Исторические этапы развития морали.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов 1-го курса заочного отделения по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовая этика»
Доц. Шлыкова И.А.
2016 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению контрольных работ и изучению курса «Правовая этика» (для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Правоведение») ВВЕДЕНИЕ Программа курса "Правовая этика" для студентов заочного отделения рассчитана на 6 часов лекционных и 4 часа практических занятий. Итоговый контроль-зачет. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Лекции Кол-во час. Практические 1. Предмет и задачи юридической 2 2 Нравственная допустимость этики. Историческое развитие правового принуждения в морали. юридической деятельности. 2. Сущность и структура морали. 2 2 Судебная этика и этика Проблемы морального выбора следственной работы. в этике и юридической деятель- ности. 3.Нравственная культура юриста. 2 Этика деловых отношений и служебный этикет. Важнейшим показателем степени усвоения материала лекций и практических занятий, а также эффективности самостоятельной работы студентов-заочников является выполнение ими контрольной работы по выбранной теме. Контрольная работа должна представлять развернутый ответ на теоретический вопрос в соответствии с планом, демонстрировать знание литературы по теме и умение выбирать и выстраивать в логическом порядке аргументы, доказывающие основную мысль рассуждения. В заключительной части должны содержаться выводы или обобщение, отражающие собственную точку зрения на рассматриваемую проблему. Если в формулировке темы есть термины, они должны быть объяснены; если тема посвящена деятельности конкретного мыслителя, то биографические сведения не должны превышать объема введения. Общий объем контрольной работы - 8-10 стр. печатного текста, формат А4, поля слева 30мм, справа- 15мм, нумерация страниц, план и список литературы (не менее 8-10 источников) обязательны.
Второй частью контрольной работы является практическое задание, состоящее из краткого описания жизненной ситуации, которую должен проанализировать каждый студент, используя собственный жизненный опыт и нравственные принципы. Результатом успешного анализа ситуации станет принятое им решение, которое одновременно продемонстрирует личностные моральные убеждения студента, его осведомленность о верных и неверных критериях морального выбора, а также укажет на возможные противоречия между моральными ценностями человека и нормами права, которые в конечном счете должны являться для юриста основными при принятии решения. Все практические задания имеют общее название "Принятие решения" и выполняются по прилагаемой форме:
ЧТО ПРОИЗОШЛО? (Ситуация) Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.
(Оформить в виде вопросов) 1. 2. 3. Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.
А р 1 А р 2 А р 3 П О С Л Е Д С Т В И Я + _ + _ + _
Субъективные и объективные О.р. факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы, (угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте мнение окружающих и т.п.) окончательное решение.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ. ПЛАН Мораль как предмет этики. Круг философско-мировоззренческих проблем, которые рассматривает теоретическая этика. Исторические этапы развития морали. ЭТИКА (греч. обычай, дом, место совместного проживания)-философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек(нормативная этика) и вопросы о происхождении и сущности морали(теоретическая этика). Этика анализирует социальный механизм морали и ее сторон - природу нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания. Основные элементы моральных отношений, сознания и деятельности обобщаются и отражаются в категориях этики. Главная задача нормативной этики - разработка научно обоснованных принципов нравственности. Для выяснения места мировоззренческих проблем в системе этических знаний, которыми занимается теоретическая этика, важно выделить ядро мировоззрения, вокруг которого структурируются его компоненты. Таким компонентом выступает отношение человека к миру, то есть его оценка мира не просто как объективно существующей реальности, а в связи с человеком, и определение места человека в мире.
Диалектика добра и зла - ключевая проблема философско-этического знания. Можно выделить следующие пункты анализа данных понятий: 1. Характеристика объекта, круга явлений, к которым может быть отнесена общая моральная оценка-добро или зло. 2. Характеристика природы источника данной оценки. 3. Характеристика критерия различения добра и зла как противоположностей. Понять природу добра и зла - значит выявить их источники, вывести из определенного основания. Понять, что добро является и целью, и результатом должного поведения, так же как должное может быть средством для достижения более совершенного настоящего. На сегодняшний день этика включает в себя такие разделы: - история нравов; - социология морали; - психология морали; - теория нравственного воспитания; - история этических учений; - профессиональная этика. Рассмотрения требует вопрос о соотношении понятий «этика пра- ва» и «юридическая этика». Современные исследователи рассматривают обращение к философии права, в частности, к этике – философской науке, как попытку увидеть место права в жизни современного человека. Существует ряд определений философии права: «наука о познавательных, ценностных и социальных основах права» (Ершов Ю.Г.); «Учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право» (Тихонравов Ю.В.); «наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии» (Алексеев С.С.).
Этика права рассматривает отличительный от философии права аспект. Он состоит, во-первых, не в рассмотрении права, а в рассмотрении человека в праве, во-вторых, в анализе ценностного отношения человека к праву. Субъект в этике права выступает не только в качестве носителя своих интересов. Он является и творцом права, он наделяет право конкретным содержанием, он его толкует, он его проводник, он может его осуществить, изменить или дезавуировать. Юридическая этика относится к видам профессиональной этики. Для работников юстиции этика имеет такое же значение как комплекс юридических наук. Основную цель и задачу этики, сформулированную еще Аристотелем, можно признать актуальной и для профессиональной этики юриста: основываясь на знании о душе человеческой, воспитывать добродетельного гражданина государства. Можно дополнить эту цель перечнем конкретных задач: обеспечение правопорядка и справедливости, правосудия в стране, защита жизни, чести, имущества граждан, правовое просвещение и т.д. Решение этих благородных задач требует от работников органов юстиции соответствующих качеств их личности, дающих возможность противостоять злу в их профессиональной деятельности: стойкости, честности, бескорыстия, верности долгу, отваги, принципиальности, гуманности и т.п. Воспитание перечисленных качеств также является задачей юридической этики. Теоретическое воссоздание общего понятия морали является необходимым условием типологии исторических форм морального сознания и практически выраженных нравственных отношений. Общее понятие морали не может быть образовано без предварительного изучения многообразия ее конкретных проявлений как в исторической ретроспективе, так и в современную эпоху.
Одной из сложнейших проблем исторической этики является вопрос о происхождении нравственности. Проблема происхождения нравственности расчленяется на вопросы о необходимости морали для человеческого общежития, об условиях реализации этой необходимости на начальных этапах становления общества. Известно, что любое общественное явление возникает в ответ на определенную историческую необходимость. Мораль не составляет исключения. Вопрос можно поставить так: является ли необходимость морали внутренней потребностью жизни, или мораль призвана удовлетворять какую-то внешнюю для общества и человека необходимость? С точки зрения религии назначение морали состоит в том, чтобы внушить людям, что их жизнь является всего лишь подготовкой к потустороннему существованию, заставить их следовать церковным догматам, преподносимым от имени бога. В натуралистической этике смысл морали заключается в обеспечении земного блага, достижении счастья. Эта мысль возникла на сопоставлении человеческого общества с животным миром. Однако человек в морали делает свой выбор осознанно, в то время как животные руководствуются инстинктами. В архаической первобытной культуре не было никаких моральных предписаний, даже устных, поскольку мышление и слово были «вплетены» в процесс жизни первобытного человека; мораль формируется в эпоху родоплеменного строя как практика взаимоотношений внутри рода и между первобытными коллективами, как закрепляемый опыт регулирования отношений, передающийся от поколения к поколению. Закладывающиеся тогда основы общения представляли собой просто правила общения, вытекающие из тотемизма. Людей рода объединяла общность происхождения, и это закреплялось в системе табу и ритуалов, нарушение которых предполагало наказание. Тотемизм подвергал оценке возможные формы человеческих действий и взаимоотношений: одни значимые, важные, полезные для поддержания жизни рода и потому одобряемые (это явилось прототипом появившегося позднее понятия блага, добра), другие – подрывающие стабильность жизни, вредные и потому наказуемые (прототип понятия зла). Именно из ритуала вырастает система социального санкционирования норм поведения, которая укоренялась в обычаях, а затем постепенно превращалась в моральные нормы. Первобытные табу имели главной своей целью- сохранение рода. Сознание человека носит синкретический (нерасчлененный) характер, моральный аспект еще не выделился из культурного опыта. Господствовало одно правило- равное воздаяние или закон талиона. Ценностное отражение моральных норм сознанием еще отсутствует. Моральные нормы архаики носят локальный характер и распространяются только на членов своей общности.
В мифопоэтическом мышлении архаического человека отсутствовало различие не только между фантазией и реальностью, но и между поступками и их внутренними побуждениями. Поэтому все табу выступали как чисто внешние по отношению к индивидуальной, формирующейся психике человека, они не требовали ни мотивировки, ни обоснования. Такая ориентированность первобытного человека на внешний, и только внешний мир объясняет и то, что оценке подвергались и явления природы, а осуждение и оправдание поступков людей были направлены вовне – к духам, к предкам и т.п.; то, что принято называть угрызениями совести, понималось как преследование мифических сил (например богини мщения Эринии). Мораль в собственном смысле слова появляется лишь тогда, когда происходит процесс самоопределения, когда человек начинает понимать собственное отличие от природного мира и – на индивидуальном уровне – от других людей, то есть выделять себя из мира социального. Именно когда в сознании возникает противоречие между сущим и должным, когда появляется необходимость оценивать собственные поступки и соотносить их с поступками других людей, когда становится недостаточным основанием сила табу и ритуалов,- тогда в действие вступает собственно моральная регуляция, тогда возникает моральная рефлексия, тогда складываются предпосылки для возникновения этики, - и лишь тогда происходит «достроение» морали до своей целостности в системе культуры. Особую роль в развитии этики сыграла эпоха античности. Уже в памятниках раннегреческой литературы более или менее адекватно и каждый раз в соответствии с жанровой спецификой рассматриваются проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, необузданных горячих страстей и умеряющего, трезвого разума, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других, а также довольно определенно обозначается та нормативная модель поведения - подчинение индивидуального всеобщему, страстей разуму, живых личностей абстрактным нормам, того, что есть, тому, что должно быть, -которая получает систематическое обоснование в складывающейся философской этике или, выражаясь по-другому, для обоснования которой в значительной степени складывается философская этика. Предэтика древнегреческой античности. Зачатки моральной рефлексии (вычленение абстрактных моральных норм) мы находим в поэмах Гомера, Гесиода «Труды и дни», «Теогония», в изречениях Семи мудрецов, в дошедших до нас фрагментах пифагорейцев и Гераклита. В ранней греческой философии содержится предэтичекое знание, опирающееся на рассмотрение человеческой жизни наравне и как часть природной, космической. Герои Гомера еще моральны сами по себе, они еще не знают добра и зла, им неведомы проблемы морального выбора, так как еще отсутствует абстрактно фиксированный критерий различения нравственного и безнравственного. Поэмы Гесиода, напротив, проникнуты моралистическим смыслом, ибо своеобразие описываемой Гесиодом ситуации в том, что нарушилась связь между достойным образом действий и жизненным преуспеванием, и поэтому возникла необходимость поиска ответа на вопрос: почему следует придерживаться морального идеала, который не совпадает (и даже противостоит) с реальными общественными нравами. В качестве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и рассматривая их как надиндивидуальные нормы, противостоящие реальным во времена Гесиода расточительству, насилию, зависти. Важнейшим для всех исторических периодов остается вопрос о сущности и соотношении добра и зла. Над ответом на него размышляли Будда, Конфуций, Сократ, Моисей, Иисус Христос, Марк Аврелий, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Кант, Спиноза, Гегель, Маркс, Ницше, Сартр, Соловьев и многие другие гении прошлого и настоящего. В домарксистской этике выделилось два подхода к поискам истоков добра и зла: гетерономный - истоки добра во внешних для морали явлениях, таких как психические состояния людей (удовольствие, счастье, польза и т.д.). Автономный - истоки добра и зла связывались с внутренними для морали основаниями - долгом, достоинством, честью. Еще в древний период были определены главные нравственные ценности и должное отношение к ним со стороны человека:
Как мы видим, этика более двух тысяч лет обосновывает такие качества человека, освободиться от которых можно, лишь перестав быть человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|