Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимости разработки Концепции




Министерство Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Концепция кадровой политики

МЧС России

На период до 2020 года

Москва

Год

I. Основные понятия

Кадры – это ядро персонала, представленное компетентными и наиболее хорошо подготовленными работниками.

Работа с кадрами – особый вид деятельности в отношении трудовых ресурсов, имеющий целью отбор, подготовку, расстановку и воспитание персонала в целях формирования коллектива, способного обеспечить выполнение поставленных перед организацией задач.

Кадровая политика МЧС России – составная и неотъемлемая часть государственной кадровой политики, инструмент её реализации в деятельности системы МЧС России и представляет собой систему целей, задач, принципов, форм, методов и направлений работы по обеспечению системы МЧС России кадрами, обладающим необходимыми деловыми (профессиональными) и моральными качествами.

Кадровый потенциал МЧС России -часть трудовых профессионально подготовленных ресурсов общества, способных участвовать в профессиональных видах трудовой (служебной) деятельности по выполнению задач, поставленных перед системой МЧС России.

Концепция кадровой политики МЧС России - система взглядов на цели, задачи, основные требования, направления и приоритеты реализации кадровой политики МЧС России.

Кадровая служба МЧС России – совокупность структурных подразделений (отдельных сотрудников) центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, образовательных и научно исследовательских учреждений, организаций и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки, продвижения и воспитания кадров.

 


II. Введение

 

Перспективы развития МЧС России в значительной степени зависят от рационального состава и состояния профессионального уровня и качества подготовки кадров в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

III. Общие положения

Концепция кадровой политики МЧС России на период до 2020 г. (далее – Концепция) разработана на основании «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указам Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 № 261, «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 № 1662-р, Концепции строительства и развития сил и средств МЧС России на период до 2020 года утвержденной Президентом Российской Федерации 23 января 2010 года, иных нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативных документов МЧС России, а также на основе анализа задач МЧС России в области обеспечения безопасности.

Настоящая Концепция представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные требования, направления и приоритеты реализации кадровой политики МЧС России на период до 2020 года в соответствии с основными направлениями реформирования сил и средств МЧС России, определяет стратегические направления реформирования, развития и совершенствования системы кадрового обеспечения МЧС России и включает принципиальные положения кадровой политики, проводимой в системе МЧС России в целях создания эффективной системы отбора, подготовки, расстановки, продвижения и воспитания специалистов-профессионалов, обеспечивающих выполнение всего комплекса задач в области подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Мероприятия по реализации Концепции должны осуществляться с учетом реальных экономических возможностей в области реформирования сил и средств МЧС России и повышения их готовности к выполнению задач по предназначению, с учетом современных угроз и опасностей для населения и территорий.

Реализация положений концепции направлена на повышение эффективности деятельности МЧС России в рамках обеспечения оптимального состава кадрового потенциала министерства и резерва кадров.

Концепция является основой для:

формирования и реализации кадровой политики МЧС России;

определения направлений и обоснования количественных показателей кадрового заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов для МЧС России;

определения перспектив совершенствования кадрового потенциала МЧС России;

формирования научно-обоснованных современных технологий кадрового обеспечения задач, стоящих перед системой МЧС России;

дальнейшего развития нормативной правовой базы в области организации работы с кадрами, воспитательной работы и социальной защиты личного состава МЧС России.

Область применения настоящей Концепции – система обеспечения МЧС России квалифицированными кадрами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

В Концепции раскрываются:

цели и задачи кадровой политики МЧС России;

основные принципы формирования кадровой политики МЧС России;

основные направления кадровой политики МЧС России до 2020 года, этапы и мероприятия по их реализации;

основные направления развития и совершенствования системы подготовки кадров;

ожидаемые результаты и предполагаемая эффективность реализации Концепции.

 

IV. Состояние кадрового обеспечения МЧС России и обоснование

необходимости разработки Концепции

Состояние кадрового обеспечения системы МЧС России:

В ходе реализации Концепции кадровой политики МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 19.05.2004 № 225, за период с 2004 года создана единая система кадрового обеспечения задач, стоящих перед МЧС России. Проделан значительный объем подготовительной работы, направленной на сохранение кадрового потенциала при предстоящем реформировании войск гражданской обороны, по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, по организации государственного правового информирования военнослужащих об основах и порядке прохождения правоохранительной и государственной гражданской службы, по организации увольнения военнослужащих и поступления их на иные виды государственной службы (приема на работу).

Создана и непрерывно совершенствуется стройная эффективная система подбора, подготовки, расстановки и воспитания специалистов-профессионалов, выполняющих весь спектр задач по проблемам подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Проделан большой объем работы, направленной на сохранение кадрового потенциала в связи с предстоящим реформированием войск гражданской обороны.

На протяжении последних 5 лет общий некомплект личного состава в системе МЧС России не превышал 8%, текучесть кадров – 8,3 %.

Увеличилась укомплектованность должностей старшего и среднего начальствующего состава ФПС с 89,6% до 91,5%, текучесть кадров этой категории снизилась с 6,7% до 5,1%.

Обеспечено развитие и совершенствование системы образования и реформирование образовательных учреждений. За 5 лет количество сотрудников на должностях старшего и среднего начальствующего состава ФПС, имеющих высшее образование, увеличилось с 51,7% до 59,2%, среди них количество инженеров пожарной безопасности увеличилось с 14,5% до 20,5%.

Организовано кадровое обеспечение реформирования территориальных органов МЧС России в 2005 году, формирования федеральной противопожарной службы в 2008 – 2009 гг., формирования договорных подразделений федеральной противопожарной службы в 2009 – 2010 гг.

Организована работа по кадровому обеспечению развертывания Национального центра управления в кризисных ситуациях и его филиалов, ЦУКС в субъектах Российской Федерации, системы ОКСИОН, формированию федеральной группировки ФПС.

Налажено организационно-методическое обеспечение работы с кадрами территориальных органов и организаций МЧС России. Только в 2008 году на места направлено 13 методических рекомендаций по отдельным вопросам работы с кадрами. Ежегодно проводится учебно-методический сбор с руководителя кадровых органов системы МЧС России по подведению итогов работы за предыдущий год и постановке задач на предстоящий период. Ежегодно проверяется не менее 9-10 территориальных органов и организаций МЧС России по вопросам работы с кадрами, состоянии воспитательной работы, правопорядка и дисциплины.

Создана и налаживается система контроля за состоянием правопорядка и дисциплины в территориальных органах и организациях системы МЧС России.

На всех уровнях, включая центральный аппарат, активизирована работа аттестационных комиссий, на которых рассматривается весь спектр вопросов работы с кадрами, заслушиваются о результатах работы руководители различного уровня и сотрудники.

Сформирован и постоянно анализируется и корректируется резерв кадров для выдвижения на руководящие должности номенклатуры МЧС России.

Разработан и реализуется комплекс организационных и практических мер по реализации законодательства о государственной гражданской службе.

В целях обеспечения контроля за реализацией положений Федерального закона «О ветеранах» создан банк данных ветеранов боевых действий.

В течение 5 лет совершенствовалась и в настоящее время сформирована наградная система МЧС России, позволяющая адекватно оценивать вклад каждого сотрудника в выполнение поставленных задач. Ежегодно ведомственными наградами отмечается не менее 30 тысяч человек.

План мероприятий по реализации Концепции кадровой политики МЧС России на 2004-2008 годы в зависимости от складывающейся кадровой ситуации корректировался и в настоящее время выполнен.

 

Состояние организации воспитательной работы с личным составом:

Важнейшей составляющей строительства, подготовки и применения сил и средств МЧС России является правильно организованная воспитательная работа с личным составом по формированию у него здорового морального духа. Качественное выполнение решаемых МЧС России задач, во многом определяется человеческим фактором. В абсолютном большинстве структурных подразделений МЧС России достигнуто и поддерживается удовлетворительное морально-психологическое состояние личного состава, сплоченность воинских и трудовых коллективов, положительный настрой людей на добросовестную службу.

Несмотря на трудности как объективного, так и субъективного характера (проблемы материального обеспечения воспитательной работы, обеспечения техническими средствами воспитания, комплектования квалифицированными кадрами):

создана единая система воспитания военнослужащих, сотрудников и работников системы МЧС России;

совершенствуется организационно-штатная структура отделов (отделений) воспитательной работы;

введены новые нормы снабжения войск техническими средствами воспитания;

большое внимание уделяется укомплектованию воспитательных структур квалифицированными кадрами, методическому обеспечению воспитательной работы.

Проводится комплекс мероприятий по патриотическому и правовому воспитанию, приобщению личного состава МЧС России к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, народа, МЧС России, формированию антикоррупционного мировоззрения, конкурсы в области профессиональной деятельности.

Организована работа по повышению престижа службы в системе МЧС России, для чего в том числе учреждена Доска почета территориального органа МЧС России, соединения и воинской части войск гражданской обороны и организации МЧС России.

Проводится постоянная работа по изучению и разъяснению требований Кодекса чести сотрудника МЧС России, практикуются периодические собеседования с личным составом по основным его положениям, к этой работе привлекаются ветераны.

Организована работа по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в части касающейся МЧС. В этих целях подготовлен и выполняется План мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы в системе МЧС России».

24 подразделения и организации МЧС России награждены почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» и 97 сотрудников МЧС России награждены памятной медалью «Патриот России». От МЧС России за заметный вклад в реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 2 человека награждено Национальной Премией «Служу Стране!». 2 семьи награждено Национальной Премией «Семья России».

Приказом МЧС России от 4 февраля 2009 г. № 46 определен комплекс мер по совершенствованию взаимодействия с ветеранскими организациями. Ветераны приглашаются в качестве общественных наставников молодых специалистов, для оказания помощи в разработке нормативных документов, участвуют при проведении торжественных мероприятий, в проведении уроков памяти и мужества. Составлен Реестр ветеранов Великой Отечественной Войны, участников трудового фронта, состоящих на учете в ветеранских организациях МЧС России.

Более пристальное внимание стало уделяться нуждам и потребностям молодых, многодетных и неблагополучных семей, оказанию им всесторонней поддержки и помощи. На постоянном контроле находится работа с семьями сотрудников, погибших при исполнении служебного долга.

В связи с планируемыми мероприятиями по реформированию МЧС России и переходом личного состава на иные виды государственной службы активизирована на всех уровнях управления индивидуально-воспитательная работа с различными категориями сотрудников Министерства в целях сохранения кадрового потенциала.

Создана система работы по по­этапной профилактике неуставных взаимоотношений, предупреждению само­вольных оставлений части. В войсках начала осуществляться комплекс­ная работа по анализу причин гибели и травматизма, по результатам ко­торой вырабатываются соответствующие меры по наведению порядка, в том числе и по предупреждению гибели личного состава не при исполнении служебных обязанностей.

Большое внимание уделяется культурно-досуговой работе. Ежегодно проводится конкурс художественной самодеятельности «Мелодии Чутких Сердец» (участвует в финале более 250 чел.) и соревнования клуба веселых и находчивых (участвует более 500 чел), раз в два года проводится конкурс профессионального мастерства «Мисс МЧС», смотр клубов и музеев системы МЧС России.Только в 2009 году количество личного состава МЧС России участвующего в организации и проведении активных форм досуга увеличилась на 67 % и составило – 2193 чел.

Итоги проводимого командирами и органами воспитательной работы ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей анализируются, докладываются в Правительство Российской Федерации и являются основой для разработки конкретных мер по улучшению правового и социального положения личного состава МЧС России.

Ежегодно состояние воспитательной работы в системе МЧС России анализируется с целью выработки рекомендаций по совершенствованию воспитательного процесса, изучению и внедрению новых форм и методов воспитания личного состава.

 

Состояние работы по кадровому обеспечению противодействия коррупции в системе МЧС России:

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции в системе МЧС России организовано кадровое обеспечение противодействия коррупции по двум основным направлениям:

1. Создание условий, исключающих возможность приема на службу (работу) в систему МЧС России лиц, ранее совершивших или склонных к совершению деяний коррупционной направленности:

- обеспечение соблюдения требований к кандидатам на службу (работу, учебу);

- обязательное информирование кандидата об условиях предстоящей службы (работы) и требованиях, предъявляемых к личному составу МЧС России;

- проверка сведений, представленных кандидатом на службу (работу), в том числе имущественного характера;

- проведение мероприятий по изучению кандидата на службу (работу, учебу).

2. Осуществление комплекса профилактических и контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению личным составом МЧС России антикоррупционного законодательства:

- организация доведения до личного состава требований антикоррупционного законодательства;

- организация воспитательной работы среди личного состава по неукоснительному соблюдению требований Кодекса чести сотрудника МЧС России;

- выявление, предупреждение и пресечение негативных проявлений в воинских коллективах войск гражданской обороны, федеральной противопожарной службе, Государственной инспекции по маломерным судам и других учреждениях и организациях МЧС России;

- выявление, предупреждение и пресечение нарушений военнослужащими, сотрудниками и работниками МЧС России законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- проведение проверочных мероприятий по информации, поступающей из средств массовой информации, обращений сотрудников МЧС России и граждан;

- разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» переработан и существенно дополнен План противодействия коррупции в системе МЧС России.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, а также в целях усиления борьбы с коррупционными проявлениями в системе МЧС России издан приказ МЧС России от 11.08.2009 г. № 466 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

В целях укрепления законности и правопорядка, предотвращения случаев возможных коррупционных проявлений со стороны сотрудников МЧС России в территориальных органах и организациях МЧС России введены должности помощников по безопасности.

 

Состояние нормативного правового обеспечения работы с кадрами:

В настоящее время для всех составляющих личного состава МЧС России (военнослужащим, сотрудникам ФПС, государственным гражданским служащим и работникам) имеется отдельная законодательная основа прохождения службы (работы):

- прохождение службы военными кадрами регламентировано Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237;

- прохождение службы сотрудниками (лицами, имеющими специальные звания рядового и начальствующего состава) регламентировано Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1;

- прохождение государственной гражданской службы регламентировано Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004г.;

- для категории работников все вопросы трудовых отношений регламентированы Трудовым кодексом Российской Федерации.

Наличие различной нормативной правовой базы прохождения службы (работы) всех четырех перечисленных категорий личного состава МЧС России требует наряду с постоянным мониторингом законодательной базы совершенствование ведомственной нормативной базы МЧС России по вопросам работы с кадрами.

Несмотря на это, с 2004 года принято и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 нормативных актов МЧС России по вопросам прохождения службы различными категориями личного состава и организации работы с кадрами.

Несмотря на наличие более 60 ведомственных приказов по вопросам работы с кадрами, унифицировать их не представляется возможным ввиду наличия различной законодательной базы по вопросам прохождения службы (работы) различными категориями личного состава.

Федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» предполагается обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы, формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, что позволит оптимизировать количество нормативных актов, регламентирующих вопросы кадрового обеспечения.

Состав и оснащенность кадровой службы МЧС России:

 

В настоящее время штатная численность кадровой службы системы МЧС России составляет 4423 единиц (86% от потребности согласно штатным нормативам). Укомплектовано 3995 должностей. Общий некомплект – 9,7%. Основной составляющей частью являются сотрудники ФПС – 3482 чел., кроме того – 148 военнослужащих и 198 работников. Около 80% - специалисты высшей квалификации, среди них 15,6% - юристы, 23,0% - педагоги, 31% - инженеры, 7,7% - обучаются по заочной форме.

Кадровые органы обеспечены необходимыми помещениями на 77%, оргтехникой – на 76%, подключены к сети «Интернет» - 30%, «Интранет» - 40%. Имеют доступ к справочно-информационным системам – 36 %.

Только 37% кадровых органов имеют помещения для соответствующего хранения личных дел.

При возросшем за последние годы в связи с принятием ряда законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования системы государственной службы и противодействия коррупции количества и объема задач, а также при планируемом увеличении численности, для доукомплектования кадровых органов до штатных нормативов требуется не менее 1994 единиц. При этом на первом этапе – 518 единиц, на втором этапе – 914 единиц, на третьем этапе – 562 единицы.

 

Состояние системы образовательных учреждений МЧС России:

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МЧС России предусматривает подготовку кадров по следующим уровням образования:

профессиональная подготовка;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

Кроме того, в системе МЧС России осуществляется дополнительное профессиональное образование (переподготовка и повышение квалификации), а также профессиональная подготовка.

В целях реализации Концепции кадровой политики 2004-2008 гг. были выполнены все предусмотренные мероприятия по развитию системы подготовки кадров для МЧС России:

- создана единая система подготовки кадров многоуровневого, многопланового, непрерывного, комплексного характера, в результате чего в дополнение к существующим образовательным учреждениям (Академия гражданской защиты, Академия ГПС, Санкт-Петербургский институт ГПС, Воронежское пожарно-техническое училище) были созданы самостоятельные образовательные учреждения Ивановский и Уральский институты ГПС, придан статус университета Санкт-Петербургскому институту, статус института - Воронежскому пожарно-техническому училищу, создан Сибирский филиал Санкт-Петербургского университета в г. Железногорске, Красноярского края;

- созданы также 24 государственных образовательных учреждения дополнительного профессионального образования учебных центра ФПС;

- в Санкт-Петербургском университете ГПС и Академии ГПС созданы институты дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации и институты заочного и дистанционного обучения.

В настоящее время сеть и емкость образовательных учреждений Министерства в соответствии с новыми задачами, структурой и численностью МЧС России требует создания образовательного учреждения в Дальневосточном федеральном округе.

Особое внимание уделялось развитию материально-технической базы образовательных учреждений.

Инвестиции в объеме 2 млрд. 70 млн. руб.в течение трех лет позволили увеличить долю введенных в эксплуатацию, отремонтированных и переоснащенных объектов учебно-лабораторной базы, тренажерной базы, объектов для специальной и физической подготовки и объектов социально-бытового обеспечения образовательного процесса вузов от потребности в реконструкции и ремонте с 45 до 60 %.

Другим важным направлением совершенствования системы подготовки кадров является обеспечение образовательного процесса, на эти цели выделено за три года 24,96 млн.руб.

Совершенствование учебной и материально-технической базы позволило всем образовательным учреждениям МЧС России успешно пройти комплексную оценку деятельности аттестацию и государственную аккредитацию Рособрнадзора.

На заседании коллегии МЧС России 22 марта 2006 г. утверждены основные направления развития системы подготовки кадров МЧС России. Указанные направления тесно связаны с первоочередными мерами, определенными приоритетным национальным проектом в сфере образования и соответствуют Плану строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007-2010 годы.

Разработана, одобрена на коллегии МЧС России и утверждена приказом МЧС России от 4 декабря 2006 № 705 аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие системы подготовки кадров МЧС России на 2007-2009 годы». Программа по итогам конкурса среди аналогичных программ заняла 1 место. Поощрительный фонд в сумме 10 млн.руб. направлен на закупку учебно-лабораторного оборудования для Уральского и Ивановского институтов ГПС.

Коллегией МЧС России 24.10.2007 утвержден комплекс конкретных мер по реформированию системы образовательных учреждений МЧС России, который в настоящее время реализуется.

Проведено открытие новых, востребованных в системе МЧС России специальностей и специализаций «Государственный надзор», «Государственный пожарный надзор», «Судебная экспертиза».

Ведется разработка федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основе современных требований к профессиональным компетенциям специалиста в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях, бакалавра, специалиста, магистра. Обучение по стандартам нового поколения планируется начать с 1 сентября 2010г.

На базе Санкт-Петербургского университета ГПС организована подготовка для Министерства специалистов в области психологического, правового и финансового обеспечения деятельности МЧС России.

Усилена работа по подготовке научных и научно-педагогических кадров, поддержке талантливой молодежи.

Заключены договоры и соглашения на подготовку специалистов для Министерства в вузах Минобороны, МВД и Минюста России.

Созданы и приступили к работе: совет начальников образовательных учреждений и учебно-методический совет МЧС России, начата работа по присвоению учебным пособиям грифа МЧС России.

Организованы межвузовские олимпиады по учебным дисциплинам среди слушателей, курсантов и студентов, перекрестные стажировки преподавателей.

Обучение кадров МЧС России по программам дополнительного образования к 2010 г. составило около 26000 чел. в год.

Организована работа по открытию в вузах Российской Федерации специальностей «Защита в ЧС» и «Пожарная безопасность». Всего в этих вузах обучается более 6 тыс. студентов. Ежегодный выпуск составляет 440 специалистов, что в 4 раза больше, чем в 2004 году.

В настоящее время проводится дальнейшее переоснащение учебно-материальной базы, на эти цели федеральной целевой программой «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» на строительство и реконструкцию объектов образовательных учреждений МЧС России запланировано 5 млрд. 918 млн. руб.

 

Вместе с тем, продолжают иметь место ряд нерешенных проблем в развитии кадровой ситуации в системе МЧС России:

1. Прежде всего, это недостаточный уровень профессионализма личного состава. Это связано с тем, что несмотря на уменьшение общего количества увольняемых ежегодно офицеров, более 30% увольняемых – молодые офицеры, прослужившие менее 5 лет. Среди старшего и среднего начальствующего состава ФПС более 40 % не имеют высшего образования, а из техников на должностях этой категории – техников пожарной безопасности – 23,3%.

Несмотря на принимаемые меры, выполнение плана обучения руководящего состава системы МЧС России по программам дополнительного профессионального образования не превышает 90,8%.

Отсутствие должного уровня подготовки у руководителей среднего и низшего звена является причиной недостатков в организации оперативно-служебной деятельности и высокого травматизма пожарных и спасателей.

Кроме того, назрела настоятельная необходимость проведения дополнительной подготовки при выдвижении на руководящие должности, в особенности по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, организации противодействия коррупции, применения постоянно совершенствующихся методик управленческой деятельности, работы с персоналом.

Реформирование военной составляющей системы МЧС России требует переработки принципов формирования резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности, поиска более эффективных форм и методов работы с ним, совершенствования работы системы аттестования личного состава с учетом оценки результативности профессиональной служебной деятельности.

2. Практика показывает необходимость совершенствования системы отбора кадров на службу (работу) или на учебу в образовательные учреждения. Недостаточно тщательный отбор на службу или на учебу является причиной того, что ежегодно увольняется со службы до 8% выпускников Академии гражданской защиты, а 3,5% сотрудников из числа старшего и среднего и 4,9% из числа младшего начальствующего и рядового состава ФПС увольняются, не прослужив и 1 года.

3. Наряду с положительной динамикой развития образовательных учреждений существует ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время, а именно:

создать и развернуть в сжатые сроки подготовку кадров в образовательном учреждении (в филиале) МЧС России в Дальневосточном федеральном округе;

повысить качество подготовки специалистов в образовательных учреждениях МЧС России (ВУЗах и учебных центрах ФПС), обратив особое внимание на профессиональную составляющую программ подготовки;

перейти с 1 сентября 2010 года на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения с уровнями «бакалавр», «специалист», «магистр».

увеличить долю лиц, проходящих переподготовку и повышение квалификации в форме дистанционного обучения;

4. Требует постоянного совершенствования с учетом изменения законодательства Российской Федерации нормативная правовая база МЧС России по вопросам организации работы с кадрами, организации деятельности образовательных учреждений, воспитательной работы и кадрового обеспечения противодействия коррупции, обеспечения социально-правовой защиты личного состава, материального и нематериального стимулирования профессиональной деятельности.

Предотвратить развитие негативных тенденций и минимизировать их последствия возможно только решительными, планомерными, комплексными и последовательными мерами, опирающимися на правовую, научно-обоснованную, методологическую и организационную основу.

 

 

Обоснование необходимости разработки Концепции кадровой политики МЧС России и временных рамок её реализации:

Необходимостьразработки Концепции кадровой политики МЧС России вызвана возрастанием объёма и сложности задач, стоящих перед системой МЧС России, совершенствованием правового поля функционирования системы МЧС России, изменением законодательного и нормативного правового регулирования вопросов прохождения государственной службы (работы) личным составом, функционирования и содержания системы образования, необходимости усиления противодействия коррупции.

Основанием для выработки стратегических направлений и долгосрочного планирования совершенствования системы работы с кадрами в МЧС России являются: «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 № 1662-р, Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 № 261, Концепция строительства и развития сил и средств МЧС России на период до 2020 года.

Разработанная в 2004 году Концепция кадровой политики МЧС России показала правильность долгосрочного планирования деятельности по этому направлению. Мероприятия, запланированные в рамках реализации этой концепции, выполнены.

Вместе с тем, указанная концепция была основана на действующем на момент её разработки законодательстве, ориентирована на меньшее количество личного состава системы МЧС России, не предусматривала реформирование войск гражданской обороны в воинские формирования постоянной готовности и перевод военнослужащих на иные виды государственной службы, включение в состав МЧС России Государственной инспекции по маломерным судам, формирование договорных подразделений ФПС.

Выработка Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года и, на её основе, совершенствование всех направлений работы с кадрами – объективная потребность настоящего момента развития системы МЧС России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...