Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Проблемы международной безопасности в современном мире




1. Основные теоретические подходы к обеспечению международной безопасности. С момента утверждения Вестфальской системы международная безопасность рассматривалась как отсутствие непосредственной военной угрозы. В таком понимании международной безопас­ности акцентируются два момента, во многом взаимоисключающие друг друга. Первый связан с физическим выживанием государства и его правом и возможностью вести себя в международной системе, руководствуясь, прежде всего своим суверенитетом. На практике это стимулирует сильного к нарушению международной безопасности в пользу собственных интересов. Второй момент - гарантированное поддержание мира в отношениях между государствами в пределах определенного политического пространства.

Сегодня перед мировым сообществом стоят новые задачи, без эффективного реше­ния которых международная безопасность не будет ни стабильной, ни долговременной. Одна из них - предотвращение распростране­ния оружия массового поражения. В связи с этим особое внимание привлекают так называемые пороговые государства,располагающие возможностями для создания собственного ядерного оружия. Если это произойдет, то будет нарушен баланс сил на региональном, а возможно и глобальном, уровнях.

Также актуальна сейчас проблема борьбы с международным тер­роризмом, так как террористические акты на атомных электростанциях, химических предприятиях и подобных им объек­тах могут привести к серьезным катастрофам.

В современном мире все большее значение приобретают эконо­мические и информационные аспекты обеспечения безопасности. Экономические кризисы в условиях глобализации мировой эконо­мики могут очень быстро дестабилизировать народное хозяйство стран, расположенных друг от друга за тысячи километров. Трудно представить себе и возможные последствия сбоев в функционирова­нии информационных сетей, поскольку информация -важный эко­номический, политический и социальный ресурс. Нерешенные гло­бальные проблемы современности - экологическая, энергетическая, продовольственная - также наполняют новым содержанием поня­тие международной безопасности.

Изменились и общественно-политические условия, в которых должны решаться новые задачи в системе междуна­родных отношений в целом и в сфере международной безопасности. Если раньше у государства были две четко разграниченные области деятельности - внутренняя и внешняя и безопасность в них обеспе­чивалась разными способами, то на рубеже XX-XXI вв. эта грань размывается. Раньше государство, добившись внутренней ста­бильности, могло быть уверено, что сможет постоять за себя и на международной арене. В наше время международная сфера может, в принципе, сломать любое, внутренне сколь угодно стабильное, государство, даже не обна­руживающее никаких признаков внешней агрессивности (например, в случае мировой ядерной катастрофы были бы «попутно» уничто­жены десятки нейтральных стран). С другой стороны, международная сфера может стать мощным фактором внутренней безопасности государства, недостижимой по каким-либо причинам иными средст­вами.

Один из современных подходов к проблемам безопасности построен на основе теории международных режимов. Участие того или иного государства в любом международном режи­ме безопасности определяется его собственными интересами, прежде всего, интересами обеспечения собственной национальной безопас­ности. Национальная безопасность, таким образом, остается базовой категорией, отправной точкой для определения понятия междуна­родной безопасности. Традиционно под национальной безопасностьюпонимается обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан. Состояние без­опасности означает, что данному государству не угрожают войной либо иными покушениями извне на его самостоятельное и независи­мое развитие, сохраняется гарантия его территориальной целостно­сти и полноценного участия в системе международных отношений. Нетрудно заметить: при таком подходе к вопросу безопасности пре­обладают политические и военные аспекты, что всовременных усло­виях уже недостаточно. Сегодня не меньшее значение имеют экономическая, экологическая, гуманитарная ииные виды безопас­ности.

Если иметь в виду традиционное военно-политическое понима­ние безопасности, то можно выделить три основные моде­ли режимов безопасности для любого регионасовременного мира: режим общей безопасности, режим коллективной безопасности, ре­жимбезопасности на основе сотрудничества.

Международный режим общей безопасностипредусматривает доб­ровольный взаимный отказ от конфронтации. Основные принципы такого режима следующие: 1) отказ от исполь­зования военной силы как способа решения международных конфликтов и применение ее исключительно в целях самообороны; 2) отказ от традиционной стратегии достижения военного преиму­щества над другими государствами; 3) признание того, что безопас­ность государства не должна зависеть от уровня его военной мощи; 4) признание сокращения вооруженных сил ивооружения базовым принципом общей безопасности.

Концепция общей безопасности утвердилась тогда, когда стала ясна бесперспективность старых представлений о роли вооруженнойсилы в международных отношениях, особенно в связи с осознанием бес­смысленности применения ядерного оружия.

Идея коллективной безопасностиимеет давнюю историю, а в XX в. она нашла исвое практическое воплощение. Под коллективной без­опасностью понимается такой порядок межгосударственных отношений, при котором любой акт агрессии против кого-либо из уча­стников подобной системы расценивается как агрессия против всех остальных ее участников. Коллективная безопасность направлена не только вовне, против не участвующих в данной системе государств, но и против участников этой же системы, допускающих агрессивные акты внарушение своих обязательств.

Однако режимы коллективной безопасности не являются идеальными и обладают определенными недостатками. Например, существует так называемая проблема коллективного действия, состоящая в том, что некоторые участники режимов коллек­тивной безопасности стремятся пользоваться преимуществами такого участия без адекватного вклада в поддержание этого режима. При­нятые в системах коллективной безопасности процедуры принятия решений замедляют ответные шаги на агрессию в слу­чае ее начала.

Преимущество режимовколлективной безопасности состоит в том, что их распространение, вовлечение в них новых государств делает агрессию менее вероятной и, следовательно, укрепляет общую стабильность.

Если в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего возможного (или действительного) агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничестваис­ходит из принципа общего участия, при котором наличие формаль­ных институтов не обязательно, а поддержание нефор­мального диалога представляется более эффективным.

Данная концепция во многом сходна с концепцией общей безопас­ности. Безопасность на основе сотрудничества часто определяется как дипломатическое сотрудничество между государствами в деле обес­печения безопасности. В то время как традиционные концепции балан­са сил рассматривают в основном возможные действия государства вусловиях военной конфронтации, концепция безопасности через сотрудничество подчеркиваетроль превентивной дипломатии имер военно-политического доверия, т. е. межгосударственного диалога по вопросам безопасности, выра­ботку механизма консультаций и принятия решения.

Если в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничества опирается на принцип общего участия, при котором на первое место выступает не наличие формальных инсти­тутов, а поддержание неформального диалога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...