Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и взаимосвязь помещений




Структура музея, распределение его помещений и их взаимосвязь обусловливаются главными аспектами функционирования музея – созданием широких возможностей для построения композиций, комфортных условий для осмотра экспозиций и достижением необходимых условий для их хранения. Функциональная структура музея (рис. 1) подразделяется на 7 основных зон: А – входная группа; Б – экспозиционная часть; В – помещения культурно- просветительского назначения; Г – административные помещения; Д –фондохранилище; Е – обслуживающие и подсобные помещения; Ж – технические помещения

- график движения посетителей;

- график движения сотрудников;

- путь перемещения экспонатов;

Рис.1. Функциональная структура музея.

А (входная группа): 1 – касса; 2 – киоск; 3 – помещение для охраны; 4- гардероб; 5 - экскурсионное бюро; 6 – контроль; 7 – санузел, курительная; 8 – буфет. Б (экспозиционная часть): 1 – постоянная экспозиция; 2 – зал временных выставок;3 – зона отдыха; 4 – открытые экспозиционные площадки. В (помещения культурно- просветительского назначения): 1 – библиотека; 2- администрация; 3 – помещения для занятий кружков; 4 - лекционный зал. Г (административные помещения): 1 – канцелярия; 2 – комната общественных организаций; 3 – помещение для научных сотрудников. Д (фондохранилище): 1 – приемная экспонатов с изолятором; 2 – рабочее помещение с каталогами, фототекой, научным архивом; 3, 4, 5, 6 – хранилища экспонатов; 7 – сейфовое хранение; 8 - техническое помещение. Е (обслуживающие и подсобные помещения): 1 – дезинфекционная камера; 2 – фотолаборатория; 3 – реставрационные мастерские. Ж (технические помещения): 1 – склад музейного оборудования; 2 – слесарная мастерская; 3 – столярная мастерская

Входная группа музея.

Входная группа начинается с вестибюля, здесь начинается развитие архитектурного пространства музея и посетители получают свое первое впечатление.

Планировочная и пространственная организация вестибюля должна выполнять следующие функции: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, сувениров и буклетов. На площади вестибюля желательно предусмотреть помещение для дежурных экскурсоводов.

Вестибюль является важным коммуникационным узлом, где начинаются и заканчиваются маршруты осмотра. Из вестибюля должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в экспозиционные, выставочные и кинолекционные залы, в администрацию и кружковые комнаты. Санитарные узлы, курительная комната располагаются в зоне вестибюля, недалеко от гардероба.

Вблизи от входной группы следует размещать стоянки для автобусов и автомашин. Размер парковочного места для легкового автотранспорта – 2,5 х 5,0 м., для автобусов – 5,0 х 12,0 м. Стоянка должна быть отделена от здания музея полосой зелени и не должна мешать подходам. Наряду с этим территория участка музея должна иметь отдельный въезд и площадку для загрузки новых экспонатов, а также необходимо оставить резервную площадь для расширения музея.

Помещения культурно-просветительского значения

Лекционный зал, библиотека, кружковые помещения располагаются недалеко от вестибюля, связаны с ним удобно и коротко. Эксплуатация этих помещений должна быть независимой от остальных групп музея (выставочных и экспозиционных залов).

Экспозиционная группа

Экспозиционные залы – ведущий элемент в функциональной структуре и

архитектурной экспозиции здания. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством – определяется назначением и спецификой экспозиции и учитывает принципы организации экспозиции рис.2.

Общие требования к экспозиционным залам:

· пространственно-планировочное и художественное решение залов в соответствии с тематическим назначением экспозиций;

· возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;

· возможность внесения изменений в структуру залов в связи с пополнением и обновлением экспозиций;

· связь с открытой экспозицией;

· включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха, помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.

Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов.

Распространенным типом композиции здания музея является расположение экспозиций вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Размещение экспозиции выше третьего этажа нежелательно, но не исключает в конкретных условиях многоэтажных композиций.

Максимально удобна композиция, развитая по горизонтали (одноэтажная), как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и освещения. Преимущества этого типа планировки - возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов. Сокращение путей перемещения посетителей и экспонатов ограничивает применение распластанных композиционных решений зданий для крупных музеев.

 

 

Рис. 2. Принципы организации экспозиции

 

Композиция, развитая по вертикале (высотная) определяет вертикальное зонирование музея: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая формируется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, администрация, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали.

Вместе с тем, при архитектурно-планировочном решении экспозиционных залов, автору проекта необходимо получить такое решение, когда предполагаемый посетитель музея может знакомиться с выставленным фондом по ходу последовательного движения, переходя из одного зала в другой, без повторного прохода через одни и те же залы. При возникшей необходимости он (посетитель) должен кратчайшим путем попасть на лестницу, ведущую к выходу или нейтральной зоне.

 

 

А

 

Рис. 3. Организация экспозиции. Пример1.

а - организация экспозиции в соответствии со сценарием: 1 - пролог; 2 - завязка; 3 - кульминация; 4 - развитие; 5 - финал; б - пространственная организация экспозиции в разных уровнях в соответствии с тематической структурой.

 


Рис. 4. Организация экспозиции. Пример 2.

а - для легкости визуальной ориентации посетителей входы в основные экспозиционные отделы видны из вестибюля; б - создание разнообразных пространств облегчает осмотр экспозиции


Рис.5. Организация экспозиции. Пример 3

а - организация маршрута осмотра основана на выявлении фокусных точек для ведущих экспонатов; б - включение в маршрут осмотра зон отдыха


 

Рис. 6. Приемы организации экспозиции

а - размещение экспозиций с различной степенью детализации в одном зале; б - размещение экспозиций в кратном и расширенном вариантах в смежных залах; в - построение одного типа экспозиции и использование фондов, библиотеки и справочного аппарата взамен детализированного варианта экспозиции: 1 - открытое хранение фондов; 2 - библиография; 3 - справочная библиотека; 4 – хранитель.

 

Построение графиков движения в зале зависит от расположения входов, схем размещения экспозиции, систем освещения и т.д. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо. Возможные графики движения посетителей в музеях представлены на рисунке 2.

В анфиладах единственно возможным оказывается маршрут с последовательным осмотром; попасть в интересующий раздел, минуя остальные, невозможно (рис. 7 а).

При объединенном входе и выходе посетитель вынужден дважды проходить через залы (рис. 7 б).

Замкнутый график движения исключает двукратное прохождение залов, но не обеспечивает свободного доступа в каждый раздел (рис. 7 в).

Более удобным для посетителей оказывается сочетание замкнутого маршрута с тупиковым, когда непроходные экспозиционные залы окружены по периметру галереей. Сокращается число залов в обязательном графике (рис. 7г).

Для свободного посещения залов целесообразно не только объединить отдельные экспозиционные помещения специальными коммуникациями, но и обеспечить непосредственную связь между ними (рис. 7 д).

Если экспонаты расположены по периметру, слева направо, то маршрут оказывается кольцевым с возвратом к входу и повторным прохождением зала (рис. 2 е). При размещении экспозиций по отсекам, занимающим всю ширину помещения, сквозной график движения получается без возврата (рис. 7 ж).

В непроходных помещениях более короткий маршрут достигается при периметральном расположении экспонатов (рис. 7 з, и).

Экспозиционные залы – ядро архитектурной композиции музея. Архитектурно-пространственное построение залов – их размеры и очертания, система связи между собой, с входной группой, зависят от решения, выбранного автором. Но необходимо помнить, что в музее должна быть зона (зал) периодических выставок, где одна экспозиция меняется на другую в определенное время. Основное же ядро музея образуют выставочные залы постоянной экспозиции, где замена выставленных предметов почти единична (реставрация, на выставку в другой город и т.п.).

Высота выставочных залов может колебаться от 4 до 8 м. Решающую роль здесь играет выставляемая экспозиция. Так, например, для скульптурных экспонатов требуется одна высота зала со своим специфическим освещением, а для мелких (марки, монеты, бижутерия и т.п.) – другая.

Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев.

Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов

фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные

Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные. помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие

 

Рис.7. Графики движения посетителей в музеях.

помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.

Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4 %. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25-30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз: определение и классификация материала, научная обработка в культурно-просветительных целях, размещение поступления в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Проведение научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов обеспечивается доступностью ко всем материалам фондовых коллекций. План научно-исследовательской работы включает выработку научной концепции развития музея, тематической структуры, тематико-экспозиционных планов и архитектурно-художественных мероприятий по оформлению экспозиций. Головные музеи осуществляют научно-методическую помощь филиалам.

Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, располагаемые поблизости от библиотеки. Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.

Площади помещений для научной работы предусматриваются для руководителей отделов (секторов) -9м, для научных сотрудников - 4,5 м.

Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей); выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).

Организация архитектурного пространства включает как собственно экспозиционные залы, так и открытую экспозицию.

В состав помещений желательно включать вводной зал, как организующее пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее и проводятся торжественные мероприятия.

Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов, как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основных формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств.

Основные требования к выставочным залам:

· близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного

доступа (без прохождения через другие помещения):

· нейтральность пространственного и художественного решения;

· возможность легкой и быстрой трансформации.

При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря.

В музеях I - II категорий целесообразно проектировать в фондохранилищах специальные помещения для передвижных выставок, максимально приближенное к служебному входу.

Культурно-просветительная работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом:

в музеях с экспозиционной площадью до 200 м.кв. выявляется зона универсального использования на этой площади;

в музеях с экспозиционной площадью до 1500 м.кв. проектируется кино.1екционный зал на 100 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м.кв. проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м.кв. проектируется два зала - кинолекционный зал на 200 мест и малый зал заседаний площадью 45 - 60 м2, а также кружковые комнаты.

Кинолекционный зал проектируется в непосредственной близости от вестибюля. Желательно предусматривать его автономное использование.

Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах.

Музейный фонд характеризуется количественным и качественным разнообразием экспонатов. Хранение организуется по видам экспонатов.

Основной частью работы является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.

Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание.

Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени для художественных музеев.

Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции.

Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем.

Для свода воедино научных, содержательных и функционально-технологических вопросов организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре.

Рекреационные помещения предназначенные для отдыха посетителей, и могут быть совмещены с входными или экспозиционными зонами.

Хозяйственные помещения включают необходимые хозяйственные постройки вне здания музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). Желательно их размещать со стороны приема и отправки экспонатов.

Рекомендуемая степень взаимосвязи помещений см. рис. 8.и зависимость площадей экспозиции и участка см. табл.1,2.

Таблица 1

Зависимость площадей экспозиции и участка

Экспозиционная площадь, м2            
Площадь участка, га 0,5 0,8 1,2 1,5 1,8  

 

Наиболее распространенные соотношения различных площадей участка приведены в табл.2

 

 

Таблица 2

Площадь застройки, % Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта, % Открытые экспозиционные площадки, % Озеленение, % Хозяйственный двор, %
25-30 10- 15 10- 15 30-40 5- 10

Рис. 8. Рекомендуемая степень взаимосвязи помещений

- максимальная степень связи, помещения должны быть сближены;

О - минимальная степень связи, помещения должны быть разобщены.

Фондохранилище

Музей – это не только легко «читаемая» и видимая его часть, выставочные и экспозиционные залы. По сути дела, это научный центр со своими сотрудниками, мастерскими, лабораториями, которые ведут большую работу с фондом музея, не выставленным в экспозиционных залах, а находящимся на хранении, реставрации. Это большая и кропотливая работа.

Помещения, отводимые под хранение фондов, реставрационные мастерские, должны быть удачно планировочно связаны с залами музея для легкой замены тех или других экспонатов. Это должны быть достаточные по площади, светлые помещения с постоянным температурно-влажностным режимом, обеспечивающим наилучшие условия сохранности и изучения предметов (рис.9).

При хранилищах в специальной кладовой должны быть приспособления для перемещения экспонатов (автокары, тележки, лестницы и пр.), для уборки помещения (пылесосы, щетки и т.д.). Кроме специализированных хранилищ, следует предусматривать приемную экспонатов, изолятор и дезинфекционную камеру. Рабочие помещения для сотрудников отдела фондов и для работы посетителей должны быть изолированы от хранилищ. Сотрудники фонда, мастерских имеют свои рабочие кабинеты, отдельный вход, гардероб, санузел и т.п.

Фондохранилища разделяются на отдельные секции по видам хранимых материалов для создания оптимального для каждого вида температурно-влажностного режима. Для основной массы экспонатов требуется

температура 18 - 22 °С, влажность 55 ± 5 %.

С точки зрения специфики хранения, основные виды фондовых материалов следующие: живопись, графика, документы и памятники письменности, скульптура и архитектурные фрагменты, стекло, керамика, металл, костюмы, ткани, ковры, изделия из дерева, в том числе мебель, археологические коллекции, нумизматика, кино - и фотофонд, геологические и минералогические коллекции, почвенные монолиты, зоологические коллекции, ботанические коллекции, сейфовое хранение драгоценных металлов, оружия и других уникальных экспонатов.

Зона загрузки и выгрузки экспонатов требует по генплану организации подъезда и стоянки для грузового автотранспорта.

 

 

Рис. 9. Состав и взаимосвязь помещений фондохранилищ.

1 - подъем; 2 - разгрузочная площадка; 3 - приемная экспонатов; 4 - контроль; 5 – хранение оборудования; 6 -хранение материалов; 7 - изолятор; 8 - дезинфекционная камера; 9 - рабочая комната с каталогами; 10 - научный архив: 11 - 12 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 13 - хранилища по видам экспонатов; 14 -служебный вход; 15 - в экспозицию; 16 - в лабораторию и мастерские.

ОСВЕЩЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Освещение служит одним из основных приемов организации пространства, позволяет создать иллюзию его расчленения, выделить определенные части, акцентировать внимание на композиционных центрах. Свет в сочетании с другими средствами должен обеспечить среду для восприятия, адекватную для экспозиции. Действие освещения должно быть эффективно, но не должно отвлекать «на себя» внимание посетителя, а наоборот, способствовать полной концентрации всех эмоций человека на выставленном предмете.

Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, когда это допускается требованиями консервации (рис.10÷12). Во многих случаях требуется принятие следующих мер: устранение попадания прямого солнечного света и визуальная связь с окружением.

Преимущества искусственного освещения состоят в следующем:

- независимость от состояния погоды;

- использование помещений в вечерние часы;

-создание качественных и количественных характеристик освещения в зависимости от требований экспозиции;

- возможность регулировать интенсивность и спектральный состав света;

- обеспечение планировочной гибкости.

Оконные проемы желательны для так называемого психологического совмещения. Человек, лишенный визуальной связи с наружной средой, начинает испытывать неприятное чувство замкнутости, потери ориентации во времени.

Организация освещения должна решаться комплексно. При ее решении следует учитывать основные характеристики цвета, света, цветопередачи, закономерности цветовой гармонии, декоративные свойства материалов и многое другое. Главное – наилучшее восприятие при осмотре.

Рис. 10. Освещение экспозиции. Пример 1:

а - верхнее периметральное освещение экспозиции; б - освещение верхним светом через защитные фонари. Интенсивность света, падающего концентрическими кругами, уменьшается от центра; в - рассеянный свет от вертикальных плоскостей глубокого фонаря; г - открытая структура с изменяемыми уровнями, допускающая естественное боковое освещение

Рис. 11. Освещение экспозиции. Пример 2:

а - дискомфортность верхнего освещения при слишком низком размещении потолка; б- дискомфортность при верхнем боковом освещении; в - дискомфортность верхнего освещения при отсутствии регулируемой системы отражения; г - использование светопоглощающих поверхностей стен, стендов, пола и потолка, чтобы избежать нежелательного отражения; 1 - светопоглощающие поверхности

 

 

Рис. 12. Освещение экспозиции. Пример 3:

а - большеразмерные экспонаты: верхний свет, антресоли для новых точек осмотра; б -

сплошное боковое остекление для связи с экспозицией под открытым небом; в – экспонаты, требующие хорошего естественного освещения и защиты от прямого света: шедовое освещение, жалюзийный подвесной потолок для рассеянного освещения; г - двустороннее естественное освещение для смешанной экспозиции выставочного характера; д - ведущий экспонат: направленное естественное освещение; е – экспозиция живописи, графики, скульптуры: верхнебоковое освещение; ж - смешанное освещение: боковое - естественным светом, верхнее - искусственным; з - варианты решения верхнего освещения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...