Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единичное, особенное и общее.




МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Семестр 2015 – 2016 учебный год

 

Экзаменационные билеты

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

Для студентов 2 курса

Преподаватель: Севастьянов М.А.

____________________________________________________________________

БИЛЕТ №1

 

1. Философия, как разновидность мировоззрения. Общие понятия мировоззрения и его виды.

Мировозрение – совокупность взглядов человека на мир в целом и его место в этом мире, на отношение к окружающей среде и самому себе..: индивидуальное, общественное.

Обыденное (эмоции, настроения, опыт, навыки)

Теоретическое (философия, осознанный опыт, научно теоритические знания)

2. Прогностические функции философии. Аспекты предсказания и приближения будущего. Общие понятия о футурологии.

Основные понятия: мировоззрение, мироощущение, миропонимание, взгляды, убеждения, знания, идеалы, ценности, принципы, обыденное знание, теоретическое знание, миф, мифология, религия, чувственное, рациональное, философия, материализм, идеализм, бытие, методология, наука, структура, понятие, типология.

 

Мировоззрение – это совокупность взглядов (мнений, суждений) человека или социальной общности на мир в целом и его место в этом мире, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленных этими взглядами основные жизненные позиции людей, их верования, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познавательной и практической деятельности.

 

1.1 Виды мировоззрения:

Индивидуальное (личности);

 

Общественное, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции.

 

1.2 Структура мировоззрения

Знания:

 

О природных явлениях, процессах (естественнонаучных, физических, биологических, химических и т.д., математических).

 

Знания о социальной реальности (социологические, экономические, политико-правовые, экологические, нравственные и эстетические).

 

О способах, методах, приемах познания и преобразования как природной, так и социальной действительности.

 

Идеалы как конечная цель стремлений и деятельности, совершенство, образец.

 

Ценности – важность, нужность, значимость чего-либо в диапазоне от общечеловеческого до индивидуальных. Ценности подразделяются на материальные и духовные.

 

Убеждения – твердые взгляды (мнения, суждения) и верования – имеется в виду признание, убеждение в реальном существовании чего-либо сверхъестественного.

 

Принципы (исходные положения, правила), которыми человек руководствуется в своей познавательной и практической деятельности.

 

Футурология - это изучение истории будущего. История занимается рассмотрением причин и истоков нашей сегодняшней ситуации, а футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.

 

Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть - рассуждения о том, как "должно быть".

 

Зарождение футурологии связано с возникновением идеи государственного экономического и политического планирования, прежде всего, в Советском Союзе в 1920-е годы.

 

______________________________________________________________________

БИЛЕТ №2

 

1. Предмет философии и ее основные функции.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. 2 основных направления:1) философский материализм (Демокрит), и 2)философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. Но и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 

2. Философия истории. Основные подходы (формационные, цивилизационный, культурологический).

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе — общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их взаимосвязи.

Цевилизационный. История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

культурологический Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

______________________________________________________________________

БИЛЕТ № 3

 

1. Философия Древнего мира. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки.

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно:

· стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

· уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Это вытекало из следующих двух компонент:

1) понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса – духовного начала, мирового разума;

2) человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса),? возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

1) признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность.

2) познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

3) Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств – есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

1) Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.

Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны – это был процесс постепенного накопления разнообразных знаний. Объект изучения – природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также выработка все более сложных форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация – постепенное преодоление элементов мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные черты в их взаимосвязи определили подъем и расцвет древнегреческой культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой философии, как рефлексии над культурой.

2. Структура познания. Главные виды и функции практики.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

• гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент.

Функции практики — то, что она является:

• критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания.

БИЛЕТ № 4

 

1. Античная философия: общая характеристика.

Слово «философия», подобно всей западной цивилизации, пришло к нам из Древней Греции. Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

 

2. Общие понятия о теории познания (гносеологии), его вилы и основные принципы.

Гносеология – наука о познании (от греч. Gnosis – знание, учение). Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании чел-ка. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окр.мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чел-ка, т.е.самого себя.

Чувственное познание-поз-е чел-ом окр.мира с пом-ю органов чувств. Вз/д-я с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувств.познания). Ощущение – это отражение одного св-ва предмета с пом-ю одного из органов чувств. Восприятие – целостный образпредмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости.

Рациональное познание (основано на разуме) основывается на способности логич.мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение чел-ом существенных свойств и отношений вещей. Выделяются 2 уровня мышлениярассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувств.опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизир-ть факты. Основными формами, в к- развивается и осущ-ся мышление явл-ся понятия, суждения и умозаключения. Понятие –это такая форма мышления, в к-й отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение – форма мышления, в к-й отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их сущ-я. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение). Близким к рациональному явл-ся интуитивное познание, при к-м истина сама приходит к чел-ку на бессоз­нательном уровне.

 

БИЛЕТ № 5

 

1. Проблемы государства в произведениях Платона. Значение философии Платона.

План государственного устройства по Платону:

 

Все население государства (полиса) делится на три сословия: философы, воины, работники;

 

Работники (крестьяне, ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага;

 

Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

 

Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

 

Философы и воины не должны иметь частной собственности;

 

Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

 

Не существует брака, все жены и дети общие;

 

Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

2. Социальная экология. Влияние общества и техники на человека. Обратная связь.

последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема социальной экологии— охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("фило­софов жизни человека") — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

 

Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

 

• современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

 

• растет урбанизация - большинство людей в настоящее вре­мя проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень боль-

 

больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

 

• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного

 

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

 

Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселе­ния,которая в будущем будет становиться все актуальнее и акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

 

Данная проблема имеет несколько аспектов:

 

• рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

 

• при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической мас­се", "пороге" населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

 

• проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость — 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

 

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи­на, Беларусь и др.

 

Выделяются две главные причины данного явления:

 

• высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил (получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

 

• граждане государств, находящихся в процессе становления ре­форм, в силу бедности, социальной незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.

 

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

 

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

 

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

 

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

 

В этой связи интересен закон Мальтуса(Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

 

Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время

 

наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).

 

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

 

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "крити­ческий" порог может быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам.

 

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:

 

• сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, по­ощрения малодетных семей;

 

• искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

 

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

 

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

 

•прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

 

• заняться решением экологических проблем;

 

• уделять внимание социальной экологии - не превращать чело­века в заложника информационно-техногенного общества;

 

• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

 

• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

 

БИЛЕТ № 6

 

1. Философия Аристотеля. Проблемы души, человека, материи и государства в философии Аристотеля.

Философия Аристотеля

 

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Отец многих наук, таких как психология, логика, биология, эстетика и др.

 

Основные произведения Аристотеля: Физика, Метафизика, О Душе, Никомахова этика, Риторика, Политика, Поэтика, комплекс сочинений по логике под общим названием «Органон».

 

Философию Аристотель делил на три части:

 

Теоретическую философию (названную после его смерти метафизикой), изучающую общие проблемы бытия (первая философия) и его отдельных сфер, проблему происхождения всего сущего, наука о причинах и началах различных явлений.

 

Практическую философию – о деятельности человека, этике, политике, устройстве государства.

 

Поэтическую (творческую), связанную с различного вида «искусствами».

 

Проблема человека в философии Аристотеля:

 

Человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

 

Человек отличается от животных наличием мышления и разума;

 

Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

 

Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества.

 

 

Аристотель о государстве:

 

регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

 

Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

 

«дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия.

 

«хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития.

 

Наилучшей формой государства является полития, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

2. Природа и общество. Проблемы антропогенного влияния на природу и экологию.

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие "природа"имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию,антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

• истощение недр —

• загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

• уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

• вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

 

 

БИЛЕТ № 7

 

1. Теологическая философия средних веков. Общая характеристика.

Средневековой теологической философиейназывается веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Тео­логическая философия начала зарождаться еще в Римской им­перии в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

 

Наиболее яркими представителями средневековой теологиче­ской философии являлись: Август Блаженный (354 - 430), Фома Аквинский (1225 - 1274),

 

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

 

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей ре­альностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

 

• изучению самого по себе космоса, природы, явлений окру­жающего мира уделялось мало внимания, так как они счита­лись творением Бога;

 

• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказа­тельствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);

 

• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

 

• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бо­га, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

 

• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

 

• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

 

• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и челове­чества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

 

• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Средневековая теологическая философия отличалась замкну­тостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в про­шлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, дог­матизмом, назидательностью, учительством.

 

2. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творенияи догмат откровения.Согласно догмату творения:

 

•Бог сотворил окружающий мир из ничего;

 

• творение мира есть результат акта Божественной воли;

 

• мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

 

• природа не может творить сама себя;

 

• единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

 

• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

 

• подлинным бытием является только Бог;

 

• сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он втори­чен по отношению к Богу;

 

• поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

 

• нет четкой границы между Богом и Его творением.

 

3. Особое место в средневековой теологической философии за­нимает проблема добра и зла.

 

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

 

•окружающий мир всецело сотворен Богом;

 

• Бог является носителем и сосредоточением добра и справед­ливости;

 

• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

 

• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, вос­ставший против Бога;

 

• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

 

• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

 

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении мно­гих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

 

4. Средневековая теологическая философия (в отличие от ан­тичной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегрече­ские философы (например, Аристотель) считали единой сущно­стью — бытием, теологическая философия разделяет на:

 

• бытие (существование) - экзистенцию;

 

• сущность — эссенцию.

 

Экзистенция(бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

 

Эссенция(сущность) характеризует вещь:

 

• Что такое вещь?

 

• Какая вещь?

 

• Для чего она существует?

 

Античные философы видели сущность (признаки) и сущест­вование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность — бытие.

 

 

Согласно теоло

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...