Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Норма и отклонения от нее в развитии человека.




Норма и отклонения в психическом, физическом, интеллектуальном и моторном развитии ребенка. Понятие среднестатистической и функциональной нормы развития.

Общие и специфические закономерности психического развития: последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.

Условия нормального психического развития ребенка. Эмоциональный контакт с близкими людьми как условие полноценного развития ребенка. Психическое развитие и деятельность.

Аномальное развитие. Понятие аномальный ребенок. Особенности аномального развития. Первичные и вторичные дефекты развития.

Учение Л.С.Выготского о компенсации. Факторы риска недостаточности психофизического развития. Содержание основных параметров дизонтогенеза. Психологические параметры, влияющие на характер дизонтогенеза.

 

Комбинированные нарушения, причины их возникновения.

Понятие о комбинированных нарушениях. Основные группы детей с сочетанными нарушениями. Клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка с комбинированным нарушением. Общеобразовательная, трудовая подготовка детей с комбинированными нарушениями их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.

 

Девиантное (Отклоняющееся) поведение детей как психолого-педагогическая проблема.

Отклонения в поведении детей младшего школьного возраста. Причины и условия отклоняющегося поведения подростков. Акцентуации характера у младших школьников. Воспитательно- коррекционная работа с детьми, имеющими отклоняющее поведение. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.

Методы и педагогические приемы коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения.

 

Система социальных институтов для оказания коррекционно-педагогической и других видов специализированной помощи.

Государственные специальные образовательные учреждения для лиц с проблемами в развитии. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Направления деятельности центра: диагностическое; коррекционно-педагогическое; реабилитационное; учебно-воспитательной работы; консультативное; методическое; социально-психологическое; информационно-аналитическое.

Система комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями (реабилитационные службы, центры дневного пребывания, социальные гостиницы, общины и пр.)

 

 

Основная литература

1. Варенова А. Коррекционная педагогика. – М., 2007.

2. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов на Дону, 2004.

3. Основы коррекционной педагогики / Гонеева А.Д., Лифенцева Н.И. и др. – М., 2002.

 

Дополнительная литература

1. Коррекционная педагогика в начальном – образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2003.

2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.

3. Трофимова Н.М. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2005.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.

 

 

Модуль5. Социальная педагогика

Социальное воспитание как фактор социализации личности.

Соотношение социализации и воспитания в социальной педагогике. Понятие, сущность и этапы социализации личности. Факторы социального воспитания. Механизмы социализации.

 

Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых детей.

Формы проявления трудновоспитуемости (открыто-экстремистское, скрыто-экстремистское, открыто-агрессивное, саркастическое, скрытое - исподтишка, безразличное, формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя). Проблемы воспитания трудновоспитуемых детей.

 

Основная литература

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2006.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2001.

3. Социальная педагогика / Под ред. Никитина В.А. – М., 2000.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. Сластенина В.А. – М., 2000.

Дополнительная литература

1. Социальное воспитание в класс / Под ред. Мудрика А.В. – М., 2007.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

 

 

Модуль 6. Психология развития

Проблемы психического развития.

Основные категории психологии развития. Понятие возраста. Детерминанты развития. Влияние образования на развитие. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития. Взаимосвязь развития и деятельности, понятие ведущей деятельности. Созревание и развитие. Социокультурная детерминация в развитии.

 

Основная литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

Дополнительная литература

1. Возрастная и педагогическая психология. Текст. – М., 1992.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М., 1984.

 

Модуль 7. Социальная психология

Особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации.

Понятие социализации. Двусторонний процесс социализации. Особенности современной социализации. Детство как первичный период социализации. Стадии развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Механизмы социализации: семья, школа, производственная группа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...