Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Св. Иосиф, Обручник Пресвятой Девы Марии, Торжество

В те дни: И жаждал народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди. Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдёт из неё вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. И нарёк.

Ответный Псалом (Пс 95)

Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.

Приидите, воспоём Господу, *
воскликнем Богу, твердыне спасения нашего.
Предстанем лицу Его со славословием, *
в песнях воскликнем Ему.

Приидите, поклонимся, и припадём, *
преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего.
Ибо Он есть Бог наш, *
и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.

О, если бы вы ныне послушали гласа Его: †
«Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, *
как в день искушения в пустыне,
где искушали Меня отцы ваши, *
испытывали Меня, и видели дело Моё».

 

Чтение Послания святого Апостола Павла

к Римлянам (Рим 5, 1-2. 5-8)

Братья: Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками.

Слава Тебе, Слово Божие. Господи, Ты истинно Спаситель мира, * дай мне живой воды, чтобы мне не иметь жажды. Слава Тебе, Слово Божие.

+ Чтение святого Евангелия от Иоанна (Ин 4, 5-15. 19b-26. 39a. 40-42)

В то время: Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. И многие Самаряне из города того уверовали в Него. Когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

Стоит прочитать этот фрагмент Евангелия целиком (Ин 4, 5-42), ибо он прекрасно отображает состояние души ищущей Бога, которая встречается с Богом, ищущем человека. Сегодняшнее Евангелие связано с первым и вторым чтением мыслью о том, без чего человек не может жить: «телесный человек» умрет, если не хватает воды, «духовный» же – умирает, когда в сердце нет веры. Израильтяне нарекают на то, что ведя их в землю, обещанную Богом, Моисей ведет их через пустыню, где им не хватает еды и питья. И Господь удовлетворяет их нужду. Самарянка приходит к колодцу в поисках воды, без которой не может жить, но концу разговора она понимает, что на самом деле жить она не может без Него. Более того, искренний разговор со Спасителем приводит ее к тому, что она – грешница – становится первым благовестником в своем городе! Господь удовлетворил и ее нужду, о которой, быть может, женщина сама не подозревала до встречи с Ним – дал ей «воду живую». Теперь Самарянка уже испытала на себе, что значит «верою получить доступ к благодати», она уже приняла Иисуса и раньше, чем апостол Павел написал послание Римлянам, она уже знала, что «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Этот мир, которого ищет каждое человеческое сердце, она обрела в тот момент, когда позволила Господу коснуться ее жизни, также и ее греха.

Позволяю ли я Господу коснуться всех сфер моей жизни, также тех, который я стыжусь? Я тоже ежедневно прихожу к «колодцу» моих нужд, чтобы жить: забочусь о еде, тепле, необходимых занятиях, отношениях... Забочусь о своей жизни как могу. Помню ли я в этих заботах о том, что кроме тела у меня есть душа? Ей тоже необходима «вода», «еда», близость Другого… Постараюсь на этой неделе более осознанно заботиться о своей духовной жизни. Может, возьму какую-то духовную книгу? Чаще буду участвовать в Евхаристии? Молиться регулярно? Исповедуюсь? Все необходимое для моей души могу найти в Евангелии, постараюсь читать его регулярно так, чтобы это чтение стало моим разговором с Богом.

 

Понедельник – 20 марта

Св. Иосиф, Обручник Пресвятой Девы Марии, Торжество

2 Цар 7, 4-5a. 12-14a. 16, Рим 4, 13. 16-18. 22, Мф 1, 16. 18-21. 24a

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень.

Первое и второе чтения сегодняшнего торжества ставят перед нами важные личности истории спасения: Авраама и Давида. Оба сыграли важную роль в целой истории еврейского народа, и оба – благодаря своим близким, доверительным отношениям с Богом. Они имели свои слабости и грехи, но поверили Богу до конца, а о Аврааме даже говорится, что «сверх надежды, поверил с надеждою». Не случайно Церковь вспоминает сегодня этих людей в литургии. Ведь Иосиф и Мария были «последним звеном» в родословной Иисуса, «Сына Давидова, Сына Авраамова», как говорит о Нем Матфей. Мне кажется, что всех этих людей объединяет не только любовь и вера в Бога. Объединяет их также опыт Бога, который они имеют – опыт всепобеждающего доверия. Не смотря на то, они участвовали в общем деле, каждый шел своей дорогой и в какой-то момент должен был оказаться сам на сам со своим непониманием того, что происходит и в этом непонимании позволить себе услышать голос Бога. Именно позволить! Давид, Авраам, Иосиф, Мария – каждый из них мог себе на это не позволить и поступить так, как подсказывал разум.

Я тоже не одинок в своей жизни, я строю Царствие Божие на земле вместе с другими христианами. У нас «общее дело». Но позволяю ли я себе и Богу на моменты глубоко личной встречи с Ним? Не прикрываюсь ли иногда тем, что хожу в храм, ставлю свечку?.. Когда слышу Слово Божие, которое затрагивает мое сердце – позволяю ли я себе задержаться и послушать, что оно мне говорит? Подумаю, какое слово задело меня сегодня и о чем оно мне говорит.

 

 

Вторник – 21 марта

Дан 3, 25. 34-43, Мф 18, 21-35

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

«Бог никогда не устает прощать нас, но мы порой устаем просить прощения» - сказал папа Франциск в одной из проповедей. Время Великого Поста – это также время глубоких раздумий на тему милосердия Бога и прощения, и к этому склоняют нас сегодняшние литургические чтения. Порой нам действительно кажется, что прощение может иметь какие-то границы. Так нам только кажется потому, что границы имеет наша природа и разум. Творец же жизни не имеет границ ни любви, ни прощения. Притча о злом слуге указывает некий механизм человеческого сердца, испорченного грехом. Человек любит власть. Какую угодно, главное, чтобы почувствовать себя сильнее и важнее другого. Мне кажется, что в этом слышится эхо райского искушения «быть как Бог». Однако, человек, пробуя поставить себя на место Творца создает только Его нелепую карикатуру.

Что говорит мне лично сегодняшняя притча? Чье поведение мне ближе, как бы я сам повел себя в подобной ситуации? А может подобная ситуации есть в моей жизни: хотя кто-то близкий мне простил меня, я не могу простить кого-то, кто причинил зло мне? Помолюсь за такого человека, и если не нахожу в себе сил простить, буду просить об этой благодати Господа.

 

Среда – 22 марта

Втор 4, 1. 5-9, Мф 5, 17-19

+ Чтение святого Евангелия от Матфея

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.

Есть в человеке какое-то внутреннее противоречие. С одной стороны, он ни за что не хочет подчиняться, жаждет самостоятельности, свободы. С другой же – нуждается в порядке, а порядок всегда подразумевает также какие-то правила, принципы. Более того, часто человек, который сам всеми силами старается вырваться из «уз подчинения», всеми же силами возмущается, когда видит кого-то, делающего тоже самое. Это противоречие, мне кажется, может брать начало в грехе первородном. Та трещина, которая появилась в человеке в момент непослушания поделила его как бы на два человека. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий о ветхом и новом человеке. Ветхий, тот, который отделился от Бога, жаждет быть вольный от всякой власти над ним. Новый же, в котором благодать Христова открывает образ Бога – его изначальную, истинную сущность, стремится к гармонии рая, для которой был создан. Эта гармонии со всеми ее принципами заложена в сердце каждого человека без исключения.

Иисуса часто укоряли за то, что Он жил по каким-то другим принципам, чем те, к которым привыкли Его слушатели. Он же пришел, чтобы исполнить закон, который Сам вложил в сердце Своего творения. Только Он может этот закон указать в истинном свете, а мы в ходе истории человечества так сильно его усложнили…

Прислушаюсь сегодня к моему сердцу. Чего оно жаждет и ищет? Где я вижу нехватку порядка, гармонии? В свете Слова Божия подумаю, что в этом месте нуждается в покаянии, исцелении? Постараюсь жить согласно закону Божию, вписанному в мое сердце – совести, в которой, если позволю, будет вести меня сам Дух Святой.

 

Четверг – 23 марта

Иер 7, 23-28, Лк 11, 14-23

+ Чтение святого Евангелия от Луки

В то время: Изгнал Иисус беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт. Если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение. Когда же сильнейший его нападёт на него и победит его, тогда возьмёт всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

За непослушание заповедям, которые Господь дал людям для их же добра, «не стало у них истины, она отнята от уст их». К этому народу, живущему столько лет без истины, приходит Спаситель и дает Жизнь, изгоняет бесов, исцеляет больных, возвращает человека Богу. Люди же не распознают своего Бога, обвиняя его даже в связи со злым духом. Притча, которую Иисус рассказывает в ответ на такое обвинение, указывает на простую истину – победа всегда останется за сильнейшим. Может быть, что дьявол имеет огромную власть, мы видим это каждый день, достаточно выйти на улицу или включить телевизор. Повсюду есть страдания, бедность, несправедливость, войны, наркотики, алкоголь… Злому духу многое удалось. Но есть сильнейший от него – Иисус Христос, Сам Господь. Называя себя христианами, мы подтверждаем, что принадлежим этому Сильнейшему. А Он сегодня говорит жесткие слова: «Кто не со Мною, тот против Меня».

Искренне и глубоко задумаюсь, что значит для меня «быть с Господом»? Поставить свечку время от времени? Прийти в Церковь в воскресение? А может только раз в год или вовсе не приходить? Добровольно отказываясь от благодати Святого Причастия, Исповеди, от молитвы и жизни с Богом я встаю на сторону… дьявола. Так говорит Иисус в сегодняшнем Евангелии, ведь против Бога выступает злой дух. С кем я хочу быть в вечности?

 

Пятница – 24 марта

Ос 14, 2-10, Мк 12, 28b-34

+ Чтение святого Евангелия от Марка.

В то время: Один из книжников подошёл и спросил Иисуса: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

Действительно, нет ответа мудрее и проще на вопрос: «какая первая из всех заповедей?» Было бы это ясно и каждому книжнику и фарисею, было бы ясно и современному человеку, если бы мы сами все не усложнили. Господь не сотворил нас для того, чтобы мы жили в сложном, запутанном мире тысяч правил и законов. Это люди придумали множество новых предписаний и правил, когда то единственное правдивое стало для них слишком трудным – «возлюби Бога твоего и ближнего твоего». Почему оно стало так трудно? Наверное потому, что человек отвернулся от Бога, когда ослушался в раю. Человек как–будто потерял дорогу к своему Творцу. Зная заповеди разумом, он часто не распознает их сердцем. Поэтому когда разум говорит: «надо так», а сердце этого не понимает, мы придумываем новые «пути обхождения»: как сделать так, чтобы было, как надо, но по-другому. Как соблюсти заповедь «возлюби Господа», когда сердце этого не понимает? Проще придумать множество ритуалов и обязательств, оказывающих эту любовь внешне, чем попробовать воспитать свое сердце в этой любви, стремясь к диалогу с Богом. Как соблюсти заповедь «возлюби ближнего твоего», когда он мне не нравится? Проще создать схемы и структуры, чтобы разделять кто мне ближний, а кто нет, и в какой степени ему належит мое уважение и любовь, чем воспитывать свое сердце в любви к ближнему в конкретных ее проявлениях.

Попробую сегодня вернуться в молитве к такой простоте: все, что мне нужно для достижения Царствия Божия, моего истинного предназначения в вечности, это «возлюбить Господа, Бога моего всем сердцем моим» и «возлюбить ближнего моего, как самого себя». Попробую так жить, в трудных минутах вспоминая эти слова и прося Господа, чтобы Он дал силы и мудрость жить согласно Его заповедям.

Суббота – 25 марта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...