Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Депривация. Маргинальность. Причины возникновения




Маргинальность — это термин, обозначающий переходный структурно-неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Маргиналы — это люди, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, различного рода радикалы, представители национальных меньшинств), которые находятся в нем длительное время. Понятие маргинальности тесно связано с понятием социальной мобильности, так как любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом.

Можно выделить следующие разновидности маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность, например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою;

2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья;

3) политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею
законы;

4) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами);

5) этническая маргинальность, т. е. принадлежность к одному из национальных меньшинств;

6) возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва
между поколениями;

7) криминальная маргинальность;

8) религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Маргинализация — это процесс активного возрастания массовой маргинальности, которая в этом случае характеризует не столько конкретных индивидов, сколько все общество в целом.

Россия пережила две основных волны маргинализации. Во-первых, это период после революции 1917 г., когда своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества — буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей класса пролетариев, которые практически моментально из представителей низшего класса стали элитой. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого (то есть за счет своих собственных представителей) лишь с начала 1970-х гг. прошлого века. Вплоть до 1990-х гг., когда была разрушена стабилизировавшаяся стратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп. Впрочем, можно утверждать, что
в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей бывшей партийной номенклатуры и криминалитета. При этом индивиды, совершившие нисходящую социальную мобильность, стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный и образовательный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д.

Понятие социальной депривации применяется к тем группам населения, которые в каких-либо аспектах ущемлены в обычных человеческих правах и не могут вести полноценный образ жизни (дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также бедные). Под депривацией подразумевается лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Отсюда следует, что обездоленность характеризует определенную группу бедных, а депривация относится ко многим группам населения.

Бедные не являются экономически самостоятельной категорией, так как не способны обеспечить материальное благополучие семьи без
дополнительной помощи государства (дотаций, пособий, разовых выплат). Хотя они теряют экономический суверенитет, но не лишаются конституционных прав и социальных привилегий, существующих в обществе. Правда, реализовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная, социально насыщенная жизнь существует как бы ни для них. Так, например, формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним для них закрыт.

Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Если у них нет машины, то в США они, к примеру, не могут пользоваться загородными супермаркетами, где цены ниже,
а довольствуются лишь местными магазинами с высокими ценами. Обычно они покупают продукты небольшими партиями, а это дороже, чем, если бы они покупали оптом или большой партией. Часто им приходится пользоваться кредитом и, следовательно, платить дополнительный налог.

Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в некомфортабельных жилищах, питаются хуже других, посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной
и малооплачиваемой работы.

Одним из последствий депривации является то, что бедные не осваивают социально одобряемые роли и высокие культурные ценности. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия
окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.

Экономическая необустроенность сказывается на успеваемости детей бедняков. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, компьютера, которые помогли бы расширить кругозор. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. И само образование в таких семьях ценится не высоко. Если в семьях наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...