Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихотворное повествование (поэма)




 

Большая стихотворная форма именуется поэмой. Поэмы делятся на фабульные – эпические и бесфабульные – дескриптивные (описательные) и дидактические.

В эпической поэме твердую форму представляет классическая эпическая поэма (представленная у нас, например, «Россиадой» Хераскова), восходящая по своим формам к античной эпической поэме (Гомер, Виргилий), с одной стороны*, и к фантастической итальянской поэме (Ариосто, Тассо) – с другой.** В сюжетном построении поэмы тяготеют к многопланности (параллельное ведение сюжета) и в пределах каждого плана – к авантюрной ступенчатости построения. Переход из плана в план совершается или при помощи песенного членения, или путем введения связующих переходных мотивов, именуемых «транзициями» (иногда сокращаемыми до простой словесной формулы перехода: «но оставим нашего героя и посмотрим, что делает другой»). В тематике поэмы избирали значительные исторические моменты, причем обязательно было присутствие фантастических существ («покровители»).

* Об эпической поэме существует необозримая научная литература. Глубокая ее характеристика дана в «Эстетике» Гегеля (Указ. соч., т. 3). См. также: Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960; Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1974. Последняя работа особенно важна тем, что в ней подробно описана техника эпического повествования и путем сопоставления индийского и античного материала выявлена сюжетная структура эпической поэмы.

** Итальянская поэма обладает свойством строфичности, что создает совершенно особые условия тематического развертывания. Ср. «Евгений Онегин» Пушкина.

 

Эпическая поэма постоянно вызывала пародию, причем пародические приемы развивались в двух направлениях: высокий сюжет развивался в низкой лексике (например, «burlesque» или «travesti» – у нас в XVIII в. поэма Осипова «Энеида наизнанку») или, наоборот, – высокий стиль и обычные приемы эпического развертывания применялись к низкому «тривиальному» сюжету (у нас в XVIII в. поэмы В. Майкова, Чулкова, Шаховского).*

* Бурлескной, ироикомической поэмой Б. Томашевский занимался специально. См.: Ироикомическая поэма/Под ред., с прим. и вступ. ст. Б. Томашевского. Л., 1933.

 

Особое место занимала шутливая поэма, не чуждавшаяся приемов пародических поэм (преимущественно жанра «burlesque»). К такого рода поэмам относится «Душенька» Богдановича.

Начало XIX в. знаменует конец классической поэмы. Несколько дольше жила комическая поэма, к которой отчасти примыкает «Руслан и Людмила» Пушкина.

Поэмы описательные ведут свое начало от античных поэм Гезиода («Труды и дни») и Виргилия («Георгики») и получили распространение преимущественно в XVIII в. Наибольшим успехом пользовались поэмы Делиля («Сады» переведены на русский язык Воейковым). Тематика описательных поэм – преимущественно картины природы (обычная тема – «времена года»: существуют поэмы на эту тему у Томсона, Сенламбера, Руше, Россе и мн. др.). Тематическое развертывание этих поэм происходит обычно в лирическом развертывании отдельных статических тем, располагаемых в порядке рассуждения. Впрочем, смена тем по риторической системе происходит лишь тогда, когда исчерпываются лирические стиховые ассоциации, которые «ведут» тематику (известное утверждение поэтов, что «рифма ведет мысль»). Описания перебивались историческими отрывками и традиционными «эпизодами», т.е. стиховыми новеллами, с мало напряженной фабулой, данными в лирическом развертывании (со сгущением эмоциональных мотивов, «отступлениями», сравнениями, описаниями и т.п.) и тематически гармонирующими с мотивами главного описания.

К описательным поэмам примыкают поэмы дидактические (поучительная поэма-трактат; пример «Art poétique» Буало XVII в., есть несколько русских переводов).

Дидактические и описательные поэмы, дожившие до начала XIX в., являются предшественниками «романтической» поэмы (Байрона, Пушкина и др.), которая появилась в результате разложения огромных описательных поэм (которые достигали по объему 10 000 стихов). Романтическая поэма, усвоив приемы описательных поэм, переместила роль внефабульных мотивов; «скелетом» романтической поэмы является фабула, излагаемая отрывочно, «фрагментарно», перебиваемая описаниями и эмоционально-лирическими отступлениями. Временная перестановка, недоговоренность, фабулярные «невязки», которые необходимо дополнять воображением, – все это характеризует сюжетное построение романтической поэмы.* Время культивировки романтической поэмы длилось недолго (с 10-х по 30-е годы XIX в.); однако этот жанр определил развитие больших стиховых форм, разрабатывавшихся доныне, что отчасти объясняется тем, что к роду романтических поэм принадлежат произведения Пушкина и Лермонтова, до сих пор оказывающие влияние на стихотворные формы.

* О романтической («лиро-эпической») поэме см.: Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. М., 1924 (переизд.: Л., 1978), а также: Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976, (2-е изд., доп.: Динамика русского романтизма. М., 1995); Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова. М., 1969; Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX-начала XX века. Л., 1968.

 

За последние годы в поэзии обнаруживается тяготение к большим формам. Если не говорить о поэмах Маяковского, которые развивают несколько иную линию в поэзии, следует отметить поэмы Н. Тихонова («Лицом к лицу»), Б. Пастернака («Высокая болезнь») и др. Новые поэмы не достигают по размеру старых (объем романтической поэмы колеблется от 500 до 1500 стихов), но тяготеют подобно романтической поэме к ослаблению фабульного элемента, к фрагментарности, лирическому развертыванию.

БИБЛИОГРАФИЯ ПОЭТИКИ*

УКАЗАТЕЛЬ

НОВЕЙШЕЙ ИЗБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОЭТИКЕ**

Составил С. Балухатый

 

УКАЗАТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБЗОРЫ

1. А й з е н ш т о к И. Я., К а г а н о в И. Я. Указатель работ по поэтике на русском языке (вышедших с 1900 по 1922 г.)//Мюллер-Фрейенфельд Р. Поэтика. Харьков, 1923. С. 201-213.

Там же список основных трудов (русских и иностранных) по поэтике прежних лет.

* В качестве приложения к учебнику Б. В. Томашевского публиковались следующие ниже «Указатель литературы» и «Предметный указатель» – Ред.

** В указатель вошли книги и статьи, имеющие лишь актуальное значение – теоретическое или методологическое – и вышедшие из печати до сентября 1970 г.

 

2. Якубський Б. В. Библиография//Наука Вiршування. Киïв, 1922. С. 109-122).

3.Белецкий А. И. Несколько слов о разработке научной поэтики в России и на Западе//Мюллер-Фрейенфельд Р. Поэтика. Харьков, 1923. С. 1-20.

Обзор важнейших трудов по поэтике последнего времени; оценка интереса критиков и исследователей к общим вопросам поэтики; о целях ознакомления с психологической поэтикой.

4. Иванов Вяч. О новейших теоретических исканиях в области художественного слова//Научные известия, 2-е изд. М.: Гос. Изд., 1922. С. 164-181.

Обзор статей и книг: Белый. – «Жезл Аарона». Белый. – «О художественной прозе». Брюсов. – «Наука о стихе». Брюсов. – «Опыты», «Сборники по теории поэтического языка». Вывод: «научная» или эмпирическая поэтика невозможна без философского анализа словесного материала и без исторической перспективы.

5. С м и р и о в А. А. Новейшие русские работы по поэтике и литературной методологии//Атеней: историко-литературный временник. Кн. 1-11. 1924. С. 151-162.

Обзор трудов 1923-1924гг., имеющих общий и принципиальныйхарактер.

6. Багрий А. В. Формальный метод в литературе: Библиография. Владикавказ, 1924 (1926). С. 268; Вып. 2-й. Баку, 1927. С. 189.

Библиографическая неисчерпывающая сводка книг и статей последних лет с пересказом их содержания.

7. Б а л у х а т ы й С. Д. Теория литературы: Аннотированная библиография. 1. Общие вопросы. Л.: Прибой, 1929. С. 248.

Исчерпывающий свод русских и переводных работ, начиная с 70-х годов XIX в., в главах: I. Задачи истории литературы, теория литературы, поэтики. – II. Задачи литературной критики. – III. Методы истории и теории литературы. – IV. Общие труды по теории литературы. – V. Общие проблемы теории литературы. – VI. Стилистика. – VII. Народное (безличное) творчество. – VIII. Лирика и эпос. – IX. Стихосложение. – X. Драма. – XI. Проза. – XII. Риторика. – Приложения: 1. Популярные изложения вопросов поэтики и учебники. – 2. Учебники стихосложения. – 3. Вопросы поэтики в школе.

 

ОБЩИЕ ТРУДЫ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

8. Аристотель. Поэтика/Пер., введ. и прим. Н.И. Новосадского. Л.: Academia, 1927. С. 120.

О поэзии вообще и отдельных ее видах. О комедии и трагедии: фабула (и ее виды), части трагедии, перипетия, узнавание, завязка, развязка, характеры, виды трагедии. О слове. О поэзии повествовательной,

9. П о т е б н я А. А. Мысль и язык//Полное собрание сочинений. Т. 1. Одесса. 4-е изд., 1922. С. XXX + 185.

Главы:...Языкознание и психология. Чувственные восприятия. Рефлексивные движения и членораздельный звук. Язык чувства и язык мысли. Слово как средство апперцепции. Представление, суждение, понятие. Поэзия. Проза. Сгущение мысли.

10. Он же. Из записок по русской грамматике. Харьков. 2-е изд., 1888. С. VI + 535 + VI.

О природе и функциях слова в главах Введения: Что такое слово, Представление и значение...

11. О н ж е. Из записок по теории словесности/Изд. М.В. Потебни. Харьков, 1905. С. 694.

Отделы: Поэзия и проза.Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое.

12. Он же. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка/Изд. М. Потебни. Харьков, 1914. С. II + II + 162.

Об отношении поэтических произведений к слову на основе общей теории слова Потебни.

13. Р а й н о в А. А. Потебня. Л.: Колос, 1924. С. 110. Об основных идеях П. Список трудов П.

14. В е с е л о в с к и й А. Н. Поэтика.Т. I; Т. II. Вып. 1.: Поэтика сюжетов//Веселовский А.Н. Собр. соч. СПб.: Изд. Акад. Наук, 1913. Т. I. С. 622; Т. II. В. 1. С. 148.

Проблемы исторической поэтики. Том I – статьи: Из введения в историческую поэтику. Из истории эпитета. Эпические повторения как хронологический момент. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Три главы из исторической поэтики: 1. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. 2. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии. 3. Язык поэзии и язык прозы. – Том II. Вып. 1. Поэтика сюжетов. Главы: Поэтика сюжетов и ее задачи. Мотив и сюжет. Важнейшие направления в изучении сюжетности. Бытовые основы сюжетности. Доисторический быт и отражающие его мотивы и сюжеты. Сюжеты по вопросам об их бытовом значении и др.

15.Энгельгардт Б.М. Александр Николаевич Веселовский. Пг.: Колос, 1924. С. 214.

Выяснение методологического подхода В. к материалу. Основные черты историко-литературной системы В.: его теория развития поэтических жанров; сюжетология; поэтический язык; об эволюции взглядов В.

16. Вопросы теории и психологии творчества; Под ред. Б.А. Лезина. Харьков, 1911-1923. Т. I-VIII.

Том I (изд. 2-е): Д.Н. Овсянико - Куликовский. – Из лекций об основах художественного творчества. Его же. – Лингвистическая теория происхождения искусства и эволюции поэзии. К. Тиандер. – Очерк эволюции эпического творчества. Е. Аничков. – Историческая поэтика А.Н. Веселовского. А. Горнфельд. – Трагедия. К. Тиандер. – Обзор сюжетов драматической поэзии. Его же. – Сущность комедии. Его же. – Исторические перспективы современной лирики. А. Горнфельд. – Проза. В.Харциев. – Что такое проза? А. Горнфельд. – Фигура в поэтике и риторике. Его же. – Эпитет. Его же. – Троп. В. Харциев. – Элементарные формы поэзии. А. Горнфельд. – Поэзия. – Том II. Вып. 1. К. Тиандер. – Синкретизм и дифференциация поэтических видов. Его же. – От Софокла до Ибсена. Его же. – Народно-эпическое творчество и поэт-художник. Его же. – Морфология романа. Ф. Карташев. – Лирическая поэзия, ее происхождение и развитие. – Том II. Вып. 2. В. Харциев. – Основы поэтики А.А. Потебни. Б. Лезин. – Психология поэтического и прозаического мышления. Д.Н. Овсянико-Куликовский. – Лирика как особый вид творчества. – Том VII... А. Горнфельд. – О толковании художественного произведения. Т. Райнов. – «Обрыв» Гончарова как художественное целое. – Том VIII... А.И. Белецкий. – В мастерской художника слова.

17. О в с я н и к о-К у л и к о в с к и й Д. Н. Язык и искусство/Изд. И. Юровского: Русская библиотека. № 8. СПб, 1895. С. 71.

Анализ жизни отдельных художественных образов как основных элементов искусства в главах: Художественный образ и понятие. Участие языка в подготовлении понятий. Художественный образ и идея. Грамматическая форма. Слово и сознание. Внешняя форма в языке.

18. Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. С. III + 633.

Статьи о принципах анализа стиха и о ритме: Лирика и эксперимент. Опыт характеристики русского четырехстопного ямба. Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре. «Не пой, красавица, при мне...» А.С. Пушкина. (Опыт описания.) Магия слов.

19. Б о б р о в С. П. Записки стихотворца. М.: Мусагет, 1916. С. 92.

Главы: Рифма и ассонанс. Еще о трехдольном паузнике. Согласные в стихе. Теория барона Гинцбурга (рецензия). Двестатьи по ритму (рецензия статей Недоброво и Лукьянова).

20. Григорьев М. С. Слово – знание –искусство: Конспект курса.М.: Госизд., 1920. С. 30.

План-конспект психологической поэтики с тезисом: искусство – особая форма знания и действительности.

21.Жирмунский В.М. Задачи поэтики//3адачи и методы изучения искусства. Пг., 1924. С. 123–168. (Первоначально в сб. «Начала». № 1, 1921. С. 51-81.)

Установление основных проблем и отделов поэтики как науки о словесном искусстве. Задача общей или теоретической поэтики – дать систематическое описание поэтических приемов. В основу же систематического построения поэтики должна быть положена лингвистическая классификация фактов языка. В виде иллюстрации дан примерный разбор стихотворений Пушкина и отрывка прозы Тургенева.

22. С а к у л и н П. Н. К вопросу о построении поэтики//Искусство. 1923. № 1. С. 79-93.

О задачах, объеме и построении поэтики; оценка статьи «Задачи поэтики» В. Жирмунского. Утверждение, что теоретическая поэтика должна строиться не на лингвистике, а на учении о процессе литературно-художественного творчества.

23. С м и р н о в А. А. Пути и задачинауки о литературе//Литературная Мысль.II. Пг., 1923. С. 91-109.

Методологическая постановка проблемы. Анализ понятия поэзии с раскрытием понятия ценности литературного явления в телеологическом смысле; о методах изучения поэзии.

24. Ж и р м у н с к и й В. М. К вопросу о формальном методе//Вальцель. Проблема формы в поэзии. Пг.: Academia, 1923. С. 1-23.

Критика формального метода по проблемам: искусство как прием, историческая поэтика и история литературы, тематика и композиция, словесное искусство и литература.

25. Ц е й т л и н А. М. Марксисты и «формальный метод»//Леф. 1923. № 3. С. 114-131.

По вопросу о взаимоотношениях марксистского и формального методов. Анализ стилевых работ марксистов: Львова-Рогачевского, Фриче, Переверзева.

26. М ю л л е р-Ф рейенфельд Р. Поэтика/Пер, с нем. изд. 1921 г.; Ред. и вступ. статья проф. А.И. Белецкого. Харьков, 1923. С. 216.

Психологическая поэтика. Психологическое обоснование сущности поэзии и производимого ее стилистическими формами воздействия. Главы: Сущность и стиль поэзии. Поэт и его стиль. Поэтический сюжет и его стиль. Стилистические формы передачи (воспроизведения). Язык и его стилистические формы. К проблеме оценки.

Книга Мюллера не дает ключа к стилистическому анализу словесных произведений. Ее задача – дать психологические основы возникновения II развития поэтического искусства – выпадаетцеликом из круга вопросов истории и теории литературы.

27. Вальцель О. Проблема формы в поэзии/Авторизованный пер, с нем. М.Л. Гурфинкель; под ред. и с вступ. статьей проф. В.М. Жирмунского: К вопросу о формальном методе. Пг: Academia, 1923. С. 72.

О проблеме поэзии как искусства, о применении к искусству поэтическому приемов анализа художественной прозына примере анализа композиции романа и драмы.

28. В и н о к у р Г. О. Поэтика. Лингвистика. Социология: Методологическая справка//Леф. 1923. № 3. С. 104–113.

Цель статьи: дать схему раскрытия содержания «поэтики» как научной дисциплины. Об языке как материале поэзии.Об отличии языка от стиля..

29. Г р и г о р ь е в М. С. Введениев поэтику. Ч. I. М.: Изд. «В. Думнов», 1924. С. 89.

Раскрытие психологической потебнианской поэтики в двух отделах: о природе слова и художественного произведения, о психологии и гносеологии творчества.

30. Т ы н я н о в Ю. Н. О литературном факте//Леф. 1924. № 2 (6). С. 100-116.

Критика статического рассмотрения литературы и определения литературных жанров. О судьбе жанров. О понятии литературной эволюции и литературного генезиса. Определение литературы как динамической речевой конструкции. Взаимодействие конструктивного фактора и материала. Анализ этапов литературной эволюции.

31. Т ы н я н о в Ю. Н. Вопрос о литературной эволюции//На литературном посту. 1927. № 10. 20 мая. С. 42-48.

32. А с к о л ь д о в С. А. Форма и содержание в искусстве слова// Литературная Мысль. III. Л., 1925. С. 305-341.

Эстетический анализ проблемы. Критика отдельных положений формального изучения художественного произведения.

33. О р л о в А. И. Основные принципы поэтики (конспект на правах рукописи). Изд. Курсов по подготовке в Вузы и Техникумы при Исполбюро Профсекций И.-Вознес. Политехн. Инст. Иваново-Вознесенск, 1925. С. 16.

Тезисное и конспективное изложение.

34. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т./Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова и В. Чешихина-Ветринского.Т. I и II. М.-Л.: Изд. Л.Д. Френкеля, 1925. Столб. 11+1198.

Даны сведения, расположенные в словарном порядке, по теории, психологии и истории словесно-художественного творчества, а такжепо лингвистике и грамматике.

35. Я р х о Б. И. Границы научного литературоведения//Искусство. 1925. № 2. С. 46-60; 1927. Кн. I (т. III, в. I). С. 16-38.

Задача статьи: отграничение области и функций литературоведения от других областей знания.

36. В о л о ш и н о в В. Слово в жизни и слово в поэзии. (К вопросам социологической поэтики.)//3везда. 1926. № 6. С. 244–267.

Опыт применения социологического анализа в поэтике: анализ формы поэтического высказывания как формы особого эстетического общения, осуществляемого на материале слова.

37. Э н г е л ь г а р д т Б. М. Формальный метод в истории литературы. Л.: Academia, 1927. С 118. (Сер. «Вопросы поэтики».)

Задача книги – показать систему исходных точек зрения при «формальном» подходе к литературному материалу и пределы применения формального метода.

38. Ф р и ч е В. Проблемы социологической поэтики//Вестник Коммунистической Академии, 1926. Кн. XVII. С. 169-180.

О задачах марксистско-социологического построения поэтикикакнауки и социальной закономерности в области поэтических форм. Схематично определены основные проблемы социологической поэтики.

39. П е т р о в с к и й М. А. Поэтика и искусствоведение. Ст. первая// Искусство, 1927. Кн. II -III. С. 119-139.

Разбор работы немецкого исследователяО. Вальцеля, посвященнойвопросу о «взаимоотношении искусств».

40. Жирмунский В. Вопросы теории литературы (статьи 1916– 1926). Л.: Academia, 1928. С. 356.

Перепечатаны статьи: Задачипоэтики. Мелодика стиха. К вопросу о «формальном методе» и др.

Рец. А. Прозорова: Формальные проблемы или формальный метод// На литерат. посту. 1928. № 23. С. 4-16.

41. М е д в е д е в П. Н. Формальный метод в литературоведении. (Критическое введение в социологическую поэтику.) Л.: Прибой 1928 С. 232.

Предмет и задачи марксистского литературоведения. К истории формального метода. Формальный метод в поэтике. Формальный метод в истории литературы.

42. Д о б р ы н и н М. К. Вопросы теории литературы. (В связи с книгой П.Н. Медведева «Формальный метод в литературоведении, критическое введение в социологическую поэтику».)//Литература и марксизм 1929. I. С. 27-45.

43. Литературоведение: Сб. статей под ред. В.Ф. Переверзева. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1928. С. 347.

Статьи: В.Ф. Переверзев. – Необходимые предпосылки марксистского литературоведения. И. Беспалов. – Проблема литературной науки. Г. Поспелов. – К методике историко-литературного исследования. У. Фохт. – «Демон» Лермонтова как явление стиля. Г. Поспелов. – Стиль «Дворянского гнезда» в каузальном исследовании. В.Ф. Переверзев. – К вопросу о монистическом понимании творчества Гончарова. В. Совсун. – Социологические основы творчества Помяловского. И. Беспалов. – Стиль ранних рассказов Горького.

Методологическая позиция В.Ф. Переверзева обсуждалась в следующих статьях:

44. П е р ц о в В. Марксизм в литературоведении//Новый Леф. 1928. № 7. С. 24-31.

45. Т и м о ф е е в Л. К проблематике марксистского литературоведения//На литерат. посту. 1928. № 22. С. 25-30.

46. Г р и г о р ь е в М. Критические заметки о «литературоведении» В.Ф. Переверзева//На литерат. посту. 1928. № 23. С. 17-25.

47. Ц ы р л и н Л. Механизм или марксизм?//На литерат. посту.1929. № 3. С. 47-56.

48. Г о р б а ч е в Г. Бытие и сознание в понимании Переверзева// Звезда. 1929. № 2. С. 158-185.

49. Г у р ш т е й н А. К спору вокруг переверзевской школы//На литерат. посту. 1929. № 13. С. 5-14.

Методологические высказывания В.Ф. Переверзева даны также в его статьях:

50. П е р е в е р з е в В. Ф. «Социологический метод» формалистов//Литература и марксизм. 1929. I. С. 3-26.

О методологических позициях В. Шкловского и Б. Эйхенбаума.

51.Переверзев В.Ф. Проблемы марксистского литературоведения//Литература и марксизм, 1929. С. 3-32. Ответ на статью Л. Тимофеева.

52. Литературная Энциклопедия. М.: Изд. Коммунистической Академии. 1929. Т. I. Стлб. 708; Т. II. Стлб. 768.

Даны между прочим и объяснения терминов исторической и теоретической поэтики. (II том энциклопедии кончается словом «Грибоедов».)

53. Г л и в е н к о И. И. Творческое изображение и реальная действительность. М.: Изд. «Никитинские субботники», 1929. С. 287.

Главы: О поэзии изображения и поэзии выражения. О поэтическом произведении и его отношении к действительности. О поэтических изображениях. О литературном изображении и литературном направлении. О поэзии и живописи. О чтении поэтического произведения. О правдоподобии поэтического изображения.

54. Г р и г о р ь е в М. С. Форма и содержание литературно-художественного произведения. М., 1929. С. 106.

О трактовке проблемы формы и содержания в школах: формальной, философско-эстетической, акад. А.Н. Веселовского, психологической и социологической.

 

ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСОБИЯ

 

55.Шенгели Г.А. Как писать статьи, стихи и рассказы. 6-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Всерос.союза поэтов, 1929. С. 80.

56. Ч и ч е р и н А. В. Литература как искусство слова. Очерк теории литературы. М.: Работник Просвещения, 1927. С. 148.

Задача книги – понять литературу как «деятельность и силу» и дать подготовку к социологическому изучению литературы.

57. Ш к л о в с к и й В. Техника писательского ремесла. М.-Л.: Молодая Гвардия, 1927. С. 72; М.: Библиотека Огонек, 1929.

Главы: Газетная работа. Сюжетная проза. Выбор и разборка сюжетной прозы. Развертывание произведения. Несколько слов о стихе.

58. Ш е н г е л и Г. А. Школа писателя. Основы литературной техники. М.: Изд. Всерос. союза поэтов, 1929. С. 111.

Главы: Материал художественного произведения. Построение художественного произведения. Стиховедение. Драматургия.

59. К р а й с к и й А. Что надо знать начинающему писателю. Вып. 1. (Выбор и сочетание слов.). Л.: Красная Газета, 1927. С. 133.

Главы: Что такое художественная литература. Предварительная работа писателя. Выбор слов. Приемы, основанные на выборе слов. Приемы, основанные на количестве и на распределении слов. Благозвучие и звукоподражание. Форма и содержание.

60. О н ж е. Вып. II и III. (Построение рассказов и стихов.). Л.: Красная Газета, 1928. С. 183.

Главы: Как создается рассказ. Рассказы простые. Рассказы сложные. Многолинейные рассказы. О сюжетах. Как писатель показывает человека. Метрика. О рифмах. Опыты разбора и исправления стихотворений.

61.Русанов А. Теория литературы: Пособие к формально-социологическому анализу. Самиздатторг. Самара, 1929. С. 234.

62. Т о м а ш е в с к и й Б. В. Краткий курс поэтики. 3-е изд.М.–Л.: Гос. Изд., 1929. С. 132.

Главы: Начала стилистики. Русское стихосложение. Композиция. Литературные жанры.

63.Навроцький Б. Мова та поезiя. Нарис з теорiï поезiï. Изд. «Книгоспiлка», 1925. С. 240.

Популярное изложение на украинском языке основных вопросов теории литературы.

 

СТИЛИСТИКА*

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДЫ

 

64. Сборники по теории поэтического языка. Вып. I и II. Пг., 1916-1917. С. 71 и 94.

Вып. I. В. Шкловский. – «Заумный» язык и поэзия. Л. Якубинский. – О звуках стихотворного языка. Б. Кушнер. – О звуковой стороне поэтической речи. Е. Поливанов. – По поводу «звуковых жестов» японского языка. Вл. Б. Шкловский. – Граммон. Звук как средство выразительности речи. Вл. Б. Шкловский. – Нироп. Звук и его значение.

Вып. II. В. Шкловский. – Искусство как прием. Л. Якубинский. – Скопление одинаковых плавных в практическом и поэтическом языках. О. М. Брик. – Звуковые повторы. Л. Якубинский. – Осуществление звукового единообразия в творчестве Лермонтова. Б. Кушнер. – Сонирующие аккорды. Вл.Б. Шкловский. – О ритмико-мелодических опытах профессора Сиверса.

* Прежде чем приступить к изучению вопросов стилистики, необходимо ознакомиться с элементами языкознания по книгам: Ушаков Д. Н. Краткое введение в науку о языке. 9-е изд. М.: Работник Просвещения, J929; Шор Р. Язык и общество. 2-е изд. М.: Работник Просвещения, 1926.

 

65. Поэтика (Сборники по теории поэтического языка).Пг., 1919. С. 168.

I. В. Шкловский. – Потебня. Л. Якубинский. – О поэтическом глоссемосочетании. В. Шкловский. – О поэзии и заумном языке. Е. Поливанов. – О звуковых жестах японского языка. Л. Якубинский. – О звуках стихотворного языка Л. Якубинский. – Скопление одинаковых плавных. О. Брик. – Звуковые повторы.

II. В. Шкловский. – Искусство как прием. В. Шкловский. – Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. Б. Эйхенбаум. – Как сделана «Шинель». Б. Эйхенбаум. – Приложение. Библиография.

Рец. В. Жирмунского в статье «Задачи поэтики» (см. «Жизнь искусства. 1919. № 313-317). [Раскрытие понятия поэтической фонетики, семасиологии и синтаксиса.]

66. Русская речь: Сб. статей под ред. Л.В. Щербы. Пг., 1923. С. 293.

Л.В. Щерба. – Опыт лингвистического толкования стихотворений. I. «Воспоминание» А. Пушкина. Б.А. Ларин. – О разновидностях художественной речи. Семантические этюды. Л.П. Якубинский. – О диалогической речи. В. В. Виноградов. – О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «жития» протопопа Аввакума.

Задача Сборника: исследование русского литературного языка с главным интересом к семантике, синонимике, словоупотреблению, синтаксису, эстетике языка.

67. Русская речь. Новая серия. I; Под ред. Л.В. Щербы. (Сборники, издаваемые Отделом Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств.) Л.: Academia, 1927. С. 118.

Статьи по поэтике: С.И. Бернштейн. – Стих и декламация. Б.А. Ларин. – О лирике как разновидности художественной речи. В.В. Виноградов. – К истории лексики русского литературного языка.

68. Русская речь. Новая серия. II. Под ред.Л.В. Щербы. Л.: Academia, 1928. С. 84.

Статьи по поэтике: С.А. Аскольдов. Концепт и слово. – А. Пешковский. Ритмика «Стихотворений в прозе» Тургенева.

69. П р о б л е м ы п о э т и к и: Сб. статей под ред.В.Я. Брюсова. М.-Л.: Земля и Фабрика, 1925. С. 204.

Статьи: В.Я. Брюсов. – Синтетика поэзии. А.В. Луначарский. – О поэзии как искусстве тональном. М. Локс. – Проблемы стиля в художественной прозе. Я. Зунделович. – Поэтика гротеска. Адалис. – Второй план. Г. Шенгели. – О лирической композиции. Л. Гроссман. – Поэтика сонета. М. Малишевский. – Проблемы метротонической стихологии. М. Григорьев. – К вопросу об объективном истолковании художественного произведения. М. Петровский. – Морфология пушкинского «Выстрела».

См. также №№ 16, 34, 52,

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ТРУДЫ

 

70. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. I. Л.: Academia, 1926. С. 162.

Статьи по поэтике: Б. Казанский. – Идея исторической поэтики. В. Виноградов. – Проблема сказа в стилистике. С. Бернштейн. – Звучащая художественная речь и ее изучение. А. Астахова. – Из истории и ритмики хорея. Г. Гуковский. – О сумароковской трагедии. Л. Винт. – Басня сумароковской школы. С. Балухатый. – Этюды по истории текста и композиции чеховских пьес.

71. Поэтика.– Временник Отдела СловесныхИскусств Гос. Инст.Истории Искусств. II. Л.: Academia, 1927. С. 118.

Статьи: В. Жирмунский. Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии. Б. Ларин. – Учение о символе в индийской поэтике. К. Шимкевич. – Роль уподобления в строении лирической темы. Б. Томашевский. – Французская мелодрама начала XIX века. Лидия Гинзбург. – Из литературной истории Бенедиктова. Андрей Федоров. – Проблема стихотворного перевода.

72. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. III. Л.: Academia, 1927. С. 188.

Статьи: В. Виноградов. – К построению теории поэтического языка. С. Бернштейн. – Эстетические предпосылки теории декламации. С. Вышеславцева. – О моторных импульсах стиха. С. Балухатый. – К. поэтике мелодрамы. Л. Виндт. – Басня как литературный жанр. Ю. Тынянов. – Ода как ораторский жанр. Г. Гуковский. – Из истории русской оды XVIII в. Н. Сурина. – Тютчев и Ламартин. Н. Колпакова. – Из истории фетовского текста.

73. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. IV. Л.: Academia, 1928. С. 148.

Статьи: Б. Томашевский. – Стих и ритм. Н. Коварский. – Мелодика стиха. А. Федоров. – Звуковая форма перевода. В. Пропп. – Трансформации волшебной сказки. В. Жирмунский. – Проблемы формы в германском эпосе. В. Виноградов. – О литературной циклизации (Гоголь и Достоевский). Г. Гуковский. – К вопросу о русском классицизме.

73а. Поэтика.– Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. V. Л.: Academia, 1929. С. 192.

Статьи: М. Троцкая. – Литература современной Германии. Г. Гуковский. – О русском классицизме. Г. Коровин. – Заметки о Пушкине. I. Б. Томашевский. – Заметки о Пушкине. II. Л. Гинзбург. – Опыт философской лирики. К. Шимкевич. – Бенедиктов, Некрасов, Фет. С. Балуха-тый. – Из истории текста пьес Горького. С. Бернштейн. – Опыт анализа словесной инструментовки.

74. А r s р о е t i с а. I: Сб. статей под ред. М.А. Петровского. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 143.

Статьи: Б. И. Ярхо. – Простейшие основания формального анализа. A.M. Пешковский. – Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. М.А. Петровский. – Морфология новеллы. М. П. Столяров. – К проблеме поэтического образа. P.O. Шор. – Формальный метод на Западе.

75. Х у д о ж е с т в е н н а я форма: Сб. статей под ред. А.Г. Циреса. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 159. (В серии: Труды Г.А.Х.Н. – Философское отделение. Вып. первый.)

Статьи: Н.И. Жинкин. – Проблема эстетических форм. М.А. Петровский. – Выражение и изображение в поэзии. И.Н. Волков. – Что такое метафора. Андрей Губер. – Структура поэтического символа.

76.Русская проза: Сб. статей под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л.: Academia, 1926. С. 261. (В серии «Вопросы поэтики».)

Статьи: Предисловия Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. К. Скипина. – Чувствительная повесть. Т. Роболи. – Литература путешествий. Н. Степанов. – Дружеская переписка 20-х годов. Л. Гинзбург. ~ Вяземский-литератор. Н. Коварский. – Ранний Марлинский. В. Зилъбер. – Сенковский (Барон Брамбеус). Б. Бухштаб. – Первые романы Вельтмана. В. Гофман. – Фольклорный сказ Даля.

77. Русская поэзия XIX в. Л.: Academia, 1929. С. VIII+335.

Статьи: В. Гофман. – Рылеев-поэт. А. Андриевская. – Поэмы Баратынского. Вс. Успенский. – О Дельвиге. Н. Коварский. – Полежаев и французская поэзия. В. Голицына. – Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон. Т. Хмельницкая. – В. Соколовский. А. Федоров. – Русский Гейне. Н. Сурина. – Русский Ламартин.

78. Проблемы литературной формы: Сб. статей/Пер. под ред. и с предисл. В. Жирмунского. Л.; Academia, 1928. С. 223.

Статьи: О. Вальцелъ. – Сущность поэтического произведения. Его же. – Архитектоника драм Шекспира. Его же. – Художественная форма в произведениях Гете и немецких романтиков. В. Дибелиус. – Морфология романа. Его же. – Лейтмотивы у Диккенса. Л. Шпитцер. – Словесное искусство и наука о языке.

79. Б у р г а р д т О. Новые горизонты в области исследования поэтического стиля («Принципы» Э. Эльстера). Киев, 1915. С. VI+64.

Изложение в сжатом виде теоретических воззрений Эльстера по отделам: Общие свойства стиля (эстетические и психологические). Частные особенности стиля.

80. С а к у л и н П. Н. Еще «о образех». (Миниатюрный экскурс.)// Атеней. Кн. 1-11, 1924. С. 72-78.

Анализ книг Теодора Мейера «Das Stilgesetz der Poesie.1901 г., повопросу об изучении поэтических образов.

81.Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка.Л.: Academia, 1924. С. 138. (В серии «Вопросы поэтики».)

Тема книги: конкретное понятие стиха в отличие от понятия прозы и особенности стихотворного языка. Задача книги: анализ специфических изменений значения и смысла слова в зависимости от самой стиховой конструкции. Главы книги: I. Ритм как конструктивный фактор стиха. II. Смысл стихового слова.

82. Э й х е н б а у м Б. М. Сквозь литературу: Сборник статей. Л.: Academia, 1924. С. 279. (В серии «Вопросы поэтики».)

Статьи, трактующие отдельные вопросы поэтики: Державин. Карамзин. Письма Тютчева. О Льве Толстом. О кризисах Толстого. О трагедии и трагическом. О трагедии Шиллера в свете его теории трагического. Иллюзия сказа. Проблемы поэтики Пушкина, Как сделана «Шинель» Гоголя. О прозе М. Кузмина. О звуках в стихе. Мелодика стиха. Судьба Блока. Некрасов.

Основное устремление начальных статей Э. в сторонуэстетики; впоследующих ставятся конкретные проблемы формальной поэтики.

83. Э й х е н б а у м Б. М. Литература. (Теория, критика, полемика.) Л.: Прибой, 1927. С. 301.

Статьи: Путь Пушкина к прозе. Лев Толстой. Некрасов. Теория «формального метода». Как сделана «Шинель» Гоголя. О. Генри и теория новеллы. Лесков и современная проза. О камерной декламации. Ораторский стиль Ленина. Судьба Блока. В ожидании литературы. В поисках жанра. Литература и кино.

84. Г р о с с м а н Л. П. Борьба за стиль. Опытыпо критике и поэтике. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 336.

Статьи по поэтике: Жанры художественной критики. Мадригалы Пушкина. Онегинская строфа. Поэтика русского сонета. – Стилистические характеристики даны также в статьях: Достоевский и театрализация романа. Салтыков-сказочник. Россия Салтыкова. Лесков. Анна Ахматова.

85. Сакулин П. Н. Теория литературных стилей. М.: Мир, 1927. С. 74. (Наука о литературе. Ее итоги и перспективы. Вып. X.)

Главы книги: Постановка проблемы. – Терминология стилей. – Определение стиля. – Морфология стиля. – Типология стилей. – Динамика и социология стилей.

86. Ж и р м у н с к и й В. М. Стилистика//Энциклопедич.словарьРусск. Библиограф. Института. Гранат. Т. 41. Стлб. 587–599.

О стилистике как учении о приемах художественной речи. Основные группы стилистических приемов: 1. Звуки языка (фонетика). – 2. Значение (семантика). – 3. Построение языковых элементов (синтаксис). – Обзор построений стилистики как системы на основе современных лингвистических теорий.

87. Шпет Густав. Внутренняя форма слова. (Этюды ивариациина темы Гумбольта.). М.: Гос. Академия Худож. Наук, 1927. С. 217.

Главы книги: Темы Гумбольта. – Общие темы в анализе языка. Постановка вопроса о внутренней форме. – Внешние формы слова. – Формы предметные и логические. – Некоторые выводы из определений внутренней формы. – Внутренняя поэтическая форма. – Место и определение субъекта. – Субъективность и формы экспрессии.

Ред. М.С. Григорьева («Внутренняя форма слова»)см. «Литература и марксизм», 1928. VI. С. 3-42.

88. Ж и р м у н с к и й В. М. Вопросы теории литературы. Л.: Academia, 1928. С. 356.

Перепечатаны статьи по поэтике: Задачи поэтики. – Мелодика стиха. – К вопросу о «формальном методе».

8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...