Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению темы




 

«Три кита» охраны окружающей среды как деятельности системы управления: оценка ее состояния, предупреждение негативных воздействий на окружающую среду, ликвидация последствий этих воздействий.

Важно понять, какие здесь применяются организационно-правовые механизмы, научиться строить алгоритмы (пошаговые инструкции, «дорожные карты») действия этих механизмов.

Владение этими инструментами отличает профессионалов от любителей и дилетантов. Вряд ли можно считать элементом экологического воспитания побуждение учеников третьего класса, приехавших на лето в «экологический» лагерь, собирать бытовой мусор, оставленный неандертальцами на берегах острова Ольхон.

Перед выходом на улицу человек смотрит, нет ли дождя. Для этого и первобытным, и современникам вполне достаточно данных природой органов чувств. А из чего состоит дождевая вода? Левенгук, умелый шлифовальщик линз, достиг увеличения микроскопа в 200 раз и в 1683 г. впервые увидел бактерии в капле воды (Смирнов, 2001). В XX веке распознали такое явление, как кислотные дожди: при сгорании угля на теплоэлектростанциях в атмосферу попадают окислы углерода и серы, при их соединении с водой образуются угольная и серная кислоты. Инфразвук (колебания воздуха с частотой менее 20 герц), генерируемый большими плотинами или фронтами атмосферного воздуха, вызывает необъяснимую тревогу у людей, хотя люди его не слышат. Без приборов не распознается радиация, не обнаруживаются диоксины и иные опасные для всего живого соединения.

В г. Шелехов Иркутской области в 1992 году при пожаре на АО «Иркутсккабель» сотни людей, в первую очередь пожарные, подверглись воздействию токсических веществ, в том числе высокоопасных диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. Многие стали инвалидами. Специальные средства защиты могли бы смягчить последствия воздействия диоксинов. Диоксины – класс соединений, включающий в себя полихлорированные дибензо –n – диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества. Они образуются в технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, мусора, этилированного бензина, дизельного топлива. Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах (около 100 пикограмм/грамм липидов крови) происходят опасные генетические изменения. Диоксины вызывают раковые заболевания, нарушают деятельность нервной, сердечно-сосудистой систем и печени человека.

Информационное обеспечение – важнейший элемент любой системы управления. Например, Главное разведуправление Пентагона (США) изучает темпы размножения гиацинтов в африканском озера Виктория, в котором ежегодно добывается 120 тысяч тонн рыбы, кормящей Кению, Уганду и Танзанию. Один гиацинт способен дать в год миллионное потомство; если этому процессу не помешать, гигантское озеро превратится в болото, рыба погибнет, окрестные народы оголодают и пойдут волнения, а то и войны[46].

Наиболее достоверная оценка достигается при осуществлении мониторинга окружающей среды. В отличие от разовых или нерегулярных наблюдений, мониторинг ведется длительное время по определенной методике, что дает возможность осуществлять математическую обработку большого количества данных и наиболее достоверно фиксировать факты и устанавливать закономерности процессов.

«Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов» (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», 2002); «Мониторинг окружающей среды, ее загрязнения - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения» (ст. 1 ФЗ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Фоновый мониторинг осуществляется на территориях, менее всего подвергшихся антропогенному воздействию, чтобы знать состояние нетронутых экосистем. Ведется также мониторинг источников воздействия на окружающую среду, то есть в самых загрязненных местах.

В соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ «О гидрометеорологической службе», юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации формируется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды (ЕГФД), ее загрязнении (ст. 15 ФЗ «О гидрометеорологической службе»). ЕГФД представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии природной среды, получаемой в результате деятельности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики). Информация ЕГФД является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа. Централизованный учет документов ЕГФД, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре осуществляется Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации.

Академик, директор Лимнологического института СО РАН М.А. Грачев в 2002 г. организовал эксперимент: пробы стерилизованной глубинной воды Байкала были направлены в 13 аттестованных, сертифицированных и лицензированных гидрохимических лабораторий Сибири. Лаборатории были уведомлены о том, что на анализ им направлена вода Байкала, и что целью является интеркалибрация – проверка качества работы. Каждая из лабораторий допустила по крайней мере одну грубую ошибку (Грачев, 2003).

Как поступать при рассмотрении дела о привлечении главного инженера химкомбината, отравившего рыбу в реке сбросами, в суде? Лучше всего использовать данные Росгидромета, других органов государственной власти. Если их нет, можно использовать данные негосударственных лабораторий, но таких, которые прошли специальную проверку на точность. Эта процедура называется аккредитацией. Аккредитованные, сертифицированные лаборатории выдают данные, которые можно использовать при определении размера штрафов с загрязнителей, в суде, арбитражном суде. «Подпись – печать». Конечно, наличие «подписи-печати» само по себе не гарантирует истины; это своего рода общественный договор о том, что мы должны верить подписи-печати: лучше так, чем хаос. Деятельность в области гидрометеорологии, в том числе проведение наблюдений и измерений состояния окружающей природной среды лицензируется (постановление Правительства РФ № 3 от 4 января 2001 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях»).

Для оценки состояния окружающей среды мало наличия фактических данных о количестве загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. Важно определить такие величины, которые становятся вредными или опасными. Для этого применяется нормирование качества окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы разрабатываются и утверждаются на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов. В соответствии со ст. 21 «Об охране окружающей среды», к нормативам качества окружающей среды относятся:

- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, включая радиоактивные вещества;

- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Могут устанавливаться и иные нормативы качества окружающей среды. Порядок нормирования определяется Правительством РФ.

Нормативы качества разрабатываются и утверждаются также в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554.

Например, в соответствии с Перечнем предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 19 ноября 1991 г. № 6229-91, ПДК мышьяка в почве – 2,0 мг/кг; ртути – 2,1 мг/кг.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 78 «О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03» с 15 июня 2003 года введены в действие гигиенические нормативы "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03".

Данные Нормативы действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают предельные допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

Нормативы разработаны на основе экспериментальных исследований токсичности и опасности веществ, влияния на санитарный режим водоемов, органолептических исследований, а также с учетом эпидемиологических исследований и международного опыта. Всего установлены ПДК (в мг/л) для 1356 химических веществ. Например, ПДК бензина в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования равняется 0,1 мг/л.

Понятно, что абсолютно правильного нормирования не бывает: кому-то и 0,1 мг/л бензина покажется неприятным и окажется вредным. Понятно, что существует синергизм веществ-загрязнителей, кооперативные эффекты, усиливающие вред при их одновременном смешении, даже при значениях, ниже ПДК. Нормирование основано на эмпирических, опытных данных: выживет ли белая мышь, лягушка, продукт жизнедеятельности быка при данном уровне загрязнения, или не выживет? Какие пиковые кратковременные нагрузки перенесет? Сколько недель проживет при умеренных нагрузках? Нормирование будет совершенствоваться по мере развития технологии и понимания обществом необходимости решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.

Исходя из нормативов качества окружающей среды, уровня технологии и совести общества и власти, задаются нормативы воздействий на окружающую среду.

Статьей 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002) предусмотрены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Исходя из сводных ПДВ, ПДС (предельно допустимые выбросы; сбросы) для конкретной территории определяются ПДВ, ПДС для конкретного природопользователя. Расчет нормативов воздействий производит природопользователь, их утверждает специально уполномоченный орган власти.

В идеале нормативы воздействий на окружающую среду должны устанавливаться в точном соответствии с нормативами качества окружающей среды. На практике это вызывает определенные сложности. Нормативы качества определяются в удельных показателях: мг/л, мг/кг, мг/м³ и т.д.; нормативы воздействий – в абсолютных показателях: 10 тонн свинца в год; 100 тонн пыли в год и т.д. Поскольку воздушная и водная среда постоянно находятся в движении, трудно рассчитать сводные ПДВ (ПДС) для какой-либо территории или предприятия.

Но общий смысл таков: представьте себе озеро, в котором обитает рыба. Рыба может выжить, если в среднем в озере концентрация условного загрязняющего вещества не превысит 10 миллиграмм на литр, что, предположим, наблюдается при сбросах этого вещества не более 1000 тонн в год. На берегу озера работает два предприятия, одно при полной загрузке сбрасывает 3000 тонн условного загрязняющего вещества в год, другое – 7000 тонн. Следовательно, чтобы жила рыба, предельно допустимые сбросы следует установить для этих предприятий соответственно: 300 кг и 700 кг в год. Одно предприятие производит продукты питания, без которого местному будет очень плохо, другое – оборонное. Закрыть их никак нельзя. Поэтому придумали «временно согласованные сбросы»: в этом году разрешим 3000 и 7000 тонн, в следующем – меньше, потом еще меньше, и так через несколько лет достигнем нормы, 300 и 700 кг соответственно. У предприятий будет временной разбег на строительство очистных сооружений, совершенствование технологий или перепрофилирование.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросы вредных веществ в водные объекты утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 октября 2008 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду».

Во многих странах действует принцип «загрязнитель платит». Плата за негативные воздействия на окружающую среду может быть одним из самых мощных управляющих параметров системы управления охраной природы.

Приведем фрагмент Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 (нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками):

Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы (руб.) за выброс 1 тонны загрязняющих Веществ
  в пределах установленных допустимых нормативов выбросов в пределах установленных лимитов выбросов
Азота диоксид 52 260
Азота оксид 35 175
Ртуть металлическая 6833 34165
         

(Всего установлено нормативов платы для 225 ингредиентов – загрязнителей атмосферного воздуха).

Для передвижных источников нормативы платы установлены по видам топлива. Выброс тонны дизельного топлива – 2,5 руб.; сжиженного газа – 0,7 руб.; сброс тонны ртути в пределах установленных допустимых нормативов - 27.548.091руб., в пределах установленных лимитов сбросов – 137.740.455 руб. (Всего установлено нормативов: для 143 ингредиентов – загрязнителей вод).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в федеральный бюджет направляется 20 %, в региональный бюджет 40 % и местные бюджеты 40 % от общей суммы платы.

Индексация и распределение платежей за негативное воздействие могут изменяться законами о бюджете страны на текущий год.

Обратим внимание, что внесение платы за негативные воздействия на окружающую среду не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и от возмещения вреда окружающей среде. Размер вреда окружающей среде исчисляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны природы, могут быть предъявлены в течение 20 лет. На основании судебного решения вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.

Оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза, организация особо охраняемых природных территорий, экологическое образование и воспитание – направления деятельности, механизмы, которые при своей несхожести-непохожести также выполняют функции предупреждения негативных воздействий на окружающую среду.

Детали организации ОВОС прописаны в приказе Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (который вскоре упразднили, передав полномочия в МПР РФ) от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Согласно Положению, ОВОС - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

ФЗ «Об экологической экспертизе» был принят в 1995 г.; в течение более чем десяти лет ее должны были проходить практически все проекты хозяйственной деятельности.

В конце 2006 г. законодательство изменилось; экологическая экспертиза как институт экологического права сохранилась, но основная часть проектов хозяйственной и иной деятельности сейчас подлежит не экологической экспертизе, а государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий (ст.49 Градостроительного кодекса РФ, 2004).

В соответствии с п.1 ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002), экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Особый вид природоохранной деятельности – организация территорий с преимущественным их использованием в качестве местообитания животных и растений, в качестве эталонов ландшафтов.

Существующая в России система особо охраняемых природных территорий формировалась столетиями и включает в себя:

- 101 государственный природный заповедник общей площадью 33,5 млн га (1,56 % площади России);

- 35 национальных парков площадью 7 млн га (0,41 % площади России);

- 68 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 12,5 млн га (0,73 %);

- 2976 государственных природных заказников регионального значения общей площадью 67,8 млн га (3,97 %);

- 1024 памятника природы (в том числе 27 – федерального значения) общей площадью 2,6 млн га (0,14 %);

-31 природный парк регионального значения общей площадью 13,2 млн га (0,77 %).

Кроме того, создано более 2300 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) иных категорий регионального и муниципального значения. Таким образом, свыше 10 % территории России составляют особо охраняемые природные территории.

Главой XIII ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002) предусмотрены всеобщность и комплексность экологического образования, преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях, подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, экологическое просвещение. Для устойчивого функционирования системы экологического образование важно своевременно обеспечить ее финансирование и создание соответствующей нормативно-правовой основы.

Региональное законодательство об экологическом образовании, в частности, регулирует порядок разработки и утверждения государственных образовательных стандартов, в региональный компонент которых включаются вопросы по экологии, охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как осуществляется финансирование государственного экологического мониторинга?

2. Как решается проблема кооперативных эффектов (синергизма) при нормировании качества окружающей среды?

3. Предусмотрены ли какие-либо льготы природопользователям по плате за негативные воздействия на окружающую среду?

4. Какие органы власти уполномочены утверждать нормативы воздействия на окружающую среду?

5. В чем польза от проведения ОВОС для инвестора?

6. Какие варианты заключения государственной экологической экспертизы установлены действующим законодательством?

7. В каком порядке создаются особо охраняемые природные территории и объекты местного значения?

8. Чем отличается заповедник от национального парка?

9. Можно ли охотиться на территории национального парка?

10. Какие законы, регулирующие отношения в сфере экологического образования и воспитания, приняты в регионах Сибирского федерального округа?

Задания и задачи

 

1. Составьте план мероприятий по экологическому образованию и воспитанию для летнего экологического лагеря (местность выберите по желанию).

2. Составьте алгоритм разработки и утверждения функционального зонирования национального парка.

3. Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О по запросу Правительства РФ о проверке конституционности постановления Правительства № 632 от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[47] установлено, что данное постановление подлежит применению, как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ, поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера. Докажите, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду имеют неналоговый характер.

4. Подготовьте заявление в суд об оспаривании отрицательного заключения государственной экологической экспертизы по проекту комплексной застройки территории.

5. Составьте алгоритм получения разрешения на временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для теплоэлектростанции.

6. Дайте юридическую консультацию общественной экологической организации в виде пошаговой инструкции о порядке проведения общественной экологической экспертизы.

7. Составьте алгоритм проведения публичных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду строительства нефтепровода.

8. Определите, в каком порядке осуществляется нормирование воздействий электромагнитного излучения.

9. Определите, в каком порядке осуществляется нормирование воздействий источников ионизирующего излучения на окружающую среду.

10. Определите, в каком порядке организуется учет воздействия ионизирующего излучения на организм человека при медицинских обследованиях.

Нормативные правовые акты

 

Градостроительный кодекс Российской Федерации: кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета - 2004. – 30 декабря.

Налоговый кодекс Российской Федерации: кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3824.

Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета – 2002. – 12 января.

Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. - № 18. – Ст. 2222.

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1950.

Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№12. - Ст.1024.

Об экологической экспертизе: федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4556.

О радиационной безопасности населения: федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ // Российская газета - 17.01.1996 г.

«О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (с изм. и доп. от 1 июля 2005 г.) // СЗ РФ. - 2003. - N 25. - Ст. 2528.

«О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»: постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г., 14 июня 2001 г.): постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. № 10 ст. 726.

«О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»: постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 // Российская газета. - 2007 г. – 15 марта.

«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»: постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 // Российская газета. - 2008 г. – 27 февраля.

«Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»: приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Об организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Иркутской области: закон Иркутской области от 4 декабря 2008 г. № 101-ОЗ // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...