Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация как объект изучения социологии

Билет

Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп

 

 

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.

 

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

 

Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т. д.

 

Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

 

В обыденной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные толкования.

 

В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте.

 

Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией.

 

Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

 

Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.

 

Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.

 

Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.

 

Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.

 

Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

 

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.

 

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

 

Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

 

Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:

 

1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;

 

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

 

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;

 

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;

 

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

 

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.

 

Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюб-ленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

 

Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.

 

Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

 

Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.

 

Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.

 

Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

 

В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

 

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы.

 

Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.

 

 

Организация как объект изучения социологии

 

 

Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:

 

1) как упорядоченность какого-либо объекта; тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ единения частей в целое;

 

2) как вид деятельности; организация – это процесс, включающий распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию;

 

3) как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.

 

В западной социологической мысли организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом организации определенную функцию для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом.

 

У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации – совпадение целей организации с целями каждого ее члена.

 

Отличительными характеристиками социальной организации является определенная структура социальных отношений индивидов и система распределяемых ими верований и мотивирующих ориентаций.

 

Можно выделить четыре подхода к определению организации:

 

1) организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему, что делает организацию похожей на сложный биологический организм (Д. Марч и Г. Саймон);

 

2) организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью (К. Барнард);

 

3) организация для достижения специфических социальных целей должна быть формализована, обладать формальной структурой (П. Блау, У. Скотт);

 

4) организация – это социальное объединение (человеческие группы), сознательно конструируемое и реконструируемое для специфических целей (А. Этциони).

 

В западной социологии можно выделить несколько основных подходов к анализу организаций.

 

Рациональный подход. В рамках этого подхода организация мыслится как «инструмент» рационального средства достижения четко поставленных целей.

 

Организация в данном случае рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Сторонники этого подхода, представителем которых является М. Вебер, не придают значения неформальным отношениям между членами организации.

 

Естественная модель. Организация – некий организм, которому присущ органический рост, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. Согласно данной модели организация может продолжать свое функционирование даже после успешного достижения своих целей. Для представителей этого направления главной задачей является поддержка равновесия организации.

 

Большое внимание уделяется неформальным отношениям в организации.

 

Концепция «организации-машины», разработанная французским инженером и исследователем А. Файолем, отмечает безличность организации и формально-рациональные отношения между рабочими и четкую иерархию управления. При этом задача организации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы разных звеньев организации. Таким образом, человек рассматривается как элементарная клеточка в системе управления.

 

Интеракционистская модель рассматривает социальное взаимодействие и коммуникцию как фундаментальные процессы любой организации.

 

Положительной стороной этой модели является утверждение о невозможности строго рационального и формального построения организации, в которой работают живые pчеловеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на процесс выполнения ими их функций. Поэтому необходимо принять ограниченность рациональной модели и невозможность полной формализации поведения людей.

 

Итак, существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, направленной на достижение целей. При этом социальное взаимодействие в организации является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и поэтому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.

 

На исследование организаций в общественной социологии наложила отпечаток господствующая идеология. Долгое время отечественные социологи преимущественно изучали социологию труда, малых групп, социальное планирование, не проводя исследований в области управления организаций. Только с началом проведения социально-экономических и политических преобразований в 80—90-е гг. XX в. появилась потребность в исследовании управленческого характера организаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...