Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. СМУТНОЕ ВРЕМЯ (1605 1618 ГГ.) 1 страница




Глава II. СМУТНОЕ ВРЕМЯ (1605 1618 ГГ. )

1. Появление первого претендента

2. Правление Лжедмитрия I

3. Гражданская война (1606 1609 гг. )

4. Иностранная интервенция и национальное сопротивление (1609 1611 гг. )

5. Победа национальной армии и избрание на царство Михаила Романова (1612 1613 гг. )

6. Борьба национального правительства за выживание (1613 1618 гг. )

Глава III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ (1619 – 1654 гг. )

1. Сибирь

2. Внутренняя политика Москвы (1619 1632 гг. )

3. Россия, Польша и казаки (1619 1642 гг. )

4. Московская политика 1634 1648 гг.

5. Свод законов 1649 г.

6. Религиозное возрождение (1634 – 1652 гг. )

Глава IV. УКРАИНСКАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА И ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С МОСКВОЙ, 1648 1654 гг.

1. Украина в 1640 х гг.

2. Переворот («Революция»)

3. Украина в 1649 г.

4. Политика Богдана Хмельницкого, 1650 1653 гг.

5. Переяславское объединение 1654 г.

6. Условия объединения Украины с Москвой

Глава V. ЦАРСТВО ВСЕЯ ВЕЛИКОЙ, МАЛОЙ И БЕЛОЙ РУСИ, 1654 1667 гг.

1. Украина после Переяславского объединения

2. Царь и Гетман, 1654 1657 гг.

3. Реванш Польши: Гадячское соглашение, 1658 г.

4. Москва, Украина и Польша, 1658 1667 гг.

5. Сибирь, Маньджуры, Калмыки и Башкиры, 1654 1667 гг.

6. Патриарх и Царь, 1652 1658 гг.

7. Царь против Патриарха

Глава VI. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (1667 1682 ГГ. )

1. Восстание Разина (1667 1671гг. )

2. Раздел Украины (1667 1682 гг. )

3. Русь и Ближний Восток (1667 1682 гг. )

4. Сибирь

5. Русско китайские отношения (1667 1682 гг. )

6. Церковный раскол

7. Внутреннее развитие Руси (1667 1682 гг. )

Глава VII. РИТМЫ ИСТОРИИ И АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

1. Предварительные замечания

2. Пульс истории

3. Пласты древнерусской культуры

4. Архитектура и живопись

5. Литература

6. Философия и наука


[1]  1. Scc W. E. D. Allen, Problems of Turkish Power in the Sixteenth Century (London, Central Asian Research Center, 1963).

 

[2]  2. См. Монголы и Русь.

 

[3]  3. Ibid, pp. 290‑ 292.

 

[4]  4. Cf. Id., p. 256, n. 38.

 

[5]  5. Россия в средние века.

 

[6]  6. Id., p. 153.

 

[7]  7. I. R. /кн. Николай Трубецкой/ Наследие Чингисхана. Вerlin, 1925. См. Монголы и Русь.

 

[8]  8. См. Монголы и Русь.

 

[9]  9. Id., рр. 331‑ 332. Относительно предков Касима см. с. 431.

 

[10]  10. Вельяминов‑ Зернов, 2, 1.

 

[11]  11. Монголы и Русь.

 

[12]  12. См. Вельяминов‑ Зернов, 3, 202‑ 209, 317‑ 502; 4, гл. XVII.

 

[13]  13. Котошихин, гл. 2, разд. 12.

 

[14]  14. " Об истоках термина «казак» см.: Россия в средние века.

 

[15]  15. О подъеме украинских казаков см.: Россия в средние века.

 

[16]  16. Id., рр. 261‑ 262.

 

[17]  17. Новосельский, с. 23.

 

[18]  18. «Левый берег» Днепра – район к востоку от Днепра; «правый берег» – к западу от реки.

 

[19]  19. Новосельский, с. 434‑ 436.

 

[20]  20. Там же, с. 435.

 

[21]  21. Там же, с. 436.

 

[22]  22. Там же.

 

[23]  23. См. Перечень у Новосельского, с. 437‑ 438.

 

[24]  24. Новосельский, с. 442.

 

[25]  25. Там же, с. 10‑ 11, 45‑ 55.

 

[26]  26. Сборник, 59, 548, 576‑ 578; Новосельский, с. 11.

 

[27]  27. Богоявленский, ред. Акты времени междуцарствия (1915), с. 88; Новосельский, с. 46‑ 47.

 

[28]  28. См. Россия в средние века.

 

[29]  29. О Филофии и теории Третьего Рима см.; Россия в средние века; N. Аndreyev, Filofey and his epistle to Ivan Vasilyevich, SEER, 90(1959), 1‑ 31. Андреев полагает, что послание Филофея «Ивану Васильевичу» было написано около 1500 г. и адресовалось Ивану III (а не Ивану IV, как обычно полагают). Аргументация Андреева кажется мне убедительной.

 

[30]  30. См.: Малинин, «Старец Филофей», приложения, приложение Х (с. 57‑ 66); Аndreyev. Filofey, especvally, рр. 10‑ 12.

 

[31]  31. См.: Зыкин, 1, гл. 1‑ 2.

 

[32]  32. Вальденберг, с. 60.

 

[33]  33. См. Россия в средние века.

 

[34]  34. Г. Вернадский, Византийские учения о власти царя и патриарха – сборник статей, посвященных памяти Н. П. Кондакова. Прага, 1926, с. 143‑ 154; Г. А. Острогорский. Отношение церкви и государства в Византии – Seminarium Konolakovianum, 4(1931), 123‑ 132. Ср. Вальденберг, с. 80‑ 81.

 

[35]  35. Ераnagoge, Zаcharia Liugenthal, ed. – Collectio Librorum Juris Gracco‑ Romani Ineditorum, Lipsiac, 1852, рр. 65‑ 68.

 

[36]  36. См. Россия в средние века; Цьцыкин, 1, 153‑ 159.

 

[37]  37. О периоде регентства великой княгини Елены см.: И. И. Смирнов. Очерки политической истории, с. 45‑ 52, с. 225‑ 248.

 

[38]  38. Н. Е. Носов. Очерки по истории местного управления русского государства первой половины XVI в.. Москва‑ Ленинград, 1957, с. 36‑ 45

 

[39]  39. Зимин. Реформы, с. 201‑ 207.

 

[40]  40. Об остатках местной автономии в Новгороде к середине XVI в. см.: М. Н. Тихомиров. Россия в XVI столетии. Москва, 1962, с. 299‑ 316.

 

[41]  41. Текст Белозерской грамоты см. ПРП, 4 (1956), 176‑ 179. Ср. Н. Е. Носов. Очерки по истории местного управления, с. 236‑ 251.

 

[42]  42. О Ниле Сорском см.: Россия в средние века,

 

[43]  43. Fennell, ed and translator. Correspondence between Prince A. M. Kurbsky and Tsar Iwan IV. Cambwolge, 1995, p. 75.

 

[44]  44. Fennell, Correspondence, p. 79

 

[45]  45. Соловьев, 6, 429‑ 430.

 

[46]  46. Fennell, Correspondence, p.

 

[47]  47. Шмурло. Курс русской истории, 2, часть 1, 55.

 

[48]  48. И. И. Смирнов. Очерки, с. 101.

 

[49]  49. ПСРЛ, 13, часть 2, 449; Соловьев, 6, 429‑ 431; И. И. Смирнов. Очерки, с. 110‑ 111; Зимин. Реформы, с. 268‑ 269.

 

[50]  50. Генеалогию Глинских см.: Россия в средние века.

 

[51]  51. О митрополите Макарии и его деятельности см.: Макарий. История русской церкви, 6, 209‑ 294; Голубинский. История русской церкви, 2, 744‑ 875; Карташев. Очерки по истории русской церкви, 1, 424‑ 442; И. И. Смирнов. Очерки, с. 194‑ 202.

 

[52]  52. О священнике Сильвестре см.: И. И. Смирнов. Очерки, с. 231‑ 257. 53 Об Алексее Адашеве см.: И. И. Смирнов. Очерки, с. 212‑ 251.

 

[53]  53. СГГД, 2, No 269; ААЭ, 2, No 197. Ср. Любомиров, с. 45.

 

[54]  54. О Переветове см.: Зимин. Пересветов /с библиографией ранее опубликованных работ/; Зимин, ред. Сочинения Пересветова; Чижевский. Русская духовная история, 1, 105‑ 107.

 

[55]  55. Об Ермолае‑ Еразме см.: В. Ржига. Литературная деятельность Ермолая‑ Еразма, ЛЗАК, 23 (1926), 103‑ 200; Т. Колесникова. Общественно‑ политические взгляды Ермолая‑ Еразма, ТОДРЛ, 9 (1953), 251‑ 265; Зимин, Пересветов, гл. 3; Клибанов. Реформационные движения, с. 288‑ 290, 338‑ 341, 351‑ 353; Вillington, р. 91 аnd notes 53‑ 54, р. 663.

 

[56]  56. Об Артемии см.: Россия в средние века; Зимин. Пересветов, указатель; Калибанов, указатель.

 

[57]  57. О Башкине см.: Зимин. Пересветов, с. 168‑ 182.

 

[58]  58. См. Россия в средние века.

 

[59]  59. О Максиме Греке см.: Иконников. Максим Грек и его время, Киев, 1886; 2‑ е изд. – 1915; Вальденберг, с. 247‑ 265; Зимин. Пересветов, с. 416‑ 420; Denisoff. Grecet Occident (1943); Раramichael G., Маximus Graecus {in Greeck, Athens, 1950); Россия в средние века; Вillington, рр. 91‑ 95 аnd notes 55‑ 57, рр. 663‑ 664. Сочинения Максима Грека были опубликованы Казанской духовной академией (3 т., Казань, 1859‑ 1862); на современном русском языке – Троицким монастырем (3 т., 1910‑ 1911).

 

[60]  60. Максим Грек. Сочинения (издание Казанской духовной академии), 3 т., Казань, 1862, 153‑ 154.

 

[61]  61. Россия в средние века.

 

[62]  62. Рукопись Макариевых «Четьи Миней» состоит из двенадцати больших томов. Археологическая комиссия начала публиковать «Минеи», но публикация не была завершена до 1917 г. и далее не продолжалась. Смотри «Великие Четьи Минеи», сентябрь, октябрь, ноябрь, январь, анрель (С. ‑ Петербург, 1868‑ 1917).

 

[63]  63. Россия в средние века.

 

[64]  64. Карташев, 1, 431.

 

[65]  65. Относительно коронации Дмитрия в 1498 г. см.: Россия в средние века; Савва. Московские цари и византийские василевсы, с. 121‑ 128. О коронации Ивана IV см.: ПСРЛ, 13, часть 1, 150‑ 151; Савва, с. 146‑ 147; Вальденберг, с. 275‑ 278.

 

[66]  66. См.: Россия в средние века; Дмитриева. Сказание о князьях Владимирских. Москва, Ленинград, 1955.

 

[67]  67. О генеалогии Захарьиных‑ Юрьевых см. Генеалогическую таблицу IV, «Предки Романовых», Россия в средние века.

 

[68]  68. ПСРЛ, 13, часть 1, 236 (интерполяция). Последняя фраза была реконструирована мной. Ее словесное строение спутано и бессмысленно без интерполяции. Ср. И. И. Смирнов. Очерки, с. 119 (Смирнов цитирует фразу как таковую без комментариев).

 

[69]  69. Макарий, 6, 217‑ 220; Голубинский. История канонизации святых в русской церкви. 2‑ е изд. Москва, 1903.

 

[70]  70. ПСРЛ, 13, часть 1, 152‑ 154; часть II, 453‑ 455; Соловьев, 6, 433; И. И. Смирнов. Очерки, с. 121; Зимин. Реформы, с. 295‑ 296.

 

[71]  71. См.: Постниковский летописец, с. 288 (цитировано И. И. Смирновым. Очерки, с. 122).

 

[72]  72. ПСРЛ, 13, часть II. 456.

 

[73]  73. Fennell. Correspondence, рр. 82‑ 83.

 

[74]  74. Fennell. History, рр. 16‑ 17; Карамзин, 8, 103‑ 105; Карамзин. Примечания. 8, No 177, с. 43.

 

[75]  75. Термин Е. Ф. Максимовича. См. его «Церковно‑ земский Собор 1549 года», ЗРНИБ, 9 (1933), 1‑ 15.

 

[76]  76. РК 1598, с. 109.

 

[77]  77. Id., р. 110. Сf. рр. 120‑ 122 (1549), 127 (1550).

 

[78]  78. См. Россия в средние века.

 

[79]  79. Id., рр. 131‑ 132.

 

[80]  80. Синклит произволен от греческого sygkletos – так был известен государственный совет в Византийской империи. О ближней Думе см.: И. И. Смирнов. Очерки, гл. Х и XI.

 

[81]  81. Fennell, History рр. 20‑ 21 (перевод Феннела слегка изменен). Рада по‑ западнорусски (по‑ белорусски и по‑ украински) означает «совет».

 

[82]  82. См.: Шмурло, 2, часть 2, 27‑ 33; Бахрушин. Труды, 2, 329‑ 352; И. И. Смирнов. Очерки, с. 139‑ 163; Зимин. Реформы, с. 316‑ 325; Н. Андреев. Рецензия на книгу Зимина, SЕЕF, 94(1961), 259.

 

[83]  83. Корнилов. Курс русской истории, 1, 94‑ 110; Vernadsky, PDHR, рр. 280‑ 281; Vernadsky. A Histiry of Russia (5‑ th revised edition), р. 195.

 

[84]  84. Fennell, Correspondence, рр. 190‑ 191.

 

[85]  85. ПСРЛ, 13, часть II, 524. Английский перевод Н. Андреева «Interpolation» р. 108.

 

[86]  86. ПРП, 4, 575‑ 576.

 

[87]  87. Современное русское слово означающее человека, занятого в сельском хозяйстве, – крестьянин. В старославянском языке существовала параллельная форма – христьянин, которая также обозначала христианина. В современном русском христианин ‑ приверженец христианства. Христианин производно от Христа; крестьянин от креста. См.: Монголы и Русь.

 

[88]  88. ПРП, 4, 575‑ 576; И. И. Смирнов. Очерки, с. 289‑ 296.

 

[89]  89. ПРП, 4, 576; И. И. Смирнов. Очерки, с. 290, 311‑ 312.

 

[90]  90. Зимин. Пересветов, часть 2, главы 3 и 4.

 

[91]  91. ПРП, 4, 582‑ 583; Сибирский сборник, с. 83; И. И. Смирнов. Очерки, с. 401‑ 406 и 489‑ 495. Ср. Монголы и Русь, Россия в средние века.

 

[92]  92. ПРП, 4, 581‑ 582; И. И. Смирнов. Очерки, с. 407‑ 422; Зимин. Реформы, с. 366‑ 375. Зимин рассматривает «избранную тысячу» только как проект, но его аргументация неубедительна. О дворе в военном смысле см.: Монголы и Русь, Россия в средние века.

 

[93]  93. Относительно Судебника 1497 г. см.:. Текст этого судебника см.: Владимирский‑ Буданов. Россия в средние века, Хрестоматия, 2 (5‑ е изд., 1915), 82‑ 107; Греков, ред. Судебники ХV‑ ХVIвеков(1952), с. 19‑ 29; ПРП, 3, 346‑ 357.

 

[94]  94. О согласованиях параграфов судебников 1497 г. и 1550 г. см: Владимирский‑ Буданов. Хрестоматия, 2, 184‑ 188 и ПРП, 4, 344‑ 345. Текст судебника 1550г. см.: Владимирский‑ Буданов. Хрестоматия, 2, 117‑ 181; Греков, ред. Судебники, с. 141‑ 177; ПРП, 4, 233‑ 361. Английский перевод: H. W. Dewey. Muscovite Judicial Texts, pp. 47‑ 74. НЛУ. О месте судебников 1497 г. и 1550 г. в эволюции русской юридической мысли см.: Backus. Muscovite Legal Thought; Ferguson and Levin, eds. Essaya in Russian History, pp. 35‑ 68.

 

[95]  95. Английский перевод этого текста см: Vernadsky, ed. Medieval Russian Laws; французский перевод см.: M. Szeftel, ed. Documents de droit public relatifs a la Russie Mediavale. Bruselles, 1963.

 

[96]  96. О смысле параграфа 9 судебника 1497 г. см.: Россия в средние века.

 

[97]  97. Россия в средние века.

 

[98]  98. См: Манков. Цены, с. 72 и 97.

 

[99]  99. Параграф 3 развернутой версии «Русской Правды» см.: Vernadsky. Medieval Russian Laws, р. 54.

 

[100]  100. О кабальном рабстве см.: Сергеевич. Древности, с. 159‑ 171; Дьяконов. Кабальное холопство, ЭС, полутом 26, 776‑ 777. Кабала – арабское слово, обозначающее «торговую сделку».

 

[101]  101. В моих комментариях к судебникам 1497 г. и 1550 г. я не пытался сделать полного обозрения их содержания, но хотел проанализировать те параграфы, которые я рассматриваю как особо значимые для понимания эволюции внутренней московской политики и, в особенности, реформ, спланированных «избранной радой». В качестве недавнего анализа параграфов, рассматривающих воровство, см.: Backus. Muscovite Legal Thought рр. 45‑ 46 (судебник 1497 г. ) и рр. 50‑ 58 (судебник 1550 г. ).

 

[102]  102. О Стоглавом соборе см.: Макарий. 6, 223‑ 250; Голубинский. История. 2, часть 1, 773‑ 795; Жданов. Сочинения, 1, 171‑ 272 и 361‑ 380; Карташев, 1, 433‑ 439; И. И. Смирнов. Очерки, с. 233‑ 242; Зимин. Реформы, с. 378‑ 388.

 

[103]  103. Стоглав, под редакцией Казанской духовной академии. Казань, 1862; под ред. Д. Е. Кожанчикова. С. ‑ Петербург, 1863. Французский перевод см.: Е. Duchene. Le Stoglav. Paris, 1920 (базируется на казанском издании).

 

[104]  104. Стоглав, гл. 3; Послание Ивана Грозного, с. 522‑ 524. Интерпретация Г. Вернадского.

 

[105]  105. Стоглав, гл. 4

 

[106]  106. Перечень этих вопросов был опубликован Ждановым. Сочинения, с. 175‑ 186; ПРП, 4, 576‑ 580. Ср. И. И. Смирнов. Очерки, с. 301‑ 308 и 486‑ 488. Зимин полагает, что тот перечень был скопирован в 1550 г., т. е. до того как началась сессия собора, см.: Зимин. Реформы, с. 389‑ 391.

 

[107]  107. Этот указ появился как дополнительная глава (глава 101) в четырех рукописях «Стоглава». Он не включен в издание Кожанчикова. Duchesne. Stoglav, рр. 261 ‑ 265. Ср. И. И. Смирнов. Очерки, с. 441‑ 445; Зимин. Реформы, с. 389‑ 391.

 

[108]  108. См.: П. П. Смирнов. Посадские люди. 1, 118‑ 120.

 

[109]  109. До Стоглавого собора славянский перевод шестой новеллы Юстиниана был доступен русским читателям в рукописях различной редакции в «Кормчей книге» (по‑ гречески, Nomocanon). См. Г. Вернадский. Византийские учения о власти царя и патриарха, Recneil Kondakov. Prague, 1926, рр. 143‑ 154.

 

[110]  110. Ostrogorsky. Decisions du Stoglav, p. 411

 

[111]  111. О рекомендации двоецарстия митрополитом Даниилом см.: Россия в средние века.

 

[112]  112. Так это сделано в рукописи исцользованной для издания «Стоглава». Scc Duchesne, Le Stoglav, р. 61.

 

[113]  113. Так это сделано в рукописи, использованной для издания Кожанчикова, с. 68.

 

[114]  114. Зимин. Пересветов, сс. 133‑ 139.

 

[115]  115. Одна четверть равнялась половине десятины. Одна десятина равнялась 2, 7 акра.

 

[116]  116. Очерки, 3, 355.

 

[117]  117. См. Россия в средние века.

 

[118]  118. Относительно этих и исследующих событий см.: ПСРЛ, 13, часть 1, 155‑ 223; часть II, 457‑ 517; Карамзин, 8, 122‑ 197; Соловьев, 6, 455‑ 473; Nolde I, 29‑ 36.

 

[119]  119. О возникновении Казанского ханства см.: «Монголы и Русь», Nolde, 1, 1‑ 13; Вельяминов‑ Зернов, 1, 1‑ 14.

 

[120]  120. ПСРЛ, 13, часть 1, 156‑ 167.

 

[121]  121. Старославянскую версию «Жалобы Сюнбеки» см.: Моисеева, ред. Казанская история, с. 98‑ 99; Сказание о царстве Казанском, с. 94‑ 95 (перевод на современный русский язык, с. 329‑ 330). Cf. Sar Kisyanz. Geschchte, pp. 283‑ 284; Ischboldin. Essaus on Tatar History, p. 87.

 

[122]  122. Вельяминов‑ Зернов, 1, 364‑ 366. Сюнбека вскоре умерла.

 

[123]  123. О казанской кампании 1552 г. см.: ПСРЛ, 13, часть 1, 177‑ 222; Соловьев, 6 463‑ 473; Nolde, 1, 34‑ 36. О военных разрядах см.: РК 1598, с. 133‑ 138.

 

[124]  124. ПСРЛ, 13, часть II, 523. Ср. С. И. Смирнов. Очерки, с, 266‑ 267. Интерпретация Г. Вернадского.

 

[125]  125. Относительно семейных связей князя Владимира Старицкого с царем Иваном см.: Россия в средние века (генеалогическая таблица потомков Ивана III).

 

[126]  126. О болезни царя в марте 1553 г. и борьбе среди бояр по доводу престолонаследия см.: Карамзин, 8, 211‑ 219; Карамзин. Примечания, 8, примечания 373‑ 380; Соловьев, 6, 524‑ 528; И. И. Смирнов. Очерки, с. 264‑ 286, 483‑ 485; Зимин. Реформы, с. 407‑ 414; Andreev N. «Interpolation»; Андреев Н. «Об авторе приписок». Наиболее важный источник изучения событий марта 1553 г. – интерполяции Ивана Висковатого в летописи, ПСРЛ, 13, часть II. 522‑ 526.

 

[127]  127. ПСРЛ, 13, часть II, 523. Интерпретация Г. Вернадского.

 

[128]  128. См.: И. И. Смирнов. Очерки, с. 276.

 

[129]  129. ПСРЛ, 13, часть 1, 238, No2.

 

[130]  130. Ср. Голохвастов и Леонид. «Сильвестр», с. 18‑ 24.

 

[131]  131. ПСРЛ, 13, часть II, 526; СГГД. 1, No167, с. 400‑ 401; И. И. Смирнов. Очерки, с. 276‑ 278; Зимин. Реформы, с. 412.

 

[132]  132. ПСРЛ, 13, часть 1, 238, No2. Интерпретация Г. Вернадского.

 

[133]  133. Там же, 237‑ 238.

 

[134]  134. Там же, 232.

 

[135]  135. Веселовский. Исследования по истории опричнины, с. 482.

 

[136]  136. Fennell. History, рр. 80‑ 81.

 

[137]  137. Дата приводится Толстым в книге «Россия и Англия», с. 111. Ср.: Lubimenko. Relations, р. 24.

 

[138]  138. Anderson. Britans Discovery of Russia, p. 3.

 

[139]  139. Hakluyt, 1, 275.

 

[140]  140. Id., 255.

 

[141]  141. Id., 257.

 

[142]  142. Россия в средние века.

 

[143]  143. Платонов, Москва и Запад, с. 9‑ 11.

 

[144]  144. Hakluyt, 1, 259‑ 260.

 

[145]  145. СГГД, 5, No113, 134‑ 136 (русский текст); Нakluyt, 1, 313‑ 319; Карамзин, 8, 243‑ 244; Соловьев, 6, 521‑ 522; Очерки, 271‑ 272.

 

[146]  146. Anderson. Britans Discovery of Russia, p. 1

 

[147]  147. Hakluyt, 1, 408‑ 409.

 

[148]  148. Платонов. Москва и Запад, с. 5‑ 16.

 

[149]  149. Fennell. Correspondence, pp. 94‑ 95 and 192‑ 193. Феннел переводит «извести» как «отстранить».

 

[150]  150. Id., рр. 222‑ 223.

 

[151]  151. Fennell. History, рр. 82‑ 83.

 

[152]  152. ПСРЛ, 13. часть 1, 232. Интерпретация Г. Вернадского.

 

[153]  153. Об этих религиозных движениях в России конца XV и начала ХVI вв. см.: Vernadsky. The Heresy of Judaizers; Россия в средние века, General Index, s. v. Heresy of Judaizers; Казакова Н. А, Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси; Лурье. Идеологическая борьба в русской публицистике; Клибанов.

 

[154]  154. О Ниле Майкове (Сорском) (около 1433‑ 1508 гг. ) см.: Флоровский. Пути русского богословия, с. 20‑ 22; Fedotov. Treasury, с. 84‑ 136.

 

[155]  155. Россия в средние века.

 

[156]  156. Об Артемии см.: Голубинский. История Русской церкви, 2, часть 1, 832‑ 837; Вилинский. Послания старца. Артемия; Флоровский. Пути, с. 31‑ 32; Зимин. Пересветов, с. 153‑ 168.

 

[157]  157. Зиновий (Отенский). Истины показание. Казань, 1863; Калугин. Зиновий, инок Отенский. Ст. Петербург, 1894. Сf. Россия в средние века.

 

[158]  158. Зиновий. Истины показание, с. 27‑ 28. Интерпретация Зиновием этого эпизода была нринята и повторена в ХIХв. Н. Рудневым и митрополитом Макарием См.: Руднев. Рассуждение, с. 127; Макарий. История русской церкви, 6, 274.

 

[159]  159. Зиновий. Истины показание, с. 29.

 

[160]  160. Владимирский‑ Буданов. Обзор, с. 403‑ 405; Сергеевич. Древности, 1, 126‑ 140; Киевская Русь.

 

[161]  161. Зиновий. Истины показание, с. 26.

 

[162]  162. См.: Жданов. Сочинения, 1, 189‑ 191; Голубинский. История русской церкви, 2, часть I, 832‑ 833; Вшши. с. каИ. Послания старца Арсения, с. 44‑ 45; Зимин. Пересветов, с.. 155‑ 156.

 

[163]  163. Fennell. History, рр. 268‑ 269; Вилинский, с. 52‑ 59.

 

[164]  164. ААЭ, 1, No238 (документ IV), 249; Зимин. Пересветов, с. 182; Клибанов, с. 265.

 

[165]  165. Russia of Dawn, рр. 273‑ 278.

 

[166]  166. Относительно религиозных идеалов Башкина и суда над ним см.: Соловьев, 7. 99‑ 103; Костомаров. Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке. Собрание сочинений, книга 1, 1, 240‑ 248; Голубинский. История русской церкви, 2, часть 1, 821‑ 825; Зимин. Пересветов, с. 168‑ 182; Клибанов, с. 265‑ 266.

 

[167]  167. Основные документы дела Висковатого см.: ААЭ, 1, No238 (документы 1‑ 11), 241‑ 246; Чтения, 1843, 3, часть II, 3‑ 23; 1858, 2, часть III, 1‑ 42; Соловьев, 7, 98‑ 99; Голубинский. История русской церкви, 2, часть 1841‑ 845; Андреев. О деле дьяка Висковатого; Зимин. Пересветов, с. 178‑ 179.

 

[168]  168. Андреев. О деле дьяка Висковатого, с. 219‑ 241; Флоровский. Пути, с. 26‑ 28; П. Муратов. Русская живопись до середины XVII века. Грабарь. История русского искусства, 1‑ е изд., 6, 319‑ 322; Грабарь, 2‑ е изд., 3 (1955), 565‑ 570 и 578‑ 582 (влияние западных канонов на новые иконы в Благовещенском соборе не упоминается во втором издании Грабаря).

 

[169]  169. Чтения, 1847, 3, часть II, 1.

 

[170]  170. Об идеях Феодосия Косого, а также о расследовании его дела и побеге см.: Калугин. Зиновий Отенский, с. 1‑ 90; Голубинский. История русской церкви, 2, часть 1, 825‑ 1. 830; Зимин. Пересветов, с. 182‑ 214; Клибанов, с. 266‑ 272. О деятельности Феодосия в Западной Руси см.:. Россия в средние века.

 

[171]  171. см.: Россия в средние века.

 

[172]  172. Тихомиров, ред. У истоков русского книгопечатания, с. 11‑ 28, 32‑ 33; R. Jakobson. Ivan Fedorov Primer of 1574. Cambridge, 1955 (Reprinted from Harvard Library Bulletin, IX, 1).

 

[173]  173. Nolde, 1, 37‑ 40; Fennell. History, рр. 90‑ 95. ПСРЛ, 13, часть 1, 230‑ 231, 238‑ 239, 246‑ 247, 269‑ 270, 281‑ 282; Соловьев, 6, 477‑ 480; Очерки, 3, 668.

 

[174]  174. Об этом и дальнейших событиях см.: ПСРЛ, 13, часть 1, 228, 235, 274‑ 275; Соловьев, 6, 480‑ 487; Ischboldin. Essays on Tatar History, рр. 93‑ 98; Очерки, 3, 365‑ 366.

 

[175]  175. ПСРЛ, 13, часть 1, 235.

 

[176]  176. ПСРЛ, 13, часть 1, 233‑ 234, 259, 283; КРО, 1, No1, 3‑ 5; Соловьев, 6, 489‑ 490; Н. А. Смирнов. Политика России на Кавказе в ХУ1‑ Х1Х веках. Москва, 1958, с. 26‑ 28; Кушева, с. 237‑ 238.

 

[177]  177. Веселовский. Исследования... опричнины, с. 149‑ 150.

 

[178]  178. ПСРЛ, 13, часть 1, 249‑ 250; Макарий. История русской церкви, 6, 342‑ 246; Glazik. Islam mission, рр. 44‑ 45.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...