Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новорождённость: врождённые особенности и тенденции развития.

Заочное отделение

Специальность: “Социальная работа”

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Возрастная психология»

на тему: Особенности психического развития ребёнка в

младенческом возрасте.

 

Выполнил: студент 7210 группы. Порфирьев Р.В.

Преподаватель: Ильчукова Н.В.

Дата отправки работы в университет: 16.09.2003

Дата регистрации работы: 16.09.2003

 

Сыктывкар 2003

План:

Введение                                                                                                        3

§1. Новорожденность: врождённые особенности и тенденции развития 4

§2.Роль общения со взрослым в развитии ребёнка                                   9

Заключение                                                                                                  15

Литература                                                                                                  17


3

Введение

Человек по своей сущности может рассматриваться через три ипостаси: 1) как биосистема; 2) как социальное существо; 3) как личность. В онтогенезе каждый возрастной период характеризуется особым сочетанием названных существенных составляющих.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособится к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Для организма многих новорождённых сам процесс рождения – тяжёлое физическое испытание, которое истощает организм младенца и создаёт ситуацию стресса. Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя. Он быстро устанавливает контакт с взрослым человеком, открывает зрительно свои руки, учится хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом. Малыш прислушивается и ищет источник звука, беспрестанно манипулирует всем, что попадает ему под руку. Он вступает в отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Маленький ребёнок также испытывает тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребёнком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определённым образом, ребёнок начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.

Младенчество – период, когда ребёнок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорождённого с малым набором врождённых реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.1

________________________

1 Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. М., Просвещение, 1997, с.24


4

 

Новорождённость: врождённые особенности и тенденции развития.

Человеческое дитя рождается совсем беспомощным. Долгое время новорожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в короткие промежутки бодрствования слабо двигает ручками и ножками.

Человеческое дитя от рождения «вооружено» гораздо слабее, чем детёныши многих животных. И это не случайно: главные действия и поведенческие реакции, необходимые каждому виду животных, «записаны» в их мозге и появляются сами собой сразу или по мере созревания организма (изменяясь под влиянием окружающих условий). Мозг новорождённого содержит ограниченное число «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозга свободна и предназначена для усвоения того, чему ребёнок учится у взрослых.

Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. Рождение является для организма ребёнка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто меняющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать полноценной личностью.

Жизнь ребёнка в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы. Он рождается с определённой готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

В первые дни можно отметить также следующее. Сильное раздражение кожи (укол) вызывает защитное одергивание, мелькание какого-либо предмета – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка. Эти реакции – защитные рефлексы.

Кроме защитных, у новорождённых можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки новорождённых, как подсолнухи, всегда направлены в сторону света. Доказано также, что уже в первые дни новорождённым свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ и щекам вызывает у голодного ребёнка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

Кроме перечисленных обнаруживается ещё несколько реакций: сосательный рефлекс – ребёнок сразу же начинает сосать вложенный ему в рот


5

 

предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.

Таким образом, ребёнок вооружён определённым количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учёными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются ещё до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.

Большинство врождённых реакций необходимы ребёнку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорождённого становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счёт организма матери (через плаценту), то после рождения организм ребенка переходит к лёгочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того как лёгкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмичные дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врождённые действия, включённые в сосательный рефлекс, на первых порах ещё плохо согласованы между собой: ребёнок при сосании захлёбывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребёнка лучше приспосабливается к температурным перепадам.

Новорожденность – единственный путь в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врождённых, инстинктивных, форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребёнка.2

У ребёнка в отличие от детёнышей животных имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают проявления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных человеческих рефлексов детёнышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.

____________________________

2 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979 С. 85


6

 

Как показали исследования, в сравнительно небольшом наборе врождённых реакции на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это - атавистические рефлексы, наследство, полученное ребёнком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, со временем угасают. Цеплятельный рефлекс заключается в том, что ручка сжимается в кулак в ответ на раздражение ладони. Цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не является исходным для самостоятельного движения ребёнка в пространстве. Как показали наблюдения, подлинное ползание начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук: ребёнок тянется к привлекшему его внимание предмету, переступает ручками и продвигается вперёд.

Хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденности, а значительно позже – при взаимодействии ребёнка со взрослым, который понуждает и тренирует эти действия.

Таким образом, ребёнок гораздо меньше «вооружён» врождёнными формами поведения, чем детёныш животного. У ребёнка все человеческие формы поведения ещё должны сложиться.

Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Здесь следует отметить, что отсутствие значительного количества врождённых форм составляет не слабость, а силу ребёнка.

Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, то вскоре они теряют своё ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие.

Потребность в получении впечатлений связана в своих истоках с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребёнка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой аппараты новорождённого вступают в строй с первого дня, их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящейся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и первых месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребёнок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом останавливает взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает ещё пока кратковременная задержка импульсных движений ручек,


7

 

ножек и головы: прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении.

0, 1, 3.* Ира находилась в состоянии эмоционально-отрицательного возбуждения, но зрительное сосредоточение на игрушке вызывало его торможение, которое продолжалось в течение всего времени (1 мин 44 сек), пока Ира следила за медленно передвигаемой из стороны в сторону игрушкой.

0, 1, 24. Плачущего Васю пытались успокоить, показывая шарик. Вася следил за шариком в течение 1 мин 15 сек, но кричать не переставал. Когда же показали волчок, то через 10 сек крик прекратился, и в течение 6 мин 35 сек, пока имело место реакция отслеживания крик не возобновлялся.

Важная особенность новорождённого состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребёнка от детёнышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения.

Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребёнка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет ¼ часть веса мозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нём такое же, как у взрослого человека, но эти клетки недостаточно развиты. Тем не менее, уже в период новорожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в установление контакта ребёнка с внешним миром включаются высшие отделы головного мозга – кора больших полушарий.

Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребёнка, и, что ещё важнее, организатором таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребёнка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребёнком, тем самым активируя его ориентировочные реакции.

Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые учёные считают, что крик - это проявление и первой отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае действительно невозможно отличить мышечную реакцию и эмоциональное отношение – у новорожденного

ещё нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в

________________________________

* Обозначение возраста ребёнка: первое число показывает год, второе – месяц, третье - день


8

 

первые дни жизни ребёнок криком отвечает на неприятные ощущения,

связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пелёнки и т.д.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорождённого переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач.

Плач становится выражением всякого рода страдания, будь то физическая боль или душевное горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определённые проявления положительной эмоции в виде улыбки наблюдалось в конце первого – начале второго месяца жизни. Улыбка возникает либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращённые к ребёнку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для проявления положительных эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создаёт условия, при которых ребёнок может испытывать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.

0, 2, 14. У Иры непосредственно после кормления эмоционально - положительные реакции отсутствуют. При зрительно-слуховом сосредоточении на лице взрослого и звуках его голоса возникло торможение общих движений, через 10сек сменившееся выразительной улыбкой, длившейся примерно 35 сек.

Постепенно у ребёнка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребёнок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживлённо двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. Это выражение появившейся потребности ребёнка в общении со взрослым – первой социальной потребности ребёнка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорождённости и младенчеством.


9

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...