Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сведения о контакте с больными туберкулезом.




Для студентов 4 курса лечебного факультета

Медицинского университета

Витебск, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. Учебные цели ……………………………………….4

II. Материальное оснащение ………………………….5

III. Общие методические указания …………………….5

IV. Содержание занятия ………………………………...5

V. Контрольные вопросы ………………………………19

VI. Литература …………………………………………...20

 

Выявление больных активными формами легочного и внелегочного туберкулеза является одной из задач врача любой специальности. В связи с чем студентам 4 курса лечебного факультета необходимо знание обязательного, дополнительного и факультативного диагностических минимумов, умение работать с больными туберкулезом, умение выявлять различные факторы риска по заболеванию туберкулезом, назначать необходимый объем обследований при подозрении на туберкулез для установления клинической формы туберкулеза легких и назначения лечения.

Фтизиатрия является самостоятельной врачебной и научной специальностью. Инфекционная природа заболевания туберкулезом требует применения специальных противоэпидемических мер, особых подходов в проведении клинического обследования и лечения больных. В связи с этим студенты должны знать особенности оформления «Медицинской карты стационарного больного» туберкулезом легких.

I. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

 

Студенты должны уметь:

1. Собрать и интерпретировать данные анамнеза заболевания и жизни больного туберкулезом.

2. Обследовать физикальными методами больного туберкулезом легких, оценивать данные лабораторных и инструментальных исследований.

3. Анализировать, обобщать разделы медицинской карты стационарного больного для обоснования клинического диагноза туберкулеза легких согласно клинической классификации.

4. Оформлять учебную «Медицинскую карту стационарного больного туберкулезом легких» с обоснованием клинической формы туберкулеза легких, плана лечения и определением прогноза заболевания.

 

 

II. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

 

1. Таблицы: «Методы выявления и диагностики туберкулеза», «Факторы, способствующие заражению и развитию заболевания туберкулезом», «Угрожаемые контингенты по заболеванию туберкулезом в зависимости от факторов риска», «Клиническая классификация туберкулеза».

2. Курируемый больной туберкулезом легких.

3. «Медицинская карта стационарного больного» туберкулезом легких.

4. Самцов В.С., Горбач И.Н. «Курс лекций по фтизиатрии». Витебск, 2001г., с. 141.

 

 

III. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Накануне занятия студенты по учебнику изучают методы клинического обследования больного туберкулезом органов дыхания (анамнез, симптоматология, методы физикального, рентгенологического и лабораторного обследования). Текущий контроль знаний предусматривает опрос студентов. Преподаватель излагает цель и задачи самостоятельной работы студентов, контролирует их работу, дает необходимые консультации в процессе работы. Студент курирует больного в течение цикла занятий. На практическом занятии разбираются курируемые больные с формами туберкулеза легких, соответствующими изучаемым клиническим формам согласно тематическому плану занятий. Затем студент оформляет учебную «Медицинскую карту стационарного больного» и сдает для проверки преподавателю, чем оценивается овладение студентом важнейшего практического навыка, т.е. оформления «Медицинской карты стационарного больного.

 

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Каждый студент курирует одного больного туберкулезом легких и представляет его для клинического разбора на практическом занятии. На курируемого больного оформляется учебная «Медицинская карта стационарного больного». Студенты пользуются таблицей «Методы выявления и диагностики туберкулеза», в которой отражены диагностические минимумы: ОДМ – основной или обязательный, ДДМ – дополнительный, ФДМ – факультативный (табл.1).

 

 

Таблица 1.

Методы выявления и диагностики туберкулеза

(Диагностические минимумы – ДМ)

 

ОДМ–основной или обязательный (у всех больных) ДДМ–дополнительный (у части больных) ФДМ–факультативный (не является необходимым)
Сведения о характере и длительности контакта с больным туберкулезом.   Данные анамнеза заболевания.   Физикальные данные (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).   Сведения о предшествующих рентгенологических исследованиях (сроки, результаты).   Данные настоящего рентгенисследования с приложением рентгендокументации.   Общий анализ крови.   Бактериоскопическое исследование мокроты на МБТ.   Туберкулиновая проба Манту с 2ТЕ ППД-Л. Томография легких и другие специальные методы рентгенисследования.   Бронхоскопия и другие эндоскопические методы.   Бактериологические исследования мокроты на МБТ.   Подкожное введение туберкулина (проба Коха).   Биохимическое исследование крови (альбумины, глобулины, белковые фракции, СРБ, гаптоглобин, серомукоид).   Данные гистологического исследования биопсийного материала. Сведения о функции внешнего дыхания (спирография).   Электрокардиография.   Другие биохимические показатели крови (билирубин, альдолазы, тимоловая проба, мочевина и др.).   Данные о функциональном состоянии различных органов.

Если больной впервые в жизни заболел туберкулезом легких, то предпочтительнее начинать с изучения истории заболевания, а затем - истории жизни. При обследовании больного с хроническим туберкулезом легких опрос больного можно начинать с анамнеза жизни, так как в данном случае история жизни нередко очень тесно связана с историей заболевания.

 

 

Анамнез жизни больного.

 

Сбор и анализ анамнестических данных студенты должны проводить целенаправленно, чтобы выяснить причины заболевания и возможную связь туберкулеза с неблагоприятными обстоятельствами жизни больного (таб. 2,3).

При сборе анамнеза жизни больного внимание обращается на следующие вопросы:

1. Возраст. В клинике туберкулеза каждой возрастной группе соответствует ряд особенностей с точки зрения возрастной биологической эволюции.

Выделяют следующие возрастные группы: новорожденный – до 4 недель; грудной – первый год жизни; преддошкольный – 1-3 лет; дошкольный – 3-7 лет; школьный – 7-13 лет; старший школьный 12,13 – 16,17 (девочки, мальчики); зрелый – 20,21-55,60 лет (женщины, мужчины); пожилой – 55,60-75 лет; старческий – после 75 лет; долгожители – старше 90 лет.

В первые годы жизни дети заболевают туберкулезом очень редко, главным образом, если находятся в бациллярном очаге. В дошкольном и младшем школьном возрасте отмечается высокая сопротивляемость против туберкулезной инфекции вследствие вакцинации и ревакцинации. В указанных возрастных группах развитие локальных форм туберкулеза наблюдается очень редко. В подростковом и юношеском возрасте имеет место увеличение показателей инфицированности и заболеваемости, возрастает удельный вес локальных форм туберкулеза легких, внелегочных форм. В молодом возрасте (18-30 лет) могут наблюдаться первичные и вторичные формы туберкулеза.

Для подростков и юношей определенное значение имеют данные о месте жительства, так как в настоящее время показатели инфицированности более высокие в сельской местности.

В более зрелом возрасте (30-40 лет) преобладают вторичные формы туберкулеза, мало сопутствующих заболеваний, но могут иметь место вредные привычки, особенно у мужчин. В пожилом (в клинике туберкулеза после 50 лет) и старческом (75 и более лет) возрасте наблюдается частое сочетание туберкулеза с другими заболеваниями.

2. Образование и профессия. При туберкулезе образование и профессия заболевшего интересует врача с двух точек зрения. С одной стороны, эти факторы определяет в какой-то мере социальный статус больного. Есть профессии, несовместимые с заболеванием туберкулезом из-за опасности для окружающих. С другой стороны, имеются профессии, вредные для здоровья самого больного (шахтер, химик, комбайнер, рабочий горячих цехов и др.).

Сведения о контакте с больными туберкулезом.

Раздел следует начинать с данных о семейном положении больного и здоровье членов семьи. У многих больных нарушены семейные взаимосвязи, нет полноценных семей. Следствием этого могут явиться отсутствие чувства защищенности, стимула желания выздороветь, мотивации к длительному лечению, социальная дезадаптация, алкогольная зависимость, асоциальное поведение, безразличие к состоянию своего здоровья.

В зависимости от бытовых и производственных условий человека контакт может быть постоянным или случайным, семейным, бытовым, производственным. В заболевании туберкулезом имеет также значение продолжительность контакта и возраст в период контактирования. В связи с этими данными возникают определенные предположения о сроках инфицирования заболевшего, о массивности первичной инфекции, о суперинфекции, а иногда о характере очагов первичной инфекции. Следует особо подчеркнуть значение массивности инфекции в раннем возрасте в смысле возможности ближайших и отдаленных ее исходов.

4. Перенесенные заболевания. Многие заболевания наряду с социальными и эпидемиологическими факторами существенно повышают риск заболевания туберкулезом (см. табл. №3). Повышают риск заболевания, перенесенные физические и психические травмы, хирургические вмешательства.

Особое внимание необходимо обращать на повторный грипп, затянувшуюся пневмонию, под масками, которых может развиваться туберкулезная инфекция.

Указание на перенесенный экссудативный плеврит требует детального опроса больного о возрасте, в котором он перенес это заболевание, о продолжительности болезни, ее исходах. Перенесенный экссудативный плеврит, лимфаденит, фликтенулезный керато-конъюнктивит, узловатая эритема, «золотуха», позволяют установить сроки инфицирования или перенесенного первичного туберкулеза.

Все анамнестические данные должны критически анализироваться.

У женщин следует уточнить начало и особенности менструального цикла. Выясняется количество беременностей, родов и искусственных прерываний беременностей, гинекологические заболевания, их лечение, в том числе хирургическое.

5. Туберкулинодиагностика. Проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л является методом раннего выявления туберкулеза у детей и подростков. Данные о результатах туберкулиновых проб позволяют установить сроки инфицирования ребенка или подростка. Особенно важными являются сведения о времени появления «виража». Повышен риск заболевания туберкулезом у лиц с гиперергическими туберкулиновыми пробами при пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Л.

6. Неблагоприятные материально-бытовые условия, вредные привычки, асоциальное поведение повышают риск заболевания туберкулезом, утяжеляют его течение, ухудшают прогноз.

Сбор и анализ анамнестических данных студенты должны проводить целенаправленно, чтобы выяснить причины заболевания и возможную связь заболевания туберкулезом с неблагоприятными обстоятельствами жизни больного (см. табл. 2,3), что должно быть отражено в резюме по анамнезу жизни больного.

Резюме: отразить факторы, способствующие развитию заражения и заболевания туберкулезом курируемого больного.

 

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...