Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иммунная система – напоминание




 

Прежде всего, каждому, питающему интерес к здоровью, следует держать в уме некоторые основные факты о том, что мы называем иммунной системой. Она играет ключевую роль во многих современных болезнях, как например, в таинственном СПИДе (AIDS) – синдроме приобретённого иммунного дефицита – в отношении которого средства информации возбудили массу страха и любопытства. Для всякого, кто не знаком с биологическими науками, ниже следуют некоторые ключевые слова, которые должны помочь объяснению того, как работает иммунная система. Это напоминание об иммунное системе даст мне также возможность преодолеть другой барьер – языковый. Оно также подкрепит ту мысль, то жизнь представляет собой постоянную борьбу между нами самими и окружением.

Чтобы сделать иммунную систему, её суть более лёгкими для понимания, я буду играть «в солдатики» и пользоваться военным языком. Иммунная система является системой обороны тела, средством, которым последнее отбивается от потенциально опасных чужеродных организмов, таких, как бактерии. С момента своего рождения мы живём среди бактерий. Мы нуждаемся в бактериях, но в некоторых обстоятельствах определённые бактерии могут быть опасными и должны быть отбиты. Первой линией обороны служит граница, такая, как кожа или слизистая оболочка, через которую бактериям нелегко проникнуть. Если входные ворота открыты, как это бывает в случае небольшой раны, пограничники организуют местное сопротивление, вне зависимости от того, кем является захватчик. Это сопротивление называется воспалением. Местное поле боя красное, горячее и болезненное, потому что больше крови достигает этой области. Подвижные белые кровяные клетки, называемые фагоцитами, появляются на сцене как подкрепление и присоединяются к местной схватке, окружая бактерии и разрушая их. Обычным исходом является быстрая и полная победа обороняющей армии. Иногда, однако, победа возможна лишь с образованием гноя, что означает разрушение многих белых клеток и фагоцитов. В некоторых случаях местную оборону преодолевают, и сражение перемещается в лимфатические узлы или органы, такие как печень, селезёнка или лёгкое, если имеется повторяющееся проникновение бактерий в кровяное русло, это поражение называется септицемией (заражение крови – прим. пер.). возможно полное поражение линий обороны тела. Сопротивление вторжению может быть усилено приобретённым иммунитетом. Иммунная система может обучаться: у неё есть память. Она должна научиться тому, как бороться с отдельными врагами применением миллиардов различных типов антител. Эти антитела патрулируют и предохраняют тело, а производятся белыми кровяными клетками, называемыми «В-лимфоцитами». Этот вид сопротивляемости, полезный в единоборстве с захватчиками, связан с сопротивляемостью другого сорта, затрагивающей «Т-лимфоциты». В то время как антитела можно сравнить с пулями, Т-лимфоциты больше сходны с солдатами. Лимфоциты специализированы. Т-киллеры (убийцы – прим. пер.) проводят рекогносцировку и выборочное разрушение отдельных целей. Есть также Т-хелперы (помощники), которые помогают В-лимфоцитам вырабатывать антитела, и Т-супрессоры (подавители), которые сдерживают секрецию антител. В зависимости от отношения между этими двумя видами Т-клеток производство антител В-клеток либо стимулируется, либо подавляется.

Эта армия способна непрерывно обновляться. За считанные минуты производятся миллионы новых лимфоцитов и миллиарды новых антител. Лимфоциты образуются из специализированных клеток в костном мозге, представляющем что-то вроде плаца общей подготовки. Лимфоциты продвигаются дальше в тимус (см. словарик), который больше напоминает лагерь для специализированного тренажа, здесь то место, где лимфоциты постигают своё особое предназначение, и именно от тимуса они получают своё название – «Т-лимфоциты». Тимус – небольшая железа, расположенная сразу за верхушкой грудины. Долгое время он был известен только гурманам («свитбредз» - сладкие хлебцы). Его физиологическая функция всегда была таинственна. Относительно крупный при рождении, он увеличивается в размере на протяжении детства, затем сильно уменьшается после пубертации. У стариков от прежней железы остаётся почти что след. Только в последние годы тимус стали считать существенным органом в иммунной системе. Разумеется, другие органы, такие, как лимфатические узлы, также играют важную роль в иммунитете.

Хотя иммунная система рассеяна, тем не менее внутри она обладает единством. Это подобно национальной обороне, которая координирует действие всех вооружённых сил. Помимо борьбы с бактериями, иммунная система воюет с такими разнообразными захватчиками, как вирусы, паразиты, грибковые споры или раковые клетки. Конечно, иммунная система может ошибаться; она может нападать не на ту цель, или даже повернуть оружие против себя, в случае чего антитела разрушают те клетки, которые должны бы были защищать. Это то, что имеется в виду под «аутоиммунным заболеванием». Иммунная система может также чрезмерно противодействовать чужакам, которые по-настоящему не опасны. Это то, что понимается под «аллергией». Иммунная система использует только часть той энергии, которую она имеет в своём распоряжении. Другими словами, бюджет иммунных защит не велик в сравнении, например, с бюджетом двигательных мускулов.

Иммунологам предстоит убедиться в истине, что жизнь представляет собой борьбу, и бороться является потребностью, но если иммунная система не получает возможности отбить определённых вирусов, которые обычно нападают в детстве, то у взрослого это будет намного более сложная и изматывающая битва. Поэтому лучше заболеть свинкой в возрасте четырёх лет, чем тридцати четырёх.

 

Барьеры, стоящие на пути

 

Барьер, который легче всего сокрушить среди других разгораживающих части первичной приспособительной системы, находится между первичным мозгом и гормональной системой. Гипоталамус принадлежит мозгу. Он состоим из нервных клеток, сообщающихся с другими нервными клетками прямым контактом своих протяжённых волокон. Но гипоталамус также принадлежит гормональной система. Он самостоятельно выделяет гормоны, эти гормоны могут либо стимулировать, либо подавлять выпускание выделений гормона.

Гормоны гипофиза в свою очередь стимулируют другие эндокринные железы, такие, как надпочечники, тироид (щитовидная железа), яичники и яички. Все эти гормональные выделения (на диаграмме как образец используется кортизол, но эстроген, прогестерон и тестостерон представляют другие примеры – см. рис. стр. 17) управляют активностью гипоталамуса посредством механизма обратной связи. Таким образом, имеется действительная взаимозависимость между эндокринными железами и мозгом, что ещё существенно, сам мозг можно теперь рассматривать как железу с двумя выходами: один выход, отдающий приказы мышцах и внутренним органам тела через нервные клетки, и другой выход, отдающий приказы всему организму через гипоталамические гормоны.

Мозг может использовать гормональный маршрут, то есть, скажем, химические передатчики, чтобы посылать информацию из одной своей части в другую. Нервные клетки не нуждаются в соприкосновении друг с другом, чтобы общаться. Например, жажду можно вызывать впрыскиванием небольшого количества гормона, называемого ангиотензином, в точно определённую зону мозга; материнское поведение можно вызвать таким же образом инъекцией окситоцина – гормона гипофиза. Это явление помогает нам понять, как небольшие пересадки мозга могут компенсировать определённые дефициты. Физиологи и доктора, представляющие в уме картину междуклеточной передачи наподобие электрической сети, могут находить трудным признание существования определённых веществ, которые изменяют активность мозга посредством механизма, подобного настройке оркестра.

Более трудно будет сокрушить тот барьер, который традиционно разделяет гормональную систему и иммунную систему. Чтобы показать, что обе они являются частями одного целого, достаточно несколько примеров. Кортизол, гормон, выделяемый надпочечниками в ситуациях беспомощности и безнадёжности, подавляет иммунную систему. Он уменьшает размер тимуса. Он понижает число и тормозит активность Т-клеток. Он препятствует синтезу белков вообще и антител в особенности. Но деле тимус сам представляет собой эндокринную железу, которая может выделять различные разновидности тимозина. Эти тимозины принимают участие в управлении секрецией всякого вида стрессовых гормонов посредством механизма обратной связи.

Не один только кортизол играет роль во многих иммунных реакциях. Это относится и ко всем стрессовым гормонам. Норадреналин связывается с поверхностными рецепторами лимфоцитов и других белых клеток и обычно тормозит их функцию. Эндорфин – природное обезболивающее, вырабатываемое первичным мозгом, также влияет на активность иммунной системы.

По существу, всякий вид гормональной секреции играет роль в иммунитете, а не одни лишь стрессовые гормоны. Например, гормон роста нужен для поддержки или восстановления функций Т-лимфоцитов, сплав гормональной системы и иммунной системы даже более очевиден, поскольку мы знаем, что лимфоциты сами могут производить эндорфины. Мы также знаем, что лимфоциты имеют поверхностные рецепторы для широкого множества гормонов. Разумеется, всё ещё остаётся много вопросов, на которые мы не знаем ответов. Даже более того, можно считать упразднённым любой вид различий между гормональной системой и иммунной системой.

Ещё сложнее, по-видимому, для многих учёных и докторов сплавить свои умственные представления о первичном мозге и иммунной системе. По этой причине может оказаться полезным упомянуть некоторые исследовательские находки, как старые, так и новые.

На протяжении многих лет было хорошо известно о существовании нервных окончаний в различных органах иммунной системы (тимусе, костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах). Также известны важные эффекты влияния котором строится вся остальная жизнь человека. В Древнем Китае было в ходу «эмбриональное воспитание» (тай-кье), основной принцип которого состоит в том, что только счастливая и здоровая мать может иметь счастливого и здорового ребёнка. Есть много пословиц, вдохновлённых учением тай-кье. Например: «хочешь узнать человека – посмотри на его мать». В чарака самхита, индийской традиции, развитие эмбриона и плода изучается во время третьей и четвёртой недели беременности, затем месяц за месяцев вплоть до седьмого месяца, имеются длинные главы об оплодотворении, зачатии, беременности и новорожденном младенце. В тибетской традиции гаиуд-бши плод изучается неделя за неделей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...