Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение: определение, функции, виды. Психологическая структура общения

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельно­сти и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия (Крысько В.Г.).

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества в об­щении реализуются социальные отношения людей (Сущенко С.А.).

Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности (Сущенко С.А.).

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Общение становится процессом взаимодействия человека с человеком, осуществляемым с помощью средств речевого и неречевого воздействия и нацеленным на достижение изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах лиц, которые участвуют в обще­нии. В ходе его люди обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. Чаще всего такого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной, конативной.

Межличностная сторонаотражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Когнитивная позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от пего можно ожидать, и многие другие, касающиеся личности партнера. Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, инте­ресами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Эмотивная связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Конативная (поведенческая) сторонаслужит согласованию внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения – способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невер­бальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в опреде­ленном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

Общение выполняет разнообразные функции. Опишем функции по Сущенко С.А.

1. личностно формирующая (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься – от того и наберешься);

2. коммуникативная (передача информации);

3. инструментальная (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);

4. экспрессивная (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);

5. психотерапевтическая (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в об­ществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);

6. интегративная (общение выступает как средство объединения людей);

7. социализирующая (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

8. функция самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности).

Опишем функции общения по Крысько В.Г.

1. Прагматическая функция. Она отражает причины, связанные с потребностями и мотивацией людей, и реализуется во взаимодействии людей, выполняющих совместную деятельность.

2. Функция формирования и развития. Она отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, индивид усваивает общечеловеческий опыт, исторически сло­жившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

3. Функция подтверждения. Обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения – разъединения людей. С одной стороны, она способствует (посредством установления контактов между людьми) передаче друг другу необходимых сведений и настраивает на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя людей тем самым в единое целое. С другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Она служит налаживанию и сохранению достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция. Реализуется через внутреннюю или внешнюю речь человека, которая выстраивается по типу диалога, хотя субъектом общения выступает сам этот человек.

Виды общения

Общение чрезвычайно многогранно. Существует несколько его видов.

1. Межличностное и массовое. Межличностное общение – непосред­ственные контакты людей в группах или парах, постоянных по со­ставу участников. Массовое общение – это множество непосред­ственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными средствами массовой информации.

2. Межперсоналъное и ролевое. В первом случае участниками общения выступают конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются в про­цессе общения и организации совместных действий. При ролевой коммуникации ее участники представляют собой носителей определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, на­чальник – подчиненный). Тогда человек лишается определенной спонтанности своего поведения, поскольку те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3. Доверительное и конфликтное. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4. Личное и деловое. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. Деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5. Прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) – исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Это – взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...