «Классный час и его организация» Знакомство с организацией деятельности учителя и учащихся во внеурочное время Изучение: - планирования воспитательного процесса школы, класса; - методики подготовки и проведения классного часа и других воспитательных занятий Посещение классных часов и их анализ. Помощь классному руководителю в организации воспитательной работы: информационно-дискуссионные, интеллектуально-развлекательные, трудовые, спортивные дела; конкурсно-игровые программы, экскурсии, концерты, праздники и т.д. Обмен мнениями по актуальным проблемам воспитания Выполнение заданий 8, 9
IV-V неделя Консультация о способах получения знаний об отдельном ученике и ученическом коллективе. Беседа с психологом школы «противоречивый характер развития личности подростка Знакомство с педагогической диагностикой в деятельности классного руководителя Изучение: - основных методов диагностики уровня развития школьника (анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, ранжирование и т.д.); - основных методов диагностики классного коллектива (наблюдение, социометрия, тестирование, анализ взаимодействия и т.д.) Участие в организации урочной и внеурочной работы (игры, прогулки, свободное общение, конкурсы, соревнования и т.д.). Ознакомление с личными делами учащихся, беседа со школьным психологом, проверка и анализ дневников, тетрадей. Диагностика уровня развития личности и сформированности коллектива класса Выполнение заданий 10, 11, 12
VI неделя Круглый стол «Первые шаги в педагогическую профессию» Собеседование с методистом, самоанализ педагогической деятельности       Выполнение задания

 


Таблица 2.

Содержание и способы деятельности студентов II курса (IV семестр) в период учебной практики

 

Сроки выполнения Работа с методистами и учителями школы (консультации, собеседования и т.д.) Ознакомление с опытом работы школы Изучение и анализ различных объектов учебно-воспитательной работы школы Участие в учебно-воспитательном процессе Самоанализ практической деятельности
1 2 3 4 5 6
I неделя Инструктивно-методическое совещание в школе. Ознакомление с конкретными заданиями в соответствии с программой практики.        
Встреча-беседа с администрацией школы и учителями Знакомство; - со школой как образовательно-воспитательным учреждением. - с направлениями и организацией воспитательной работы в конкретном классе Изучение: - основных направлений дополнительного образования школьников; - организации воспитательной работы классного руководителя Обсуждение с зам. директора школы по воспитательной работе возможностей, условий разностороннего развития личности школьника. Работа с документацией. Обсуждение с творчески работающими классными руководителями технологии воспитательной деятельности в классе Выполнение заданий 14, 15
II неделя Методическое занятие «Проблема гуманизации урока: поиски и решения» Знакомство с педагогическим взаимодействием в системе «учитель-ученик» на уроке Изучение: - методов и приемов взаимодействия с учащимися на уроке; - педагогического общения на уроке Посещение уроков и их анализ по предложенным схемам Выполнение заданий 16, 17, 18
III-IV неделя Собеседование о значении внеурочных дел в жизни школьника и приемах стимулирования детей к участию во внеурочных занятиях Знакомство с организацией деятельности школьников Изучение: - методики подготовки и проведения традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы Посещение и анализ воспитательных мероприятий. Подготовка, проведение и самоанализ воспитательного занятия в классе Выполнение заданий 19, 20, 21
V неделя Консультация о требованиях к проведению диагностических процедур, обработке и предоставлению диагностических данных Знакомство с педагогической диагностикой в учебно-воспитательном процессе школы Изучение: - отношения школьника к учебной деятельности; - позиции учащегося в классном коллективе; - психологической атмосферы в классном коллективе Участие в организации урочной и внеурочной работы класса. Диагностика развития школьника и воспитательной возможности классного коллектива Выполнение заданий 22, 23, 24, 25
VI неделя Круглый стол «школа – нам, мы – школе». Собеседование с методистом, учителями. Самоанализ и самооценка результатов практики. Участие в работе итоговой конференции       Выполнение заданий 26, 27

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...