Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные определения, понятия и принципы




Соотношение и взаимодействие основных понятий в сфере государственной политики обеспечения транспортной безопасности показано на рис.1.

Транспортная безопасность – состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности.

Транспортная система Российской Федерации – совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы транспортной деятельности и транспортной безопасности, транспортных инфраструктур, транспортных средств, хозяйствующих субъектов в области транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг.


Негативные воздействия

Ценности
(угрозы транспортной безопасности)

Цель

 
 


                               
   
     
Национальная безопасность
 
     
Национальные интересы
 
   
   
 
 
 
 
 
   
позитивные воздействия – управление (факторы транспортной безопасности)
     
Рис.1. Пространство государственной политики обеспечения транспортной безопасности  
 



Транспортная деятельность – управление, организация и перемещение пассажиров и/или грузов.

Транспортная инфраструктура – совокупность транспортных объектов, органов и систем непосредственного управления процессом перемещения пассажиров и грузов.

Транспортный объект – имущественный комплекс (здания, сооружения, оборудование, земельные участки, иные объекты недвижимости), используемый для выполнения той или иной операции (совокупности операций) в процессе перемещения пассажиров и грузов.

Транспортное средство – техническое устройство, управляемое экипажем, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов.

Объекты транспортной безопасности - транспортные инфраструктуры, транспортные объекты, транспортные средства, пути сообщения.

Непрерывность обеспечения транспортной безопасности - выявление всех производимых в ходе транспортной деятельности операций, использующихся уровней управления, физических участков, определение мер транспортной безопасности для каждого из них, а также мероприятий по согласованию указанных мер на границах упомянутых операций, уровней, участков.

Потребитель транспортных услуг – юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перемещении пассажиров и грузов и заключившее с этой целью договор с хозяйствующим субъектом в области транспортной деятельности.

Уровень транспортной безопасности – количественные показатели аварийности и ущерба по видам транспортной деятельности, а также характеристика степени угроз транспортной безопасности в транспортной системе РФ.

Ресурсное обеспечение транспортной безопасности – определение источников и реализацияпроцедур:финансирования, подготовки кадров, информационного, материально-технического, научно-технического, нормативно-правового обеспечения мероприятий по повышению уровня транспортной безопасности.

Угроза транспортной безопасности – условия, обстоятельства и причины, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности, ущербу национальной безопасности, ущемлению национальных интересов Российской Федерации в области транспортной деятельности, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенациональному экономическому ущербу при транспортной деятельности.

Факторы транспортной безопасности - условия, обстоятельства и причины, управленческая деятельность, ведущие к повышению уровня транспортной безопасности.

Категорирование – присвоение объектам транспортной безопасности условного индекса для характеристики степени их уязвимости в отношении угроз транспортной безопасности.

Категория - условный индекс, характеризующий степень уязвимости объекта транспортной безопасности в отношении угроз транспортной безопасности.

Доклад о транспортной безопасности – сводный документ, ежегодно подготавливаемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, содержащий сведения об уровне транспортной безопасности, тенденциях его развития, новых явлениях и иных факторах, требующих реагирования и подготовки соответствующих решений.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за уровень транспортной безопасности в Российской Федерации, координирующий деятельность прочих органов и организаций в области обеспечения транспортной безопасности, реализующий принцип единоответственности.

Пути сообщения – искусственные сооружения или участки природной среды, использующиеся для перемещения транспортных средств.

Экипаж – физические лица (лицо), управляющие движением транспортного средства, обслуживающие его и находящиеся на его борту.

Специальные мероприятия – действия, предусмотренные планом готовности или вызванные текущей необходимостью в условиях кризисных ситуаций на транспорте и ликвидации (минимизации) их последствий.

Специальные средства – технические устройства и приспособления, предназначенные для предотвращения (минимизации) ущерба здоровью и жизни пассажиров и экипажа, противодействия кризисным ситуациям на транспорте, проблемным пассажирам при транспортной деятельности и спасании, входящие в обязательное укомплектование транспортных объектов и транспортных средств.

Кризисная ситуация на транспорте – совокупность обстоятельств, характеризующих условия транспортной деятельности в данном конкретном случае, существующих с момента регистрации уполномоченным лицом нарушения соответствующих установленных требований, норм и правил в области транспортной деятельности.

План готовности – письменный документ, утвержденный уполномоченным органом (лицом) для каждого уровня управления и содержащий распределение обязанностей, мероприятия, порядок действий органов государственной власти и местного самоуправления; должностных лиц (органов) хозяйствующих субъектов; потребителей транспортных услуг, владельца, экипажа транспортного средства, персонала транспортных объектов, привлекаемых лиц, - для периодов предупреждения, действий в условиях кризисных ситуаций на транспорте и ликвидации (минимизации) их последствий, случаев столкновения с проблемным грузом или проблемным пассажиром.

Проблемный груз (багаж ) – груз, запрещенный к перевозке, у которого провозная документация или физическое состояние не соответствуют установленным требованиям, нормам и правилам.

Проблемный пассажир – любое физическое лицо, находящееся на территории транспортного объекта или транспортного средства и нарушающее установленные требования, нормы и правила транспортной деятельности.

В транспортную систему Российской Федерации входят следующие виды транспорта:

- наземный (автомобильный; железнодорожный; электрический городской, включая метрополитен);

- воздушный;

- водный (морской и речной);

- промышленный;

- магистральный трубопроводный.

Правительство РФ определяет специально уполномоченный федеральный орган (органы) исполнительной власти, к ведению которого (которых) отнесены те или иные виды транспорта, для всех видов транспорта. Исключение составляет транспорт, не имеющий (не использующий) единых с транспортом общего пользования путей сообщения.

Субъектами регулируемых отношений, деятельность которых входит в предмет государственной политики обеспечения транспортной безопасности, являются:

- международные органы и организации;

- федеральные органы государственной власти;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации

и местного самоуправления;

- хозяйствующие субъекты транспортной деятельности;

- хозяйствующие субъекты – разработчики и производители

транспортных средств, специальных средств и иного

оборудования;

- потребители транспортных услуг.

Указанные субъекты могут являться объектами регулирующего воздействия государственной политики обеспечения транспортной безопасности.

Основными принципами государственной политики обеспечения транспортной безопасности являются:

- конечная ответственность государства за обеспечение уровня транспортной безопасности;

- приоритет охраны жизни и здоровья людей;

- непрерывность обеспечения транспортной безопасности;

- гармонизация норм, требований и правил транспортной безопасности в Российской Федерации с международными условиями транспортной деятельности;

- разумное соотношение целей обеспечения транспортной безопасности с реальными возможностями государства;

- недопустимость необоснованного ущерба хозяйственной деятельности при государственных регулирующих воздействиях, адекватность профилактических мер степени угроз и возможному ущербу от нарушений в области транспортной безопасности;

- необходимое и своевременно формируемое нормативно-правовое обеспечение обоснованности всех регулирующих транспортную деятельность воздействий;

- учет интересов общества, государства, хозяйствующих субъектов, потребителей транспортных услуг в их балансе при обеспечении транспортной безопасности;

- максимальное использование в рыночных условиях возможностей государственно-частного партнерства;

- гарантированность ресурсного обеспечения транспортной безопасности;

- приоритет планово-предупредительных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности;

- комплексный характер и координация всех субъектов транспортной деятельности при обеспечении транспортной безопасности;

- заблаговременное выявление условий и факторов, угрожающих

нормальному функционированию транспортной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...