Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 26 Функции права: понятие и класс-ция.




 26 Функции права: понятие и класс-ция.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

- регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков ( статистическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов ( динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности платить налоги);

- охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Поскольку социальные нормы воздействуют на общественные отношения, то функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут рассматриваться как общесоциальные в отличие от специально-юридических.

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т. е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.

Функции права как понятие научно раскрывает необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от “должного” в общественных отношениях к действительному.

27Система права: понятие, структура. Соот-ние системы права и системы зак-ва.

С фил. т. зр-я с-ма – это совок-ть взаимосвяз. эл-тов, кот., выступая с-мой эл-тов > низкого порядка, одновр-нно предст. собой эл-т с-мы > высокого пор-ка. =>, выясн-е? о том, что такое с-ма права предпол. дать ответ min на 2 вопр.: из каких частей сост. право и как эти части взаимосвяз. м. собой.

Понятие “с-ма” означ., что право предст. собой некое целостное образ-е, сост. из мн-ва эл-тов, нах-ся м. собой в опр. связи (соподчин-и, коорд-ции, ф-циональн. завис-ти и т. д. ). Единство с-мы права – специфич. св-во права, обусл. единством целей и задач прав. рег-я, единством прав. принципов, опр-щих сущ-ть права, единством с-мы рег-мых отн-й. Будучи внутренне единым нормативным обр-ем (с-иой нормативн. рег-я), право подраздел-ся на опр. части – отрасли и институты, кажд. из кот. вып. самост. роль в мех-ме возд-я права на повед-е и д-ть людей-индивидов и их орг-ций. С-ма носит О-тивный хар-р и обусл-на спецификой рег-мых отн-й. Итак, с-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е на отрасли, подотрасли и институты.

Эл-ты с-мы права: 1. Институт права – это эл-т с-мы права, предст. совок-тью прав. норм, рег-щих однородн. группу обществ. отн-й. Правовой институт предст. собой обособл. блок отрасли права, кот-му свойственны: а)однор-ть фактич. сод-я (кажд. институт предназн. для рег-я самост., относ-но обособл. группы отн-й либо отд. поступков, д-й людей) б)юр. единство прав. норм в)нормативн. обособл-ть г)полнота рег-мых отн-й. По своему сод-ю институты права бывают простые и сложн. 1-вкл. в себя юр. нормы одной отрасли права (Ех: институт залога в гражд. праве), 2-вкл. совок-ть норм, вход. в состав различ. отраслей, но рег. взаимосвяз., родствен. отн-я (институт собств-ти). Также выдел. мат. и процессуальные институты, охранит. и регулятивн. и т. д. 2 )Отрасль права – главный эл-т с-мы права – объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП – это распределенная по прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн. обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т. д. )

28 Романо-германская прав. система (история становления, ист-уи, особ-ти норм и юр. практики).

Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права (Франция, Германия, Италия, Испания ит. д. ) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европев результате усилий ученых европейских университетов, которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикацииимператора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового закодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива.

Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается " кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности и " простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя " кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...