Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение безопасности в учебных учреждениях




Проблема обеспечения безопасности — одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение
к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе и национальной сфере образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев создание комфортных бытовых условий проживания, проезда от места учебы и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности.

Если рассматривать понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, то оно включает не только организацию защиты населения,
в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких, как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы коллективной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасности поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

В связи с этим возникает еще одна немаловажная проблема: обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, то есть от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений
и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

На сегодняшний день большое значение придается разработке документации, касающейся различных аспектов организации работы по обеспечению безопасности образовательных учреждений. Разработаны важные документы, регламентирующие отдельные аспекты данной деятельности. Это рекомендации по пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, правила безопасности при проведении занятий в образовательных учреждениях по химии, физике, биологии
и др. Все они находятся в образовательных учреждениях. Сегодня реализуется Программа «Безопасность образовательного учреждения», которая изначально разрабатывалась как комплекс мер, по противодействию пожарам и возгораниям на объектах образования, громкой серией которых было ознаменовано начало нового тысячелетия. Однако реалии настоящего времени потребовали корректировки и расширения целей и задач Программы в плане реализации также антитеррористических и других мероприятий по обеспечению безопасности учебных заведений. Помимо противопожарной и антитеррористической безопасности необходимо заботиться о поддержании общественного порядка на территории учебного заведения, защищать обучающихся и сотрудников от преступлений против личности и имущества, обеспечивать охрану труда и учебы, следить за экологической обстановкой.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день во многих школах установлены «тревожные кнопки», введены специальные личные карточки учащихся или ученические билеты, удостоверяющие личность ребенка,
в рамках регионального компонента разработаны специализированные учебные курсы по безопасности жизнедеятельности, привлекаются к работе школьные инспектора. Активно внедряются и такие современные технические новшества как различные внутренние системы наблюдения, специализированные устройства для обнаружения потенциально опасных предметов и веществ.

Говоря об обеспечении комплексной безопасности образовательного процесса, нельзя не затронуть еще одну немаловажную тему. Как это ни парадоксально звучит, но особую остроту в условиях демократизации общества, широкого развития гласности, публичности деятельности властных структур, сопровождающихся активным вторжением во все области новых информационных технологий, современных средств телекоммуникаций приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности государства в процессе деятельности органов государственной власти и управления, их взаимодействия с подведомственными им учреждениями. Организациями и предприятиями, а также непосредственно
с гражданами.

Обострению проблемы информационной безопасности образовательных учреждений способствовало проводящееся в настоящее время массовое подключение их к сети Интернет, с круглосуточным обеспечением доступа к информационным ресурсам, особенно в рамках реализации
с 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование». В связи этим школьники, как наиболее активная и уязвимая категория обучающихся, оказались перед угрозой неконтролируемого информационного потока, содержащего, в числе прочего, пропаганду насилия, террора, наркотиков, сектанства и т. д. Поэтому сегодня возникает необходимость решения задачи по усилению мер эффективного и безопасного использования сети Интернет путем создания систем конкретной фильтрации.

Рассматривая проблемы безопасности в образовательном учреждении, необходимо отметить, что психологическая безопасность, являясь необходимым условием развития ребенка, реализуется через определенные формы социального взаимодействия — совместную деятельность, адаптацию школьника и образовательной среды и соблюдение определенных отношений между ними.

Сегодня одной из важнейших задач службы практической психологии в образовании, является создание структуры обеспечения безопасности за счет превентивных мер, устраняющих угрозу и минимизирующих риски деструктивного воздействия, поддерживающих позитивный личностный ресурс.

В зависимости от источника воздействия и представлений о нем, человек способен воспринять ситуацию и/или процесс общения и взаимодействия либо как опасные, представляющие угрозу его целостности, жизни и деятельности, либо как не противоречащие его ценностным ориентациям и соответствующие потребностям. Следовательно, изучение представлений учителей, учащихся и их родителей об угрозах образовательной среды школы позволит не только выявить особенности, характерные для каждой группы, но и на основании этого разработать рекомендации по улучшению взаимопонимания, увеличению референтной значимости среды и предупреждению существующих и потенциальных угроз, негативно отражающихся на психическом здоровье.

В современных подходах психологическая безопасность используется для изучения чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, профессиональной деятельности, подразумевающих под собой объекты высокого риска, при этом выделяют такие ее аспекты, как человеческий фактор, психологический травматизм и закономерности деятельности человека
в условиях физической и психической опасности. Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, поскольку выпускает «сверхсложный продукт» — психологически здоровую личность, требующий для своего создания индивидуальных технологий. Психологический риск здесь обусловлен использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий или полным отсутствием технологий как таковых.

Риск рассматривается также применительно и качеству образования,
и к педагогической деятельности, и к образовательной среде школы.

Факторами педагогического риска могут быть следующие:

1) условия обучения (все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. — все, что подлежит гигиеническому нормированию);

2) учебная нагрузка (информационная сторона учебного процесса
и организация обучения: объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года);

3) взаимоотношения (стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями). Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся.

В качестве риска также может рассматриваться рост психологической напряженности в педагогических коллективах.

К школьным факторам риска, которые негативно сказываются на развитии и здоровье, а следовательно, на психологической безопасности детей, относятся следующие:

1) педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса
у детей, связанная с ростом психологического насилия в образовательной среде (психологическое насилие проявляется в публичном унижении: оскорблениях, высмеивании, обидных обзываниях, угрозах и т. д.);

2) интенсификация учебного процесса;

3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функ-циональным возможностям школьников;

4) нерациональная организация школьной деятельности;

5) функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

6) отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе, по профилактике вредных привычек и зависимостей, по половому воспитанию и сексуальному просвещению и т. п.

В качестве фактора риска для учащихся можно также выделить сам процесс обучения в школе (ухудшение состояния здоровья детей от начала обучения в школе к его концу, снижение порога жизненной устойчивости, выносливости, жизненной устойчивости человека).

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами; недостаточная материально-техническая база; низкая активность учащихся и педагогов; несформированность у них социальных и практических навыков, умений и опыта; низкий уровень воспитания и культуры; личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса; несформированность представлений и недостаточность профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Необходимо отметить также, что угрозу психологической безопасности может представлять и информационно-психологическое воздействие на личность человека. В качестве психологической угрозы выделяют влияние на поведение человека средств массовой информации, чаще всего в виде упоминаний о неблагополучии общества, рассказах о насилии
и убийствах как обыденности. Можно добавить к основным средствам информационно-психологического воздействия на человека Интернет, литературу, искусство, образование, воспитание и личное воздействие.
В условиях реформирования российского общества и выдвижения отношения соревновательности, конкуренции борьбы на ведущее место в системе социальных отношений источниками угроз могут выступать любые субъекты любого уровня, начиная с государственного и заканчивая уровнем межличностного взаимодействия.

Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворенное состояние психического здоровья ее участников. В психологии понятие «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье» — оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психического развития ребенка. Забота
о здоровье нации — одна из задач социальной безопасности, включающей в себя и психологическую безопасность.

На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.

Снижению уровня психологического здоровья школьников способствует несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — проявление уже в начальной школе отклоняющегося поведения, повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности, страхов, сложностей в обучении.

К опасностям и угрозам здоровья школьников можно отнести несоответствие уровня требования учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции
между различными предметами и трудности учащихся при выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний.

Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы, обеспечивающим состояние психического здоровья ее участников, является защищенность от насилия во взаимодействии.

Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

К сожалению, сегодня констатируется учащение возникновения случаев насилия в педагогической среде. Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей и их родителей; она может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде школы. Насилие, особенно психологическое, не так ярко выражено и его последствия не всегда очевидны в воспитании, образовании и каждодневном общении, однако в действительности они могут быть весьма разрушительными.

Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее, провоцируют определенные паттерны поведения (вплоть до суицидов) и формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми, приводят к стойким личностным изменениям.

Рост насилия в педагогической среде связан, по нашему мнению,
с возрастанием насилия и агрессивности в обществе в целом и с низким культурным уровнем и моральным (этическим) воспитанием, а иногда отсутствием такового в частности. Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Разновидности насильственных действий по отношению к детям достаточно распространены в современном мире. Если ситуация открытых физических насильственных действий является предметом однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды в школе.

Поэтому необходимо отметить, что в современной школе должны создаваться такие условия, чтобы психологическая безопасность образовательной среды была ориентирована на личностно-доверительные отношения, защиту личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз, с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды.

Вопросы и задания

1. Назовите признаки экстремальности антропоэкологических систем.

Изменение каких демографических показателей указывает на неблагополучие во всех сферах жизни населения? К каким негативным явлениям приводит высокая плотность населения?

2. Назовите цели и задачи мониторинга окружающей среды. Дайте характеристику видам мониторинга. Каким образом экологические риски и угрозы связаны с техногенными?

3. Что относится к природному, а что к экологическому загрязнению? Каким образом экологические проблемы влияют на демографическое развитие? Какая связь имеется между экологическими проблемами и процессами урбанизации?

4. Как известно, в природе существуют трофические связи (цепочки). Выпадение одного звена нарушает состояние всей цепочки. Человек является одним из звеньев. Каким образом повлияет на природу исчезновение человека? Аргументируйте ответ.

5. Проанализируйте различия, имеющиеся между индустриальным и постиндустриальным обществом в понимании взаимоотношений человека и природы. Назовите основные экологические угрозы современности. Какие меры, с вашей точки зрения, способствовали бы поддержанию экологической безопасности
в масштабах России? Каковы основные социальные причины экологического
неблагополучия современного российского общества?

6. Дайте определение информационной безопасности. Как соотносятся, по вашему мнению, развитие информационных технологий и глобализационных процессов и поддержание информационной безопасности отдельного государства? Как соотносятся поддержание информационной безопасности и развитие гласности? Не противоречат ли эти процессы друг другу? Аргументируйте.

7. Охарактеризуйте известные вам экологические движения современности. Считаете ли вы реальными цели, которые они перед собой ставят? Аргументируйте.

8. Прокомментируйте знаменитое высказывание И. Мичурина: «Человеку
нечего ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». Какую систему ценностей оно отражает? Обоснуйте ответ.

9. Ответьте, каковы правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности? Из чего состоит система безопасности РФ? Что регламентирует нормативно-правовая база обеспечения безопасности? Что собой представляет концепция национальной безопасности РФ?

10. Что вы понимаете под психологической безопасностью? Назовите факторы педагогического риска. Что такое «психическое здоровье», и какие факторы приводят к его нарушению? Как, по вашему мнению, соблюдаются ли в школе требования к расписанию в соответствии с его сложностью? Аргументируйте ответ.

11. Что такое психологическое насилие? Вспомните ваши школьные годы. Приходилось ли вам встречаться со случаями насилия со стороны педагогов? Какие меры, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы подобных случаев
не могло возникнуть в образовательной среде.

Темы для рефератов

1. Причины ухудшения экологической инфраструктуры окружающей среды.

2. Система мониторинга антропогенных изменений природной среды.

3. Влияние загрязнения природной среды на здоровье, генетику, жизненный мир человека.

4. Информационная безопасность — как составляющая национальной безопасности.

5. Формирование культуры безопасности в школе.

6. Создание психологической безопасности в образовательной среде.

 

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. / под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 677 с.

2. Бек, У. Общество риска. На пути к модерну [Текст] / У. Бек. — М., 2000. — 285 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 556 с. (Высшее образование).

4. Глобальная информатизация и безопасность России [Текст]: матер. «круглого стола» «Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества» (МГУ, октябрь 2000 г.) / под ред. В. И. Добренького. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

5. Кафидов, В. В. Социология и технология безопасности [Текст] / В. В. Кафидов. — М.: Академический проект, 2005.— 224 с.

6. Кузнецов, В. Н. Социология безопасности [Текст] / В. Н. Кузнецов. — М., 2003. — 356 с.

7. Мозговая, А. В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания [Текст] / А. В. Мозговая // Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2001. — 356 с.

8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практич. руководство [Текст] / под ред. И. А. Баевой. — СПб.: Речь, 2006. — 288 с.

9. Урсул, А. Перспективы образования и проблемы безопасности [Текст] /
А. Урсул, А. Романович // Alma mater. — 2002. — № 8.

10. Шелегин, Н. Н. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по формированию личности безопасного типа в образовательном учреждении [Текст] / Н. Н. Шелегин // Безопасность образовательного пространства. — Новосибирск, 2000. — 236 с.

11. Яницкий, О. Н. «Критический случай»: социальный порядок в «обществе риска» [Текст] / О. Н. Яницкий // Социологическое обозрение. — 2001. — Т. 2. — № 2 (www. sociologica.ru).

 


Список используемой литературы

1. Азроянц, Э. А. Глобализация как научная проблема [Текст] / Э. А. Азроянц // Полигнозис. — 2000. — № 4.

2. Антонов, А. И. Семья как институт среди других институтов [Текст] / А. И. Антонов // Семья на пороге третьего тысячелетия. — М.: Наука, 1995. — 280 с.

3. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. / под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 677 с.

4. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / У. Бек. — М, 2000. — 285 с.

5. Бек, У. Что такое глобализация? [Текст] / У. Бек. — М., 2001. — 225 с.

6. Блаватская, Е. Н. Избранные статьи [Текст] / Е. Н. Блаватская. — М., 1994. — 200 с.

7. Бобосов, Е. М. Конфликтология [Текст] / Е. М. Бобосов. — Мн., 2000. — 318 с.

8. Бореев, В. Ю. Культура и массовая коммуникации [Текст] / В. Ю. Бореев, А. В. Коваленко. — М.: Прогресс, 1990. — 360 с.

9. Брагина, Е. О глобализации с разных точек зрения [Текст] / Е. Брагина // Свободная мысль — XXI. — 2000. — № 10.

10. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с. — (Высшее образование).

11. Социология [Текст] / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко [и др.]. — М., 2000. — 512 с.

12. Волков, Ю. Г. Социология в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. — М.: Гардарики, 1999. — 432 с.

13. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. — М., 2000. — 374 с.

14. Вьюгин, О. В. Россия: экономика и наука на пути реформ [Текст] / О. В. Вью-гин [и др.]. — М., 1993. — 420 с.

15. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура [Текст] / Э. Гидденс // Социологические исследования. — 1994. — № 5.

16. Глобалистика [Текст]: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. — М.: Радуга, 2003. — 465 с.

17. Глобальная информатизация и безопасность России [Текст]: матер. «круглого стола» «Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества» (МГУ, октябрь 2000 г.) / под ред. В. И. Добренького. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 169 с.

18. Гормонов, М. К. Общественное мнение. История и современность [Текст] / М. К. Гормонов. — М., 1988. — 325 с.

19. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарен-дорф // Социологические исследования. — 1994. — № 5.

20. Дилигенский, Г. Г. Глобалистика в человеческом измерении [Текст] / Г. Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 7.

21. Дмитриев, А. В. Этнический конфликт: теория и практика [Текст] /
А. В. Дмитриев. — М., 1998. — 326 с.

22. Дмитриев, А. В. Введение в общую теорию конфликтов [Текст] /
А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев. — 2-е изд. — М., 1998. — 374 с.

23. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт: общее и особенное [Текст] /
А. В. Дмитриев. — М.: Гардарики, 2002. — 320 с.

24. Добреньков, В. И. Социология [Текст]: учеб. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М: ИНФРА-М, 2003. — 624 с.

25. Добреньков, В. И. Социология [Текст]: в 3 т. Т. 2. Социальная структура
и социальная стратификация / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М., 2000. —456 с.

26. Житинев, В. Б. Общественное мнение в социальном управлении [Текст] / В. Б. Житинев. — Новосибирск, 1987. — 220 с.

27. Зайцев, А. К. Социальный конфликт [Текст] / А. К. Зайцев. — М., 2000. — 452 с.

28. Здравомыслова, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса [Текст] / А. Г. Здравомыслова. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 139 с.

29. Золотухина-Аболина, Е. В. Постмодернизм: распад сознания [Текст] /
Е. В. Золотухина-Аболина // Ответственные науки и современность. — 1997. — № 4.

30. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие [Текст] /
Л. Г. Ионин. — М., 2000. — 224 с.

31. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. — М., 2000. —186 с.

32. Кафидов, В. В. Социология и технология безопасности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. В. Кафидов. — М.: Академический проект, 2005. — 224 с.

33. Кирилина, Т. Ю. Личность в зеркале социологии [Текст] / Т. Ю. Кирилина. — М., 2000. — 196 с.

34. Кончанин, Т. Л. Социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. Л. Кончанин, С. Я. Подопригора, С. Н. Яременко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 480 с.

35. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: хрестоматия для вузов / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2002. — 736 с.

36. Кравченко, А. И. Основы социологии [Текст]: учеб. пособие для студ. средн. спец. заведений / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2002. — 348 с.

37. Кузнецов, В. Н. Социология безопасности [Текст] / В. Н. Кузнецов. — М., 2003. — 356 с.

38. Культурология. XX век [Текст]: словарь / Ж. М. Арутюнова, В. Н. Басилов, И. С. Вдовина [и др.]. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 640 с. — (Культурология. ХХ век.)

39. Култыгин, В. П. Классическая социология [Текст] / В. П. Култыгин. — М., 2000. — 480 с.

40. Лиотар, Ж. П. Состояние постмодерна [Текст] / Ж. П. Лиотар. — М.; СПб., 1998. — 186 с.

41. Ловцова, Н. И. Положение детей и семейная политика Саратовской области: возможно ли снижение социального неравенства? [Текст] / Н. И. Ловцова // Социальное неравенство и образование: проблема, исследование, действия. — Саратов: Изд-во СГТУ, 2001. — 220 с.

42. Мозговая, А. В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания [Текст] / А. В. Мозговая // Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2001. — 356 с.

43. Московичи, С. Век толп [Текст] / С. Московичи. — М.: Центр психологии и психиатрии, 1996. — 238 с.

44. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство [Текст] / под ред. И. А. Баевой. — СПб.: Речь, 2006. — 288 с.

45. Общая социология [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. — М., 2000. — 384 с.

46. Петров, Г. О. Социология [Текст]: учеб. пособие / Г. О. Петров, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: МарТ, 2003. — 320 с.

47. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи [Текст] / под ред.
М. Г. Делягина. — М., 2003. — 256 с.

48. Радаев, В. В. Социальная стратификация [Текст] / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. — М., 1996.

49. Риск в социальном пространстве [Текст] / под ред. А. В. Мозговой. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2004. — 320 с.

50. Риск: социологический анализ, коммуникации, региональное управление [Текст] / под ред. А. В. Мозговой. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2004. — 286 с.

51. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст] /
Д. Рубин, Д. Пруйт, Ким Хе Сунг. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001. — 352 с.

52. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие /
О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько; под ред. О. Н. Русака. — СПб.: Лань; М.: ОМЕГА-Л, 2004. — 448 с.

53. Россия: риски и опасности «переходного» общества [Текст] / отв. ред.
О. Н. Яницкий. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — 280 с.

54. Соколов, С. В. Социальная конфликтология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Соколов. — М., 2001. — 356 с.

55. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России [Текст] / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. — М.: ИНИОН РАН, 2002. — 456 с.

56. Социальная стратификация российского общества [Текст] / под ред. З. Т. Го-ленковой. — М., 2003. — 252 с.

57. Социология [Текст]: учеб. для вузов / под. ред. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448 с.

58. Урсул, А. Перспективы образования и проблемы безопасности [Текст] /
А. Урсул, А. Романович // Alma mater. — 2002. — № 8.

59. Фролов, С. С. Социология [Текст]: учеб. / С. С. Фролов. — М.: Гардарики, 1999. — 374 с.

60. Холостова, Е. И Социальная политика [Текст] / Е. И. Холостова. — М.: Изд-во Социально-технолог. ин-та МГУС, 2000. — 284 с.

61. Шаленко, В. Н. Социология [Текст]: учеб. для вузов / В. Н. Шаленко. — М.: Проект, 2003. — 356 с.

62. Шелегин, Н. Н. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по формированию личности безопасного типа в образовательном учреждении [Текст] / Н. Н. Шелегин // Безопасность образовательного пространства. — Новосибирск, 2000. — 236 с.

63. Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст] / П. Штомпка. — М., 1996. — 256 с.

64. Штомпель, О. М. Социокультурный кризис [Текст] / О. М. Штомпель. — Ростов н/Д, 1999. — 236 с.

65. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе [Текст] /
В. А. Ядов // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. — 346 с.

66. Яницкий, О. Н. Социология риска: ключевые идеи [Электронный ресурс] / О. Н. Яницкий. — Электрон. дан. — Режим доступа: http: //www.sociologica/ru. — Загл. с экрана.

67. Яницкий, О. Н. «Критический случай»: социальный порядок в «обществе риска» [Текст] / О. Н. Яницкий // Социальное обозрение. — 2002. — Т. 2. — № 2.

 

 


Учебное издание

 

Автор-составитель

Цыглакова Елена Алексеевна

 

Социология безопасности

 

Учебное пособие

для студентов педагогических вузов

 

Редактор М. Б. Иванова

Корректор Н. Н. Дробышева

 

Подписано в печать 11.03.09. Формат 60×84/16.

Уч.-изд. л. 11,45. Усл.-печ. л. 12,25.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

Издательство «Николаев»,

г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.

 

Отпечатано с оригинал-макета,

изготовленного издательской группой
Балашовского института (филиала)

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского.

412300, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.

 

Печатное агентство «Арья»,

ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.

412340, г. Балашов, Саратовская обл.,

ул. К. Маркса, 43.

E-mail: [email protected]

 

СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


[1] Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М., 2003. С. 109.

[2] Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи. URL: http: //www. sociologica/ ru.

[3] Соколов С. В. Социальная конфликтология. М., 2001. С. 100.

[4] Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. С. 30—31.

[5] Бабосов Е. М. Конфликтология. Мн., 2000. С. 47.

[6] Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / под ред. М. Г. Делягина. М., 2003. С. 13.

[7] Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Н. Г. Нечипуренко [и др.]. М., 2000. С. 169.

[8] Смелзер Н. Дж. Социология // Социологические исследования. 1990. № 12. С. 116.

[9] Штомпель О. М. Социокультурный кризис. Ростов н/Д, 1999. С. 5—6, 14.

[10] Блаватская Е. Н. Избранные статьи. М., 1964. С. 26.

[11] Золотухина-Аболина Е. В. Постмодернизм: распад сознания // Ответственные науки и современность. 1997. № 4. С. 192.

[12] Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов СПб., 2000. С. 331.

[13] Cammilleri C. Les strategies identitaires des immigres // Sciences hummaines, hors serie? 15 dec. 1996 — javier 1997. С. 33.

[14] Simard C. Identite, vieillesse et societe // Sante mentale au Quebes. 1980. Vol. V. № 2. P. 25.

[15] Мир восьмидесятых годов. М., 1990.

[16] В фокусе ООН: краткие сведения. Окружающая среда. М., 1999. С. 52.

[17] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. 285 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...