Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Комикс и (авто)биография: вспоминая себя и других (16:00 – 17:30)

Первый день. 25 марта 2017

Вступительный блок (13:00 – 13:15)

Приветствие организаторов – Павловский А.Ф. (ComixStudies: Наука о комиксах), Тарасюк Ю.А. (куратор Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге).

Часть 1. Комиксные формы: «проблемное» прошлое и память о (не)случившемся

(13:15 – 15:30)

Елизавета Воронина (СПбГУПТД). Картинки для умных. Анатомия исторического комикса: виды, основные ошибки, пути развития, потенциал.

В данном докладе автор предлагает свою классификацию исторических комиксов, анализируя каждый из видов и приводя знаменитые или малоизвестные, но выразительные примеры. Будут разобраны наиболее частые ошибки, допускаемые авторами. Являясь одним из художников, работающих над историческими комиксами и зная ситуацию изнутри, докладчик выскажет свой взгляд на достоинства и недостатки жанра, а также очертит перспективы развития.

Анастасия Гущина (СПбГУ). Отцы и дети: репрезентация семейной памяти о Холокосте в комиксе.

"Маус" Арта Шпигельмана и "Second generation" Мишеля Кичка – графические новеллы о переживании события Холокоста потомками выживших. Они ставят вопрос об отношении отцов, очевидцев геноцида, и детей, не обладающих собственными воспоминаниями о нем. Это тексты, разделенные двумя десятилетиями, отказались от привычного восприятия исторической катастрофы и обратились к ней, чтобы просто начать разговор – разговор о семье, памяти, жизни и смерти.

Анастасия Павловская (ЕУСПб). Комиксы Института Национальной памяти: посредник памяти или инструмент политики памяти?

Институт Национальной Памяти в Польше часто называют "министерством памяти". Реализуя проекты одних из самых важных направлений своей деятельности – образовательного и воспитательного – сотрудники Института нередко прибегают к использованию комиксных форм. В докладе предполагается с помощью анализа визуальной риторики выявить основные нарративные структуры, использующиеся создателями комиксов при рассказе о "проблемных зонах" польской истории, и ответить на вопрос, можно ли характеризовать комиксы IPN как инструменты политики памяти.

Дмитрий Третьяков (ВЕИП). Мультивселенная и постмодерн, или что важнее – Человек-паук или Гитлер.

Внутренняя история развития вымышленных миров, бывает разной. Она бывает "официальной" и нет, серьезной и не очень, цельной или обрывочной. Но с какого-то момента в развитии индустрии все крупные игроки коммерческого массового комикса стали уделять этому явлению особое внимание. За развитие "вселенных" и контроль над ними назначаются отдельные люди, неувязки сглаживаются, а некоторые работы наделяются апокрифическим статусом. Даже в еще вчера далекой от массовой комикс культуры России выходят увесистые книги по вымышленным мирам - энциклопедии персонажей и справочники по хронологии. Книги комиксов сопровождаются справкой, стремящейся к академизму. Темой доклада станут возможные психологические предпосылки и социальные результаты этого процесса на фоне, в некотором роде, встречного движения со стороны исторической науки, имеющей дело, казалось бы, с историей мира "реального".

 

Кофе-брейк (15:30-16:00)

Часть 2. Комикс и (авто)биография: вспоминая себя и других (16:00 – 17:30)

Алексей Павловский (ЕУСПб). «В поисках аутентичности»: «Моя комикс-биография» Аскольда Акишина и трансформация автобиографического письма.

Выпущенная издательством «Бумкнига» в 2013 году, «Моя комикс-биография» Аскольда Акишина – пожалуй, одна из первых комикс-автобиографий в России и, что точнее, первое и единственное комикс-воспоминание о том, как зарождалось комиксное движение в нашей стране. Вплетая историю московской комикс-студии (1988-1993) «КОМ» в нарратив о своей жизни, А. Акишин не только рассказывает, каково было быть советским/российским комиксистом в 1980-е и 1990-е годы. «Моя комикс-биография» – это необычный пример того, как комиксное письмо влияет на саму форму воспоминаний человека о своей жизни. Цель доклада – ответить на вопрос, как комиксное письмо трансформируют практики автобиографического письма в современную эпоху. На примере работы А. Акишина мы постараемся понять, что значит вспоминать «комиксом»: Что дает воспоминание как «обговаривание документа»? Как расшифровать «эллипсисы памяти»? Куда ведет мания аутентичности опыта? И когда же все мы начнем массово делать свои комикс-автобиографии?

Мария Данова (СПбГУ). Норвежский документальный комикс как инструмент актуализации национального культурного канона (на примере комикса-биографии «Мунк»).

Если в США жанр документального комикса стал развиваться с 60-х–70-х гг., то в Норвегии он приобрел популярность в 80-е–90-е гг., с выходом таких оригинальных комиксов об исторических личностях, как трилогия о Фритьофе Нансене (1985–87) и биография реформатора языка Ивара Осена (1996). Особенно небанальный подход к трансляции культурной памяти через документальные комиксы нашел художник Стеффен Квернеланн, который с 90-х гг. создает радикальные работы в этом жанре в технике, вдохновленной монтажом (cut-ups) Берроуза: «нарезая» цитаты из литературных и документальных источников, он комбинирует их нужным образом и создает саркастические, местами абсурдистские графические новеллы. Стряхивая пыль с забронзовевших норвежских классиков в серии «Ампутированные классики» (Amputerte klassikere, 1994–2001), в постмодернистской биографии писателя Арне Гарборга Garborg & Co, а также в совместных с Ларсом Фиске работах Olaf G. (комикс-биография карикатуриста Олафа Гульбранссона, 2004) и Munch (2013) – выдающейся книге, отмеченной Призом Браги, он одновременно подрывает культурный канон своим анархистским сарказмом и оживляет его.

Юлия Тарасюк (Библиотека комиксов в СПб). Автобиография Хигасимура Акико "Kakukaku shikajika" (рус. "Бла-бла-бла") как отражение женской манги в 1990-е и начало 2000-х гг.

В 2015 году за свою автобиографичную мангу Хигасимура Акико получила премию "Манга тайсё". В своей работе автор не только мастерски показала, в чем отличие двух путей: художника и художника-мангаки, но и передала дух эпохи 1990-х – начала 2000-х, показав тенденции в мире женской манги того времени, рассказав о работе для манга-журнала. На сегодняшний день работа Хигасимуры заслуженно считается наиболее яркой по своей теме среди не только современников, но и художников старого поколения, раскрывая мир создания женской манги.

Кофе-брейк (17:30-18:00)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...