Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Цели и задачи уголовно-правовой политики




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уголовно-правовая политика Российской Федерации реализуется в условиях, когда в целом: консолидировано правовое пространство страны; определены параметры соответствия российской правовой системы общепризнанным принципам и нормам международного права; воплощаются идеи и принципы судебной реформы; решены первоочередные задачи в области формирования современной нормативной основы защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств; возрождается система профилактики правонарушений; созданы предпосылки для обеспечения системы защиты и поддержки потерпевших от преступлений.

Вместе с тем, значимыми факторами, снижающими эффективность уголовно-правовой политики на современном этапе развития российского государства, являются:

- неполное соответствие российского уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам безопасности и прав человека;

- одновременная пробельность и избыточность криминализации деяний, отсутствие четких критериев разграничения преступлений и иных правонарушений, внутриотраслевые и межотраслевые коллизии уголовного законодательства;

- неполнота и противоречивость системы установленных законом уголовно-правовых последствий совершения общественно опасных деяний, ее несоответствие цели обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств;

- несогласованность положений уголовного законодательства о неотвратимости и целесообразности уголовной ответственности;

- нерешенность вопроса об уголовно-правовом статусе потерпевшего от преступления;

- социальная и криминологическая необоснованность некоторых нормативных предписаний Уголовного кодекса Российской Федерации;

- недостаточность научного сопровождения законотворческого и правоприменительного процесса.

Для устранения этих, а также некоторых иных факторов низкой эффективности уголовно-правовой политики требуется разработка, принятие и последовательная реализация Концепции уголовно-правовой политики.

 

К О Н Ц Е П Ц И Я

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации (далее – Концепция) представляет собой систему официально принятых в государстве положений, определяющих сущность, цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства.

2. Уголовно-правовая политика Российской Федерации выступает одним из направлений реализации государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности и базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее основных положений с социальной политикой государства, а также политикой в области профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших от преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание.

3. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области защиты прав человека и контроля над преступностью, Уголовный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Концепция определяет предпосылки, содержание и порядок действий по обеспечению социальной обоснованности и эффективности уголовного законодательства и практики его применения. Она является основой для разработки перспективных и ежегодных планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов в области совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а также основой для оценки и последующей корректировки уголовно-правовой политики.

II. Цели и задачи уголовно-правовой политики

5. Целями уголовно-правовой политики Российской Федерации являются:

- обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от угроз, связанных с преступностью;

- минимизация уровня социальной напряженности в обществе на основе оптимального и справедливого урегулирования конфликта, вызванного преступлением;

- содействие достижению социального благополучия и комфорта на основе реализации идей социальной реабилитации и социальной реинтеграции лиц, вовлеченных в конфликт, вызванный преступлением.

6. Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных задач уголовно-правовой политики, которые на современном этапе общественного развития состоят в том, чтобы:

- с учетом требований правовой определенности и правовой стабильности нормативно зафиксировать не допускающие расширительного толкования признаки и границы поведения, признаваемого преступным;

- обеспечить адекватность уголовного законодательства актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям в развитии преступности;

- добиться полного соответствия уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам прав человека и безопасности,

- развивать основу и механизмы гармонизации и унификации уголовного законодательства в рамках международного сотрудничества Российской Федерации с иными государствами;

- обеспечить надежные гарантии незыблемости права государства на применение мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших преступления, и гарантировать безопасность уголовно-правового суверенитета государства от внешних и внутренних угроз;

- гарантировать права и законные интересы лиц, потерпевших от преступлений, обеспечить их безопасность, создать условия для максимально полной реализации прав человека на доступ к правосудию, справедливый суд и компенсацию причиненного преступлением вреда;

- модернизировать систему уголовно-правовых последствий совершения преступлений с учетом необходимости одновременного решения карательных, восстановительных, социально-реинтеграционных и превентивных задач;

- достичь качественного улучшения реального состояния преступности, в том числе снижения объема и уровня общественной опасности отдельных ее видов: террористической, рецидивной, организованной, насильственной, корыстной, преступности несовершеннолетних.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...