Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто говорит: человек или машина) 2 глава




Если ребенок мал, то мачехе или от­чиму обычно удается довольно быстро войти в роль родителей. Дело в том, что у маленьких детей редко возникают внут­ренние конфликты по поводу того, кому они должны хранить верность, за исклю­чением тех случаев, когда родные мать и отец ссорились между собой или между мачехой и матерью (или отчимом и отцом) сложились враждебные отношения. Но на формирование привязанности к ма­чехе или отчиму у детей постарше обыч­но требуются годы.

Чтобы изменить свои отношения с детьми, парам, вступившим в повторный брак, иногда приходится прилагать осо­бые усилия или обращаться за помощью к специалистам, что подтверждается сле­дующим примером.

Когда Марсия и Том поженились, у Марсии уже было двое детей — девяти­летний Бен и семилетняя Дора, — кото­рых она последние три года растила одна. Когда Марсия и Том были детьми, за дис­циплину в их семьях отвечали отцы, да и при первом замужестве Марсии эти обя­занности были возложены на ее мужа, поэтому она попросила Тома следить за поведением детей. Он с радостью согла­сился, поскольку считал, что Марсия от­носится к ним слишком снисходительно. Но стоило ему сделать детям замечание, как те сразу же бежали к матери жало­ваться. После этого Марсия и Том обыч­но ссорились; Марсия защищала детей и обвиняла Тома в том, что он их не любит; Том чувствовал себя чужим в семье, и ему казалось, что его предали. После од­ной особенно серьезной ссоры Марсия повела мужа к консультанту по семей­ным проблемам. Психотерапевт указал на то, что Том пытался управлять поведе­нием детей, не установив с ними хороших отношений и плохо представляя себе, че­го можно ожидать от детей такого воз­раста. Кроме того, психотерапевт под­черкнул, что в повторном браке нельзя просто скопировать порядок, существо­вавший в старой семье, где за дисципли­ну отвечал мужчина. Он предложил, что­бы вопросами дисциплины занималась Марсия, а Том только помогал ей и в то же время старался подружиться с деть­ми, занимаясь с ними их любимыми дела­ми. Консультант также порекомендовал, чтобы Марсия и Том вместе посещали лекции для родителей и читали литерату­ру по вопросам, связанным с жизнью се­мей, где есть дети от первого брака. В течение следующих нескольких месяцев Марсия и Том несколько раз посещали консультанта, и постепенно их отношения с детьми, да и вся семейная атмосфера, изменились в лучшую сторону.

Источник: Visher, J.H., & Visher, E.B. (1992, January). Parenting in stepfamilies. Harvard Mental Health Letter.

Авторитар ный подход: метод руко­водства пове­дением других людей посред­ством жестких, необъясня­емых правил.

Вседозво ленность: метод руковод­ства поведени­ем, отрицаю­щий дисциплину.

Демократич ный подход: метод руковод­ства поведе­нием, при ко­тором правила и требования объясняются и логически обо­сновываются.

Стиль воспитания детей

Психолог Дайана Баумринд (Diana Baumrind, 1967, 1970) описывает три стиля воспитания детей. Вспомните свое детство. Как вас воспитывали ваши родители? Стиль воспитания — это способ управления человеческим поведением. Должны ли вы были подчиняться строгим правилам, установленным родителями? Если родите­ли отдавали вам приказы без всяких объяснений, значит, они придерживались ав­торитарного подхода. Примером авторитарного подхода воспитания может послу­жить следующая ситуация: мать или отец велит ребенку надеть варежки и на его вопрос «Зачем?» отвечает: «Потому что я сказал!» Если ребенок не подчиняется, то ему насильно натягивают варежки и шлепают за непослушание. С помощью этого же метода родители добиваются того, чтобы ребенок съедал все, что они считают нужным, вовремя ложился спать, делился игрушками с другими деть­ми и выполнял работу по дому. Ребенку не предоставляется никакого выбора. В авторитарной семье родители сами принимают все решения и добиваются их выполнения с помощью применения силы и наказа­ний.

Не исключено, что в вашей семье была гораздо более свободная и непринужденная атмосфера. Такой подход к воспитанию, когда дис­циплина в семье слабая или вообще отсутствует, называется вседоз-воленностью. Если ваши родители придерживались этого стиля вос­питания, то они почти не устанавливали для вас правил, ограничений или запретов. Если вернуться к приведенному выше примеру, то в слу­чае вседозволенности родители спрашивают ребенка: «Как ты дума­ешь, не надеть ли тебе сегодня варежки?» и независимо от погоды раз­решают ему поступить так, как он хочет. Точно так же ребенку позво­ляется по собственному желанию выбирать, что он будет есть, когда ложиться спать и в каких делах семьи участвовать, а в каких — нет. Нередко такого стиля воспитания придерживаются родители, которые сами выросли в авторитарной обстановке. Они выбирают вседозволенность, потому что отвергают тот стиль, в котором воспитывали их са­мих, и хотят выразить протест против методов своих родителей. Неко­торые родители боятся вступать в конфронтацию со своими детьми. Другие считают, что дети должны учиться на собственных ошибках. Кроме пере­численных случаев, этот стиль часто выбирают родители, которые слишком заняты или мало интересуются своими детьми.

Как авторитарность, так и вседозволенность при воспитании являются крайно­стями. Большинство американских родителей выбирают «золотую середину». Если вы выросли в Соединенных Штатах, то, скорее всего, обстановка в вашей семье была демократичной. В демократичной семье существуют правила и запреты для детей, но обычно их введение сопровождается объяснениями. Ребенку советуют надеть варежки, потому что на улице холодно, или ложиться спать, потому что после хоро­шего отдыха он будет лучше себя чувствовать. Если ребенок сможет найти убеди­тельные основания, чтобы не подчиняться какому-нибудь правилу, то родители вы­слушают его и, возможно, сделают на этот раз исключение. Демократичный подход направлен на то, чтобы дети научились сами управлять своим поведением.

Однако не во всех культурах детская самостоятельность считается ценным ка­чеством. В одном из племен майя в южной Мексике, которое называется зинакантеко, от детей требуется безоговорочное послушание. Американцам, которым при­шлось учиться у зинакантекских учителей, было очень трудно привыкнуть к их ав­торитарному стилю обучения. Вот как одна студентка колледжа описывает пробле­мы, возникшие, когда она училась ткать у женщины из этого племени:

Когда я училась ткачеству у Тоник, старой женщины из племени зинакантеко, даже после двух месяцев так называемого обучения, которое я скорее назвала бы пассивным на­блюдением, мне так и не было позволено прикоснуться к станку, я стала испытывать всё возрастающее нетерпение. Тоник много раз обращала мое внимание на технически слож­ные моменты или, закончив какую-либо операцию, говорила: «Ты видела, как я это сделала. Значит, ты тоже научилась». Мне хотелось закричать в ответ: «Ничему я не научилась! Я ведь не пробовала сделать это сама». Однако, когда она наконец решила, что я готова к тому, чтобы сесть за станок, моя неопытность и неуклюжесть вызвала у нее замечания типа «Cabeza de polio!» (дурья голова), «Ты не смотрела, как я это делала! Ты не научилась!» (Turok, 1972, р. 1-2)

Авторитарный стиль воспитания часто применяется в семьях американцев ази­атского и латиноамериканского происхождения. Поскольку в большинстве амери­канских школ принят демократичный стиль обучения, учащиеся из авторитарных семей испытывают в демократичной обстановке школы трудности, подобные тем, с которыми столкнулась американская студентка, вынужденная привыкать к автори­тарной среде. В американской школе придается особое значение независимости и самостоятельности учащихся, и молодежь из семей, где целью воспитания является послушание и конформизм, может оказаться в невыгодном положении (Steinberg and others, 1992). С изменением культурной среды установки, связанные с метода­ми воспитания, могут меняться. Гринфилд (Greenfield, 1992) отметил, что хотя в Корее строгость родителей (авторитарный подход) и считается знаком их любви к детям, американские и канадские подростки корейского происхождения не приемлют подобной строгости.

Упражнение 6.2

Определите, какой стиль воспитания отражен в каждом из приведенных ниже примеров: авторитарность, вседозволенность или демократичность.

а. Ким обычно ложится спать в 8 часов. Накануне Дня всех святых (1 ноября) она попросила у матери разрешения лечь спать попозже, потому что хотела посмотреть по телевизору предпраздничную программу. Поскольку на сле­дующее утро Ким не надо было рано вставать, мать позволила ей лечь на полчаса позже. __________________________________

б. Карлосу положено каждый вечер с 7 до 9 часов учить уроки. В это время ему не разрешается звонить по телефону или отвечать на звонки. Вчера вечером он во время занятий позвонил другу, чтобы узнать, какие страницы учебни­ка были заданы по обществоведению. В наказание отец запретил Карлосу пользоваться телефоном до конца месяца и не пожелал слушать никаких объяснений. ___________________________________

в. Нельсон хочет пригласить друга на ужин сегодня вечером. Мать объясняет ему, что на ужин будут свиные отбивные, которых хватит только на членов семьи. Она предлагает Нельсону пригласить друга на следующий день, по­скольку отец собирается завтра приготовить на ужин большое блюдо спа­гетти. ________________.____________________

г. Джули раскидывает игрушки по всему дому. Родители часто спотыкаются о валяющиеся на полу игрушки, но ничего не говорят, потому что считают, что Джули должна сама решать, надо ли ей убирать игрушки. _______

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

Первый этап развития начинается с момента зачатия. Сравнительный анализ скорости роста человека в течение всей жизни показывает, что самый быстрый рост (в процентном отношении) происходит в период от зачатия до рождения. Поэтому невозможно переоценить значение соблюдения правил гигиены беременности. Со­стояние здоровья беременной женщины оказывает заметное влияние на будущую жизнь ребенка, которого она вынашивает. Такие болезни, как краснуха, сифилис, туберкулез и некоторые виды гриппа, могут оказывать на плод вредное воздействие, поэтому необходимо их своевременное и правильное лечение. Если мать является носителем вируса синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), то плод может быть инфицирован этим вирусом. Дети, внутриутробно инфицированные СПИДом, иногда рождаются с уродствами головы и лица (Marion, Wiznia, Hutcheon, and Rubinstein, 1986).

Приложение 6.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ЕСЛИ БЕРЕМЕННАЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЕТ АЛКОГОЛЕМ, ТО ОНА НАНОСИТ РЕБЕНКУ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД

Первые систематические исследова­ния последствий фетального синдрома (ФС) показали, что женщины, злоупот­ребляющие алкоголем во время бере­менности, могут на всю жизнь «награ­дить» своего ребенка такими проблема­ми, как умственные и поведенческие от­клонения, приводящие к нетрудоспособ­ности.

По данным психолога Энн П. Стрейссгат (Ann P. Streissghuth) и ее коллег из Ва­шингтонского университета в Сиэтле, подростки и взрослые, которым в дет­стве был поставлен диагноз ФС, хоть внешне часто и производят впечатление достаточно активных и неплохо владею­щих речью людей, но на самом деле они не могут жить самостоятельной жизнью, работать или успешно учиться в школе из-за плохой концентрации внимания, от­чужденного поведения в обществе, им­пульсивности, неумения предвидеть по­следствия своих поступков и тому подоб­ных проблем. Психологи указывают так­же на то, что у большинства людей с ди­агнозом ФС обнаруживается умственная отсталость. Однако и те из жертв ФС, у кого нормальный интеллект, не меньше, чем умственно отсталые, страдают от проблем, связанных с отклонениями по­ведения.

ФС, то есть комплекс физиологичес­ких, умственных и поведенческих наруше­ний, возникающих у многих детей, мате­ри которых во время беременности зло­употребляли алкоголем, является в США ведущей причиной умственной отсталости.

«ФС — это не просто отклонение в развитии ребенка, — пишут Стрейссгат и ее коллеги.— Можно с уверенностью предсказать, что эти отклонения будут нарастать в течение длительного перио­да и останутся у человека и в зрелом воз­расте...» Исследователи утверждают, что люди, которые испытывают отдален­ные последствия ФС, не в состоянии по­лучить профессиональную подготовку в обычных учебных заведениях. Ученые добавляют, что вследствие внутриутроб­ного повреждения мозга может про­изойти стойкое нарушение таких функ­ций, как концентрация внимания, абстрак­тное мышление, нарушение навыков са­мообслуживания, причем эти нарушения часто возникают даже у людей с нор­мальным интеллектом. Ученые призыва­ют к созданию реабилитационных про­грамм для взрослых жертв ФС.

Источник: Bower, В. (1991, April 20). Alcohol's fetal harm lasts a lifetime. Science News.

Приложение 6.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

НАРКОМАНИЯ И БЕРЕМЕННОСТЬ

Благодаря проведенной за последнее время просветительской работе факт, что употребление различных наркотичес­ких веществ беременными женщинами может нанести вред плоду, привлекает все больше внимания общественности и руководства системы здравоохранения. Но, к сожалению, общество не проявля­ет сочувствия к той душевной боли, кото­рую испытывают сами наркоманки.

Психологи Норма Финкльштейн и Гортензио Амаро (Norma Finklestein and Hortensio Amaro) высказались в пользу про­ведения объективных исследований и рас­ширения спектра услуг, направленных на оказание помощи таким женщинам...

По их мнению, существующие в на­стоящее время программы разработаны главным образом для лечения мужчин и доступны в основном лишь для наркома­нов мужского пола. Кроме того, при ис­пользовании даже этих ограниченных возможностей беременные наркоманки наталкиваются на социальные и психоло­гические барьеры. Психологи отметили, что для создания программ лечения нар­комании у женщин необходимы дополни­тельные данные, отражающие половые особенности...

В своем выступлении д-р Финкльш­тейн сказала, что, несмотря на актуаль­ность проблемы — ведь по результатам проведенного в 1991 году опроса 7,7% американок употребляли запрещенные наркотики в течение месяца, предше­ствовавшего времени проведения опро­са, — руководство системы здравоохра­нения, врачи-наркологи и обществен­ность традиционно не обращают необхо­димого внимания на нужды женщин, ис­пытывающих наркотическую или алко­гольную зависимость...

Д-р Финкльштейн отметила, что как в далеком прошлом, так и сейчас люди от­носятся к женщинам-наркоманкам «как к "падшим женщинам", которые сексуаль­но неразборчивы,слабовольны и пренеб­регают своими материнскими обязанно­стями». А если такая женщина беремен­на, «то ее презирают еще сильнее, так как обвиняют в том, что она причиняет вред плоду».

Д-р Финкльштейн добавила, что при попытке лечения от наркомании у бере­менных и матерей возникают еще и пси­хологические барьеры. Это нежелание отдавать ребенка в детские учреждения на то время, пока мать проходит лечение, боязнь потерять родительские права и внушенная общественными установками вера в то, «что они ужасные люди и пло­хие матери...»

Источник: De Angelis, T. (1992, November). Better research, more help needed for pregnant addicts. АРА Monitor.

Если беременная женщина полноценно питается, возрастает вероятность рож­дения у нее здорового ребенка и неосложненного протекания родов (Drillien and Ellis, 1964). По рекомендациям Национального центра статистики здравоохранения (1986) прибавка в весе за время беременности должна составлять от 10 до 15 кг. Если женщины прибавляют в весе меньше, чаще случаются выкидыши, рождаются мертвые дети или дети с весом менее 2,5 кг. Женщины, прибавляющие в весе боль­ше 15 килограммов, подвергают плод риску родовой травмы.

Если беременная женщина употребляет наркотики, алкоголь, кофеин или ку­рит, то это оказывает заметное влияние на ее будущего ребенка. Самые серьезные последствия вызывает, пожалуй, алкогольная зависимость матери. Ежегодно в США рождается более 40000 младенцев с мозговыми нарушениями, причиной которых является пристрастие их матерей к алкоголю. В России эти цифры еще внушитель­ней. Самое распространенное из таких нарушений носит название фетальный синдром (ФС). Это расстройство характеризуется физиологическими, умственными и поведенческими отклонениями и встречается у детей, матери которых во время бе­ременности злоупотребляли алкоголем. В Приложении 6.2 описываются проблемы, возникающие у жертв ФС и преследующие их в течение всей жизни.

Многие беременные женщины продолжают пить и употреблять наркотики не­смотря на общеизвестность того факта, что ведущей причиной умственной отстало­сти детей в США является ФС. Ежегодно почти 300000 детей рождаются с весом ниже нормы, причем, как правило, из-за того, что во внутриутробном состоянии подвергались воздействию алкоголя, никотина или запрещенных наркотиков (New-man and Buka, 1991). В приложении 6.3 подчеркивается, что в США пока отсутству­ет эффективная программа лечения женщин от наркотической зависимости.

Результаты исследований (Engstrom et al., 1964) подтвердили, что у женщин, которые не рады своей беременности и испытывают от этого стресс, чаще возника­ют осложнения во время беременности и труднее протекают роды. Ученые также обнаружили, что дети, матери которых нервничали во время беременности, обычно развиваются медленней и адаптируются трудней, чем их сверстники. Поэтому если беременная женщина испытывает стресс, ей следует обратиться за помощью и под­держкой к друзьям или специалистам.

Иногда будущие родители беспокоятся, не унаследует ли их ребенок какую-нибудь болезнь, которая передается из поколения в поколение в семье матери и / или отца. Специалисты по генетике, как правило, не могут дать абсолютно достоверного прогноза, а только определяют математическую вероятность появле­ния у ребенка этого заболевания. Обычно для получения более точ­ной информации пользуются методом, который называется амниоцентезом, или пункцией плодового пузыря. В основе метода лежит ана­лиз околоплодных вод, взятых из полости матки беременной женщи­ны. Процедура сопряжена с незначительным риском повреждения плода, но она позволяет диагностировать такие заболевания, как син­дром Дауна, синдром Тернера, серповидноклеточная анемия и другие возможные врожденные аномалии.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РОДОВСПОМОЖЕНИЮ

В последние годы всё возрастающую озабоченность стал вызывать вопрос о том, в каких условиях должен происходить акт рождения. Многие американки ро­жают с применением обезболивания. Некоторые получают общий наркоз и во вре­мя родов находятся полностью в бессознательном состоянии. Другие рожают под местной анестезией и находятся в сознании, но не чувствуют боли. В обоих случаях лекарственные препараты, предназначенные для матери, попадают в кровь ребенка. Хиар (Haire, 1972) обнаружил, что при применении анестезии для обезболива­ния родов возрастает вероятность родовых травм и асфиксии у ребенка. Брэйцель-тон (Brazelton, 1970) отметил, что лекарственные препараты влияют на двигатель­ную активность и мышечные рефлексы новорожденного в течение первой недели жизни. Эти открытия получили подтверждение во многих других исследованиях, проведенных за последнее десятилетие. В результате за последнее время увеличи­лось количество родов без применения анестезии.

Амниоцентез: анализ взятых из полости мат­ки беременной женщины око­лоплодных вод с целью ди­агностики воз­можных болез­ней или генети­ческих отклоне­ний у плода.

Среди методов безмедикаментозного ведения родов наибольшей популярнос­тью пользуется метод Ламазе. Роды по методу Ламазе часто называют «подготов­ленными», поскольку будущая мать должна начать готовиться к ним за несколько месяцев до предполагаемого появления ребенка на свет. Ее обучают правильно ды­шать и поочередно напрягать и расслаблять определенные группы мышц в соответ­ствии с ритмом схваток. Во время родов ее внимание сконцентрировано на управле­нии дыханием и мышечной деятельностью, что является фактором, отвлекающим от болевых ощущений. (Роль отвлечения внимания при контроле над болевыми ощу­щениями была рассмотрена в главе 2.) При таком ведении родов лекарства обычно не требуются, что благоприятно сказывается на ребенке. Дополнительное преиму­щество этого метода заключается в том, что роженица находится в сознании и мо­жет радоваться своим переживаниям, связанным с рождением ребенка. Часто при родах присутствует отец, который оказывает роженице помощь и поддержку.

Другой подход к родовспоможению был предложен Лебойером (Leboyer) в 1975 году, но до сих пор продолжает вызывать споры. Метод Лебойера направлен на то, чтобы свести к минимуму шок, который ребенок испытывает при рождении. По мнению Лебойера, следует затемнять помещение, где принимаются роды, и об­ращаться с новорожденным очень осторожно и мягко. Ребенка не следует шлепать, как делают обычно, чтобы вызвать крик и запустить процесс самостоятельного ды­хания. Вместо этого новорожденного помещают в теплую ванну, а затем кладут на живот матери. Такая методика подвергается критике, поскольку новорожденный может быть инфицирован микробами, находящимися в воде и на теле матери, а врач может не заметить возникших проблем из-за слабого освещения.

Недавно проведенные исследования показали, что большую пользу роженице оказывает персональная поддержка женщины, которая сама уже рожала. Таких жен­щин называют doulas (от греч. doulh) — букв. «работа», в переносном смысле — «опытная мать, которая помогает начинающим матерям»). Перед началом исследо­вания они проходили подготовку в течение трех недель в условиях больницы. Затем каждой роженице была назначена в помощь одна doula, которая все время находи­лась рядом с ней, поддерживала ее, поясняла течение процесса родов и по мере необходимости успокаивала и утешала. Роды с помощью doulas протекали быстрее обычного, реже возникала необходимость применять обезболивающие и стимули­рующие лекарства, делать кесарево сечение и накладывать щипцы (Bower, 1991).

Упражнение 6.3

Анита, находящаяся на первом месяце беременности, имеет несколько плохих привычек. Она выпивает за завтраком три чашки кофе и постоянно жует резинку. Она пользуется ненормативной лексикой, выкуривает минимум двадцать сигарет в день и после обеда почти непрерывно пьет колу. Примерно с пяти часов вечера она переходит на вино. Обычно она выпивает два или три стакана, а потом съедает весь­ма плотный ужин. Она очень хочет стать матерью и готова сделать все, что нужно для ребенка. Друзья сказали ей, что лучше всего рожать под общим наркозом. Она считает, что ей будет спокойнее, если она не будет ощущать боли.

Анита просит у вас совета. От каких плохих привычек ей следует отказаться? Согласны ли вы с мнением ее друзей по поводу общего наркоза?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Развитие человека — это непрерывный процесс, точкой отсчета которого яв­ляется момент зачатия. С рождения в человеческом организме начинают происхо­дить сложные физиологические, психические и эмоциональные изменения. Эти из­менения происходят непрерывно в течение всей жизни человека. На основании мно­голетних исследований и наблюдений психологи разделили человеческую жизнь на возрастные этапы и выделили основные изменения, которых можно ожидать на каж­дом из этих этапов. При рассмотрении изменений и адаптационных процессов, ха­рактерных для каждого из этапов, не забывайте о том, что переход от одного этапа к другому происходит не мгновенно, а постепенно. Если ребенку исполнилось три года, это не означает, что он лег спать младенцем, а проснулся перешедшим на этап раннего детства. Возрастные пределы каждого этапа являются усредненными. Ин­дивидуальные различия варьируют весьма значительно. Один человек может уже в шестнадцать лет вступить в период молодости, а другой и в двадцать четыре года все еще борется с подростковыми проблемами.

Возраст Возрастной этап
От рождения до 3-х лет Младенческий возраст
3-6 лет Раннее детство
6-12 лет Детство
12-18 лет Юношеский возраст
18-40 лет Молодость
40-65 лет Зрелый возраст
Более 65 лет Пожилой возраст

 

В России, как и в других странах принято делить жизнь согласно классифика­ции Эриксона (Erickson) на более короткие этапы.*

' Классификация Э. Эриксона: 0-1 мес — новорожденность; от 1 нес до 1 года — младенчество; 1-3 года — раннее детство; 3-5 лет — преддошкольныи возраст; 5-7 лет — дошкольный возраст; 6(7)-11(12) лет—младший школьный возраст; 11(12)-16(17) лет — подростковый возраст; 16(17)-19(20) лет — юношеский возраст; 19(20)-23(24) года — ранняя взрослость; 23(24)-30(31) года — средняя взрослость; 30(30-40(42) года — взрослость; 40(42)-50(56) лет — зрелость; 50(56)-68(72) года — пожилой возраст; >72 лет — старость. (Прим. науч. ред.)

 

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из перечис­ленных ниже утверждений.

1. ______ Женщины обладают материнским инстинктом, поэтому у них

есть врожденное умение заботиться о детях.

2. ______ Обычно рождение ребенка укрепляет слабые семьи.

3. ______ Единственный ребенок в семье часто бывает одиноким.

4. ______ Конкуренция между братьями и сестрами в семье называется «сиблинг-соперничеством».

5. ______ Будущему отцу лучше не присутствовать при родах.

6. ______ Авторитарные родители не предоставляют своим детям ника­кого выбора.

7. ______ В семьях, где детей воспитывают по принципу вседозволенности, родители обязательно объясняют причину ограничений.

8. ______ Во всех культурах используются демократичные методы вос­питания детей.

9. ______ Алкоголизм беременных женщин лишь в редких случаях сказывается на здоровье их будущих детей.

10. ______ Амниоцентез — это метод, позволяющий проводить диагнос­тику генетических отклонений до рождения ребенка.

11. ______ Роды с применением наркоза благоприятно влияют на здоровье новорожденных.

12. ______ Метод Ламазе — это настолько естественный метод родовспоможения, что для его применения не требуется подготовки.

13. ______ Возрастные этапы имеют четкие границы, и переход от одного этапа к другому происходит мгновенно.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Рождение первого ребенка часто приводит новоиспеченных родителей в шоко­вое состояние. Новорожденный ребенок мало похож на малышей с рекламных фо­тографий. Поскольку рекламистам известно, что новорожденные выглядят не слиш­ком привлекательно, они используют в качестве моделей детей в возрасте от шести месяцев до года. Первые две недели жизни ребенка называются неонатальным пе­риодом. Кожа новорожденных обычно бывает красного цвета, сморщенная и пятнистая, а голова имеет несоразмерно большую величину и иногда бывает деформиро­вана. Шея новорожденного полностью скрыта складками кожи. Тем не менее роди­тели, как правило, так переполнены радостью по поводу появления на свет своего отпрыска, что он кажется им красивым.

Неонатальный период: период жизни новорожденно­го ребенка от момента рож­дения до двух недель.

Обычно новорожденные спят в течение двух третей всего времени или примерно 16 часов в сутки. Проголодавшись, они просыпаются и кричат до тех пор, пока их не накормят. После кормления они в тече­ние нескольких минут активно бодрствуют, а потом опять засыпают и спят два или три часа, пока опять не проголодаются. Некоторые ново­рожденные засыпают с трудом и подолгу кричат. Их, как правило, можно успоко­ить, мягко укачивая, напевая тихим голосом или разговаривая успокаивающим то­ном. Некоторых новорожденных успокоить легко, а некоторых — очень трудно. Выбор наиболее эффективного метода успокаивания должен быть индивидуальным. Между новорожденными существуют значительные индивидуальные различия по степени возбудимости. К сожалению, многие родители боятся, что если они будут проявлять внимание к малышу, то избалуют его. На самом деле избаловать ново­рожденного невозможно. Его жизнь полностью зависит от окружающих взрослых. Чтобы успокоить его и помочь ему стать менее раздражительным, надо ласкать его и брать на руки. Несчастные новорожденные, к которым проявляют мало внимания, как правило, становятся более возбудимыми и беспокойными. Новорожденные по­ложительно реагируют на низкие частоты мужского голоса, поэтому отец может прекрасно справиться с ролью утешителя своего малыша.

Что умеют делать новорожденные? Имеются данные, свидетельствующие о том, что новорожденные узнают голоса своих матерей и научаются этому во время родов или еще до появления на свет. Новорожденные лучше всего видят предметы, находящиеся на расстоянии примерно 20 см, хотя у некоторых расстояние наилуч­шего зрения варьируется от 15 до 50 см. По некоторым данным (Pick& Pick, 1970), предметы, находящиеся вне этого диапазона, кажутся им размытыми.

Упражнение 6.4

Представьте себе, что вам поручили нянчить десятидневную малышку. Мать покормила ее и ушла. Малышка в течение пяти минут бодрствовала и двигала руч­ками и ножками. Затем она начала кричать и кричала все громче и громче. Опишите три способа, с помощью которых вы могли бы ее успокоить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...