Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ




Благодаря сформулированной уже в 1994 г. государственной «Наци­ональной стратегии информационного общества» Финляндия одной из первых в мире достигла высочайшего уровня технологического разви­тия, став уже в середине 1990-х гг. первой по числу подключений к Интернету и по числу мобильных телефонов на 1000 чел. Плоды этого рывка ощутимы и сейчас, хотя на фоне других стран Северной Европы, занимающих сегодня лидирующие позиции на глобальном уровне, Фин­ляндия выглядит достаточно скромно. В 2004 г. 63% финских домохо-зяйств имели персональные компьютеры, 49% были подключены к Ин­тернету. В конце 1990-х гг. Финляндия стала первой в мире по количеству пользователей Интернета на 1000 чел., что произошло благодаря подклю­чению к Сети всех финских студентов и школьников. Сегодня первую по­зицию в мировой телекоммуникационной табели о рангах страна уступила, но все-таки осталась в числе наиболее «интернетизированных» стран мира. К Интернету финны подключаются в основном из дома — 56% или с места учебы — 38%. Выйти в Сеть можно и с работы — все финские государ­ственные и частные предприятия имеют выход в интернет.

Как показывают результаты последних социологических исследова­ний, финны активно используют Интернет: им пользуются 73% населе­ния, в том числе 63% — регулярно, 46% — ежедневно. В большинстве случаев использование Интернета имеет многоцелевой характер. Самые популярные среди финнов виды деятельности в Сети — информацион­ный поиск, онлайновые услуги (100% пользователей), коммуникация (87%), покупки и электронный банкинг (84%). Больше всего через Ин-тернет финны покупают книги, газеты, журналы (14%), одежду, спортив­ные товары, путешествия (12%), билеты в театр, кино, на концерты (10%).

Еще одна сфера, в которой Финляндия очень рано добилась мирового первенства, — мобильная телефония. Ее прогресс неразрывно связан с концерном Nokia, который за последнее десятилетие превратился в круп­нейшего глобального производителя мобильных телефонов. В 2005 г. аме­риканский еженедельник Business Week поставил концерн на 6-е место в списке самых дорогих мировых брендов — после 5 ведущих концернов США. Стоимость бренда Nokia оценивалась в 2005 г. в 26,5 млрд долл. США.

Nokia произвела революцию в финской экономике в конце 1990-х гг,| когда сделала ставку на массовое производство мобильных телефонов, только начинавших освоение массового рынка. Причины, по которым компания, традиционно производившая резиновые изделия и телевизо­ры, переключилась на рискованный инновационный сектор, имели чи-! сто геополитическое происхождение. Еще в 1970-х гг. СССР предложил Nokia заказ на производство беспроводных телефонных станций для от­даленных районов Крайнего Севера. Несмотря на определенное нежела­ние руководства компании разрабатывать новую сферу, руководство со­ветской нефтегазовой отрасли выделило столь значительные средства на данный проект, что Nokia не смогла отказаться. В кризисные для фин­ской экономики первые постсоветские годы именно подразделение мо­бильной телефонии не только спасло жизнь компании, но и способство­вало выходу из кризиса всей финской экономики. Очевидно, что во второй половине 1990-х гг. ставка финского правительства на Nokia, создание для компании благоприятных условий деятельности, поддержка ее стра­тегии превращения в транснационального гиганта была рискованной. Однако конъюнктура мирового рынка пошла на пользу Финляндии. Объем экспорта стал расти с начала 1999 г., и этот рост продолжается до насто­ящего времени (2005).

Успех Nokia вдохновил множество средних и малых компаний но­вой экономики, которые выросли на волне экономического бума конца 1990-х — начала 2000-х гг. Это превратило финский телекоммуникаци­онный сектор в один из передовых в стране. Финляндия стала первой страной, в которой число мобильных телефонов превысило число ста­ционарных телефонов (1999). В настоящее время на 1000 чел. приходит­ся 955 мобильных телефонов. В 2004 г. финны отправили 2 193 498 млрд SMS и 7386 млрд MMS.

Развитие цифрового телевидения в стране связано с созданием на­земной трансляционной сети, первая очередь которой была уже готова в 2001 г. Тогда же предполагалось выдать 4 лицензии на вешание, но пер­воначально была выдана только одна — для трансляции каналов Yle, MTV3, Nelonen в цифровом формате. Основная проблема, стоящая перед циф­ровым телевидением, — отсутствие цифровых телевизоров в подавляю­щем большинстве финских домов.

Кабельное телевидение в Финляндии развито хуже, чем в других странах Северной Европы, его программы ограничиваются трансляцией эфирных финских каналов и общеевропейских спутниковых программ.

Онлайновые СМИ

На волне роста Интернета и мобильной телефо­нии произошел ряд слияний в сфере телекоммуникаций, и сегодня круп­нейший общенациональный телекоммуникационный оператор TeliaSonera (оборот 21 270 млн евро) превратился в третью по величине финскую компанию после Nokia и крупнейшего в Скандинавии финско-шведско-го банка Nordea. TeliaSonera — крупнейший поставщик онлайновых ус-дуг и информации для широкополосных линий связи. В списке провай­деров доступа, предоставляющих среди прочего информационные услуги, — и другие телекоммуникационные операторы: Eiisa, F'tnnet, Saunalahti. Большую роль в предоставлении информации в Интернет играет финское государство. Все органы власти и государственные струк­туры имеют сайты.

Финские СМИ представлены в Интернете весьма широко: 2/з фин­ских ежедневных газет и ИД местных неежедневных имеют онлайновые версии. Главная экономическая проблема для них — брать или не брать деньги за доступ, поскольку рекламы для интернет-версий все еще недо­статочно. Большая часть региональных и местных газет пока предлагают свое содержание в Интернете бесплатно, однако Helsingin sanomat, Aamulehti, вечерние газеты ограничивают доступ к своим онлайновым версиям: полностью ими могут пользоваться только подписчики бумаж­ного варианта, а неподписчикам доступны только краткие новости, на­поминающие, скорее, рекламу. Во многих газетных компаниях созданы подразделения, готовящие контент для мобильных телефонов.

Не менее активны в Интернете и журналы: около 200 печатных из­даний имеют свои онлайновые версии, причем основная часть — это специализированные издания: или компьютерные, или торговые, или де­ловые журналы. Они предлагают не только доступ к содержанию, но и множество интерактивных услуг. Правда, как и газеты, они часто ограничи­вают доступ к своим интернет-версиям только кругом подписчиков бу­мажных версий.

 

 

ФРАНЦИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Французская Республика — одно из крупнейших государств Запад­ной Европы. Общая площадь — 551 тыс. км2. Столица — Париж. Насе­ление — 62 177 тыс. чел., из которых 5600 тыс. составляют эмигранты в основном североафриканского происхождения.

В административно-территориальном отношении страна разделена на 96 департаментов (форма территориального деления, принятая еще при Наполеоне I). Государственный язык — французский. Денежная единица — евро.

Государственный строй Франции — президентская республика. Гла­ва государства и исполнительной власти — президент, избираемый сро­ком на пять лет. Глава правительства назначается президентом по итогам парламентских выборов. Исторически Франция формировалась как уни­тарное государство.

ВВП Франции составляет 1917,94 млрд долл. Этот показатель за 2004 г. вырос на 2,3% после 2003 г., когда эта цифра в результате общеевропей­ского экономического кризиса упала до самого низкого за 20 лет значе­ния. Уровень жизни во Франции — один из самых высоких в мире. ВВП на душу населения составляет 33 703 долл.

Франция — страна классического римского права. Главный закон — Конституция Пятой Республики. Основными регулирующими органами являются двухпалатный парламент (орган законодательной власти), Конституционный Совет (выполняет функции российского Конституционного суда) и суды.

Законодательство о СМИ

Сфера СМИ регламентируется законом о печати 1881 г., действие которого в XX в. было расширено в том числе на аудиовизуальные СМИ и Интернет. Деятельность аудиовизуальных СМИ регламентируется за­конами 1982 и 1986 гг. Главным регулирующим органом для этого вида СМИ является Высший совет по аудиовизуальным СМИ, который осу­ществляет управление общественным телерадиовещанием, следит за со­блюдением норм морали и нравственности и гарантирует плюрализм в СМИ на выборах.

 

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

Общий оборот внутреннего медиарынка составляет 53,9 млрд долл. и в среднем прирастает на 2—3 млрд евро ежегодно. По своему объему в Европе он уступает только Германии и Великобритании.

Рынок расходов на коммуникацию — рекламу, директ-маркетинг, связи с общественностью — растет вместе с ВВП и составляет около 2% от показателей последнего (41,42 млрд долл.). При этом за последние 15 лет объем этого рынка вырос в 2,5 раза.

В качестве наиболее эффективных средств продвижения выступает как реклама в СМИ, на которую приходится лишь 14 473,8 млрд долл. вложений (34,5% всего рынка продвижения, объем доходов СМИ от рекламы, включая наружную, составляет 13,07 млрд долл.), так и ди­рект-маркетинг — 13,38 млрд долл. (32,2% от всего рынка продвиже­ния). Франция — традиционная газетная страна, реклама в прессе здесь формирует значительный сегмент рекламного рынка. Объем затрат на печатную рекламу составляет 5,835 млрд долл. — 14,1% от всех затрат на продвижение, или 40,31% от затрат на рекламу в СМИ. Объем доходов прессы от рекламы равен 6,234 млрд долл. В последние годы растет объем телевизионной рекламы, затраты на которую достигают 5,31 млрд долл. — 12,8% от всего рекламного рынка, или 36,7% от рынка медиарекламы. Объем рекламных доходов телевидения — 4,267 млрд долл. Доля рынка печатной прессы сокращается, но довольно низкими темпами.

 

Структура рынка коммуникаций

СМИ Объем, млн долл. Динамика, 2004/2003, % Доля рынка в 2004, %
Пресса 5 858,91 2,1 14,1
Телевидение 5 318,73 6,5 12,8
Наружная реклама 1 869,86 2,6 4,5
Радио 1 288,13 5,5 3,1
Кино 124,65 2,5 0,3
Всего 14 460,3   34,8

 

Продолжение
Сектор Объем, млн долл, Динамика, 2004/2003, % Доля рынка в 2004, %
Другие рекламоносители
Справочники 1 454,34 6,5 3,5
ДиреКТ-маркетинг 13 379,93 4,1 32,2
Продвижение 6 399,1 1,5 15,4
Салоны и выставки 1 828,31 2,5 4,4
Спонсорство 1 080,36   2,6
Меценатство 457,07   1.1
Связи с общественностью 2 243,84 0,7 5,4
Интернет-реклама 249,31   0,6
Всего 27 092,29 3,4 65,2
Итого 41 552,6 3,6  

 

 

Структура рекламного рынка в СМИ  
СМИ Доходы, млн долл. Динамика, 2004/2003, % Доля рынка в 2004, %
Пресса 6 238,82 2,4 47,7
Телевидение 4 263,85 6,5 32,6
Радио 1 046,34 5,5  
Наружная реклама 1 438,72 2,6  
Кино 91,55 2,6 0,7
Всего СМИ (без наружной рекламы и кино) 11 549,03   88,3
Всего 13 079,3    

 

Французский рекламный рынок является одним из самых слабых среди развитых стран. Средний рекламный бюджет на одного жителя равен здесь 227,7 долл. Для сравнения, этот показатель в Германии равен 232,1 долл., в Великобритании — 321,3 долл., а в США — 553 долл.

 

Ведущие рекламодатели (2004)
Рекламодатель Сфера деятельности Инвестиции, млн долл.
France Telecom Телекоммуникации  
Renault Автомобилестроение  
Nestle France Пищевая промышленность  
Carrefour Дистрибуция  
Universal Music Звукозапись  
Citroen Автомобилестроение  
Peugeot Автомобилестроение  
Leclerc Дистрибуция  
SFR Мобильная связь  
Procter & Gamble Производство косметики и чистящих средств  

 

Основные особенности французского медиарынка:

♦ широкое присутствие немедийного капитала (т.е. чаще всего ме-диаконцерны объединены с крупными индустриальными компаниями, банками и т.д.);

♦ низкий уровень глобализации рынка (т.е. незначительная степень проникновения французских медиакомпаний на зарубежные рынки и наличия глобальных медиакомпаний французского происхождения, в то же время — относительно малое количество глобальных игроков на фран­цузском медиарынке);

♦ значительная роль государства в регулировании медиарынка (осо­бенно в аудиовизуальном секторе).

Концерны

Основные крупные диверсифицированные собственники медиаин-дустрии изначально не имели отношения к этой отрасли. Обороты и результаты деятельности этих компаний некорректно сравнивать в абсо­лютных величинах, так как большинство из них больше половины своих доходов получают не от сферы масс-медиа. Для некоторых из них (напри­мер, компании Bouygues) СМИ представляют маргинальный рыночный сегмент. Однако сопоставляя их медиаактивы, мы ориентируемся в пер­вую очередь на такой показатель, как объем доходов от продуктов медиа. Крупнейшие французские концерны Vivendi Universal, Lagardere, Bouygues, Dassault.

Vivendi Universal — одна из первых французских действительно гло­бальных медиакомпаний переживает в настоящее время не лучшие време­на. Она была вынуждена вследствие провальной инвестиционной и долго­вой политики избавиться от части своей собственности. Изначально компания занималась водопроводным бизнесом, однако в середине 1990-х гг. стала активно выходить на рынок кабельного ТВ. Успешно завладев рек­ламным агентством Havas, а через него платным телевизионным каналом Canal+, компания в 2000 г. объединилась с американской Siagram — вла­дельцем кинокомпании Universal Pictures и звукозаписывающим гигантом Universal Music. Сейчас основные медиаактивы группы сосредоточены в сфере платного телевидения и мобильных телекоммуникаций: ей принадлежит крупный пакет акций французского оператора мобильной связи SFR и национального оператора Марокко Maroc Telecom. Оборот от медиабизнеса в настоящее время достигает 12,05 млрд долл. в год.

Основные медиактивы:

♦ Группа Canal+, в которую входит платный телевизионный канал Canal+ и его тематические приложения, имеющие филиалы во многих европейских странах, хотя некоторые из этих филиалов уже проданы национальным компаниям, киностудия Studio Canal, спутниковый пакет Canal Satellite, оператор кабельного ТВ Numericable. Этот сегмент бизне­са приносит VU 4,64 млрд долл. дохода в год.

♦ Universal Music Groupe — одна из 5 самых крупных звукозаписыва­ющих компаний в мире с годовым доходом 6,474 млрд долл.

♦ Vivendi Universal Games — компания по производству компьютер­ных игр, владеющая такими брендами, как Blizzard и Sierra.

Lagardere. Крупнейший в мире диверсифицированный индустриаль­ный холдинг, в активы которого входят авиапромышленная компания, компании, производящие военное оборудование для самолетов, косми­ческой отрасли, электронные системы безопасности и обороны, систе­мы связи и телекоммуникаций (благодаря покупке компании Maird). Доход от медиаактивов холдинга составляет 11,143 млрд долл. в год.

Основные медиаактивы концерна сосредоточены в секторах:

♦ книгоиздательства — компания занимает 5-е место в мире и вла­деет такими крупными издательствами, как Hachette, Grasset, Fayard, Stock, Lattes, Calmann Levy, Le Livre de Poche, Larousse;

♦ журналов — Lagardere принадлежит самый крупный в мире изда­тель журнальной периодики — группа Hachette Filipacchi Medias, выпус­кающая 263 издания в 39 странах мира с разовым тиражом 1 млрд экз. и более 130 тыс. страниц рекламы и доходом 2,8 млрд долл. Самые извест­ные издания — Elle, Tele-7 jours, Paris Match, Marie Claire;

♦ распространения — Hachette Distribution Service — компания, зани­мающаяся распространением медиапродуктов (включая книги) и владе­ющая книжными магазинами, бутиками по продаже прессы;

♦ радио — радиостанции Europe 1, Europe 2, RFM;

♦ ТВ — тематические телеканалы МСМ, Canal J, Match ТУи Mezzo;

♦ спутникового ТВ — владеет 34% акций французского спутниково­го пакета Canal Sate/lite.

Bouygues. Основной бизнес компании был далек от коммуникаций и новых информационных технологий. Главным направлением его деятель­ности было строительство (в том числе дорожное) и коммерциализация недвижимости. Однако в 1990-х гг. компания приобрела контрольный пакет самой крупной французской телекомпании TF-1, которая в те времена подлежала приватизации, а также вышла на телекоммуникационный ры­нок, став владельцем третьего во Франции оператора мобильной связи Bouygues Telecom, оборот которого в настоящее время достигает 4,764 млрд долл. Общий оборот медиаактивов концерна — 3,676 млрд долл.

Основные медиаактивы концерна объединены в TF-1 Groupe, куда входят:

♦ метровый телеканал TF-1 — лидер французского коммерческого телевещания со среднегодовой долей аудитории 32% и долей рекламного телевизионного рынка 54,8%. Канал обеспечивает более 70% всего обо­рота медиагруппы TF-1;

♦ телеканал LCI — единственный французский полностью инфор­мационный телеканал;

♦ крупные доли в более чем 23 тематических телеканалах с общим обо­ротом 140,17 млн долл., в частности в La Chaine Histoire, Odissee, UshuaYa TV;

♦ производственные аудиовизуальные компании с общим оборотом около 5,186 млн долл.

Dassault. Группа названа по имени директора Serge Dassault. Своим профильным бизнесом она всегда считала военное машиностроение: про­изводство оборудования, военных самолетов и т.д. Ее интересы в сфере масс-медиа ограничиваются исключительно газетно-журнальным бизнесом и представлены компанией Socpresse с общим оборотом 1,88 млрд долл. Socpresse — это все, что осталось от некогда мощной контролирующей более 40% региональной прессы Франции группы Robert Hersant, До недавнего времени Dassault принадлежало лишь 25% акций Socpresse, однако в 2004 г. концерн полностью поглотил компанию, став одним из крупнейших французских диверсифицированных собственников.

Основные медиаактивы:

♦ холдинг Le Figaro, издающий вторую по тиражу во Франции каче­ственную газету Le Figaro и ее приложения (Le Figaro Magazine, Le Figaro Madame и т.д.);

♦ участие в Loire Ocean Communication, издающей Le Maine libere, Presse Ocean, Courrier de I 'Ouest;

♦ участие в Groupe Rossel (Бельгия), издающей бельгийские газеты Soire, La voix du Nord и Nord Eclair;

♦ холдинг Delaroche Pole Sud-Ouest, издающий крупнейшие регио­нальные газеты юго-востока страны: Le Progres, Le Douphine L'tbere, Le Bien Public;

• региональное телевидение — TV Nantes Atlantique,

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

В целом французский рынок периодики находится в состоянии мед­ленного роста после кризисного 2002/2003 г. В настоящий момент общий оборот этого рынка достигает 14,265 млрд долл. Рост на 1,5% в год связан с ростом рекламных доходов (3,6% за 2004 г.), при этом доходы от рознич­ной продажи и подписки остаются неизменными. Тем не менее реклама пока приносит прессе меньше доходов (42,7% доходов - 6,098 млрд долл.), чем подписка и розница (всего 57,3% — 8,167 млрд долл.). Доля подписки в продажах постоянно растет, однако в настоящее время преобладает роз­ничная продажа (62,04% всех доходов от продаж приносит розничная про­дажа номеров, в то время как подписка — оставшиеся 37,96%). Совокуп­ный тираж французской прессы неуклонно сокращается во всех категориях (особенно общенациональная пресса), в настоящий момент он составляет 4,75 млрд экз. в год. Всего этот рынок насчитывает 3936 изданий.

Структура рынка периодики (2004)

 

Пресса Объем рынка Индиви­дуаль­ные продажи Подпис­ка Всего прода­жи Ком­мерче­ская реклама Руб-ричная эеклама Всего рекла­ма
Национальная общественно-политическая 1,994 0,746 0,474 1,22 0,664 0,11 0,774
Региональная общественно-политическая 4,165 1,574 0,773 2,347 1,194 0,624 1,818
Бесплатная информационная 0,637            
Специализиро­ванная массовая 5,563 2,686 1,194 3,88 1,546 0,137 1,683
Специализиро­ванная техни­ческая и про­фессиональная 1,451 0,054 0,664 0,718 0,569 0,164 0,733
Всего 14,265 5,067 3,1 8,167 4,9 1,198 6,098

 

Газеты

Можно выделить две основные особенности французского газетно­го рынка: 1) большая доходность и более высокие тиражи региональной прессы по сравнению с центральной; 2) преобладание интереса читате­лей к журнальной периодике и, как следствие, высокая доходность этого рынка.

Исторически центральная пресса во Франции была довольно-таки узким сегментом, а ее аудитория достаточно немногочисленной для того, чтобы считать этот сектор высокодоходным. В настоящее время общий объем рынка общенациональной общественно-политической прессы, включая ежедневную и еженедельную, составляет 1,994 млрд долл. (ме­нее 14% всего объема рынка) — всего 74 издания, 10 из которых — газе­ты. При этом доля ежедневной прессы преобладает (объем 1,214 млрд долл.) над еженедельной незначительно — около 61%.

Напротив, объем рынка региональной прессы более чем в 2 раза превышает рынок национальной периодики и составляет 4,165 млрд долл. со значительным перевесом в сторону ежедневной прессы (3,717 млрд долл. — около 90%). Всего на рынке насчитывается 459 изданий этого типа, из которых 96 — газеты.

Специализированная массовая пресса (в основном журнальная пе­риодика) — самая популярная и имеет наибольший объем рынка, кото­рый составляет 5,563 млрд долл. (всего 1526 изданий). При этом она собирает меньше всего рекламы — чуть больше 30% доходов. Остальное приходится на продажи, причем в первую очередь продажи номеров. Надо заметить, что высокий спрос на журнальную периодику в целом снижает такой показатель, как количество ежедневных газет на 1000 чел., кото­рый составляет всего 143 (для сравнения — в Германии 291, а в Финлян­дии 445).

Наконец, на фоне стагнирующего либо медленно растущего рынка информационных изданий необходимо отметить чрезвычайно высокие темпы роста рынка бесплатных. Хотя этот рынок занимает весьма не­значительное место в общем обороте периодической прессы (объем — всего 637 млн долл.), за 2004 г. он вырос на 76%.

Особенность рекламного рынка периодической печати в стране — чрезвычайно низкий уровень доходов от рубричной рекламы. К приме­ру, если в США уровень поступлений от этого вида рекламы достигает около 40% всех рекламных доходов, то во Франции он не превышает 20%. Самый низкий уровень доходов от «классифайда» наблюдается в общенациональной общественно-политической прессе — всего 1.4% от всех рекламных доходов. Напротив, самый высокий — в региональной прессе (34,3% всех рекламных поступлений).

Основные газетные издания во Франции — это:

Quest France — крупнейшая по тиражу (783 017 экз.) ежедневная региональная газета, издающаяся на всем западном побережье от Ла-Манша до границы с Испанией:

Le Parisien-Aujourd'hui en France — крупная массовая парижская га­зета (508 345 экз.);

Le Monde — одна из крупнейших качественных общенациональных

газет (380 592 экз.);

Le Figaro — одна из крупнейших качественных общенациональных газет (346 507 экз.);

Le Sud-Ouest — самая крупная региональная ежедневная газета (325 700 экз.).

 

Крупнейшие газетные издатели

Компания Оборот, млн долл.
Dassault 1 789,00
Le Monde 839,18
France Antilles-Comareg 762,67
Amaury 681,22
Bayard Presse 527,33

 

Самым крупным по обороту газетным собственником является в настоящее время Groupe Dassault, в основном за счет владения ежеднев­ной общенациональной Le Figaro.

Le Monde— крупная газетно-журнальная группа, сформировавшая­ся вокруг общенациональной качественной газеты. В нее помимо обще­национальной газеты с тиражом 389 тыс. экз. входят еженедельники Telerama (телевизионный), Counter International (международная жизнь), Le Monde Diplomatiaue (международная жизнь) и региональные газеты Midi Libre, L'Independant.

France Antilles-Comareg — вторая часть бизнеса некогда влиятельного французского магната Robert Hersant (первая часть, группа Socpresse в 2004 г. была продана Dassault с оборотом 762,67 млн долл.). Компания владеет 10 газетами, издающимися в заморских департаментах Франции (в Полинезии и на Антильских островах). Кроме того, ей принадлежит около 10 изданий в метрополии, в основном в Нормандии и Шампани.

Amaury -— группа Philippe Amaury (на 25% принадлежащая Hachette Filipacchi Media). Владеет региональной Le Parisien и общенациональной Aujourd'hui en France, которые вместе приносят 209 млн долл. Кроме того, ей принадлежит общенациональная спортивная газета L'Ecuipe. Группа владеет правами на проведение знаменитой велогонки Tour de France.

Bayard Presse — группа, владеющая крупной общенациональной религиозной газетой La Croix и газетой Le Notre Temps, а также контро­лирующая рынок молодежной и религиозной периодики в стране.

Журналы

Французский рынок журнальной периодики является самым высоко­доходным. Разовый тираж составляет 2,1 млрд экз. На рынке действует 4104 издания, из которых 2904 — издания для потребителей (consumer) и 1200 — издания для бизнеса (В2В). На рынке журналов общего интереса реклама приносит лишь 32,1% доходов издателям, остальные 67,9% приходятся на продажи (из которых подавляющее большинство приходится на ритейл, т.е. индивидуальную продажу номеров). На рынке В2В доходы между рекламой и продажами номеров распределяются более менее равномерно (53% про­тив 47% соответственно), но 96% продаж приходится на подписку.

Самыми крупными журнальными издателями являются:

Hachette Filipacchi Media — подразделение концерна Lagardere. На издания этого концерна, разовый тираж которых составляет 636 млн экз., приходится 21% рынка рекламы.

Socpresse — подразделение концерна Dassault. На издания Socpresse приходится 17% рынка периодики. Они имеют разовый тираж 342 млн экз. с долей рекламного рынка 12%.

ЕМАР France — филиал британской группы East Midland Allied Press. Издания ЕМАР France (ЭМАП Франс) выходят разовым тиражом 241 млн экз.

Prisma Presse — группа принадлежит немецкому концерну Bertelsmann. Ее издания выходят разовым тиражом 261 млн экз. с долей рекламного рынка 11%.

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ

Телевидение

Французское телевещание стало значительно разнообразнее в пос­ледние 15 лет в связи с разрушением государственной монополии на эфирное вещание. Она была ликвидирована законами 1981, 1982 и 1986 гг. Так, наряду с 7-метровыми телеканалами, включая общественные France 2 и France 3, на сегодняшний момент в стране вешают 200 тематических ка­налов, в то время как в 1980 г. существовало всего три метровых.

Несмотря на расширение предложения программ, необходимо кон­статировать, что основная масса аудитории пока еще у метровых каналов (89% телеаудитории). Аудитория распределяется следующим обра­зом между частными и общественными вещателями:

♦ 42,3% аудитории приходится на общественные телеканалы — 20,9% на France 2, 16,6% на France 3 и 4,8% на 5-ю кнопку, которую делят между собой общественные каналы АКТЕ и TV-5;

♦ 46,8% аудитории приходится на частных вещателей — 32,3% на TF-1, 11,5% на Мб и 3,1% на Canal+.

Общественное телевидение. Общественное телевещание во Франции базируется на остатках государственной монополии, и изначально слово «общественное» во Франции приравнивалось к слову «государственный», если речь шла о телевидении. Однако принцип управления обществен­ным телевидением и его финансирования в целом схоже традиционным для западных стран (таких, как Великобритания и Германия). Директо­ров общественных каналов телевидения и радио назначает специальный орган — Высший совет по аудиовизуальным СМИ. Эта структура явля­ется выборной, в ней 12 членов: двоих назначает президент, двоих — правительство, двоих — нижняя палата парламента Национальное со­брание и двоих — Сенат. Система финансирования общественного теле­видения в стране смешанная, т.е. общественное телевидение финанси­руется частично за счет абонентской платы, частично — за счет рекламы. Доля рекламы при этом значительно ниже доли, получаемой от абонент­ской платы, и составляет 23%. В целом для общественных телеканалов действует серьезная система ограничений на рекламу, что сокращает их потенциальную возможность привлекать большие объемы рекламы.

Вместе с тем объемы собираемых от абонентской платы средств значительно ниже, чем у общественного ТВ Великобритании или Герма­нии. В настоящий момент общие доходы каналов от абонентской платы составляют 2,492 млрд долл., что более чем в два раза ниже, чем ресурсы каналов в Германии. Это обусловлено тем, что во Франции один из са­мых низких в Европе уровень абонентской платы (143 долл. в год против 238,3 долл. в Германии и 222 долл. в Великобритании) и существует ог­ромное количество льготников, освобожденных от уплаты. Низкий уро­вень поступлений от абонентской платы вкупе с ограничениями на рек­ламу приводит к хроническому недофинансированию французского общественного телевещания, а это в значительной степени препятствует развитию наземного цифрового вещания и открытию тематических ка­налов общественными вещателями.

Абонентская плата финансирует, помимо телевидения, обществен­ное радиовешание и ряд институтов, связанных с аудиовизуальным сек­тором. Французское общественное телерадиовещание состоит из следу­ющих подразделений:

♦ Groupe France Televisions, куда входит общественный общенацио­нальный канал France2'и канал регионального программирования France3, образовательный и публицистический канал France 5, а также радио­станция Radio France Outre-Мег, вещающая во французских заморских департаментах;

♦ совместный франко-немецкий телеканал ARTE, специализиру­ющийся на культурных и публицистических передачах;

♦ международная радиостанция Radio France Internationale, вещаю­щая во всем мире на нескольких десятках языков;

♦ холдинг Radio France, куда входят общественно-политическая ра­диостанция France Inter, информационная France Info, сеть региональ­ных радиостанций France Bleue, музыкальная France Musique и культур­ная France Culture;

♦ Institut National de I'Audiovisuel (Национальный аудиовизуальный институт), основной миссией которого является исследовательская и архивная деятельность в сфере телерадиовещания.

 

Распределение абонентской платы

Организация Функциони­рование, млн долл. Оборудо­вание, млн долл. Всего, млн долл.
Institut National de I'Audiovisuel 98,7 100,77
ARTE 158,73 109,9 274,28
Radio France Internationale 72,87   74,41
Radio France 650,90 3,08 667,71
France Televisions 2 416,75   2 467,50
Всего 3 397,95 112,98 3 584,69

 

Коммерческое телевидение. Коммерческое телевешание представлено во Франции двумя общедоступными метровыми телеканалами — TF-1 и Мб и одним платным метровым — Canal+. Самым успешным является канал TF-I — некогда первый телевизионный канал, приватизирован­ный в ходе ликвидации государственной монополии, принадлежащий сегодня строительному концерну Bouygues. Его среднегодовая доля со­ставляет 32%, и он один забирает 54,8% всего рынка телевизионной рек­ламы. Реклама приносит группе TF-12,\7 млрд долл. в год, еще 1,628 млрд долл. выручаются от продажи контента и платных видов вешания. Всего оборот группы равен почти 3,79 млрд долл.

Мб — второй коммерческий телеканал во Франции со среднегодо­вой долей 12,5% и долей рекламного рынка 22,1%, принадлежит немецкой группе RTL Group, входящей в глобальный концерн Bertelsmann. Оборот Мб составляет 1,614 млрд долл., из которых 812,51 млн долл. (чуть менее 50%) составляют доходы от рекламы, остальное приносят платные виды контента.

Canal+ является крупнейшим в Европе платным телевизионным каналом, распространяющимся по радиорелейным линиям на основе концессии, выданной государством. Canal+ принадлежит концерну Vivendi Universal и имеет весьма специфический статус, так как является плат­ным лишь в определенные часы (в основном в прайм-тайм, когда в сетке вещания стоят фильмы или спортивные состязания). Впрочем, для под­писчиков канала становится доступным целый пакет каналов (кино и спортивный каналы, которые являются полностью платными). У канала насчитывается во Франции 4,95 млн подписчиков. Консолидированный оборот группы Cana!+ составляет 4,857 млрд долл., из которых 1,953 млрд долл. — оборот платного телевизионного канала. 93% доходов приходит­ся на подписку, 5,8% на рекламу.

Кабельное и спутниковое ТВ. Ситуация на рынке кабельного и спут­никового телевизионного вещания свидетельствует о значительном от­ставании этих сегментов от других развитых стран Европы. Общий обо­рот телевизионного рынка Франции составляет 9,525 млрд долл., из которых лишь 1,211 млрд долл. приходится на спутниковые и кабельные телевизи­онные каналы. Вместе с тем скорость роста этого рынка в 2,5 раза превы­шает скорость роста рынка традиционных метровых каналов. Лишь 13% доходов кабельных и спутниковых каналов приходится на рекламу, ос­тальное — на доходы от подписки.

В самой сложной ситуации находится кабельное телевидение, у которого в настоящий момент всего 2,4 млн подписчиков. Это во мно­гом связано с провалом так называемого Plane Cable, амбициозного про­екта середины 1980-х гг., поддержанного правительством и направлен­ного на массовое развитие региональных кабельных телесетей. Однако непродуманная протекционистская политика, опиравшаяся на инициа­тиву местных властей, монопольное положение национального телеком­муникационного оператора France Telecom и другие проблемы привели к тому, что темпы роста количества абонентов в десятки раз отставали от запланированных. В настоящий момент общий рынок кабельного ТВ делят между собой 4 крупных оператора связи: France Telecom Cable (groupe France Telecom, Numericable (groupe Canal+ Vivendi), Noos (бывш. Lyonnaise Cable) и UPC France (филиал американской Liberty Media).

В сегменте спутникового ТВ ситуация значительно лучше. Насчи­тывается 3,5 млн подписчиков на этот вид телевидения, который во Франции представлен лишь двумя операторами: Canal Satellite, принад­лежащий группе Canal+/ Vivendi Universal, и Television par Satellite, при­надлежащий TF-1, с миноритарным пакетом Мб.

 

Распределение абонентов кабельного ТВ по операторам (%)

10,1

23,6

22,5

■ France Telecom Cable

ЕЗ Noos

В UPC France

D Numericable

В Другие

13,2

30,6

 

Всего по состоянию на конец 2004 г. во Франции насчитывалось 104 тематических телевизионных канала. По жанрам тематических каналов на первом месте находятся киноканалы (19 каналов), затем молодежные (14), документальные (12) и музыкальные (11). Самыми доходными яв­ляются, соответственно, киноканалы (объем рынка — 236,37 млн долл.), спортивные (157,4 млн долл.), молодежные (146,81 млн долл.) и каналы сериалов (112,487 долл.). г/з всех тематических каналов принадлежат ди­версифицированным группам, действующим на аудиовизуальном рынке (Мб, TF-1, Lagardere, Vivend Universal).

Объем рынка телевизионной рекламы составляет около 3,93 млрд долл. Рынок контролируется структурами, аффилированными с произ­водителями контента, — TF-1 Publicite, Lagardere Active Publicite, Cana/+, France Television Publicite. Долгое время телевизионный сектор страдал от наличия большого количества ограничений рекламного рынка. Была запрещена реклама печатных изданий в телевизионном эфире (в целях защиты мелких издателей), реклама сектора дистрибуции (в целях защиты мелких продавцов и фермеров) и реклама литературных произведе­ний и книг.

 

Распределение абонентов спутникового ТВ по операторам (%)

64,1

35,9

■ Televison par Satellite

D Canal Satellite

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...