Учет компаниями риска попасть под антитрестовские санкции.
Фактически система профилактики монополистических проявлений целиком направлена на то, чтобы предотвратить действия компаний, противоречащие антитрестовскому законодательству. Поэтому для получения более полного представления о работе механизма профилактики монополизма необходимо также рассмотреть определенные процессы, происходящие внутри частных компаний, и связанные с учетом последними антитрестовского фактора при планировке их деятельности. При планировке более или менее серьезных шагов компании, размер которых и положение на рынке позволяет говорить о возможности монополистических проявлений, учитывают риск навлечь на себя антитрестовские санкции. В действительности система антимонопольной защиты общества концентрирует свои усилия в основном на сбытовой деятельности фирмы и крайне редко рассматривает новации в производстве как средство установления монополии. Поэтому и фирмы оценивают риск попадания под антитрестовские санкции преимущественно при разработке и пересмотре именно своей сбытовой политики. Можно выделить следующие элементы анализа антимонопольных рисков компании: ¶ Изучение институциональной структуры рынка и интересов действующих на нем субъектов с позиций оценки вероятности выдвижения с их стороны иска о нарушении антитрестовского законодательства; ¶ Экономический анализ рынка, особенностей и форм повышения конкурентоспособности на нем; ¶ Многовариантный анализ возможной реакции системы антимонопольной защиты на ту или иную сбытовую политику и выбор оптимальной формы сбыта. Антитрестовский анализ процессов на надфирменном уровне. Антитрестовский анализ слияний и поглощений.
Что касается слияния различных фирм, то здесь для системы антимонопольной защиты общества важно в конечном итоге влияние процесса перегруппировки собственности на цены и на уровень обеспечения материальными благами. Исходя из этого строится оценка различных компонентов внутренней структуры этого процесса, различных типов слияний и поглощений. В зависимости от направленности и последствий выделяются три типа слияний: ¶ Горизонтальные (между конкурирующими фирмами, т.е. компаниями, действующими на одном и том же географическом рынке и производящими одинаковые или в очень большой степени взаимозаменяющие товары). ¶ Вертикальные (между поставщиками и производителями). ¶ Конгломератные (между компаниями, не имеющими взаимодополняющих рынков и технологических процессов). Конгломератные слияния.
Отношение системы антимонопольной защиты общества к различным типам слияния различно. Она в целом нейтрально относится к конгломератным слияниям. Считается, что решающим стимулом для таковых является диверсификация деятельности фирмы, позволяющая снизить ее зависимость от перепадов рыночной конъюнктуры в отдельно взятых направлениях ее деятельности. Подобная меньшая уязвимость крупных диверсифицированных фирм была неоднократно подтверждена эмпирическими исследованиями. Другими словами, основным мотивом в данном случае является стабилизация финансовой составляющей хозяйственного организма компании, обеспечение бесперебойности притока денежных средств, позволяющей, с одной стороны, выплачивать устойчивый дивиденд акционерам и поддерживать высокий курс ценных бумаг фирмы на фондовом рынке, а с другой финансировать долгосрочные программы развития, прежде всего научно-технические, обеспечивающие ей прочные позиции на многообещающих в коммерческом отношении рынках в средне- и долгосрочной перспективе. Кроме того, меньшая уязвимость доходов фирмы от рыночных колебаний ведет к снижению коммерческого риска для экономических субъектов, вкладывающих в нее инвестиции. Это позволяет такой компании существенно снизить издержки на привлечение в нее капитала, процент на который прямо пропорционален коммерческому риску.
Горизонтальные слияния.
Как правило, система антимонопольной защиты общества наиболее остро реагирует на горизонтальные слияния. Сокращение в их результате числа поставщиков на рынке и концентрация экономического могущества и способности манипулировать ценами на рынке в руках немногих хозяйственных субъектов непосредственно противоречит интересам поддержания конкуренции как основы хозяйственной эффективности в той или иной отрасли. Среди западных исследователей широко распространено мнение, что формирующаяся в результате слияний структура рынка дает, в конечном счете, такой же эффект, что и монополистический сговор между производителями о разделе сфер сбыта или фиксации цен – удовлетворение интересов владельцев и менеджеров фирм за счет потребителей. Вертикальные слияния
Анализ социальности вертикальных слияний начинается с традиционных процедур, используемых органами антимонопольной защиты при разборе антитрестовских дел. Во-первых, определяется рынок – предполагаемый объект монополизации, т.е. его границы по продуктовому и географическому признакам. Во-вторых, устанавливается, приведет ли слияние к увеличению доли участвующих в нем фирм на рынке и связанному с этим снижению конкуренции. И, в-третьих, проводится анализ характера и фактических целей того или иного конкретного слияния на фоне определяемых структурой данного отраслевого рынка тенденций к концентрации в рассматриваемой отрасли и возможность возникновения или усиления барьеров на пути внедрения в нее новых конкурентов. В отличие от горизонтальных вертикальные слияния не ведут непосредственно к увеличению уровня концентрации на рынке. Поэтому их влияние на развитие конкуренции и социальную эффективность определить намного сложнее. В качестве основных параметров, используемых при подобной оценке, выступает возможность компаний, соперничающих с возникающей в результате слияния фирмой, эффективно продолжать с ней конкурентную борьбу, а также воздействие слияния на величину барьеров на пути проникновения на данный рынок новых конкурентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|