Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теории воспитания




Их можно разделить на несколько групп: биогенные – утверждающие, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются; социогенные – в их основе идея об исключительной социальной детерминации личностных качеств человека; поведенческие – понимающие под личностными структурами привычки и умения поведенческого характера. Другие теории воспитания представляют собой промежуточные и компромиссные варианты этих.

Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них – теория биологического созревания – утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).

Другая теория – теория ведущей роли среды – утверждала, что среда – решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро половой клетки человека содержит 23 пары хромосом с одинаковым распределением Х– и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1:500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом.

Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика – исследует взаимосвязь генотипа и условий среды, проявляющуюся в особенностях поведения индивида. При этом используется метод близнецов (предложенный Ф. Гальтоном еще в 1876 г.), позволяющий уравнять наследственный фактор и выявить специфическую роль среды и наследственности. Генотип у монозиготных(однояйцовых) близнецов идентичен.

Для каждого индивида существуют свои наслед-ственно-средовые ограничения. Среда может как стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала, так и подавлять его.

Типология индивида как представителя биологического вида может быть осуществлена по трем различным основаниям: генетическому, нейрогуморально-му и по врожденным особенностям типа высшей нервной деятельности (нейротип). По нейрогумораль-ным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналовой системы (САС) на различные воздействия среды выделяют три типа: 1) А-тип (адре-наловый); 2) НА-тип (норадреналовый); 3) А + НА-тип (смешанный).

Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30 %, среди женщин – 30 %.)

Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17 %, среди женщин – 26 %).

Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью.

СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – процесс двуплановый. Государство ставит задачи воспитанию, определяет его инфраструктуру, программу, содержание. В то же время реализуют его конкретные групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и т. д. и вносящие существенные коррективы в требования общества, норм и установок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются новые, прогрессивные явления, с другой – воспитатели и воспитуе-мые проявляют консерватизм, который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические корни. Поэтому в рамках одной системы воспитания складываются различные стили руководства и взаимодействия.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику. Этнические особенности влияют на стиль взаимодействия старших с младшими. В пределах одного региона в социально-профессиональных группах или институтах воспитания могут наблюдаться существенные различия во взаимодействии воспитателей и воспитанников: в одних стиль взаимодействий более демократичный, в других – авторитарный.

В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитанников и его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько успешностью подготовки молодых членов общества к сознательной активности и творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность к самовоспитанию.

Воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой – гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать, обладая высокой психологической гибкостью. Ему необходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к переменам как в обществе и гocударстве, так и в ближайшем социальном окружении и в своей собственной судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до ее распада.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...