Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение внешней и внутренней форм деятельности




Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних). Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»). Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются потребностями и мотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их образы. Кроме того, результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мысленной форме.

Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и экстериоризации.

Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека. Такая способность появляется у человека благодаря его предыдущему опыту оперирования с предметами, познанию закономерностей взаимосвязей между предметами и явлениями реального мира. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек на практике осваивает опыт отношений с ними, или, иными словами, формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. В таких случаях говорят, что внешнее оперирование (или действие) интериоризируется, «вращивается» в психику человека, становится психическим (внутренним) действием. В психологической литературе имеется удачный пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету. Сначала он считает палочки (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность). Объектом оперирования становятся числа и слова (мысленные объекты).

Благодаря интериоризации человек может прогнозировать, предвидеть будущие явления и состояния объектов окружающего мира. Тонкий механизм интериоризации в психологии еще не изучен. Но ясно одно, что внутренняя психическая деятельность есть результат интериоризации внешней физической деятельности.

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) на основе преобразования сложившихся за счет интериоризации внутренних закономерностей, за счет сформированного ранее внутреннего идеального плана действий. Экстериоризация — это воплощение предшествующего опыта в физические внешние действия. Таким образом, интериоризация и экстериоризация деятельности человека - это «улица с двусторонним движением», где происходит его реальная жизнь.

Освоение деятельности

Психомоторика

По И. М. Сеченову, окончательный факт любого психического явления - мышечное движение. Связь психических явлений и движений получила название психомоторика. Для реализации психомоторной деятельности необходимы:

- моторное поле (сфера приложения мышечных усилий);

- сенсорное поле (сфера получения информации для реализации мышечных усилий);

- механизмы переработки сенсорной информации и формирования моторных актов.

Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Другими словами, движения в психомоторике объясняются действием не осознаваемых индивидом рефлекторных механизмов. При этом различают три вида реакций:

- простая сенсомоторная реакция (быстрый ответ простым «заученным» движением на внезапно появившийся, но знакомый сигнал);

- сложная сенсомоторная реакция, или реакция выбора (ответное действие формируется в виде выбора из их возможного набора);

- сенсомоторная координация (реализация ряда сложных движений в ответ на изменяющееся сенсомоторное поле).

В психомоторике выделяют еще два особых вида психомоторных процессов: идеомоторные и сенсоречевые.

Идеомоторные процессы феномен, проявляющийся в том, что само представление о предстоящем движении вызывает едва заметное реальное движение органов тела (рук, глаз, головы или туловища). Эти движения могут быть непроизвольными, т. е. совершаться независимо от сознания человека. Идеомоторные процессы участвуют в формировании автоматизированных приемов при обучении профессиональной деятельности.

Сенсоречевые реакции проявляются как речевые ответы на входные сигналы.

Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как механизмы организации движений

 

До середины 50-х годов прошлого столетия физиологические механизмы организации движений представлялись схемой рефлекторной дуги: стимул - возбуждение программ - движение. Программа формируется как результат предварительного обучения, возбуждается стимулом и обеспечивает поступление командных импульсов в мышечные ткани организма. Такая схема может объяснить относительно простые движения, однако бессильна там, где в двигательный процесс необходимо вносить поправки (коррективы) из-за воздействия внешних факторов.

В этой связи физиолог Н. А. Бернштейн (1896-1966) предложил усилить психологический аспект процессов организации движений, рассматривать их не с точки зрения психомоторики, а с позиций психологического принципа активности. Согласно этому принципу, главная роль в организации движений отводится внутренней программе, а не внешним стимулам. Работу механизма управления движениями автор назвал схемой рефлекторного кольца.

Схема рефлекторного кольца требует учета факторов, оказывающих реальное влияние на процесс выполнения двигательных актов. Это:

- инерция движений (движение любого органа тела обусловлено не только командными импульсами из ЦНС, но и обычными инерционными силами);

- реактивные силы (напряженность одного органа тела вызывает соответствующие изменения тонуса других органов);

- сопротивление внешних сил (зачастую трудно предсказуемых заранее);

- состояние мышечных тканей (например, степень усталости, уровень развития и др.).

Информация об этих факторах должна поступать по различным каналам в ЦНС человека в виде так называемых сигналов обратной связи. Именно это обеспечивает реализуемость и точность движений. Процесс учета этих факторов в Управлении двигательными актами носит название сенсорной коррекции движений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...