Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие бухгалтерской отчётности, общие требования к ней и значение в современных условиях




Бухгалтерская отчетность - это система сводных показателей финансово-хозяйственной деятельности и имущественного поло­жения предприятия. Она представляет собой заключительный этап всего учетного процесса и является способом периодического обоб­щения данных текущего учета.

Показатели отчетности призваны соответствовать реальному со­стоянию средств предприятия за определенный период, вытекать из данных текущего учета и подтверждаться первичными доку­ментами и бухгалтерскими записями.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность используется как внутренними и внешними пользователями.

Внутренние пользователи (руководитель, служащие предприятия и др.) на основании отчетности производят анализ финансово-хозяйствен­ной деятельности, изыскивают резервы по ее совершенствованию, повышению рентабельности, финансовой устойчивости.

Внешние пользователи (налоговые органы, кредиторы, инвесторы, поставщики, покупатели и др.) по данным отчетности получают возмож­ность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного предприятия, избежать выдачи кредитов ненадежным кли­ентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчи­ками, а также оценить финансовое положение потенциальных парт­неров.

По данным отчетности руководитель предприятия отчитывается перед учредителями и прочими структурами управления и конт­роля. Тщательный анализ отчетности позволяет раскрыть причи­ны недостатков в работе предприятия, выявить резервы и наме­тить пути улучшения его деятельности.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской от­четности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99):

1. Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, а также о финансовых результатах его деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и со­ставленная исходя из правил, установленных нормативными акта­ми системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

2. Требование нейтральности означает, что при формировании бух­галтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность ин­формации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интере­сов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

3. Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных опера­циях, осуществленных как предприятием в целом, так и его филиа­лами, представительствами и иными подразделениями.

4. Требование последовательности означает необходимость соблю­дения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчет­ного года к другому.

5. В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовав­шие отчетному.

6. Требование соблюдения отчетного периода означает, что в каче­стве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декаб­ря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности).

7. Требование правильного оформления связано с соблюдением фор­мальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководи­телем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъ­являемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских от­четов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных опера­ций и результатов инвентаризации всех производственных ресур­сов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных син­тетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осу­ществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском уче­те только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей ин­формации; правильная оценка статей баланса.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к те­кущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализиро­ванной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

 

2.2. Состав и содержание бухгалтерской отчётности

 

Методическое руководство отчетностью осуществляет в Российс­кой Федерации Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает формы бухгалтерской отчетности,обязательные для всех предприятий. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

- бухгалтерского баланса (форма № 1);

- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

- отчета об изменениях капитала (форма № 3);

- отчета о движении денежных средств (форма № 4);

- приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- пояснительной записки;

- аудиторского заключения.

В балансе предприятия (форма № 1) отражаются остатки средств предприя­тия и их источников формирования, которые указываются на две даты: на начало года и на конец отчетного периода. Это не­обходимо для сравнения, чтобы установить, какие произошли изменения со средствами предприятия.

В отчете о прибылях и убытках (форма № 2) указываются выручка предприя­тия, полученная за отчетный период, расходы от реализации, прочие доходы и расходы, и финансовый результат деятельности предприятия, т.е. прибыль и убыток.

Отчет об изменениях капитала (форма № 4) состоит из двух разделов и справки. Первый раздел посвящен изменениям капитала предприятия. В нем отражаются данные об уставном, добавочном и резервном капитале, а также о сумме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Во втором разделе отчета об изменениях капитала отражается информация о созданных фирмой резервах. Одни виды резервов вы обязаны создавать по закону, другие - по собственному желанию. В справочном разделе формы № 3 указывается сумма чистых активов и целевого финансирования (если оно было).

В Отчете о движении денежных средств (форма № 4) отражают данные о фактическом поступлении и расходовании денег предприятия за год. При заполнении отчета денежные потоки распределяются по трем видам деятельности: текущей; инвестиционной; финансовой.

Текущей считают основную деятельность предприятия, направленную на реализацию его основных целей и задач (выпуск готовой продукции, продажа товаров и т.д.). Инвестиционная деятельность связана с вложениями в недвижимость, оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. Помимо этого к инвестиционной деятельности относятся долгосрочные финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставные капиталы и т.п.). Краткосрочные вложения (на срок не более 12 месяцев), например выдача займов другим предприятиям, а также выпуск облигаций считаются финансовой деятельностью.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) подробно расшифровывает некоторые показатели самого баланса. Например, сведения об основных средствах и нематериальных активах в балансе приведены по остаточной стоимости и в целом по аналитическим счетам. В форме № 5 эти данные отражаются более детально - по группам или отдельным их видам в балансовой оценке, а также с указанием сумм начисленной амортизации.

В состав бухгалтерской отчетности предприятия помимо утвержденных форм входит Пояснительная записка. В Пояснительной записке указываются дополнительные сведения о финансовом положении предприятия, не нашедшие отражения в основных формах отчетности. Такие сведения могут быть выражены не только количественными показателями. Информация о них может носить также описательный характер.

В Пояснительную записку включают лишь ту информацию о предприятии, которая отвечает основным критериям существенности для заинтересованных пользователей. Например, поставщиков в первую очередь интересует платежеспособность предприятия, отсутствие просроченной кредиторской задолженности, а инвесторов - перспективные направления деятельности и возможность быстрой окупаемости вложений.

Аудиторское заключение, подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, если она, в соответ­ствии с законодательством, подлежит обязательному аудиту.

Крупные коммерческие организации, имеющие несколько ви­дов деятельности, в состав бухгалтерской отчетности (сверх реко­мендуемых образцов форм) могут включать дополнительные фор­мы отчетности.

Субъекты малого предпринимательства могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчет­ности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому, балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности при отсутствии соответствующих данных Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4) и Приложение к бухгалтерскому балан­су (форма № 5).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбыв­шего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в со­ставе бухгалтерской отчетности не представляют Отчеты об изме­нениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и Пояснительную записку.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредит­ные организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, со­здающиеся за счет частных общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования и их представительства и филиалы на территории субъектов РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязатель­ного медицинского страхования, а также иные организации, оп­ределенные федеральными законами, обязаны публиковать квар­тальную бухгалтерскую отчетность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...