Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение понятия «норма» 7 глава





Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций

 


Общеизвестны преимущества естественного вскармливания. Дети, долгое время питаю­щиеся жидкой пищей из бутылочки, привыкают сосать чаще и до более старшего возраста, чем те, которые раньше начинают употреблять каши. У детей 2,5—4 лет и старше необходимо применение более жесткой пищи, так как именно полноценная функциональная нагрузка на зубные ряды является основным стимулирующим фактором для роста челюстных костей.

Привыкание к сосанию пальца, по мнению А.Канторовича, особенно опасно, когда ре­бёнок начинает осуществлять целенаправленные движения руками (период от 6 до 10—12 нед. с 4-часовым интервалом питания). Средством для предотвращения сосания пальцев могут быть шины для локтевых сгибов или другие приспособления (см. рис. 108). Они препятствуют введению рук в рот, но не ограничивают остальных движений. Можно рекомендовать наложение картонных или пластиковых лангет, мочалку из махровой тка­ни свернуть в трубку и наложить на локтевой сгиб или склеить пальцы пластырем.

Психологическая подготовка и психотерапия. Подавляющее большинство клиницистов обращают внимание на необходимость перед проведением профилактики и ортодонтиче-ского лечения психологической подготовки ребёнка и его родителей. Мы считаем, что психологические мероприятия должны быть не только подготовительными, но и самосто­ятельными методами профилактики и терапии. Основной задачей при этом является вы­работка у ребёнка активного волевого усилия, которое существенно меняет его поведение и приводит к устранению вредной привычки или другого предрасполагающего к возник­новению аномалии фактора.

Следует отметить определённую трудность проведения этого метода профилактики и необходимость предварительной подготовки с помощью воспитателей детских садов и учителей в школах. Иногда следует проводить в этих учреждениях беседы на различные


Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций



 

Рис. ПО. Схемы акта глотания (Окуш-ко В.П.): а — в норме при глотании слюны или пищевого комка кончик языка оттал­кивается для отправного толчка от твёрдо­го нёба в области rugae palatinae transversae и от шеек верхних зубов при спокойно сложенных губах и при сомкнутых в цент­ральной окклюзии зубных рядах, лицо спокойно; б — при открытом прикусе язык упирается в губы и щёки, так как зубные

ряды разомкнуты (инфантильное глота- а б

ние), что сказывается на выражении лица; в — при прогнатии опорой для языка слу­жат нижняя губа и верхние резцы, внешне видно резкое напряжение нижней губы, подбородочной и других мимических мышц при глотании; г — при прогении с сагиттальным несоответствием зубных рядов язык оттталкивается от верхней гу­бы и нижних резцов, активизируя пере­дний рост нижней челюсти, и при этом можно наблюдать выбухание верхней губы под действием языка в момент глотания.

В Г

темы, например «Вредные привычки у детей, способствующие развитию аномалий и де­формаций зубов» или «Как сохранить правильную осанку».

Детей для проведения психологических мероприятий рекомендуется объединять в груп­пы по 3—6 человек. Основным критерием при создании групп является однотипность вред­ных привычек, и возрастные различия не должны превышать 2 лет. Это объясняется тем, что содержание беседы, её уровень должны соответствовать возрасту ребёнка, так как вто­рая сигнальная система у детей 4—5-летнего возраста не образует таких условных связей, как например, у детей более старшего возраста (6—8 лет и т.д.). Кроме того, по возможнос­ти, следует учитывать тип нервной деятельности (Гиппократ, Павлов И.П.). В 1-ю группу предпочтительно объединять детей с преобладанием процессов возбуждения: драчливые, агрессивные, суетливые, легко отвлекаемые, быстро устающие, тормозные процессы у них слабо развиты и быстро угасают; во 2-ю группу — с более выраженными процессами тормо­жения, а именно детей медлительных, вялых, замкнутых, угрюмых, равнодушных, и 3-ю группу должны составлять дети с быстро меняющимися процессами торможения и возбуж­дения: рассеянные, трусливые, слабо развитые физически, безразличные ко всему.

Все эти детали врач обязан заметить и определить линию своего поведения. Начиная с первого знакомства простым объяснением, доброжелательным, спокойным и уверенным тоном снять у ребёнка чувство страха перед предстоящими манипуляциями. Необходимо уважать ребёнка и завоевать его доверие, давать точные ответы на вопросы и, по мнению Second (1959), необходимо умение врача взять на себя роль «всё исправляющего». Только уяснив особенности психики ребёнка, можно проводить психологические манипуляции. В.П.Окушко (1975) справедливо отмечает, что никакие обстоятельства не могут оправдать родителей и врача за тактику угроз, запугивания, наград, выговоров, высмеивания, приме­нения неприятных веществ или мер без согласия ребёнка.

Пациентов, которых по различным причинам (отдалённость местожительства, невоз­можность явки в определённое время и т.д.) не удаётся включить в состав групп, следует лечить индивидуально. Существуют методы рациональной и суггестивной психотерапии. Первая осуществляется способом убеждения пациентов в пагубности той или иной вред­ной привычки и важности её своевременного устранения. При этом можно демонстриро­вать соответствующие слайды, плакаты, фотографии (рис. 110), диагностические модели


116 Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций

зубных рядов, маски лица или использовать возможности компьютера. Рациональная пси­хотерапия, как правило, должна предшествовать суггестивной и проводиться с обязатель­ным присутствием родителей, которые привлекаются с целью получения информации о ребёнке, а также для участия в процессе профилактики, лечения и контроля за результа­тами. В течение беседы следует использовать простые и понятные термины.

Следует отметить, что пациентам в возрасте 5—8 лет лучше проводить рациональную психотерапию, а суггестивную только в стадии бодрствования. Детям же 9 лет и старше раци­ональная и суггестивная психотерапия в бодрствующем состоянии, как правило, должны предшествовать гипнотерапии, если для последней нет противопоказаний (консультация психоневролога). В этих группах пациентам в доступной форме следует объяснять сущ­ность гипноза. Суггестивная терапия в бодрствующем состоянии проводится с использо­ванием словесных формул, составленных заранее в зависимости от возраста пациента и ха­рактера устраняемой привычки. Формулы следует произносить эмоционально насыщен­ным, повелительным тоном в виде коротких резких фраз. Так, у детей 5—6 лет, имеющих привычку прикусывания губ, языка, сеанс индивидуальной терапии внушением удобно проводить по методике А.М.Свядоща, сущность которой состоит в нижеследующем.

Располагаясь в непосредственной близости от пациента, врач неожиданно для него произносит: «Смотри мне в глаза» и сам пять секунд смотрит в глаза ребёнку. Затем следу­ет фраза: «Закрой глаза», правая рука врача при этом кладётся на лоб пациента и пальцами слегка сдавливает виски. Медленно, напряжённым голосом произносится формула вну­шения: «Тебе не хочется прикусывать губу, ты больше никогда не будешь этого делать, те­бе неприятно, тебе противно прикусывать губу, ты отвыкаешь от своей дурной привычки, ты отвыкаешь прикусывать губу; при малейшем касании нижней (верхней) губы зубами ты чувствуешь, насколько это неприятно, ты больше никогда не будешь прикусывать губу». Затем следует 10-секундная пауза, и пациент по команде открывает глаза. Отнимая руку, врач произносит спокойным, вкрадчивым голосом несколько фраз, мотивирующих содер­жание внушения: «Прикусывание губы нехорошая, вредная привычка; если ты будешь прикусывать губу, то у тебя будут некрасивые, неровные зубы; чтобы быть красивым, каж­дый человек должен иметь ровные, белые, чистые зубы».

Затем вновь следует пауза в 10 с и пациента заставляют открыть глаза, нажимая ладонью на его голову, и резким, громким, напряжённым голосом повторяют формулу внушения. В течение сеанса внушение чередуется с убеждением 3—4 раза.

У детей старше 8 лет внушение лучше начинать несколько иначе, а именно пристально глядя в глаза ребёнку, врач произносит: «Слушай меня внимательно, под влиянием моих слов ты почувствуешь состояние полного безволия, полной подчиняемости; ты не оказы­ваешь никакого сопротивления и полностью мне доверяешь; ты будешь находиться в та­ком состоянии до тех пор, пока необходимо; в этом состоянии ты чрезвычайно восприим­чив к словам и приказаниям, которые я произношу; ты ни о чём не думаешь, кроме моих слов, тебя ничто не беспокоит, не тревожит». В дальнейшем внушение не имеет принци­пиальных отличий с приведенным выше.

Сеансы можно проводить в вечернее время в обычном ортодонтическом кабинете при отсутствии посторонних лиц. Дети могут располагаться в лежачем положении в стомато­логических креслах. В начале сеанса пациентам для отвлечения внимания объясняют, что глубина гипнотического сна якобы не имеет значения и не определяет эффективности ле­чения. Пациенты во время сеанса должны слушать слова врача, а не думать о глубине сна.

Суггестивную гипнотерапию проводят крайне редко, и её лучше осуществлять только групповым методом и в присутствии психотерапевта. Продолжительность одного сеанса составляет примерно 40 мин, включая последовательное проведение усыпления (гипноти­зацию), внушения и дегипнотизации. При достижении определённой глубины гипнотиче­ского сна, сопровождающегося явлениями каталепсии и амнезии, а также равномерным и глубоким дыханием, приступают к внушению словесных формул. Можно использовать те же формулы, что и при суггестивной психотерапии наяву. При отсутствии положитель­ного эффекта можно применить и другие формулы, например у детей (особенно девочек)


Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций



Рис. 111. Лицо пациентки (16 лет) в момент глотания: со­кращение мимических мышц, движение век и бровей, рез­кое сокращение круговой мышцы рта и подбородочной («вид наперстка»), особенно ригидны волокна круговой мышцы в области нижней губы, служащей опорой кончику языка при глотании (Окушко В.П.).

9 лет и старше удаётся добиться устранения вредной привычки (сосание пальца) внушени­ем при помощи формулы: «Как только ты поднесёшь палец ко рту и он соприкоснётся с зу­бами, представь, как это выглядит со стороны».

Курс гипнотерапии состоит обычно из 5—6 сеансов (по 1—2 в неделю), а при быстром достижении результата можно ограничиться 3 сеансами. В отдельную группу можно объ­единить детей в возрасте 10—11 лет с различными зубочелюстными аномалиями или без них, но имеющих парафункции мимической мускулатуры в виде нарушения смыкания губ (рис. 111). Внушение в гипнотическом сне рекомендуется и для лечения расстройств речи, неправильного глотания (рис. 111) (Окушко В.П.).

Неправильное глотание можно определить на основании клинического обследования. Если во время глотания заметен толчок языка о внутреннюю поверхность губы и последу­ющее её выбухание, то диагностируется нарушение. Если во время глотания быстро раз­двинуть губы, то можно увидеть расположение кончика языка между зубными рядами.

Эффективность психопрофилактики и психотерапии оценивается обычно на основании наблюдений родителей и данных повторного клинического обследования при контрольных посещениях через 1, 3, 6 мес. Следует отметить, что методика проведения рациональной психотерапии и суггестивной в стадии бодрствования доступна каждому ортодонту, но только после консультации с психотерапевтом. Проведение же суггестивной гипнотера­пии может быть осуществлено лишь при сотрудничестве с детским психоневрологом.

Учитывая, что нередко причиной аномалии является недоразвитие костной и мышеч­ной системы, естественно возникает мысль, нельзя ли заблаговременно предупредить их развитие с помощью физических упражнений.

Миогимнастика и миотерапия. Миотерапия как самостоятельный метод лечения и в ка­честве поддерживающей терапии в составе ортодонтического лечения имеет важнейшее значение, особенно в молочном прикусе. A.P.Rogers в 1916 г. обосновал метод функцио­нального воздействия для исправления зубочелюстных аномалий. Он исходил из той пред­посылки, что нарушения мышечного равновесия околоротовой области и лица являются одними из наиболее частых. По его мнению, жевательные и мимические мышцы, являю­щиеся «живым регулирующим аппаратом» путём тренировок так усиливаются, что они мо­гут устранить начавшееся неправильное формирование прикуса. Особое внимание он об­ращал на положение губ и языка, которые оказывают основное влияние на правильное, гармоничное формирование прикуса. A.Rogers предложил комплекс упражнений, которые в дальнейшем дополнили и развили многие исследователи.

В нашей стране одними из первых эту проблему разрабатывали С.С.Райзман, Е.И.Гав-рилов, Г.А.Туробова. Среди зарубежных исследователей можно назвать A.Korbitz, Friel, Baiters, Reichenbach, Korkhaus, A.M.Schwarz, R.Frankel.


118 Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций

Миотерапию в организационном плане можно проводить двумя способами. При одном из них упражнения проводят родители или другие члены семьи после обучения их неслож­ным приёмам. Недостатками этой формы является то, что регулярность, продолжитель­ность и правильность проведения трудно контролировать. При второй форме создаётся группа детей с одинаковыми аномалиями прикуса или факторами риска для их возникно­вения непосредственно в детских садах и занятия проводит медсестра или помощник вра­ча. Но при обеих формах ортодонт обязан контролировать ход лечения.

По данным А.А.Погодиной, 84,3% детей нуждаются в профилактических и лечебных ме­роприятиях для правильного формирования зубочелюстной системы. Из них 54% детей име­ют зубочелюстные аномалии и у 30% детей младшего школьного возраста определены факто­ры риска. Весьма незначителен процент саморегуляции, составляющий всего 12, зато из пер­воначально здоровых детей у 24% развиваются зубочелюстные аномалии (Демнер Л.М.). Па-рафункция в виде сосания пальца, по данным W.Kunzel и J.Toman, имеется у каждого 4-го ре­бёнка, и чаще у девочек. Свыше 2/3 детей приобретают эту привычку в грудном возрасте и около 30% — в дошкольном, причём в яслях и детских садах этот процент выше, чем у «до­машних» детей. По сведениям И.М.Тепериной (2004), распространённость вредных привы­чек среди детей 3— 15 лет выглядит следующим образом: инфантильное глотание — 31,6%; ро­товое дыхание — 15,5%; нарушение жевания — 2,5%; нарушение речи — 4,4%.

При длительно зафиксированных вредных привычках, имеющихся аномалиях или де­формациях только психотерапии и безаппаратурной миогимнастики наряду с санацией полости рта и носоглотки может быть недостаточно. В таких случаях необходимо приме­нение ортодонтических аппаратов — от простейших до более сложных.

Для восстановления функции околоротовой и дыхательной мускулатуры можно приме­нять специальные упражнения в виде обучения элементарным навыкам игры на детских ду­ховых инструментах (Гусарова А.Е.). Принципиальная схема таких занятий может быть сле­дующей. Исходное положение: пациент сидит на стуле, и у него в руках детская игрушка — саксофон с узким мундштуком. Ребёнку предлагается извлекать звуки в следующей после­довательности: 1 — извлечение тихого звука, но максимального по продолжительности, 2 — извлечение среднего по громкости и максимального по продолжительности, 3 — извле­чение звука, максимального по громкости и продолжительности, 4 — звук с постепенным нарастанием громкости, 5 — звук с постепенным снижением громкости, 6 — исполнение на­туральной гаммы соль мажор с различной интенсивностью звучания (тихо, средне, громко),

7 — исполнение гаммы с нарастанием, а затем с затиханием звука. Можно проводить выду­
вание мыльных пузырей через трубочку, соломинку или булькание в воду через трубочку.

Недостаточность функции круговой мышцы рта распознаётся по преобладанию окру­жающей её мимической мускулатуры — щёчной и мышцы смеха. Перевес этих мышц со­здаёт удлинение межгубной щели как при улыбке, так и без неё. Слабость круговой мыш­цы рта легко определить растягиванием углов рта указательными пальцами. Создаётся впечатление, что при этой пробе углы рта легко растянуть до ушей. Перевес над вялой кру­говой мышцей рта других мимических мышц придаёт ротовой щели своеобразный рельеф.

8 начальных стадиях можно наблюдать только лёгкое выворачивание губ, которые кажут­
ся утолщенными. В более поздних, запущенных стадиях наступает постепенное зияние ро­
товой щели при кажущемся укорочении верхней губы (рис. 112).

При ротовом дыхании прежде всего необходима консультация отоларинголога для вы­яснения причин затруднённого ротового дыхания. После восстановления проходимости верхних дыхательных путей можно назначать оздоровительные комплексы для нормализа­ции дыхания.

Ряд клиницистов предлагают нижеследующий комплекс упражнений*: упражнение для дыхания — сначала игральная карта (рис. 113, а) или лёгкая металлическая пластинка удерживается губами в горизонтальном положении, а позже с увеличением сноровки по­степенно увеличивается их толщина, вес, затем для увеличения терапевтического эффекта

* Отдельные комплексы дополнительно приведены при описании конкретных зубочелюстных аномалий.




Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций


Рис. 114. Упражнения для околоротовой мускулатуры: а — с помощью пальцев, б — с помощью при­бора А.Роджерса.

 




 


Рис. 115. Двойная защитная пластинка по Kraus: а — вне полости рта, б — наложена на нижнюю че­люсть.

мягкое нёбо по средней линии, начиная от передних зубов («красим потолок»), затем про­глатывание слюны при положении языка в области поперечных нёбных складок. По мере взросления ребёнка в этот комплекс можно добавлять и другие, более сложные упраж1е-ния: «проглатывание» языка — ребёнок ведёт языком от нёбной поверхности передгах зубов, затем по средней линии твёрдого нёба к мягкому, совершая в заключение гло-а-тельное движение; касание языком верхних зубов с нёбной поверхности, т.е. «пересчиы-вание» их.

Предложен целый ряд других безаппаратурных и аппаратурных методов. В частности, двойная защитная пластинка, состоящая из двух частей, вестибулярной и язычной (нёэ-ной), соединённых проволокой, перекидывающейся через зубной ряд в области клыков или дистально за зубным рядом (рис. 115). Применяется в тех случаях, когда надо защитить зубной ряд от давления языка. Для этих же целей применяется видоизменённая вестибу­лярная пластинка по Schoncher, в которой с язычной стороны монтируется проволочная защитка от языка (рис. 116, б).

Можно также для миогимнастики использовать стандартные вестибулярные пластин­ки с заслонкой для языка (рис. 117).

Все устройства барьерного типа, как правило, устанавливаются в области премоляров но иногда их можно фиксировать и на шестых зубах (см. рис. 116, 118). Съёмные аппара­ты вызывают опасение в том, что не будут носиться. Однако практика это далеко не всег­да подтверждает. У тех же детей, которые снимают аппараты, можно применить несъём­ную конструкцию с фиксацией опорных частей цементом (см. рис. 118, в).


Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций



Рис. 116. Различные вестибулярные пластинки для трени­ровки околоротовой мускулатуры: а — по Schoncher, б — та же пластинка с проволочной решёткой для упора языка, в — для отведения языка несъёмный упор из ортодонтичес-кой проволоки диаметром 1 мм, припаянной к нёбной дуге из проволоки диаметром 1,2—1,5 мм и к коронкам или кольцам на опорные зубы, г — пластинка по Hotz на верх­нюю челюсть плотно прилегает к передним зубам и отстоит от боковых для более быстрого расширения зубного ряда.




 


Рис. 117. Фото пациентки со стандартной вестибулярной пластинкой (а), имеющей заслонку для язы­ка, которая видна на аппарате справа (б).

Многие клиницисты рекомендуют для тренировки околоротовой мускулатуры различ­ные вестибулярные пластинки и так называемый губной активатор (см. рис. 119). Он изго­тавливается из нержавеющей проволоки диаметром 0,9 мм, 4 см длиной и упругостью око­ло 9 г. Аппарат вставляется между верхними и нижними губами, и пациент должен делать лёгкие движения при открывании и закрывании рта. Преодолевая сопротивление при смыкании губ, мускулатура повышает свой рабочий тонус.

Необходимо следить за осанкой. С этой целью выполняют следующие упражнения: ре­бёнок становится к стенке так, чтобы затылок, лопатки и ягодицы касались стены, а пят-


 


122 Глава 4. Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций

Рис. 118. Съёмные и несъёмные устройства барьерного типа для ограждения зубных рядов от языка: а — съёмная пластинка с решёткой для предупреждения сосания большого пальца руки (общий вид), б — пластинка по Kraus для той же цели; аппарат на модели и в полости рта (в); г — на модели несъём­ный аппарат с решёткой из ортодонтическои проволоки диаметром 1 мм, припаянной к нёбной дуге диаметром 1,2—1,5 мм, а также к коронкам или кольцам на опорные зубы для отведения языка.

Рис. 119. Губной активатор по Dass: слева — in situ, справа — наложен между губами в полости рта.

ки — плинтуса, и, стараясь сохранить это положение, ходит по комнате несколько минут; стоя, ноги вместе, зажать нос пальцами и громко считать до 10, затем вдох и полный вы­дох через нос, повторить 4—5 раз; произносить звуки «ту-у-ту-ту-у-у», на выдохе «о», или протяжное «ох», «а-а-а», «о-о-о», выдох удлинённый.

Раннее миотерапевтическое и ортопедическое лечение, в частности сагиттальных ано­малий прикуса, предупреждает стойкие деформации не только прикуса и лица, но также




-



 


Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций 125

Рис. 122. Деформация зубных рядов у ребёнка 15 лет, стрелками отмечены неестественные фасетки стирания на резцах верхней и нижней челюсти (Пантелеев В.Д.).

ней челюсти часто приводит к блокирующему смыканию клыков и, как правило, недоста­ток места в период роста не восстанавливается.

Наряду с вышесказанным возможны также нарушения в обучении ребёнка речевым на­выкам и эстетическая неудовлетворённость. Кроме того, наличие пространства при потере зубов может быть фактором риска для развития парафункций языка и открытого прикуса.

Анализ ортопантомограмм свидетельствует о том, что при преждевременном удалении молочных зубов происходит отставание в росте этого участка челюсти, что проявляется до­стоверным уменьшением боковых сегментов. По данным H.Taatz, только у 39,5% детей после преждевременного удаления молочных зубов смена их на постоянные проходит удовлетворительно, а у всех остальных возникает или сужение промежутков, или их исчез­новение за счёт перемещения зубов, и место премоляров оказывается занятым.

Таким образом, можно резюмировать весьма большую значимость профилактического замещения дефектов зубных рядов при преждевременном удалении молочных зубов. У де­тей школьного возраста весьма высокая нуждаемость в протезировании, а именно, подан­ным разных авторов, 50—70%. Но обращаемость их в стоматологические клиники крайне низкая, и то лишь по поводу сильной зубной боли. Несколько больший процент обраща­ющихся детей при потере зубов во фронтальном отделе. К сожалению, и многие родители не придают должного значения раннему протезированию зубов у детей, многое зависит от уровня санпросветработы.

Для успешного проведения ортопедической помощи детям необходимы правильные приёмы подхода к ним с учётом психологии в разные возрастные периоды. Перед врачом стоит ответственная задача — умело, вежливо и ласково подойти к маленькому пациенту, входящему в кабинет с чувством страха перед неизвестностью. Врач должен уметь разгова­ривать с ним на «детском языке». Основным принципом приёма должно быть максималь­ное уменьшение детского страха, количества и травматичное™ процедур, сокращение до минимума посещений.

При выборе конструкции протеза необходимо учитывать возраст пациента, характер, протяжённость и расположение дефекта. При этом необходимо убедить в необходимости выбранной конструкции и обязательно получить согласие родителей и/или ребёнка.

По мнению большинства клиницистов, протезирование необходимо проводить во всех случаях, когда молочные зубы удаляются за год или более до прорезывания соответствую­щих постоянных. Для этих целей предложен ряд съёмных и несъёмных конструкций. Есть преимущества у тех и других.

Съёмные конструкции могут применяться в виде пластинок-«распорок» (см. рис. 123) и обычных пластиночных протезов. Они считаются более гигиеничными по сравнению с несъёмными и при правильной припасовке могут участвовать в жевании, удерживать межальвеолярную высоту, предупреждая развитие феномена Попова—Годона (см. рис. 124, 125). Для фиксации их применяются стреловидные или одноплечие кламмеры,


126 Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций



Рис. 123. Съёмная пластинка-«распорка» для со­хранения места нижним премолярам.


Рис. 124. Дефект зубного ряда верхней челюсти (отсутствуют зубы 52,51,61, 62) у мальчика 4 лет: а — до протезирования, б — после замещения дефекта съемным пластиночным протезом.



а -*з>


Рис. 125. Дефект зубного ряда (отсутствуют зубы 51,61) вследствие травмы у девочки 5 лет: а — до про­тезирования, б — после замещения дефекта съёмным пластиночным протезом.

а Л.В.Ильина-Маркосян, Х.М.Шамсиев, Barber и Renfroe предлагают вообще обходиться без кламмеров. Есть сообщения о том, что кламмера следует применять в начальные сро­ки пользования протезами, а после периода адаптации их удаляют.


 

Глава 4- Принципиальные основы профилактики и лечения аномалий и деформаций 127

Рис. 126. Регулятор функции R.Frankel с дополнительными элементами для сохранения места посто­янным зубам при преждевременном удалении молочных зубов: пластмассовая «распорка» (/) и про­волочная петля-«распорка» (2) (Хорошилкина Ф.Я.).

Считается, что съёмные пластиночные протезы являются стимуляторами роста и разви­тия челюстей, ускоряют прорезывание постоянных зубов, оказывая раздражающее дей­ствие благодаря перемежающимся толчкам, которые они передают через базис на альвео­лярный отросток. Но как только ретинированный зуб начинает прорезаться, в базисе про­теза следует сделать углубление, а затем отверстие с постепенным увеличением, чтобы не мешать прорезыванию. При необходимости в такой протез можно добавить расширяю­щий винт или пружину типа Коффина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...